Рабочая программа развивающего курса "Коррекция фонематической стороны речи. Коррекция произношения и слоговой структуры слова"
рабочая программа на тему

Воробей Татьяна Вячеславовна

Рабочая программа развивающего курса "Коррекция фонематической стороны речи. Коррекция произношения и слоговой структуры слова" направлена на исправление неправильного произношения звуков у учащихся начальных классов общеобразовательной школы, имеющих фонетический дефект.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx41.71 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Коррекция фонематической стороны речи. Коррекция звукопроизношения и

слоговой структуры слова»

Составитель программы:

учитель – логопед

Т.В. Воробей

Пояснительная записка.

Повышение эффективности и качества обучения учащихся общеобразовательной школы предполагает своевременное выявление, предупреждение и устранение имеющихся у них недостатков устной и письменной речи.

Чем раньше начинается коррекция речевых нарушений у учащихся, тем выше ее результативность как в плане ликвидации собственно речевых недостатков, так и в плане предупреждения негативных последствий в психо - эмоциональном развитии учащихся.

Сопоставление характера недостатков произношения с уровнем развития фонематических процессов, лексического запаса, грамматического строя позволяет уточнить роль дефектов произношения в общей картине нарушений устной речи. Так, если недостатки произношения проявляются только в виде отсутствия звука либо искаженного произношения отдельных (или даже нескольких) звуков, то в подавляющем большинстве случаев это указывает на изолированный фонетический дефект. Это означает, что данный учащийся, имеющий нормальный слух, зрение, интеллект, к школьному возрасту в силу ряда причин не успел приспособить артикуляционный уклад к произнесению определенных звуков в фонетической системе языка, носителем которого он является. Формирование фонематических процессов при этом не задерживается; на их базе своевременно развиваются спонтанные предпосылки к овладению анализом и синтезом звукового состава. В дальнейшем такие учащиеся овладевают письмом и чтением и полноценно усваивают программу обучения в целом.

Несмотря на это фонетический дефект осложняет общение данных учащихся с окружающими, делая их речь невнятной, т.е. владея содержанием слова, учащийся не в состоянии полноценно оформить его фонетически. Отсюда возникает скованность в общении со сверстниками и взрослыми. Учащиеся пытаются избегать произношения трудных для них звуков, произнося слова тихо либо очень быстро, стараясь завуалировать неправильное произношение. Как правило, такие учащиеся имеют незначительные изменения со стороны эмоционально – волевой сферы. Так у них отмечается раздражительность, плаксивость, расторможенность, а в единичных случаях и вспышки аффекта.

Наблюдения за речью учащихся с фонетическими дефектами показывают, что у младших школьников уже прочно закрепилось неправильное произношение звуков, и самостоятельно, без специального обучения фонетический дефект не исправить.

Цель программы:

исправление неправильного употребления звуков во всех видах речевой деятельности

Задачи программы:

  • коррекция дефектов произношения;
  • развитие фонематического слуха;
  • развитие органов артикуляции: выработка правильных, полноценных движений, необходимых для произношения звуков;
  • уточнение и закрепление слухопроизносительных дифференцировок фонем;
  • коррекция слоговой структуры слова;
  • развитие внимания, памяти, мышления;
  • восполнение пробелов лексико – грамматической стороны речи;
  • развитие анализаторов (слухового, зрительного и кинестетического).

Коррекционная работа состоит из трёх этапов.

I этап - постановка звука.

Цель

Научить правильно произносить изолированный звук.

Задачи I этапа

  • Развитие фонематических процессов.
  • Формирование правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные – артикуляционные уклады различных звуков.
  • Формирование правильного речевого дыхания.

Основные направления работы

  1. Развитие фонематических процессов:
  • Развитие умения дифференцировать правильное и дефектное произношение изучаемого звука.
  • Развитие умения выделять изучаемый звук из потока звуков, слогов, слов.
  1. Формирование правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные – артикуляционные уклады различных звуков:
  • Формирование правильных общих артикуляционных движений, необходимых для всех звуков.
  • Формирование правильных артикуляционных движений, необходимых для изучаемого звука.
  • Формирование правильного артикуляционного уклада изучаемого звука.
  1. Формирование правильного речевого дыхания.
  • Формирование длительного, плавного речевого выдоха.
  • Соединение правильного артикуляционного уклада и речевого выдоха в правильное произношение звука.

