доклад «Принципы и методы интеграции коррекционно – развивающего компонента в воспитательном процессе»
материал на тему

Краюхина Светлана Валентиновна

Принципы – это положения, которые определяют отбор содержания, выбор приоритетов, методов и приемов работы воспитателя, исходя из целей и задач, которые перед ним поставлены. Мы не будем останавливаться на общедидактических принципах организации воспитания, а более подробно рассмотрим коррекционно – развивающий аспект планирования воспитательной работы.

         Коррекционно – развивающее сопровождение воспитательного процесса – это организация и проведение всех воспитательных мероприятий, это общение взрослого и воспитанника, в ходе которых происходит коррекция каких-либо отклонений, недостатков личности ребенка на основе развития его потенциальных возможностей.

         Планируя воспитательный процесс, воспитатель во главу угла ставит личность ребенка, с его недостатками и возможностями, различные отрицательные черты характера (импульсивность, впечатлительность, аффективная чувствительность, тупая бесчувственность, медлительность, безволие, беспринципное отношение к своим поступкам, немотивированное поведение и пр.) требующих коррекционного воздействия.

         Коррекционное воздействие – это специально разработанная система:

- воспитательных мероприятий

-оформление окружающей среды

- разработка коррекционно-развивающих упражнений

- овладения воспитателями технологиями обучения, обеспечивающими возможность быть услышанными и увиденными другими.

Принципами планирования и методами реализации коррекционно-развивающей направленности являются следующие:

 

Принцип мотивации

Предполагает наличие побуждения, стремления ребенка к достижению цели, поставленной перед ним воспитателем. Иначе говоря, задача занятия (например, познакомить с правилами поведения в транспорте) должна быть предъявлена воспитателем в такой форме, чтобы дети захотели ее решать. Постановка задач занятия служит цели осмысленного побуждения к определенным действиям: слушать, читать, смотреть и т.д. Надо создавать ситуации, в ходе которых дети сами бы искали решение. Но наши дети, зачастую, не хотят ничего делать. У них не развита мотивационная сфера, у них плохо работает анализаторная система. Что делать? Вот с этой целью воспитателю и предлагается включать в занятия специально оформленные. Разработанные задания и упражнения.

Реализация принципа мотивации достигается следующими приемами и методами:

1.     постановка проблемных заданий: детям демонстрируется картинка, слайд, где изображен мальчик, сбитый велосипедом. Почему это произошло? Кто виноват в ситуации?

2.     или: на дискотеке стоит у стены неопрятная девочка. Почему она не танцует?

Постановка познавательных задач. Например: «Расшифруйте тему нашего занятия» (вставить картинку)

Детям предлагают соотнести буквы, расположенные в какой-то геометрической фигуре и вставить ее в название темы, оформленной в виде ряда геометрических фигур.

В нашем примере это слово «ДОМ»

 

            
 image image image image image image
 

 

 

 

image             

 

Это упражнение с одной стороны развивает аналитико – синтетическую деятельность мышления и стимулирует интерес детей, т.е. формирует мотивацию. А если к этому еще добавить текст:

«Кто быстрее поможет мне?..» или «Я не могу справиться с этой головоломкой» или «Кто сможет объяснить, как надо расшифровать эту головоломку?» - это повысит эффективность упражнения.

Таким образом, идет развитие личности ребенка посредством формирования его мотивационной сферы. Еще один прием – это аргументированная оценка, похвала, поощрение. Оценка базируется на результатах деятельности, ее достижениях и провалах. Вот почему высказывание воспитателей типа: «Смотри внимательно, а то плохую оценку получишь», «Слушайте меня, а то не справитесь с заданием» и т.п. – недопустимы в работе.

         Учитывая фактор оценки как личностнообразующей, необходимо учитывать характер отношения ребенка и оценивающего его окружения. Намного легче делать свое дело в доброжелательном окружении: «Не робей, не бойся, я с тобой, ты сильный, собери свою волю – у тебя получится, ты умеешь делать это хорошо. Ты можешь нам помочь…» и т.п.

