Духовно-нравственное воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью на основе православных духовных ценностей.
статья на тему

Бодрухина Татьяна Анатольевна

Формирование и развитие духовно-нравственного потенциала развивающейся личности ребенка с ОВЗ на основе православных духовных ценностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью на основе православных духовных ценностей

Дети с проблемами интеллектуального развития в связи со свойственной им неразвитостью мышления, слабостью усвоения общих понятий и закономерностей сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали и нравственности. Их представления о том, что хорошо и что плохо носят поверхностный характер.

     Осуществляя формирование нравственного сознания таких детей, следует иметь в виду высокий уровень их внушаемости. Слова учителя, его разъяснения, доводы воспринимаются, как правило, с большим доверием. Т.о., учитель располагает значительными возможностями для того, чтобы вербальным путем формировать у учащихся необходимое отношение к моральным нормам общества, к системе его нравственных ценностей.

     Разумеется, повышенная внушаемость умственно отсталых школьников делает их восприимчивыми и к отрицательному воздействию, которому они могут подвергаться со стороны несознательных сверстников и взрослых. В этой связи возникает необходимость в систематической коррекционно-воспитательной работе, имеющей целью формирование у таких детей своего рода «иммунитета» против отрицательных влияний.

     Я глубоко убеждена, что формирование и развитие духовно-нравственного потенциала развивающейся личности ребенка, а тем более ребенка с интеллектуальной недостаточностью, возможно только на основе православных духовных ценностей. Эти ценности являются неотъемлемой частью историко-культурного и социально-укладного наследия нашего народа.

     В Конвенции о правах ребенка приоритеты содержания образования перечислены в следующем порядке: «воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку, национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной» (ст.29). Таким образом, в рамках светского государства, не нарушая ни Конституции, ни Закона об образовании можно использовать великие ценности христианства в процессе обучения и воспитания.

     С проблемой духовно-нравственного воспитания тесно связана проблема формирования представлений о Боге и духовном мире. Детское ощущение Бога глубинно и сложно. Все дети (не обязательно из воцерковленных семей) обладают определенными стереотипами и представлениями о духовном мире. Эта область детских переживаний не зависит исключительно от религиозных наставлений. Образ Бога в детском сознании достаточно причудлив и необычен, так как личные религиозные переживания ребенка не связаны с богословием.

     Религиозные образы играют большую роль в формировании правильных религиозных представлений. Они очень важны для духовного (а, следовательно, душевного и физического) здоровья и нормального развития религиозного мировоззрения детей. О значимости религиозных образов в духовном образовании детей писал известный русский ученый-священник В.В.Зеньковский: «Религиозные образы необходимы для выражения религиозных переживаний – такова их функция; вот отчего нет лучшего воспитательного материала, чем рассказы об Иисусе Христе, о Его Матери, о святых».

     Если ребенок задает вопрос о Боге и не получает конкретных ответов, он начинает искать другие источники познания. Не принятые во внимание и своевременно не удовлетворенные запросы духа компенсируются за счет других сфер. Живое воображение, любопытство, страх, недоумение, стремление искать себе поддержки побуждает ребенка к созданию и вере в выдуманных невидимых существ.

     Такие примеры приводит психолог прошлых лет Джемс Селли. Он описывает веру одного мальчика в фей, которые «могут сделать для него самые удивительные вещи», и в бога дождя «Дождевика». Джемс Селли также отмечает, что часто при обучении религии детские религиозные представления смешиваются с представлениями, заимствованными из сказок, «в маленькой голове перепутываются все эти чудесные, невидимые образы, и Бог является в виде сердитого или доброго великана, ангелы – в виде фей и т.д.».Такими представлениями и переживаниями услышанного или увиденного ребенок соединяет непонятные ему символы и знакомые образы своего личного повседневного опыта.

