Методы формирования познавательного интереса учащихся на уроках СБО в коррекционной школе 8 вида
учебно-методический материал (9 класс) по теме

Лукьянченко Анна Александровна

Методы формирования познавательного интереса учащихся на уроках СБО в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы формирования познавательного интереса учащихся на уроках СБО

        Целью специального образования детей с проблемами в развитии является подготовка их к самостоятельной жизни в обществе. Достижение такой цели обеспечивает вся система коррекционной учебно- воспитательной работы школы. Важный элемент этой системы – занятия по СБО.

    Социально- бытовая ориентировка умственно отсталых детей существенно затруднена в силу неполноценности их познавательной деятельности. обусловленной психическим недоразвитием. В отличие от нормально развивающихся сверстников, социальное развитие которых происходит в значительной мере непроизвольно и спонтанно, наши дети не в состоянии самостоятельно выделить и освоить образцы решения социальных и бытовых задач.

     В контексте формирования личности умственно отсталого ребенка социализация возможна лишь при условии целенаправленного обучения и воспитания обеспечивающих их подготовку к самостоятельной жизни.

     Важной задачей является формирование у подростков делового общения со сверстниками и взрослыми в школе и особенно вне стен школы, при посещении различных учреждений и организаций умений вступать в контакт с незнакомыми людьми, получать у них необходимую информацию и правильно ее использовать.

    Решение образовательных, коррекционно- развивающих и воспитательных задач с целью формирования у учащихся жизненной компетентности осуществляю с применением

                            различных методов обучения:

   

   Это экскурсии. Большое место в системе формирования социально-бытовых знаний и умений отводится экскурсиям. Дети в реальных естественных условиях наблюдают за объектами окружающего мира. уточняют и расширяют свои представления о них, закрепляют знания и умения, сформированные на занятиях в школе, учатся общаться с незнакомыми людьми , т.е. в процессе экскурсий формируется и обогащается социальный опыт детей.

    Экскурсии провожу по большинству тем СБО: при знакомстве с одеждой, обувью, посудой, продуктами – экскурсии в соответствующие магазины; при изучении темы « Медицинская помощь» - в аптеку, « Культура поведения» и « Трудоустройство» - в центр занятости населения и т.д. Экскурсии общеознакомительные и тематические.

      Однако проведение  экскурсий с нашими учащимися представляет некоторые трудности. Учителю трудно вести объяснение, т.к. дети часто отвлекаются , их внимание рассеивается. Поэтому экскурсию продумываю, при необходимости заранее посещаю место ее проведения. Решаю следующие задачи:

  • определяю цель, содержание, методы объяснения;
  • организую практическую деятельность учащихся и общение их с незнакомыми людьми, т.е. выполнение ими различных заданий \ ставлю вопросы, ответы на которые учащиеся должны найти, или сами спросить о чем- либо \;
  • провожу беседу после экскурсии с целью закрепления полученных знаний и подведения итогов экскурсии.

   Например, экскурсия в аптеку при изучении темы « Медицинская помощь». Знакомимся с видами медицинских учреждений, один  из них аптека. Определяем ее роль и значение в жизни людей, какую помощь можно получить в аптеке, в каких случаях обращаются в аптеку, где они расположены в нашем городе, как устроены. Где можно получить помощь в населенном пункте по месту проживания детей.

   При посещении аптеки выдаю детям вопросный лист:

1. Назначение аптеки.

2. Устройство аптеки.

3. Кто работает в аптеке?

4. Как получить лекарство по рецепту врача?

5. Как обратиться в ручной отдел?

6. Какую помощь работникам аптеки могут оказать школьники?

7. Объясните значение слов: фармацевт, рецепт, микстура.

    Устный рассказ учителя с применением наглядных пособий, с использованием диафильмов. Детей также обучаю составлению рассказов , например 5 класс- рассказ « Наша кухня», « Семья», 7 класс – рассказ о каком- либо лекарственном растении \ с применением наглядности\, 8 класс- все о применении СМ средства. Практикую устные и письменные изложения детей.

      Беседа предполагает вопросно- ответную форму обучения. Успешному применению метода беседы способствуют:

  • продуманная система и форма вопросов, которые предлагаю ученикам в ходе беседы.
  • вопросы, не требующие никакого размышления учащихся или подразумевающие ответы да, нет, не следует применять в беседе.
  • с целью проверки понимания учащимися изучаемого материала и развития их устной речи варьирую формы вопросов.

   Метод объяснительного чтения. Книга, печатный текст различных инструкций помогают закрепить знания. Работая с печатным текстом, учащиеся постепенно овладевают навыками самостоятельного чтения и понимания прочитанного. Объяснительное чтение способствует уяснению смысла отдельных слов, выражений и всего текста в целом. Учащиеся приобретают общеобразовательные знания и, в связи с этим, накапливают запас слов, развивают словесно- логическую речь и мышление.

    Моделирование реальных ситуаций. Воссоздание тех или иных бытовых ситуаций, с которыми сталкиваются люди в реальной жизни, позволяет выявить модели поведения, взаимоотношения людей, а также отношение людей к другим объектам окружающего мира \ животным, одежде, мебели, хлебу и т.д.\.

     Моделирование реальных ситуаций может применяться при изучении любой темы: « Жилище», « Одежда», « Питание», « Обувь», « Медицинская помощь», « Семейные отношения» и др.

               Повторение   пройденного за год

     ВОПРОСЫ  И  ЗАДАНИЯ                                  ОТВЕТЫ

1. Подпиши названия служб к             тел. 01-

    телефонным номерам.                       тел 02 -

                                                                    тел 03 –

                                                                    тел 04 -

2.Напиши цифрами правильный      - замочить белье

   порядок этапов ручной стирки       - выбрать средство

   изделий из хлопчатобумажной        - рассортировать белье \ бел. цв.