Речь идет об оценке проявления личности в процессе выполнения задания. Это мощное средство коррекции эмоционально-волевой сферы при условии знания соотношения сильных и слабых сторон личности каждого воспитанника. Воспитатель должен знать, как озвучивать оценочную информацию, применительно к каждому воспитаннику, оценивать сам процесс деятельности, а не полученный результат. Именно при оценке уровня притязаний и достижений личности, реальным становится управление деятельностью воспитанников, организацией ее в нужном направлении. Это мощное средство коррекции эмоционально-волевой сферы при условии знания сильных и слабых сторон личности каждого воспитанника. Наша оценка деятельности ребенка проявляется в оттенках интонации, в том. Как мы спрашиваем. Как принимаем ответы и т.п.

Не только положительная. Но и отрицательная оценка может оказать благотворительное влияние, если она объективна. Обоснованна и мотивирована. Для нас с вами всегда важно, чтобы уровень сложности задания соответствовал уровню возможностей воспитанников.

Подводя итог вышесказанному, хочу отметить, что принцип мотивации обеспечивает развитие личности. Коррекцию эмоционально-волевой сферы при условии:

-постановки проблемных заданий

-постановке познавательных задач

-аргументированной оценки, соотносящейся с уровнем притязаний и достижений личности.

 

Следующий принцип продуктивной обработки информации – т.е. создания воспитателем педситуации, где дети самостоятельно осваивают способы обработки учебной информации, используя алгоритм, схему решения, только что показанную воспитателем. Речь идет о включении в занятие заданий, побуждающих, мотивирующих воспитанников использовать знания, полученные от взрослого, но в индивидуальном задании. Приведу пример занятия по ИЗО. Детям предлагается изготовить аппликацию по теме «Цветы». Обычно воспитатель вначале проводит анализ данной аппликации, выделит этапы и последовательность работы в ходе каждого этапа. На доске повесит план работы, раздаст подносы с необходимым материалом и затем все вместе начинают изготавливать композицию «Цветы» «по образу и подобию» той, которую показал воспитатель. Другими словами мы тренируем ребенка, упражняем в изготовлении именно этой аппликации. Однако гораздо важнее создавать «аффект, побуждающий ребенка» к творчеству, осваивать, присваивать необходимый социальный опыт, достичь этого можно, если приготовить пакеты с индивидуальным заданием для каждого воспитанника, когда каждому предоставляется возможность самому выбрать свою аппликацию, аналогичную рассмотренной, розы, пионы, ромашки, букет из веток и т.д.

Вот так и создаются условия для учета индивидуального и дифференцированного подхода, без которого немыслима деятельность в коррекционном учреждении. А далее включайте дозированную, поэтапную помощь: подойдите, покажите, положите шаблон, приклейте вместе с ребенком, но с одним, а не со всеми вместе. Ведь у каждого из нас – своя скорость восприятия, свои проблемы потери сигнала, свои особенности воспроизведения ответной реакции.

 

Принцип развития и коррекции высших психических функций –

Это включение в занятие специальных упражнений, нацеленных на исправление недостатков какой-то конкретной психической функции. Познавательная, когнитивная деятельность – это мышление, сложный многоплановый процесс, протекающий в ходе всех видов деятельности воспитанника: режимные моменты (самоподготовка, прогулка, игра и т.д.). для осуществления мыслительной деятельности необходима четкая, слаженная работа основных операций мышления: анализ-синтез, сравнение, классификация, суждения-умозаключения, обобщение. Это происходит при условии, что воспитатель включает специальное упражнение, направленное на исправление именно этой функции (операции).

Приведу пример: занятия по самоподготовке. От детей требуется интенсивная работа мышления, познавательной деятельности. Выбираем какаю-то конкретную операцию, например, классификацию, формируем задачу: коррекция познавательной деятельности на основе упражнений в классификации. В ходе самоподготовки воспитатель дает детям 5 словосочетаний, 4 из которых на правило «жи- ши-» и одно на «ча- ща-». Дети должны отобрать лишнее словосочетание и подобрать правило из учебника к оставшимся четырем. Или: при решении задачи, воспитатель вывешивает на доске три варианта схем решения, один из которых подходит к той, которую решают воспитанники. Они должны соотнести свой план решения задачи с одной из схем. Ребята не просто выполняют задание, а осуществляют дополнительный анализ обрабатываемой информации.