Структура и содержание I этапа

Первый этап коррекционно-развивающего обучения продолжается 1 – 3 занятия в зависимости от изучаемого звука и речевых возможностей учащегося. Для учащихся с дизартрическим компонентом число занятий может быть увеличено. Занятия проводятся в индивидуальной форме 2 раза в неделю. Длительность занятия 30 минут.

К концу первого этапа учащийся должен:

  • различать на слух правильное и дефектное произношение изучаемого звука;
  • уметь выделять изучаемый звук из потока звуков, слогов, слов;
  • правильно произносить изолированный звук.

II этап – автоматизация звука

Цель

Автоматизировать изучаемый звук в речи учащегося.

Основные задачи и направления работы

  1. Развитие фонематических процессов:
  • Развитие умения определять место изучаемого звука в слове.
  1. Автоматизация звука:
  • Автоматизация звука в слогах, словах, фразах, текстах.
  • Коррекция слоговой структуры слова.
  • Автоматизация звука в собственной речи.
  1. Развитие лексического запаса и грамматического строя речи:
  • уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путём накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счёт развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования.
  • уточнение значения используемых синтаксических конструкций;
  • дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путём овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении.
  1. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:
  • устойчивости внимания;
  • наблюдательности;
  • способности к запоминанию;
  • способности к переключению;
  • навыков и приёмов самоконтроля;
  • произвольности общения и поведения.
  1. Формирование полноценных учебных умений:
  • планирование предстоящей деятельности;
  • контроль за ходом своей деятельности;
  • работа в определённом темпе;
  • применение знаний в новых ситуациях.
  • анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.

Структура и содержание второго этапа

На второй этап коррекционно-развивающего обучения отводится примерно 30 – 40 занятий на каждый звук. Занятия проводятся в индивидуальной форме 2 раза в неделю. Длительность занятия 30 минут.

К концу второго этапа учащиеся должны научиться:

  • правильно произносить изучаемый звук во всех позициях

III этап – дифференциация звуков

Цель

Дифференцировать изучаемый звук со смешиваемым звуком

Основные задачи и направления работы

Дифференциация изучаемого звука и смешиваемого звука на уровне слогов, слов, фраз, текстов.

Структура и содержание третьего этапа

Данный этап работы включается только в тех случаях, когда у учащегося наблюдается смешение звуков не только на слух, но и в произношении. На третий этап коррекционно-развивающего обучения отводится примерно 5 - 6 занятий на каждый звук. Занятия проводятся в индивидуальной форме 2 раза в неделю. Длительность занятия 30 минут.

К концу третьего этапа учащиеся должны научиться:

  • правильно произносить изучаемый звук во всех позициях в самостоятельной речи, не смешивая его с другими звуками

Оценка результативности программы

Результативность и эффективность программы выявляется путём диагностического обследования, проводимого 2 раза: до начала коррекционно-развивающего обучения и после него.

        При составлении учебной программы использованы пособия по коррекционной работе с обучающимися, имеющие речевые нарушения:

Б.И. Айзенберг «От звука к речи» Москва Научное объединение «компенс – центр» 1995г.

В. Цвынтарный «Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем» Санкт-Петербург «Лань» 1999г.

В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Индивидуально – подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения Москва «Гном – Пресс» 1998г.

В.М. Акименко «Исправление звукопроизношения у детей» Ростов-на-Дону «Феникс» 2008г.

Е.А. Алифанова, Н.Е. Егорова «Логопедические рифмовки и миниатюры» Москва «Гном – Пресс» 1999г.

И.Б. Мусова «Логопедические чистоговорки» Москва Ассоциация авторов и издателей «Тандем» 1999г.

