Рабочая программа по СБО для глубоко умственно отсталых детей 8 класс
рабочая программа (8 класс) на тему

Ракеева Татьяна Ринатовна
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 8 класса по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида и реализуется на основе программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой – С-П., ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Нижнекамская школа №23

для детей с ограниченными возможностями здоровья»

РАССМОТРЕНО                                                            СОГЛАСОВАНО                                                             УТВЕРЖДАЮ

на заседании МО                                                             Зам. директора по УР                                                      Директор

 Протокол №                                                                   Л.А.Клещевникова                                                           Х.И.Гладикова

руководитель МО                                                          _________________                                                           _____________

 А.А. Гизятова «___ »____ 20__  г.                              «___»____ 20__ г.

  ________________                                                                                                                                                   «__» ________ 20___г.                          

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету  «Социально – бытовая ориентировка»

8  Б класс

РАКЕЕВОЙ ТАТЬЯНЫ РИНАТОВНЫ

учителя  

Рассмотрено на заседании педагогического совета

протокол № ___________        от

«____» __________        200 __г.

2015 – 2016 учебный год

Социально – бытовая ориентировка

по программе VIII вида специальных (коррекционных)

образовательных учреждений

Составитель:Ракеева Т.Р.,  учитель  ГБОУ «Нижнекамская школа№23»

Статус документа

Рабочая программа по предмету «Социально – бытовая ориентировка» в 8Б  классе создана на основе стандарта  основного общего образования коррекционных учреждений VIII вида, базисного учебного плана Приказ МО РФ № 29/2065-п от 10.04.2002г. и учебного плана школы на 2015-2016 учебный год.

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 8 Б класса по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида и реализуется на основе следующих документов:

1. Единая концепция специального федерального государственного стандарта детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения / Н.Е.Малофеев, О.С.Никольская, О.И.Кукушкина, Е.Л.Гончарова.

 2. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой   умственной отсталостью /  под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой – С-П., ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011 – с. 58- 64; 372 – 375.

Структура документа

Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; основное содержание обучения с распределением учебных часов по разделам курса и календарно-тематическое планирование.

        Пояснительная записка

Проблема социализации учащихся (подростков) с умеренной и тяжелой умственной отсталостью является наиболее значимой в процессе их образования. Практическая направленность всего образовательного процесса, ориентированного на индивидуально-типологические особенности каждого учащегося, — важная составляющая обучения предмету «Социально-бытовая ориентировка» в течение всех лет обучения в шкоде. В основу уроков по предмету «Социально - бытовая ориентировка» положен интегративный подход, который предполагает освоение учащимися системы жизненно необходимых практических навыков и умений, обеспечивающих адекватное проживание в социуме.

Целью обучения данному предмету является освоение воспитанниками системы социально значимых практических навыков и умений, обеспечивающих их адекватное поведение в реальной жизни. Цель уроков СБО — подготовка учащихся к взрослой жизни через овладение ими навыками самообслуживания, общения, приспособление их к жизни в обществе, воспитание у них максимально возможного уровня самостоятельности. Обучение организуется с учетом местных и региональных социально-бытовых, в том числе климатических, особенностей.

На уроках дети и подростки обучаются элементарным социально-бытовым умениям сначала с помощью учителя, а затем и с элементами самостоятельности, используя определенный диапазон моделей коммуникативного общения.

На всех этапах обучения на основе линейно-концентрического принципа у учащихся:

  • формируются, затем уточняются и закрепляются основные бытовые умения и навыки, обеспечивающие постепенное вхождение в социальную жизненную среду;
  • формируется, закрепляется и постепенно расширяется спектр социально-бытовых умений, навыков, операций, которые необходимы в процессе жизнедеятельности в разные временные периоды (во время пребывания в школе, в течение дня, недели и т. п.);
  • формируются и вводятся в предметно-бытовое и межличностное общение с учетом индивидуальных особенностей учащихся невербальные и вербальные средства коммуникации.

На уроках учащиеся осваивают:

  • элементарную систему информационно-бытовых знаний, обеспечивающих им комфортное пребывание в школе (центре и других учреждениях), а в целом — проживание и социуме;
  • социально-бытовые навыки и умения, операции, необходимые им в течение времени, установленного определенным режимом жизнедеятельности (урока, дня, недели и т. д.);
  • невербальные и вербальные модели коммуникативного общения, необходимого в процессе межличностного взаимодействия с окружающими в различных социально-бытовых ситуациях.

Программа СБО включает следующие разделы: «Одежда и обувь», «Питание», «Жилище», «Культура поведения», «Транспорт», «Семья», «Торговля», «Средства связи».

  • Одежда и обувь. В данном разделе предлагается обучение учащихся называнию предметов одежды и обуви, элементарным способам ухода за ними, аккуратному пользованию этими предметами.
  • Питание. Учитывая низкий уровень самостоятельности и психофизических возможностей детей и подростков, в данном разделе предлагаются варианты обучения как учащихся, овладевших элементарными навыками разговорной речи, так и неговорящих школьников. Детей и подростков учат практическим умениям приготовления элементарных блюд, правилам хранения некоторых продуктов, соблюдению санитарно-гигиенических требований к содержанию посуды, хранения и использования продуктов.
  • Жилище. После изучения материала, предлагаемого в этом разделе, учащиеся приобретут умения выбирать и пользоваться средствами и инвентарем по уходу за жилищем, выполнять элементарные действия по созданию уюта в доме, использовать для украшения интерьера изделия собственного изготовления.
  • Культура поведения. Данный раздел предполагает обучение учащихся элементарным правилам поведения в классе, дома, в транспорте, в общественных местах, а также альтернативной коммуникации и правилам общения со взрослыми и сверстниками. Учащиеся обучаются культуре приема пищи, ношения одежды, обуви.
  • Транспорт. Задачей данного раздела является обучение учащихся алгоритмам проездки на транспорте, нахождению нужной остановки, оплате за проезд, альтернативной коммуникации и навыкам элементарного общения.
  • Торговля. Материал раздела направлен на обучение учащихся умению различать магазины по видам, совершать элементарные покупки для приготовления пищи и ухода за собой, жилищем, для стирки белья и одежды.
  • Средства связи. Учащиеся знакомятся со средствами связи: почтой, телеграфом, телефоном, правилами пользования и поведения в экстренных случаях.