Еще пример: занятие «мы и другие». Основной метод – беседа, следовательно, доминантные анализаторы – слуховой, речедвигательныый. Теперь надо подобрать, разработать коррекционно-развивающее упражнение. Возможен такой вариант: коррекция слухового восприятия на основе упражнений в различении и соотнесении. Воспитатель в начале занятия предлагает детям послушать ряд звуковых эпизодов и подобрать к ним соответствующие иллюстрации и карточки с названиями событий – это настраивает детей на активную деятельность, включением в работу нескольких анализаторов. Очень сложно формировать коррекционную задачу по отношению к эмоционально-волевой сфере. Здесь необходимо очень четко представлять последовательность развития эмоций, чувств, воли. Традиционным является подход, рассматривающий эмоционально-волевую сферу в рамках индивидуального сознания представлений о добре и зле, о нормах морального поведения, о правильных и неправильных поступках. Нравственное воспитание составляющая большинства воспитательных мероприятий. В основе коррекционных упражнений по развитию нравственности должны быть чувства, отражающие внутренний строй личности и отношение к другим, на развитие сопричастности, целеустремленности, решительности, инициативности, организованности и т.п.

 

Принцип динамичности восприятия – именно восприятие поставляет ребенку информацию об окружающем мире. Даже незначительные дефекты зрения, слуха, осязания являются причинами задержки наглядно-образного мышления детей. Основными характеристиками восприятия служат контактность, динамичность и осмысленность. Принцип динамичности восприятия предполагает включение воспитателем в занятия игр и упражнений, непосредственно развивающих этот процесс, коррегирующих отклонения в его характеристиках, т.е. использование инструкций в роли смыслообразующего мотива деятельности ребенка.

2) включение в занятие наглядности с разной с разной степенью неопределенности изображения. Например, по теме «Виды транспорта и поведение в них» воспитатель показывает картинки лишь с частичным изображением контура машины, поезда, автобуса, самолета, трамвая, вертолета… и дает следующее задание – определите, какие предметы изображены, разделите их на две группы и выберите из слов, написанных на доске, те, которые по смыслу подходят к группам предметов (воздушный, наземный транспорт…) в процессе выполнения оценивается острота зрения, способность анализировать. Очень важно давать задания на использование работы разных комбинаций анализаторов: речедвигательный + слуховой + тактильный, слуховой + речедвигательный + зрительный, зрительный + мышление + двигательный и т.д. причем каждый раз происходит смена доминантного (опорного в работе) анализатора: то акцент на глазки, то – на ушки, то – на руки и т.п. при таком подходе сохраняется интенсивность познавательной активности и реализуется охранительный режим в обучении. Последовательная смена работы доминантного анализатора позволяет избежать однотипности занятий, их монотонности, что в конечном итоге способствует «раскручиванию» потенциальных возможностей ребенка, и тем самым решается проблема компенсации дефекта.

         И так, принципы мотивации, продуктивной обработки информации, развития и коррекции высших психических функций, динамичности восприятия – вот ряд закономерностей, реализация которых через систему заданий и упражнений воспитателя повысит эффективность коррекционно-развивающего сопровождения воспитательного процесса.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc150 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

Тема: «Принципы и методы интеграции коррекционно – развивающего компонента в воспитательном процессе».

Выполнила:

Краюхина Светлана Валентиновна

2007-2008 учебный год

Принципы – это положения, которые определяют отбор содержания, выбор приоритетов, методов и приемов работы воспитателя, исходя из целей и задач, которые перед ним поставлены. Мы не будем останавливаться на общедидактических принципах организации воспитания, а более подробно рассмотрим коррекционно – развивающий аспект планирования воспитательной работы.

        Коррекционно – развивающее сопровождение воспитательного процесса – это организация и проведение всех воспитательных мероприятий, это общение взрослого и воспитанника, в ходе которых происходит коррекция каких-либо отклонений, недостатков личности ребенка на основе развития его потенциальных возможностей.