     В.В.Зеньковский при изучении детской религиозной жизни также указывает, что отношение ребенка к действительности носит мифологический характер и говорит о естественной детской религиозности: «Если бы дитя не слышало от взрослых о Боге, оно бы инстинктивно искало своей мыслью центр и средоточие мира, Хозяина и господина _ Отца и Вседержителя». Следовательно, необходимо позаботиться, чтобы у ребенка было достаточно опыта и примеров (других людей, библейских истин, различных поучающих ситуаций) близости к Богу. Родителям и педагогам желательно стараться показать и передать детям как можно раньше духовное наследие Церкви – все, чем так богато Православие.

     По словам священника Александра Ельчанинова «важно торопиться наполнить сердце и ум ребенка светом и добром с самого раннего возраста», «это именно та почва, в которой посеянное дает урожай в 30, 60 и 100 крат. Потом, когда уже окаменеет, очерствеет душа, воспринятое в детстве может снова очистить, спасти человека». То, что воспринял человек в детстве, определяет всю его дальнейшую жизнь.

     Православная вера обращена, прежде всего к внутреннему человеку и именно она позволяет заложить основы истинного мировоззрения, благодаря которому можно успешно реализовать педагогические принципы всестороннего воспитания, единства иерархичности и гармоничности личности.

     Родители моих учеников еще редко посещают храм, мало знают о сущности христианского вероучения, однако считают себя православными и желают, чтобы их дети были сведущими в области православной культуры, Это выглядит несколько парадоксально. Тем не менее, было бы ошибкой игнорировать такую особенность современных родителей. Что же в связи с этим следует принять во внимание в первую очередь? Во-первых, определиться с целью. Я не могу вместо родителей брать на себя задачу глубокого воцерковления ребенка. То, что обязана дать ему семья, никто, кроме нее, не даст в полной мере. Не понимать этого – значит грубо вмешиваться в чужую семейную жизнь. Моя работа носит просветительский характер и строится на ознакомлении детей с фрагментами Священного Писания и Священного предания, православными праздниками. Цель работы – познакомить детей с православной культурой и историей, пробудить к ней интерес. Содержание занятий соответствует возрасту ребенка, его психо-физиологическим возможностям. Тематика занятий разнообразна: «Друг познается в беде», «О добром отношении к окружающим», «О послушании», «О ссоре, прощении и примирении», «Православные праздники», «Православные иконы»,..

     Воспитание – процесс бесконечный. Но я убеждена, что систематическая работа по ДНВ обязательно принесет свои плоды.

Литература

  1. Духовно-нравственное воспитание в образовательных учреждениях: традиции и реформы. Материалы 14 Международных рождественских образовательных чтений.- М. 2006.
  2. Зеньковский В.В. Психология детства.- Екатеринбург: Деловая книга, 1995.
  3. Селли Д. Очерки по психологии детства.- М., 1909.
  4. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. - М. «Просвещение» 1999.
  5. Учащиеся вспомогательной школы. Ред. Певзнер М.С., Лебединская К.С. – М. «Педагогика» 1999.
  6. Шевченко Л.Л. Духовно-нравственная культура. Добрый мир. – М. 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изобразительная деятельность в системе обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида

В данной статье говориться месте уроков изобразительной деятельности в системе обучения и воспитения детей с интеллектуальной недостаточностью и об особенностях формирования и развития их изобразитель...

Доклад на тему "Основы воспитания и обучения детей с интеллектуальной недостаточностью в школе-интернате 8 вида"

Психологические основы воспитания и обучения детей с интеллектуальной недостаточностью"...

ИНТЕГРАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ДУХЕ ПРАВОСЛАВНЫХ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В 5 - 7 КЛАССАХ

В статье рассказыватся об опыте интеграции обучения и воспитания детей в духе православных духовных ценностей на уроках литературыНа уроках литературы в первую очередь решаются задачи литературного об...

Автореферат "Экологическое воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью"

Современное содержание воспитательной работы с детьми с ограниченными возможностями предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. Немаловажную роль в реализации этой проблемы отводится экол...

Обучение и воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью

Особенности развития, обучения и воспитания детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....

Методическая разработка Семинар Духовно-нравственное воспитание в современном образовательном пространстве на основе «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»

Целью данного семинара является осознание педагогами смысла понятия духовно-нравственное воспитание, а также систематизирующего значения духовно-нравственного воспитания в современном образовательном ...