Педагогический опыт «Социально-личностное и речевое развитие детей через семейную генеалогию»
методическая разработка на тему

Девицкая Ольга Станиславовна

 

В целях приобщения детей к различным аспектам социальной культуры, включённым в контекст патриотического и нравственного воспитания, мною был обобщен передовой педагогический опыт по теме:      « Социально-личностное и речевое развитие детей через семейную генеалогию», ведущее направление которого – создание условий для формирования нравственных и духовных ценностей у детей, объединение детей и их родителей при наличии их общего интереса к истории семьи и ее родословной для формирования речевого развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_opyt.docx29.12 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический опыт

«Социально-личностное и речевое развитие детей через семейную генеалогию»

Введение

Нашим учреждением, а именно МБОУ начальная школа - детский сад для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Жемчужинка», накоплен значительный опыт организации сотрудничества с семьей. Ведь как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в дошкольных учреждениях, какой бы высокой ни была квалификация работников, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе. Всестороннее гармоническое развитие детской личности требует единства, согласованности всей системы воспитательно-образовательных воздействий взрослых на ребенка. Роль семьи в создании такой согласованности трудно переоценить, ведь семья как первый институт социализации имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование у него нравственно-положительного потенциала.

В целях приобщения детей к различным аспектам социальной культуры, включённым в контекст патриотического и нравственного воспитания, мною был обобщен передовой педагогический опыт по теме: « Социально-личностное и речевое развитие детей через семейную генеалогию», ведущее направление которого – создание условий для формирования нравственных и духовных ценностей у детей, объединение детей и их родителей при наличии их общего интереса к истории семьи и ее родословной для формирования речевого развития.

Актуальность проблемы

На протяжении  многих лет моей работы в образовательном учреждении работа по включению духовно-нравственного компонента в семейное воспитание не утратила, а наоборот,  приобрела большую значимость. На современном этапе самая большая опасность, подстерегающая наше общество - в разрушении нравственного и духовного здоровья личности, в сложности самореализации и социализации вступающего в жизнь нового поколения. Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти "себя" и своё место в жизни, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию. В связи с этим проблема социально-личностного развития и нравственного воспитания становится особо актуальной. Основы личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью возлагается особая ответственность по воспитанию  подрастающего поколения. Ведь именно семья как первый институт социализации имеет решающее влияние на развитие личности ребенка, его духовно-нравственный облик. Беря свое начало в семье, процесс социализации ребенка, продолжается в образовательном учреждении.

 Осуществляя  работу по формированию нравственных и духовных ценностей ребенка через историю семьи, речевых навыков, изучая нормативные документы,  многочисленные исследования ученых и практиков, видя заинтересованность родителей и детей, я выделила новое направление в работе – социально-личностное и речевое развитие детей через семейную генеалогию. Погружая ребенка в историю своей семьи, помогая ему узнать и понять всех ее членов, мы тем самым помогаем ему узнать и понять самого себя, что придает воспитанию особую социальную направленность.  Являясь важнейшим средством человеческого общения и познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения детей.

 В связи с этим, цель моей работы – способствовать благоприятному вхождению ребенка в мир социальных отношений, основываясь на семейных традициях, интересах, истории семьи и межпоколенных отношениях, укреплению семьи, духовно-нравственному развитию ребенка, способствовать речевому развитию ребёнка.                                                                                      

В соответствии с целью мною были определены следующие задачи:

  • изучить опыт науки и практики по формированию социально-личностных качеств дошкольников;
  • разработать и адаптировать систему социально-личностного развития детей в рамках программы «Золотой ключик»;
  • создавать благоприятные условия для социально-личностного развития и формирования у детей нравственных и духовных ценностей;
  •  приобщать ребенка к общечеловеческой культуре, культуре своего народа и традициям семьи;
  • создавать условия для объединения детей и их родителей при наличии их общего интереса к истории семьи и ее родословной;
  • развивать интерес ребенка к истории своей семьи, к познанию своего родословного древа;
  • способствовать формированию благоприятного, эмоционально-психологического климата в семье, возрождению семейных традиций и обычаев;
  • обогащать словарный запас, формировать лексико-грамматические категории и связную речь на основе материалов для социального развития;
  • закреплять речевые навыки через семейное общение;
  • совершенствовать словесно-логическое мышление как одной из функций речи.

Теоретической базой моей профессиональной деятельности по данной проблеме явились  работы: «Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром»  Козловой С.А.,  «Как помочь ребенку войти в современный мир?»  Антоновой Т.В., «Социальное развитие ребенка дошкольного возраста» Солодянкиной О.В., «Развитие социальной уверенности дошкольников» под редакцией  Безруких М.М., «Твоя родословная» Мартышина В.С.

Мнение авторов сводится к тому, что одним из основных направлений работы с детьми является социально-личностное развитие дошкольников, включающее  в себя задачи нравственного воспитания, развития положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей.  Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, дающим силу для духовного развития, помогающим адаптироваться в обществе, найти себя в жизни. Поэтому, для успешного вхождения ребенка в мир социальных отношений необходимо интегрировать усилия образовательного учреждения в социально-личностном развитии детей и значительно повысить роль семьи как проводника социализации.