        Планируя воспитательный процесс, воспитатель во главу угла ставит личность ребенка, с его недостатками и возможностями, различные отрицательные черты характера (импульсивность, впечатлительность, аффективная чувствительность, тупая бесчувственность, медлительность, безволие, беспринципное отношение к своим поступкам, немотивированное поведение и пр.) требующих коррекционного воздействия.

        Коррекционное воздействие – это специально разработанная система:

- воспитательных мероприятий

-оформление окружающей среды

- разработка коррекционно-развивающих упражнений

- овладения воспитателями технологиями обучения, обеспечивающими возможность быть услышанными и увиденными другими.

Принципами планирования и методами реализации коррекционно-развивающей направленности являются следующие:

Принцип мотивации

Предполагает наличие побуждения, стремления ребенка к достижению цели, поставленной перед ним воспитателем. Иначе говоря, задача занятия (например, познакомить с правилами поведения в транспорте) должна быть предъявлена воспитателем в такой форме, чтобы дети захотели ее решать. Постановка задач занятия служит цели осмысленного побуждения к определенным действиям: слушать, читать, смотреть и т.д. Надо создавать ситуации, в ходе которых дети сами бы искали решение. Но наши дети, зачастую, не хотят ничего делать. У них не развита мотивационная сфера, у них плохо работает анализаторная система. Что делать? Вот с этой целью воспитателю и предлагается включать в занятия специально оформленные. Разработанные задания и упражнения.

Реализация принципа мотивации достигается следующими приемами и методами:

  1. постановка проблемных заданий: детям демонстрируется картинка, слайд, где изображен мальчик, сбитый велосипедом. Почему это произошло? Кто виноват в ситуации?
  2. или: на дискотеке стоит у стены неопрятная девочка. Почему она не танцует?

Постановка познавательных задач. Например: «Расшифруйте тему нашего занятия» (вставить картинку)

Детям предлагают соотнести буквы, расположенные в какой-то геометрической фигуре и вставить ее в название темы, оформленной в виде ряда геометрических фигур.

В нашем примере это слово «ДОМ»

             

Это упражнение с одной стороны развивает аналитико – синтетическую деятельность мышления и стимулирует интерес детей, т.е. формирует мотивацию. А если к этому еще добавить текст:

«Кто быстрее поможет мне?..» или «Я не могу справиться с этой головоломкой» или «Кто сможет объяснить, как надо расшифровать эту головоломку?» - это повысит эффективность упражнения.

Таким образом, идет развитие личности ребенка посредством формирования его мотивационной сферы. Еще один прием – это аргументированная оценка, похвала, поощрение. Оценка базируется на результатах деятельности, ее достижениях и провалах. Вот почему высказывание воспитателей типа: «Смотри внимательно, а то плохую оценку получишь», «Слушайте меня, а то не справитесь с заданием» и т.п. – недопустимы в работе.

        Учитывая фактор оценки как личностнообразующей, необходимо учитывать характер отношения ребенка и оценивающего его окружения. Намного легче делать свое дело в доброжелательном окружении: «Не робей, не бойся, я с тобой, ты сильный, собери свою волю – у тебя получится, ты умеешь делать это хорошо. Ты можешь нам помочь…» и т.п.

Речь идет об оценке проявления личности в процессе выполнения задания. Это мощное средство коррекции эмоционально-волевой сферы при условии знания соотношения сильных и слабых сторон личности каждого воспитанника. Воспитатель должен знать, как озвучивать оценочную информацию, применительно к каждому воспитаннику, оценивать сам процесс деятельности, а не полученный результат. Именно при оценке уровня притязаний и достижений личности, реальным становится управление деятельностью воспитанников, организацией ее в нужном направлении. Это мощное средство коррекции эмоционально-волевой сферы при условии знания сильных и слабых сторон личности каждого воспитанника. Наша оценка деятельности ребенка проявляется в оттенках интонации, в том. Как мы спрашиваем. Как принимаем ответы и т.п.

Не только положительная. Но и отрицательная оценка может оказать благотворительное влияние, если она объективна. Обоснованна и мотивирована. Для нас с вами всегда важно, чтобы уровень сложности задания соответствовал уровню возможностей воспитанников.

