Совершенствование методов обучения на уроках географии в школе VIII вида
материал на тему

Тимашева Тамара Васильевна

Целью современного образования, будь это общеобразовательная или коррекционная школа,  является развитие личностных качеств ученика, его способностей, формирование у обучающихся  активной, творческой жизненной позиции. Работа над проблемой формирования познавательного интереса к географическому материалу и активизации мыслительной деятельности учащихся, побудила меня к поиску активных методов и приемов обучения географии.

Широкий спектр методов и приемов, их сочетание, учитывающее содержание учебного материала, уровень подготовленности класса, наличие необходимых средств обучения, эмоционально-психологическую атмосферу конкретного класса способствует развитию познавательного интереса  обучающихся.

Наиболее эффективной в преподавании географии является личностно-ориентированная технология, целью которой является создание условий для проявления познавательной активности  учеников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Совершенствование методов обучения на уроках географии

Целью современного образования, будь это общеобразовательная или коррекционная школа,  является развитие личностных качеств ученика, его способностей, формирование у обучающихся  активной, творческой жизненной позиции. Работа над проблемой формирования познавательного интереса к географическому материалу и активизации мыслительной деятельности учащихся, побудила меня к поиску активных методов и приемов обучения географии.

Широкий спектр методов и приемов, их сочетание, учитывающее содержание учебного материала, уровень подготовленности класса, наличие необходимых средств обучения, эмоционально-психологическую атмосферу конкретного класса способствует развитию познавательного интереса  обучающихся.

Наиболее эффективной в преподавании географии является личностно-ориентированная технология, целью которой является создание условий для проявления познавательной активности  учеников.

Чрезвычайно широко практическое применение географических знаний. Каждый школьник в повседневной жизни сталкивается с прогнозом погоды, анализом карты в походах и экскурсиях, различным составом почв на даче и  огороде и т.д. Чтобы эффективно решать эти практикоориентированные задачи, у ребят должны быть сформированы не только географические знания, но и желание постоянно их пополнять, добывать самостоятельно, ориентируясь на собственные наблюдения и опыт.

Таким образом, география, как учебный предмет, предоставляет неограниченные возможности для формирования у школьников познавательного интереса.

Личностно ориентированный подход к обучению  географии считаю ведущим при организации учебно-воспитательного процесса. Такое обучение направлено на развитие и саморазвитие ребенка, становление его как личности с учетом индивидуальных особенностей, интересов и способностей.

Для реализации личностно ориентированного подхода в условиях специальной (коррекционной)  школы  VIII вида передо мной встали

задачи:

  • как организовать процесс обучения, чтобы информация, даваемая через содержание учебного материала, превращалась в индивидуальные знания;
  • какие приемы использовать в своей работе, чтобы каждый ученик чувствовал себя полноценной личностью.

Для формирования познавательного интереса на уроках географии  я использую разнообразные методы и приемы, наполняя их географическим содержанием. Например:

  1. Изучая тему «Климат Республики Татарстан» предлагаю ученикам презентацию на слайдах, на которых изображена природа области в разные времена года и ставлю перед детьми вопрос «когда бы я лучше и с большим удовольствием попутешествовал?». Затем  дети, работая с текстом учебника должны охарактеризовать климат Республики Татарстан. В ходе этого обучающиеся самостоятельно изучили данный материал, который был проверен с помощью применения ИКТ (информационных технологий), т.е. тестов.
  2. Прием “Эссе, сочинение, рассказ”

Цель: формирование умений к использованию знаний в новой ситуации; развитие орфографической грамотности; активизация познавательных процессов.

Пример: учащиеся получают задания:

  • описать один день, проведённый в тайге, пустыне, влажном экваториальном лесу и т. д.;
  • написать эссе по теме “Один день без географии”.

3. Прием «Причина-следствие»

Цель: развитие у учащихся умения выявлять и объяснять причинно-следственные связи.

Описание приема: учитель предлагает  найти соответствие между словами, записанными в два столбца (одно из них указывает причину, другое - следствие) и объяснить установленную связь (фронтально, в парах, группах и т.д.)

Пример.

волны

землетрясения

океанические течения

Луна

цунами

ветер

приливы и отливы

постоянные ветра

4. Прием «Логическая цепочка»

Цель: развитие у учащихся умения выявлять и объяснять причинно-следственные связи, выстраивать иерархическую цепочку понятий, событий и т.д.

Описание приема:  из ряда предложенных понятий или утверждений составить иерархическую цепочку, объяснить соподчиненность элементов цепочки.

Пример: Расположите предложения в логической последовательности.

  • На восточном побережье Австралии выпадает много осадков
  • Влагу приносит ветер пассат с Тихого океана
  • На восточном побережье Австралии расположен Большой Водораздельный хребет
  • На восточном побережье располагаются переменно-влажные леса.

Большое внимание на уроках уделяю поиску, сбору и выделению существенной информации из различных информационных источников. Например, про народы и страны по темам в 9 классе.