Л.П. Успенская, М.Б. Успенский «Учитесь правильно говорить» Москва «Просвещение» 1991г.

Н.А. Седых «Воспитание правильной речи у детей» Москва «Сталкер» 2003г.

Н.С. Жукова «Уроки логопеда. Исправление нарушений речи» Москва «Экомо» 2007г.

Т.А. Ткаченко «Логопедическая энциклопедия» Москва «Мир книги» 2008г.

Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова «Учись говорить правильно» Москва МГОПИ 1993г.

Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова «Формирование звукопроизношения у дошкольников» Москва МГОПИ 1993г.

Приложение 1.

Календарно – тематическое планирование логопедических занятий.

План индивидуальной работы по постановке звуков [С, З, Ц].

Дата

Тема занятия.

Примечание.

1

Логопедическое обследование.

2

Разучивание общих артикуляционных упражнений.

3

Разучивание упражнений для звуков [С, З, Ц].

4

Постановка и автоматизация изолированного звука [С].

5

Автоматизация звука [С] в прямом ударном слоге в начале слова.

6

Автоматизация звука [С] в прямом ударном слоге в середине слова.

7

Автоматизация звука [С] в прямом безударном слоге в начале слова.

8

Автоматизация звука [С] в прямом безударном слоге в середине слова.

9

Автоматизация звука [С] в обратном ударном слоге.

10

Автоматизация звука [С] в обратном безударном слоге.

11

Автоматизация звука [С] в прямом слоге при стечении согласных (СТА).

12

Автоматизация звука [С] в обратном слоге при стечении согласных (АСТ).

13

Автоматизация звука [С] в слогах при стечении согласных (СКА, АСК) на материале слогов и слов.

14

Автоматизация звука [С] в слогах при стечении согласных (СКА, АСК) на материале предложений и текстов.

15

Автоматизация звука [С] в слогах при стечении согласных (СПА, АСП) на материале слогов и слов.

16

Автоматизация звука [С] в слогах при стечении согласных (СПА, АСП) на материале предложений и текстов.

17

Закрепление речевых навыков.

18

Автоматизация звука [С,] в ударных слогах.

19

Автоматизация звука [С,] в безударных слогах.

20

Автоматизация звука [С,] при стечении согласных.

21

Автоматизация и дифференциация звуков [С] и [С,].

22

Автоматизация речевых навыков.

23

Автоматизация звука [З] в прямых ударных слогах.

24

Автоматизация звука [З] в прямых безударных слогах.

25

Автоматизация звука [З] в обратных слогах.

26

Автоматизация звука [З] при стечении согласных

27

Автоматизация и дифференциация звуков [С] и [З].

28

Автоматизация звука [З,].

29

Автоматизация и дифференциация звуков [З] и [З,].

30

Автоматизация речевых навыков.

31

Автоматизация звука [Ц] в прямых ударных слогах.

32

Автоматизация звука [Ц] в прямых безударных слогах.

33

Автоматизация звука [Ц] в обратных слогах.

34

Автоматизация звука [Ц] при стечении согласных

35

Автоматизация и дифференциация звуков [С], [З], [Ц].

36

Автоматизация и дифференциация звуков [С], [З], [Ц].

37

Закрепление речевых навыков.

План индивидуальной работы по постановке звуков [Ш, Ж].

Дата

Тема занятия.

Примечание.

1

Логопедическое обследование.

2

Разучивание общих артикуляционных упражнений.

3

Разучивание упражнений для звуков [Ш, Ж].

4

Разучивание упражнений для звуков [Ш, Ж].

5

Постановка и автоматизация изолированного звука [Ш].

6

Автоматизация звука [Ш] в обратном ударном слоге.

7

Автоматизация звука [Ш] в обратном безударном слоге.

8

Автоматизация звука [Ш] в прямом ударном слоге в начале слова.

9

Автоматизация звука [Ш] в прямом ударном слоге в середине слова.

10

Автоматизация звука [Ш] в прямом безударном слоге в начале слова.

11

Автоматизация звука [Ш] в прямом безударном слоге в середине слова.