Подводя итог вышесказанному, хочу отметить, что принцип мотивации обеспечивает развитие личности. Коррекцию эмоционально-волевой сферы при условии:

-постановки проблемных заданий

-постановке познавательных задач

-аргументированной оценки, соотносящейся с уровнем притязаний и достижений личности.

Следующий принцип продуктивной обработки информации – т.е. создания воспитателем педситуации, где дети самостоятельно осваивают способы обработки учебной информации, используя алгоритм, схему решения, только что показанную воспитателем. Речь идет о включении в занятие заданий, побуждающих, мотивирующих воспитанников использовать знания, полученные от взрослого, но в индивидуальном задании. Приведу пример занятия по ИЗО. Детям предлагается изготовить аппликацию по теме «Цветы». Обычно воспитатель вначале проводит анализ данной аппликации, выделит этапы и последовательность работы в ходе каждого этапа. На доске повесит план работы, раздаст подносы с необходимым материалом и затем все вместе начинают изготавливать композицию «Цветы» «по образу и подобию» той, которую показал воспитатель. Другими словами мы тренируем ребенка, упражняем в изготовлении именно этой аппликации. Однако гораздо важнее создавать «аффект, побуждающий ребенка» к творчеству, осваивать, присваивать необходимый социальный опыт, достичь этого можно, если приготовить пакеты с индивидуальным заданием для каждого воспитанника, когда каждому предоставляется возможность самому выбрать свою аппликацию, аналогичную рассмотренной, розы, пионы, ромашки, букет из веток и т.д.

Вот так и создаются условия для учета индивидуального и дифференцированного подхода, без которого немыслима деятельность в коррекционном учреждении. А далее включайте дозированную, поэтапную помощь: подойдите, покажите, положите шаблон, приклейте вместе с ребенком, но с одним, а не со всеми вместе. Ведь у каждого из нас – своя скорость восприятия, свои проблемы потери сигнала, свои особенности воспроизведения ответной реакции.

Принцип развития и коррекции высших психических функций –

Это включение в занятие специальных упражнений, нацеленных на исправление недостатков какой-то конкретной психической функции. Познавательная, когнитивная деятельность – это мышление, сложный многоплановый процесс, протекающий в ходе всех видов деятельности воспитанника: режимные моменты (самоподготовка, прогулка, игра и т.д.). для осуществления мыслительной деятельности необходима четкая, слаженная работа основных операций мышления: анализ-синтез, сравнение, классификация, суждения-умозаключения, обобщение. Это происходит при условии, что воспитатель включает специальное упражнение, направленное на исправление именно этой функции (операции).

Приведу пример: занятия по самоподготовке. От детей требуется интенсивная работа мышления, познавательной деятельности. Выбираем какаю-то конкретную операцию, например, классификацию, формируем задачу: коррекция познавательной деятельности на основе упражнений в классификации. В ходе самоподготовки воспитатель дает детям 5 словосочетаний, 4 из которых на правило «жи- ши-» и одно на «ча- ща-». Дети должны отобрать лишнее словосочетание и подобрать правило из учебника к оставшимся четырем. Или: при решении задачи, воспитатель вывешивает на доске три варианта схем решения, один из которых подходит к той, которую решают воспитанники. Они должны соотнести свой план решения задачи с одной из схем. Ребята не просто выполняют задание, а осуществляют дополнительный анализ обрабатываемой информации.

Еще пример: занятие «мы и другие». Основной метод – беседа, следовательно, доминантные анализаторы – слуховой, речедвигательныый. Теперь надо подобрать, разработать коррекционно-развивающее упражнение. Возможен такой вариант: коррекция слухового восприятия на основе упражнений в различении и соотнесении. Воспитатель в начале занятия предлагает детям послушать ряд звуковых эпизодов и подобрать к ним соответствующие иллюстрации и карточки с названиями событий – это настраивает детей на активную деятельность, включением в работу нескольких анализаторов. Очень сложно формировать коррекционную задачу по отношению к эмоционально-волевой сфере. Здесь необходимо очень четко представлять последовательность развития эмоций, чувств, воли. Традиционным является подход, рассматривающий эмоционально-волевую сферу в рамках индивидуального сознания представлений о добре и зле, о нормах морального поведения, о правильных и неправильных поступках. Нравственное воспитание составляющая большинства воспитательных мероприятий. В основе коррекционных упражнений по развитию нравственности должны быть чувства, отражающие внутренний строй личности и отношение к другим, на развитие сопричастности, целеустремленности, решительности, инициативности, организованности и т.п.

