Доклад "Социальная адаптация детей-сирот через сюжетно-ролевую игру"
статья на тему

Широкова Елена Дмитриевна

Первым и важным институтом социализации ребенка является семья. А как быть детям-сиротам, которые лишены возможности расти и воспитываться в семье? За социализацию таких детей ответственность несут педагоги. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_konf.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное

учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными

возможностями здоровья «Специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат V вида»

   

Адаптация в переводе с латинского означает приспособление, прилаживание. В основе адаптации лежат реакции организма, направленные на сохранение постоянства его внутренней среды. Адаптация обеспечивает нормальное развитие, оптимальную работоспособность и максимальную продолжительность жизни организма в различных условиях окружающей среды.

Изначально, понятие «адаптация» связано с биологическим уровнем приспособления человеческого организма к условиям окружающей среды. На определенном этапе человеческой жизни биологический уровень переходит в социальный, т.е. начинается процесс социальной адаптации.

Социальная адаптация есть взаимодействие двух сложных систем – личности и социальной среды.

К процессу социальной адаптации молодое поколение необходимо готовить.

Первым и важным институтом социализации ребенка является семья. А как быть детям-сиротам, которые лишены возможности расти и воспитываться в семье? За социализацию таких детей ответственность несут педагоги. Если в семье этот процесс происходит менее болезненно, т. к. в повседневной жизни , в быту постоянно возникают ситуации через которые ребенок входит в социум , поддерживаемый и направляемый родными и близкими людьми. То для детей-сирот, живущих в интернате или детском доме педагогам приходится искусственно создавать эти ситуации. И лучшим помощником в этом является сюжетно-ролевая игра.

Педагогами-исследователями игра определяется как исторически возникший вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и взаимоотношений между ними. Игра социальна по своему происхождению, так как ребёнок живёт в обществе и уже с первых лет жизни стремится к общению с окружающими его людьми, хочет быть активным участником их деятельности. Именно в игре, подражая действиям старших, он творит, сопереживает, радуется и огорчается, строит догадки, выдвигает гипотезы и таким образом приобщается к окружающей его жизни.

Для сюжетно-ролевых игр характерно наличие темы, игрового замысла, сюжета или содержания, игровых действий в роли. В сюжетно-ролевой игре дети вступают во взаимоотношения с воспитателем и друг с другом, овладевают правилами, которые связываются с исполнением ролей, принятых по замыслу игры.

Сюжетно-ролевая игра протекает как осмысленная и целенаправленная деятельность, поэтому в игре ребёнок ставит цель: накормить дочку, поехать в гости и др. Цели игр меняются по мере приобретения новых знаний и впечатлений.

Сюжетно-ролевые игры различаются по содержанию:

  1. игры на бытовые сюжеты: «Семья», «Детский сад»;
  2. отражающие предметно-практическую деятельность взрослых: «Магазин», «Строительство», «Поликлиника»;
  3. отражающие события общественной жизни: национальные праздники, народные традиции, встречу гостей.

Сюжеты – это то, что дети видят вокруг себя, о чём им часто рассказывают. Важно, чтобы круг сюжетов постепенно расширялся, включая в себя всё новые знания и новые стороны окружающей жизни.

Для развития сюжета игры у детей должно быть наличие знаний об окружающих его предметах, их свойствах, назначении, о событиях и явлениях реального мира, достоверные сведения о действиях взрослого, об их отношениях. В этом огромная заслуга всех воспитателей нашего интерната, особенно воспитателей воскресной группы Никифоровой Г.Е. и Соколовой Т.П., они неустанно работают в этом направлении. Дети воскресной группы вместе с воспитателями совершают разные экскурсии, посещают музеи и выставки, знакомятся с достопримечательностями города, общаются с ветеранами войны. Кроме этого воспитатели доверяют детям самостоятельно делать небольшие покупки в магазинах. Все это наполняет жизнь детей незабываемыми впечатлениями, и эти впечатления они отражают в сюжетно-ролевых играх.

Таким образом, игра – это форма отражения действительности. «Сюжетно-ролевая игра является специфически человеческой деятельностью ребёнка, в корне отличной от тех аналогов игры, которые можно наблюдать у животных. Эта игра является социальной не только по содержанию, но и по самой структуре, по своему механизму» – отмечала Г.Л. Выгодская.

Сюжетно-ролевая игра оказывает существенное влияние на формирование отдельных психических функций и личности ребёнка в целом. Это показано в исследованиях педагогов и психологов (Л.С. Выгодский, А.В. Запорожец и др.). Ребёнок учится замещать реальные предметы игрушками, реальные действия – игровыми действиями, «у ребёнка развивается способность воспроизводить те или другие стороны действительности с помощью различных способов её обозначения (наглядных символов, изображений, слов и т.д.)». В результате  у ребёнка формируется словесно-логическое мышление, а также умение сознательно регулировать человеческие действия.

В данной игре ребенок развивается всесторонне: это и моторное развитие, и совершенствование движений, и умение общаться, так как дети просто вынуждены общаться друг с другом, играя совместно.

Таким образом, общение детей во время игры способствует развитию их речи. Что также облегчит процесс их социальной адаптации.

В процессе игр дети усваивают правила общественного поведения, овладевают нормами поведения в быту, у них развивается интерес и уважение к труду людей, интерес к книге и знаниям.

Сюжетно-ролевая игра способствует формированию дружеских, товарищеских взаимоотношений между детьми. В ходе игры дети учатся действовать сообща, согласованно, считаться с интересами других участников игры, уступать, а это не что иное, как аспекты коллективной деятельности.

