Индивидуальная программа развития ребенка с общим недоразвитием речи
материал на тему

Индивидуальная программа развития ребенка с общим недоразвитием речи (2 год обучения,1 период)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальная программа развития

Ф.И.О.  __________________________________________________________________

Логопедическое заключение: Общее недоразвитие речи  3  уровня

1  период (сентябрь, октябрь, ноябрь)

  1. Развитие словаря: уточнять, активизировать, обогащать словарь по лексическим темам, уточнять значение обобщающих понятий. 

Лексические темы: «Осень. Периоды осени», «Деревья осенью. Листья», «Овощи. Труд взрослых на полях

и в огородах», «Фрукты», «Насекомые», «Перелётные птицы», «Грибы. Ягоды», «Домашние животные, их детёныши», «Дикие животные, их детёныши», «Одежда, обувь, головные уборы», «Предметы быта».

   2. Формирование произносительных умений и навыков

     а) формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;

    б) развитие речевого дыхания

    в) устранение дефектного звукопроизношения:  

    - подготовительные упражнения;

     - постановка звука:

С

З

Ц

С’

З’

Л

Л’

Ш

Ж

Р

Р’

Ч

Щ

К

Г

Х

      - автоматизация навыка произношения звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);

      - автоматизация навыка произношения звука в словах;

      - автоматизация навыка произношения звука в словосочетаниях;

      - автоматизация навыка произношения звука в предложениях;

     - автоматизация навыка произношения звука в чистоговорках, потешках;

     - автоматизация навыка произношения звука в стихах, коротких рассказах.

г) развитие умений и навыков дифференцировать звуки:

с-з

с-с’

с-ц

с-ш

ж-з

ж - ш

ч-с’

ч-т’

ч-щ

щ-с’

щ-т’

щ-ч

щ-ш

р-л

р-р’

р’-л’

р’-й

л’-л

      - дифференциация звуков в изолированном положении;

      - дифференциация звуков в слогах;

      - дифференциация звуков в словах;

      - дифференциация звуков по картинкам;

      - дифференциация звуков в предложениях;

     - дифференциация звуков в чистоговорках, потешках;

     - дифференциация звуков в стихах, коротких рассказах.

д) формирование практических умений и навыков пользования исправленной речью.

   3. Совершенствование фонетического строя языка и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения              

  • отработка произношения многосложных слов с открытыми и закрытыми слогами, со стечением согласных и т.д.;
  • формирование операций звукового анализа и синтеза: при помощи интонации в слове выделяется каждый звук.
  • ознакомление с понятиями слог, слово, звук, предложение.
  • развитие умения дифференцировать звуки по признакам (гласные-согласные, твёрдые-мягкие, звонкие-глухие)
  • формирование навыков деления слов на слоги

4. Формирование лексико – грамматических средств языка

    а) расширение словарного запаса.

    б) формирование навыков образования:

  • слов с ласкательными и увеличительными оттенками (яблочко, горошек, ботиночки, половничек, блюдечко, воробышек, лисичка; волчище, медведище, ножища, сапожище, ручища и т. д.);
  • глаголов с оттенками значений (переливать, выливать, подшивать, кроить, перекраивать, выкраивать и т. д.);
  • прилагательных со значениями соотнесенности с продуктами питания (клюквенный морс, кисель), материалом, (бархатный костюм, фарфоровая чашка), растениями (сосновый лес, дубовая роща);
  • сложных слов (хлебороб, садовод, листопад), употребление слов с эмоционально-оттеночным значением (хитрая лиса, масляная головушка, шелковая бородушка, мягкие лапки).
  • объяснение переносного значения слов: осень золотая, золотой ковер, золотые листья.

    в) закрепление правильного употребления грамматических категорий:

  • употребление в речи глаголов в разных временных формах, отвечающих на вопросы: что делать? что делает? что сделал? что будет делать? (копать картофель, печь пироги, жарить блины);
  • практическое использование в речи существительных и глаголов в единственном и множественном числе: улетает (—ют), собирает (—ют), накрывает (—ют) на стол, птица (—ы), колхозник (—и) и т. д.
  • согласование в речи прилагательных, обозначающих цвет (оттенки), форму, размер, вкус (кислое яблоко, длинное платье, голубое блюдце, треугольная крыша).
  • подбор однородных прилагательных к существительному,
  • практическое употребление притяжательных прилагательных (медвежья берлога, лисья нора, беличье дупло).

5. Развитие самостоятельной связной речи:

  • Составление предложений по вопросам, демонстрации действий, картине.
  • Распространение предложений однородными членами.
  • Составление коротких рассказов по сюжетной картине (в объеме 5-7 предложений).
  • Пересказ c изменением времени действий, умение рассказать от имени другого действующего лица.
  • Составление рассказов-описаний по заданному плану, по схеме.
  • Рассказывание сказок-драматизаций.
  1. Систематические упражнения на развитие внимания, памяти, мышления на лексическом и отработанном в произношении материале.                
  2. Развитие мелкой моторики пальцев рук и графомоторных навыков.


Учитель – логопед: _________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СИСТЕМА ДИАГНОСТИКИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ И ОТ-СЛЕЖИВАНИЯ ДИНАМИКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ, 1999 г. Диплом II ст. на республиканском конкурсе

В данном докладе подробно описывается система диагностики и отслеживания динамики в речевом и познавательном развитии детей с ОНР. Указываются основные организационные принципы, описываются диагностич...

Опыт создания индивидуальной программы развития ребенка с задержкой психического развития.

В настоящеее время в группы для детей с ЗПР всё чаще попадают дети со сложной структурой дефекта, либо с сочетанными нарушениями. Поэтому наиболее актуальной становится индивидуальная коррекционно-раз...

Программа для детей с общим недоразвитием речи «Говорим красиво» (возраст детей: 5-7 лет, срок реализации: 2 года)

Программа включает содержание методического пособия «Развитие речемыслительных способностей детей с ОНР на логопедических занятиях,  как одно из условийформирования предпосылок к учебной деятельн...

Личностно-ориентированный подход к развитию детей с общим недоразвитием речи при работе с помощью мнемотаблиц

Одной из важнейших проблем в логопедической практике является формирование связной речи у детей с ОНР.  Для работы в этом направлении был составлен перспективный план, в который было включено нес...

Особенности психоречевого развития детей с общим недоразвитием речи

Речь и мышление тесно связаны и с точки зрения психологии представляют собой единый речемыслительный комплекс. Речь является инструментом мышления, вне языковой деятельности мысли не существует. Любая...

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей с общим недоразвитием речи"

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей с общим недоразвитием речи"...

Использование малых жанров фольклора для развития речи и мышления ребенка с общим недоразвитием речи

Очень важно, что содержанием речи является продукт познания, продукт мышления. Поэтому развитие речи ребенка должно опираться на развитие познания окружающей действительности, то есть на развитие мышл...