Первое, что я делаю, показываю небольшую презентацию об изучаемом государстве, где ярко прослеживаются его особенности, природа, климат и занятия населения.Обучающиеся собирают и выделяют информацию для дальнейшего поиска материала об интересующем государстве (Япония, Индия, Египет, Турция и т.д.). Где и каким образом ее добыть? Получили алгоритм, осуществляют поиск. Находят источники информации, используя карты, ресурсы интернет.

Наряду с традиционными методами и средствами обучения, на  уроках   географии  заложены огромные возможности внедрения в образовательный процесс новых информационных технологий. В настоящее время мы не мыслим современный урок без возможности показать фрагмент научно-популярного фильма, презентации, теста, схемы, иллюстративного материала. Знания ИКТ значительно облегчает подготовку к уроку. Уроки становятся более интересными, динамичными, запоминающимися, нетрадиционными.

При интегрировании современных педагогических технологий и ИКТ:

  • стимулируется познавательный интерес к географии;
  • создаются условия для мотивации учащихся к учению;
  • развивается мышление и творческие способности ребёнка;
  • формируется активная жизненная позиция в современном обществе.

Использование ИКТ позволяет:

  • проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;
  • реализовать индивидуализацию и дифференциацию обучения;
  • повысить объём выполненной работы на уроке, усовершенствовав контроль знаний;
  • рационально организовать учебный процесс;
  • формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;
  • обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам;
  • сделать больший акцент деятельности учащихся на уроке на самостоятельную работу, развивать критическое мышление.

 ИКТ  можно использовать практически на каждом  уроке. Это могут быть общедоступные средства MS Office. Текстовой редактор MS Word, программы MsPowerPoint, MS Explorer, MS Outlook, MS Photoshop, и другие. Это могут быть  уроки  с выходом в интернет, который даёт возможность провести виртуальную экскурсию в любую точку нашей планеты, познакомиться с природой, людьми, их бытом, культурой; у ребят появилась возможность подготовить к  уроку  доклад, сообщение, презентацию, реферат на любую тему, что представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся; повышает мотивацию учащихся к учению; активизирует познавательную деятельность; развивает мышление и формирует активную жизненную позицию.

ИКТ  играют важную роль в проведении контрольно – обобщающих  уроков. Формат тестовых компьютерных программ даёт возможность проверить знания, умения, навыки учащихся с помощью различных видов и типов заданий, наборов тематических и итоговых тестов с использованием иллюстраций, схем, карт.

Более ярким, интересным и увлекательным позволяют сделать урок медиаобъекты – интерактивные карты, которые с одной стороны обладают свойствами географической карты, т.е. являются уменьшенным в масштабе изображением земной поверхности с использованием особого языка – условных знаков. С другой стороны, у них появляется новое свойство, приближающее их к геоинформационным системам – возможность изменения содержания карты. Это позволяет акцентировать внимание учащихся только на том, о чем в данный момент рассказывает учитель, способствует формированию чувственных образов предметов и явлений действительности, составляющих первоначальный этап процесса формирования новых географических знаний.

Таким образом,  педагогическая деятельность в данной системе работы позволяет сформировать устойчивый познавательный интерес  к географии, способствует осознанному и прочному усвоению знаний, обозначенных в стандарте образовательного минимума, даёт возможность применить эти знания в новой ситуации и реальной жизни, а сам процесс обучения и воспитания проводить в комфортной обстановке. Таким образом, все вышеизложенное позволяет развивать и поддерживать познавательный интерес учащихся к обучению, делать учебный процесс интересным, прогрессивным, современным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные технологии и коррекционно-развивающие работы на уроках географии в школе VIII вида.

Применение инновационных технологий и коррекционно-развивающих упражнений в обучении детей с проблемами в интеллектуальной сфере создают необходимые условия для полноценного усвоения ими учебного мате...

Эффективные приёмы и методы обучения математике в специальной коррекционной школе VIII вида

 Изучение математики направлено на формирование определенного типа мышления, развитие познавательных способностей, формирование и коррекцию операций сравнения, анализа, синтеза...

Реализация принципа наглядности коррекционного обучения на уроках математики в школе VIII вида.

При изучении математики во вспомогательной школе необходимо  широко применять принцип наглядности в обучении. Ведь умственно отсталые школьники отличаются характерными  чертами: инертн...

Статья "Словесные методы обучения на уроках географии в коррекционной школе-интернате VIII вида"

Изучение географии в школе - интернате  VIII  имеет большое коррекционное  значение. Географический материал  в силу своего содержания обладает большими возможностями для ра...

Методы проблемного обучения в начальных классах коррекционной школы VIII вида

Методы проблемного обучения  в начальных классах коррекционной школы VIII вида: метод проблемного изложения материала, частично - поисковый метод....

Эффективные приёмы и методы обучения математике в специальной коррекционной школе VIII вида

В данной статье приведены эффективные приёмы и методы обучения математике в специальной коррекционной школе VIII вида...