   ткани.                                                   – прополоскать белье

                                                                  - постирать белье

                                                                   - отжать белье

                                                                  - развесить белье для сушки

3. Подчеркни правильный ответ.      – по твердым ценам

    По каким ценам можно купить      - по договорным с покупателя-

    товар на рынке?                                   ми ценам.

4. Подчеркни правильный ответ.      – по твердым ценам

    По каким ценам можно                    - по договорным с покупателя-

    купить товар в магазине?                 ми ценам

5. Подчеркни правильный ответ.      – по размеру окружности головы

    Как определить размер одежды?   - по размеру окружности талии

                                                                  - по размеру окружности груди

                                                                  - по размеру окружности бедер

                                                                  - по росту

6. Подчеркни правильные ответы.   – кухонный стол

    Какую мебель можно поставить    - диван

    в гостиной комнате?                         - журнальный столик

                                                                  - тумбу для  телевизора

                                                                  - кресло

                                                                  - кровать

7. Подчеркни название электро-        - электроутюг

    приборов, используемых для          - пылесос

    уборки помещений.                           – электрополотер

                                                                  - швабра

  Анализ ситуаций развивает внимание, наблюдательность детей, критичность их мышления, его гибкость, а также способствует осознанному восприятию культурно- нормативного поведения, воспитанию доброжелательности, внимательности к людям, и в целом способствует эмоционально- положительному восприятию ребенком окружающего мира.

   Дидактические игры. В дидактических играх могут использоваться натуральные предметы,  игрушки, муляжи, модели, картинки. Одевание и пеленание куклы \ тема « Семья» \, узнавание на ощупь крупы \ тема « Питание» \, стереть лишнее слово \ на доске « Наведи порядок» тема « Одежда» \, разложить картинки на две группы \ посуда и продукты – тема « Питание»\, « Наведи порядок» - технология приготовления каши. \ разложить по карточкам \.

   Сюжетно- ролевые игры. Они способствуют закреплению знаний о группах предметов \ например, одежда, обувь, посуда, мебель, продукты\, различных умений \ например, покупки товаров , складывания одежды, сервировки стола \, социально- культурных норм поведения.

   Лабораторный метод. Лабораторной работой может быть наблюдение за обезжириванием поверхности тарелки под воздействием жидкости для мытья посуды, за результатами замачивания белья перед стиркой, выведение домашними средствами пятен с одежды, проверка качества яйца и т.д.

   Упражнения в виде записей. В ходе занятия учащиеся делают записи и зарисовки, которые помогают им лучше осознать и запомнить изучаемый программный материал. Для правильного ведения записей дети нуждаются в руководстве учителя. Поэтому обучаю их выделять главные мысли, положения, учу излагать их кратко в тетради.

    Упражнения в применении полученных знаний. Наши учащиеся могут выучить инструкции, таблицу умножения, но не умеют применять их на практике, знать правила грамматики, но не соблюдать  их на письме. Могут знать, что 1 литр равен 1000 мл., но не сумеют отмерить тот- же объем воды стаканом емкостью 250 мл. Поэтому только в процессе практической деятельности и многократных повторений формирую умение применять полученные знания на практике.

   Методы проверки знаний.  Умственно отсталый школьник не всегда владеет речью в такой степени, чтобы без затруднений излагать свои знания. Поэтому выявление знаний только через устную речь нельзя признать полным и объективным. Учитывая эти особенности использую также тестирование \ для проверки уровня усвоения учебного материала в начале прохождения темы, в середине и в конце \. Тестирование- это активная и увлекательная форма проверки и самопроверки  знаний.

    При обучении предмету СБО акцент делается не на сумму знаний о правилах жизни в обществе, не сумму умений, связанных с бытом, общением, а на всестороннее целостное развитие личности воспитанника.

    Ученые выделяют социально- значимые качества личности: познавательная культура, коммуникативная, нравственная, трудовая, эстетическая, физическая культура, необходимые для полноценной жизни и деятельности в обществе.

     Непрерывность и преемственность педагогического воздействия реализуется через постепенное раскрытие содержания с пошаговым возрастанием программных требований, обеспечивая целенаправленное формирование разных сторон личности ребенка.

    Преемственность в обучении СБО проявляется в постепенном повышении компетенции детей в области социализации.

   

   Подбор методов, приемов, форм организации учебного процесса происходит с учетом постепенного их усложнения, с повышением доли самостоятельности воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики в коррекционной школе 8 вида.

 Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. В ...

Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики при изучении нового материала

Наличие познавательных интересов у школьников способствует росту их активности на уроках качества знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и вы...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке географии в коррекционной школе 8 вида.

Формирование познавательных интересов и активизация личности – процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает активность, но в свою очередь, повышение активности укрепляет и углу...

Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики

Очень важно при обучении,чтобы ребенок любил ваш предмет.Тогда он будет учиться с увлечением , стремиться познать больше нового и интересного ....

Доклад на тему "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии в коррекционной школе VIII-го вида"

В условиях модернизации образования главным направлением развития школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы ...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики в коррекционной школе 8 вида

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики в коррекционной школе 8 видаАктивизация познавательной деятельности учащихся – это система педагогических воздействий учителя, нап...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики в коррекционной школе VIII вида в условиях ФГОС

Дети с нарушением интеллекта - одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы. Вопросы активизации учения учащихся относятся к числу наиболее актуальных пробл...