 Методологической основой моей работы являются базовая программа «Золотой ключик» (Кравцова Е.Е., Кравцов Г.Г.),  построенная  на создании единого воспитательного пространства для развития каждого ребенка,  «погружении» детей и взрослых в общее содержание деятельности, активном участии родителей в событийной жизни МБОУ,  и парциальная программа «СемьЯ» под редакцией Дозоровой М.А., основанная на идее синтеза двух наук - психологии и генеалогии.                                                                                                                               

Цели и задачи моей профессиональной деятельности определили программу действий, которую я условно разделила на 3 этапа.

Цель: Создание модели и условий проектной деятельности  социально-личностного и речевого развития ребенка и духовно-нравственного воспитания.

Направления:

  • научно-теоретическое обеспечение реализации основных направлений; подбор новейших изданий методической литературы;
  • определение основных направлений деятельности и теоретическая разработка будущих проектов.
  • Реализация проектов по темам:  «Наши имена», «Мой дом – моя семья»,   «Наши любимые занятия», «Моя фамилия – моя история», «Мои замечательные родственники», «История моей семьи», «Мое родословное древо», «Наши профессии», «Где мы родились?», «Мой родной город», «Россия – наш общий дом».
  • Создание необходимых условий для реализации поставленных задач.                                                                                                                                                            

В осуществлении поставленных задач мною был использован метод проектной деятельности как эффективный способ  развивающего, личностно-ориентированного взаимодействия взрослых и детей. Разработанные мною проекты уникальны и неповторимы, соответствуют возрастным особенностям детей, способствуют актуализации знаний, умений, навыков, их практическому применению во взаимодействии с окружающими, стимулируют у участников  потребность к самореализации, самовыражению, развитию творческой инициативы, реализуют принцип сотрудничества детей и взрослых. Предложенная тема проекта способствует взаимодействию родителей и детей по реализации намеченных задач: вместе изучают историческую литературу, вместе оформляют семейные газеты, выставки. Разработка используемых мною долгосрочных проектов включает в себя четыре шага: выбор темы проектов, планирование, реализацию, завершение проекта. Внедрение нового направления по социально-личностному развитию детей способствовало  выбору новых тем, нового содержания, форм работы с семьей. На первый план содержательного этапа выступает консультационная помощь семье, просветительская направленность. С этой целью в рамках проектов мною  были разработаны и проведены: консультации, родительские собрания, семинары-практикумы для родителей. С целью повышения воспитательного потенциала и культуры семьи в учреждении для родителей оформлена выставка педагогической литературы  по тематике  «Семейное духовно-нравственное воспитание». Реализация проектов проходит через все виды детской деятельности: познавательной, речевой, художественно-эстетической, игровой, музыкальной, используемых в организованной деятельности с детьми. Этому предшествует большая подготовительная работа: беседы с родителями, подбор материала, выполнение домашних заданий, оформление семейных страничек, рассчитанных на общение ребенка со  взрослыми, на совместное выполнение всей семьей. Так, например, в рамках проекта «Наши любимые занятия» появились семейные газеты «Когда мы вместе – мы любим…», «Мир наших увлечений», «Семейное хобби»,  способствующих  укреплению атмосферы взаимного сотрудничества в семье. В рамках проекта «Мои замечательные родственники» родителями были оформлены фотовыставки «Познакомьтесь, это я, это все моя семья»,  «Мой папа -  защитник Отечества», «История страны в семейных фотографиях»,  а также выставки семейных поделок  «Бабушкины руки», «Папа может все, что угодно», которые помогают объединить всех членов семьи.

 Реализуя проект «Где мы родились?»,  я организовала тематические семейные экскурсии «Любимый мой город», «По тропам войны», способствующие духовно-нравственной преемственности поколений, гармонизации детско-родительских отношений.

С целью воспитания уважения к старшему поколению я  провожу мероприятия, посвященные самым старшим членам семьи - бабушкам и дедушкам, на которых дети узнают о наиболее ярких фактах из жизни старших родственников, об их делах и подвигах в Великой Отечественной войне, что приводит ребят к мысли  о необходимости беречь честь семьи, честь фамилии.

Такие мероприятия помогают детям осмыслить историю своей страны, своего города, налаживают  преемственность между поколениями, укрепляют семейные традиции, эмоционально обогащают родственные связи.  Конечным результатом проекта является презентация семьи или семейный праздник.

 Семейный досуг – одно из средств передачи духовных ценностей и укрепления семейных контактов. Непринужденная обстановка праздника, атмосфера доверия, открытости, несомненно,  способствует сближению взрослых и детей и объединению всех семей в одну большую дружную семью. Итогом проектов стала разработка и проведение тематических семейных праздников: «Неразлучные друзья – взрослые и дети», «Дорогой мой человек», «В кругу семьи», «Будьте счастливы!», спортивных соревнований с целью популяризации здорового образа жизни: «В спорте – дружная семья», «Крепкая семья – крепкая Россия», «Всей семьей на старт!», походы с участием родителей «Лазоревая степь», «Золотая осень».