12

Автоматизация звука [Ш] в слогах при стечении согласных (ШКА, АШК) на материале слогов и слов.

13

Автоматизация звука [Ш] в слогах при стечении согласных (ШКА, АШК) на материале предложений и текстов.

14

Автоматизация звука [Ш] в слогах при стечении согласных (ШТА, АШТ) на материале слогов и слов.

15

Автоматизация звука [Ш] в слогах при стечении согласных (ШТА, АШТ) на материале предложений и текстов.

16

Автоматизация звука [Ш] в слогах при стечении согласных (ШНА, АШН) на материале слогов и слов.

17

Автоматизация звука [Ш] в слогах при стечении согласных (ШНА, АШН) на материале предложений и текстов.

18

Автоматизация звука [Ш] в слогах при стечении согласных (ШМА, АШМ) на материале слогов и слов.

19

Автоматизация звука [Ш] в слогах при стечении согласных (ШМА, АШМ) на материале предложений и текстов.

20

Автоматизация речевых навыков.

21

Автоматизация звука [Ж] в прямом ударном слоге в начале слова.

22

Автоматизация звука [Ж] в прямом ударном слоге в середине слова.

23

Автоматизация звука [Ж] в прямом безударном слоге.

24

Автоматизация звука [Ж] в обратном слоге.

25

Автоматизация звука [Ж] в обратном слоге.

26

Автоматизация звука [Ж] в слогах при стечении согласных на материале слогов и слов.

27

Автоматизация звука [Ж] в слогах при стечении согласных на материале предложений и текстов.

28

Автоматизация и дифференциация звуков [Ш] и [Ж].

29

Автоматизация и дифференциация звуков [Ш] и [Ж].

30

Закрепление речевых навыков.

План индивидуальной работы по постановке звука [Л].

Дата

Тема занятия.

Примечание.

1

Логопедическое обследование.

2

Разучивание общих артикуляционных упражнений.

3

Разучивание упражнений для звука [Л].

4

Разучивание упражнений для звука [Л].

5

Постановка и автоматизация изолированного звука [Л].

6

Автоматизация звука [Л] в прямом ударном слоге в начале слова.

7

Автоматизация звука [Л] в прямом ударном слоге в середине слова.

8

Автоматизация звука [Л] в прямом безударном слоге в начале слова.

9

Автоматизация звука [Л] в прямом безударном слоге в середине слова.

10

Автоматизация звука [Л] в обратном ударном слоге.

11

Автоматизация звука [Л] в обратном безударном слоге.

12

Автоматизация звука [Л] в слогах при стечении согласных (КЛА, АЛК) на материале слогов и слов.

13

Автоматизация звука [Л] в слогах при стечении согласных (КЛА, АЛК) на материале предложений и текстов.

14

Автоматизация звука [Л] в слогах при стечении согласных (ГЛА, АГЛ) на материале слогов и слов.

15

Автоматизация звука [Л] в слогах при стечении согласных (ГЛА, АГЛ) на материале предложений и текстов.

16

Автоматизация звука [Л] в слогах при стечении согласных (ПЛА, АПЛ) на материале слогов и слов.

17

Автоматизация звука [Л] в слогах при стечении согласных (ПЛА, АПЛ) на материале предложений и текстов.

18

Автоматизация звука [Л] в слогах при стечении согласных (СЛА, ЗЛА) на материале слогов и слов.

19

Автоматизация звука [Л] в слогах при стечении согласных (СЛА, ЗЛА) на материале предложений и текстов.

20

Автоматизация звука [Л] в слогах при стечении согласных (ШЛА, ЛША) на материале слогов и слов.

21

Автоматизация звука [Л] в слогах при стечении согласных (ШЛА, ЛША) на материале предложений и текстов.

22

Автоматизация звука [Л] в слогах при стечении согласных (ЖЛА, ЛЖА) на материале слогов и слов.

23

Автоматизация звука [Л] в слогах при стечении согласных (ЖЛА, ЛЖА) на материале предложений и текстов.

24

Автоматизация звука [Л] в различных позициях, исключая звук [Р].