Принцип динамичности восприятия – именно восприятие поставляет ребенку информацию об окружающем мире. Даже незначительные дефекты зрения, слуха, осязания являются причинами задержки наглядно-образного мышления детей. Основными характеристиками восприятия служат контактность, динамичность и осмысленность. Принцип динамичности восприятия предполагает включение воспитателем в занятия игр и упражнений, непосредственно развивающих этот процесс, коррегирующих отклонения в его характеристиках, т.е. использование инструкций в роли смыслообразующего мотива деятельности ребенка.

2) включение в занятие наглядности с разной с разной степенью неопределенности изображения. Например, по теме «Виды транспорта и поведение в них» воспитатель показывает картинки лишь с частичным изображением контура машины, поезда, автобуса, самолета, трамвая, вертолета… и дает следующее задание – определите, какие предметы изображены, разделите их на две группы и выберите из слов, написанных на доске, те, которые по смыслу подходят к группам предметов (воздушный, наземный транспорт…) в процессе выполнения оценивается острота зрения, способность анализировать. Очень важно давать задания на использование работы разных комбинаций анализаторов: речедвигательный + слуховой + тактильный, слуховой + речедвигательный + зрительный, зрительный + мышление + двигательный и т.д. причем каждый раз происходит смена доминантного (опорного в работе) анализатора: то акцент на глазки, то – на ушки, то – на руки и т.п. при таком подходе сохраняется интенсивность познавательной активности и реализуется охранительный режим в обучении. Последовательная смена работы доминантного анализатора позволяет избежать однотипности занятий, их монотонности, что в конечном итоге способствует «раскручиванию» потенциальных возможностей ребенка, и тем самым решается проблема компенсации дефекта.

        И так, принципы мотивации, продуктивной обработки информации, развития и коррекции высших психических функций, динамичности восприятия – вот ряд закономерностей, реализация которых через систему заданий и упражнений воспитателя повысит эффективность коррекционно-развивающего сопровождения воспитательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на МО воспитателей "Создание коррекционной-развивающей, воспитательной и социальной среды в коррекционном учреждении"

В настоящее время в нашем обществе сложилась сложная ситуация с социальной адаптацией детей - сирот вообще и детей - детей с недостатками развития в частности. Раньше в условиях планового развития хоз...

Педагогические инновации как компонент учебно-воспитательного процесса колледжа - конференция семинар как способ формирования мировоззрения студентов

Статья обосновывает возможность организации практической учебной деятельности в форме конференции-симинара, с целью накопления студентами  опыта исследовательской деятельности. Формирования устой...

Проектная деятельность как инновационный метод в коррекционно-развивающей работе логопеда в ДОУ.

В статье указана значение проектного метода в коррекции и обучении современного дошкольника-логопата, определены особенности реализации данного метода в работе логопеда ДОУ, раскрыта сущность понятия ...

Доклад на методическом объединении воспитателей по теме: «Использование современных образовательных и коррекционных, информационных технологий в воспитательном процессе»

Инновацией называют создание и использование нового компонента, вызывающего изменение среды из одного состояние в другое. Соответственно под инновационными технологиями в образовательном процессе пони...

Контроль как компонент учебно-воспитательного процесса по ИЯ

Современные требования, предъявляемые к контролю при обучении иностранному языку.Обусловленность объектов контроля целью и содержанием обучения. Традиционные и инновационные формы контроля....

Основные компоненты содержания воспитательного процесса в условиях работы группы продленного дня

Группа продленного дня является моделью организации внеурочной деятельности школьников, создает благоприятные условия для повышения эффективности выполнения обучающимися домашних заданий, способствует...