Запоминающимся событием для взрослых и детей стало проведение праздника «Фестиваль национальных культур». Проведение этого праздника обусловлено  разнородным национальным составом семей в МОУ, он объединяет семьи, способствует передаче духовных ценностей, воспитанию толерантности, уважения к  традициям  и культуре  людей разных национальностей.  Положительным опытом стало проведение совместных праздников, имеющих культурно-историческое значение: праздник Пасхи, Масленицы, Ивана Купала.

Важной частью работы является обогащение предметно-развивающей среды в соответствии с темами проектов. Мною подобраны: литературные произведения по духовно-нравственному воспитанию детей, репродукции картин о семье «Образы поколений глазами художников», демонстрационный и дидактический материал по теме «Наши профессии», составлена картотека стихотворений, загадок, пословиц, поговорок, собрана аудиотека для создания благоприятного эмоционального фона в досуговых мероприятиях и специально-организованной деятельности. С целью распространения положительного опыта семейного воспитания я оформила фото-стенд «Лучший семейный опыт по формированию привычки здорового образа жизни», «Военные фотографии из семейного архива», родительский уголок «Бенефис семьи», информационный стенд «Родительский сайт», передвижную выставку рисунков «Вместе дружная семья».

 Это помогает не только обмениваться опытом, но и служит повышению авторитета родителей.

Организация совместной деятельности семей осуществляется мной через организацию «семейных гостиных» для родителей и  творческих мастерских, на которых делятся опытом семейного воспитания:  «Досуг в семье: как его проводить», «Новый год встречаем дома», «Вместе нам не бывает скучно», «Отдыхаем всей семьей», «Семейные традиции из поколения в поколение», «Как сделать подарок своими руками», «Изготовление календарей памятных дат своей семьи», «Семейная игровая школа» и др.

Результат:

- сформирован устойчивый интерес к истории своей семьи и ее родословной;                - созданы необходимые условия для формирования позитивного отношения ребенка к своему «Я», другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей, для оптимизации родительско-детских отношений, что создает благоприятные предпосылки для успешной и полноценной социализации детей;

- положительные результаты диагностического исследования по развитию речи детей по темам проекта. 

Результативность деятельности в целом:

1. Созданы условия  для расширения и обогащения индивидуального опыта ребенка, развития речи детей. У детей сформированы представления о самом себе, о своей семье, времени, истории, мире профессий и увлечений, а параллельно с этим – нравственные ориентиры будущего жизненного выбора; творческого отношения к своей жизни и бережного отношения к жизни других людей.

2. Тематические проекты обеспечили развитие адекватной самооценки детей,  умения анализировать и контролировать свои действия и поступки, развитие творческих способностей и коммуникативных и речевых навыков, что создает предпосылки для благоприятного вхождения ребенка в мир социальных отношений и способствует достижению положительных результатов в новой социальной роли – школьника.

                                                                                                                                                                              3. Работа по формированию духовно-нравственных ценностей и социально-личностному развитию детей нашла поддержку и вызвала живой отклик среди родителей, помогла повысить их педагогический уровень.

Проведенная мною работа в данном направлении позволила сделать следующий вывод: использованный мною метод проектов является эффективным способом организации педагогического процесса, реализации задач по  речевому, социально-личностному и нравственному развитию ребенка, личностно ориентированного взаимодействия взрослых и детей.

 Считаю, что мой опыт работы может представлять интерес для педагогических работников.                                                                                                                                        

Автор: учитель-логопед  Девицкая О.С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СИСТЕМА ДИАГНОСТИКИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ И ОТ-СЛЕЖИВАНИЯ ДИНАМИКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ, 1999 г. Диплом II ст. на республиканском конкурсе

В данном докладе подробно описывается система диагностики и отслеживания динамики в речевом и познавательном развитии детей с ОНР. Указываются основные организационные принципы, описываются диагностич...

Педагогический журнал "Использование малых форм фольклора в речевом развитии детей дошкольного возраста"

В настоящее время во многих дошкольных учреждениях  фольклор рассматривается как приоритетное содержательное направление образовательно-воспитательной деятельности, широко используемое на з...

Педагогический опыт по теме "Формирование речевых умений учащихся через работу с текстом"

Информационно - педагогический модуль "Формирование речевых умений учащихся через работу с текстом". Опыт будет полезен учителям русского языка, работающих по учебнику С. И. Львовой....

Выступление на Педагогическом совете ДОУ "Блиц-игра для актуализации навыков педагогов по вопросам речевого развития детей «Ситуации для воспитательного диалога"

Игра проводилась онлайн на платформе ZOOM. Педагогам были предложены несколько ситуаций, из которых необходимо было организовать диалог с детьми в форме развивающего диалога....

Проект «Организация семейной умнотеки как средства психолого-педагогической поддержки семьи в вопросах познавательного развития детей дошкольного возраста, в том числе детей с ОВЗ в игровой деятельности»

Проект «Организация семейной умнотеки как средства психолого-педагогической поддержки семьи в вопросах познавательного развития детей дошкольного возраста, в том числе детей с ОВЗ...