25

Автоматизация звука [Л] в различных позициях, исключая звук [Р].

26

Закрепление речевых навыков.

План индивидуальной работы по постановке звука [Р].

Дата

Тема занятия.

Примечание.

1

Логопедическое обследование.

2

Разучивание общих артикуляционных упражнений.

3

Разучивание упражнений для звука [Р].

4

Разучивание упражнений для звука [Р].

5

Вибрация в сочетаниях [ТР - ДР] в прямом ударном слоге в начале слова.

6

Вибрация в сочетаниях [ТР - ДР] в прямом ударном слоге в середине слова.

7

Вибрация в сочетаниях [ТР - ДР] в прямом ударном слоге в середине слова.

8

Вибрация в сочетаниях [ТР - ДР] в прямом безударном слоге в начале слова.

9

Вибрация в сочетаниях [ТР - ДР] в прямом безударном слоге в середине слова.

10

Вибрация в сочетаниях [ТР - ДР] в прямом безударном слоге в середине слова.

11

Вибрация в сочетаниях [ТР - ДР] в обратном слоге.

12

Автоматизация речевых навыков

13

Автоматизация звука [Р] в обратном ударном слоге в конце слова.

14

Автоматизация звука [Р] в обратном ударном слоге в конце слова.

15

Автоматизация звука [Р] в обратном безударном слоге в середине слова.

16

Автоматизация речевых навыков

17

Автоматизация звука [Р] в прямом ударном слоге в начале слова.

18

Автоматизация звука [Р] в прямом ударном слоге в середине слова.

19

Автоматизация звука [Р] в прямом ударном слоге в середине слова.

20

Автоматизация звука [Р] в изученных позициях.

21

Автоматизация звука [Р] в изученных позициях.

22

Автоматизация звука [Р] в изученных позициях.

23

Автоматизация звука [Р] в слогах при стечении согласных (КРА, ГРА) на материале слогов и слов.

24

Автоматизация звука [Р] в слогах при стечении согласных (КРА, ГРА) на материале предложений и текстов.

25

Автоматизация звука [Р] в слогах при стечении согласных (ПРА, БРА) на материале слогов и слов.

26

Автоматизация звука [Р] в слогах при стечении согласных (ПРА, БРА) на материале предложений и текстов.

27

Автоматизация звука [Р] в изученных позициях.

28

Автоматизация звука [Р] в сложных словах.

29

Автоматизация звука [Р] в сложных словах.

30

Автоматизация речевых навыков

31

Автоматизация звука [Р,] в прямых слогах в начале и середине слов.

32

Автоматизация звука [Р,] в обратных слогах в конце и середине слов.

33

Автоматизация речевых навыков

34

Автоматизация звука [Р,] в слогах при стечении согласных на материале слогов и слов.

35

Автоматизация звука [Р,] в слогах при стечении согласных на материале предложений и текстов.

36

Автоматизация речевых навыков

37

Закрепление речевых навыков.

38

Закрепление речевых навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ткаченко+Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова

Коррекция нарушений слоговой структуры слова...

Планирование работы по коррекции нарушений слоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи на подгрупповых занятиях (подготовительная группа)

В подготовительной к школе группе по мере овладения навыком чтения по слогам всё внимание детей переносится на чёткое послоговое произношение слов, чёткие слуховые и моторные дифференцировки согласных...

конспект логопедического занятия по коррекции письменной речи, коррекции слоговой структуры слова. для учащихся 4 класса с ОВЗ."Слоги. Слова. Профессии".

Материал включает презентацию, подробный конспект занятия, приложение - наглядный материал. Предназначен для учащихся 4 класса с ИН лёгкой степени. Материал может быть использован для занятий с учащим...

Методическая разработка по коррекции слоговой структуры слова. Тема: "Слова 8 вида (трёхсложные слова со стечением согласных и открытым слогом)"

В презентации представлены слова 8 вида (по Марковой А.К.) - трёхсложные слова со стечением согласных и открытым слогом, схемы к ним. Слова подобраны с простыми согласными звуками, на автоматизацию зв...