«Пережитые в игре чувства и отношения к другим, взятые на себя обязанности и умение их выполнить, умение подчинять свои желания правилам, – всё это становиться достоянием личности ребёнка. Поэтому сюжетно-ролевая игра имеет особое значение для социализации детей-сирот» – писал Л.С. Выготский.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, отличаются по общему физическому и психическому развитию от детей, растущих в семьях. У  них отмечаются замедленный темп психического развития, низкий уровень    интеллектуального развития, бедные эмоциональная сфера и воображение, позднее формирование навыков саморегуляции и правильного поведения.

Поведение этих детей характеризуется раздражительностью, вспышками гнева, преувеличенным реагированием на события и  взаимоотношения, обидчивостью, провоцированием конфликтов со сверстниками, неумением общаться с ними. Подобные негативные проявления подвергаются коррекции в сюжетно-ролевой игре, так как она основана на интересе детей. Ребенка нельзя заставить играть, необходимо развить у него интерес и желание делать это.

С целью выявить влияние сюжетно-ролевой игры на соц. адаптацию таких детей было проведено наблюдение в воскресной группе за самостоятельной игрой ребят младшего возраста без обучения и после него. Дети играли в игру «Поликлиника». Результаты наблюдения заслуживают внимания. Игра детей без обучения обеднена, развитие сюжета происходит незначительное, речевое общение ограничено, прослеживается неумение играть в группе, состоящей из 4-6 человек. Подобная игра не способствует социальной адаптации детей-сирот. Обучение включало в себя беседы на темы «Что Вы знаете о профессии врача?», «Медицинские инструменты», рассматривание иллюстраций, экскурсию в медицинский кабинет. После него игра заметно обогатилась. Дети не просто копировали действия персонажей, но и выражали свои эмоции и чувства. Сюжет ребята развивали самостоятельно, роли исполняли с удовольствием, активный словарь детей пополнился. Наглядно эти наблюдения отражены в диаграмме. Посмотрите, пожалуйста.  

 Наблюдение показало, что в процессе игры дети учатся играть вместе, у них складываются определённые нравственные и этические отношения, они овладевают нормами общественного поведения, развивается речь, формируется личность. Таким образом в детях формируются качества, необходимые для социальной адаптации. Применение этих качеств при взаимодействии с окружающим миром делает процесс социальной адаптации более лёгким и менее травмирующим для детей-сирот.

Более того, сюжетно-ролевая игра способствует сохранению здоровья детей что также немаловажно для социальной адаптации. Воспитатели нашей школы-интерната не забывают об этом: организуют игры на свежем воздухе, стремятся в играх отразить как можно больше жизненных ситуаций, чтобы в будущем их воспитанники испытали меньше стрессов.

Диаграмма

Уровень сформированности необходимых для социальной адаптации качеств у детей-сирот в самостоятельной и организованной игре.

Ось X: Качества, необходимые для социальной адаптации.

1 – Общение со взрослыми; 2 – Взаимодействие в детском коллективе;

3 – Нравственные качества; 4 – Нормы и правила поведения;

5 – Эмоциональная сфера.

Ось Y: Количество детей, обладающих данными качествами.

Литература.

  1. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение 1967.
  2. Вопросы воспитания и обучения аномальных детей дошкольного возраста / Под ред. Носковой. – М.: Издательство АПН – СССР, 1982.
  3. Воспитание детей в игре / Под ред. Менджерицкой. – М.: Просвещение, 1979.
  4. Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка // Вопросы психологии. – 1966. - №6.
  5. Жуковская Р.И. Игра и её педагогическое значение. – М.: Педагогика, 1975.
  6. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – 4-е изд. – М.: Изд. МГУ, 1981.
  7. Люблинская А.А. Воспитателю о развитии ребёнка. – М.: Просвещение, 1972.
  8. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. –М.: Просвещение, 1982.
  9. Растова Л.М. К вопросу о содержании понятия «Социальная адаптация». – В сб.: Труды Алтайского политехнического института. Барнаул, 1972.
  10. Стеценко С.А. и др. Социально-психологическая модель службы профилактики инвалидности с детства // Научно-практическая конференция по проблемам реабилитации инвалидов с детства и профилактики инвалидности.: Тез. докл. – Л., 1990.
  11. Хейссерман Э. Потенциальные возможности развития нормального и аномального ребёнка. – М.: Просвещение, 1964.
  12. Чудакова В.И. Воспитание коллективизма средствами сюжетно-ролевой игры. – Минск, 1971.
  13. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1978.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Социально-психологическая адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей при обучении в колледже"

Об особенностях работы социального педагога со студентами, относящимися к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей....

Формирование социальных компетенций у детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья через сюжетно-ролевую игру на внеклассных занятиях

Совершенно ясно, что процесс социализации детей с ограниченными возможностями значительно отличается от процесса социализации прочих учащихся. И он всегда будет актуален, потому что, жизнедеятельность...

Развитие устной речи обучающихся через сюжетно-ролевые игры в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов НОО

Описание опыта работы на VIII городской научно-практической конференции молодых педагогических работников муниципальных образовательных учреждений г.Нижневартовска «Образование – будущее города»...

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья через сюжетно-ролевую игру

laquo;Социализация - это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой, в процессе усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также са...

Развитие устной речи обучающихся через сюжетно - ролевые игры в условиях введения ФГОС НОО

система обучения английскому языку, основанная на развитии устной речи через коммуникативную деятельность. Примеры сюжетно-ролевых игр...

Игра как средство социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Игра комплексно воздействует на развитие личности ребенка, развивает интеллектуальные, духовные, нравственные, эстетические, трудовые качества, формирует личность в целом. Посредством игры ребенку пре...

Социализация детей через сюжетно-ролевую игру на уроках английского языка

Социализация детей через сюжетно-ролевую игру на уроках английского языка...