В процессе изучения материала вышеназванных разделов учащиеся должны: уточнить и закрепить понятийный аппарат (название предметов, действий с ними); четко представлять последовательность операций с различными предметами, при этом знать правила безопасного поведения; уметь вести себя в чрезвычайных ситуациях; освоить доступные их восприятию модели межличностного общения, необходимые в различных ситуациях.

В «Программу» включены тематические разделы, которые являются жезнеобеспечивающими для образования не только  по предмету СБО, но и по остальным учебным предметам. Таким образом, исходя из индивидуально-типологических особенностей и условий проживания (в семье, в детском доме-интернате) детей и подростков, на доступном для них уровне формируются необходимые для современного социума практические умения и навыки.

Огромное значение для эффективности уроков по предмету «Социально-бытовая ориентировка» имеет предметно - практическая среда, отвечающая современному уровню жизнеобеспечения. Обучение организуется с учетом местных и региональных социально-бытовых особенностей, в том числе климатических. Это необходимо для адекватной ориентировки учащихся в социальной и природной среде проживания, для формирования у них практических навыков безопасной жизнедеятельности.

Учитель обучает учащихся использованию невербальных и вербальных средств общения в процессе формирования представлений о предметах личной гигиены, о необходимом наборе одежды, обуви и т. п., о продуктах питания и способах приготовления элементарных блюд. Для закрепления действий учащихся и соблюдения их алгоритма активно используются специальные символы (картинки, пиктограммы), с которыми они многократно знакомятся в различных бытовых и игровых ситуациях.  При этом важно, чтобы учащиеся овладели и могли «прочитать» такие символы и пиктограммы, которые стандартно используются в социуме: на улице, в помещениях, при маркировке продуктов питания, одежды, обуви и т. п.

Особенности развития мыслительной деятельности учащихся, их индивидуально-типологические характеристики диктуют необходимость наряду с формированием у них практических навыков и умений СБО, воспитания (тренировки) состояния их физической, психической и социальной защищенности. Это является основой социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Учащиеся в доступной форме получают представления о том, что такое социальный окружающий мир и как надо вести себя и действовать, чтобы пребывание в нем было безопасным и комфортным для себя и окружающих.

В ходе предметно-практической, игровой и элементарной учебной деятельности у детей и подростков формируются основы собственной жизнедеятельности: представления о некоторых жизненных ситуациях и способах практической деятельности, адекватных им. Кроме того, учащиеся в доступной форме знакомятся с основами безопасности жизнедеятельности в социуме, с некоторыми видами социальных ситуаций. У них формируется осторожное и осмотрительное отношение к окружающему социальному и природному миру.

В процессе занятий с учащимися по предмету «Социально - бытовая ориентировка»:

  • уточняется и закрепляется понятийный аппарат (название предметов, действия с ними);
  • отрабатывается последовательность операций с различными предметами с учетом правил безопасного поведения;
  • прорабатываются доступные восприятию учащихся модели межличностного общения, необходимые в различных стандартных  и чрезвычайных ситуациях.

Предмет «Социально-бытовая ориентировка» является практико-ориентированным, поэтому значительное количество часов отводится на проведение дидактических игр и упражнений, ролевых игр, практических упражнений, экскурсий.

На уроках учащихся обучают применять в быту и в процессе ориентировки в окружающем мире средства альтернативной коммуникации и вербальные средства общения, необходимые для сообщения о своих действиях, демонстрации умений, обращения за помощью в случае затруднений.

Предлагаемая «Программа» позволяет систематизировать знания, умения и навыки, полученные учащимися при изучении других предметов, закрепить их. Расширение кругозора детей и подростков, умение ориентироваться в условиях города, в быту позволит им быстрее интегрироваться в современный мир.

Освоение предмета СБО, предполагает опору на уже имеющиеся знания, умения и навыки и формирование на их базе новых.

Необходимое количество часов на каждую тему определяет учитель, исходя из психофизических и индивидуальных возможностей детей, результатов психолого-педагогической диагностики.

Содержание  учебного материала 8 класс

Одежда и обувь – 4 часа

- Виды одежды (летняя, зимняя, демисезонная), Уход и хранение сезонной одежды – 2 часа.

- Сухая и влажная чистка одежды, ее стирка. Практические упражнения по уходу и хранению сезонной одежды в специально созданных педагогических условиях – 2 часа.

Питание – 6 часов

- Виды салатов, простейшие рецепты салатов – 5 часов.

- Практические упражнения в сервировке стола к ужину (с помощью учителя) – 1 час.

Жилище  - 4 часа

- Интерьер помещений. Виды мебели. Уход за мебелью. Средства и способы ухода за мебелью – 3 часа.

- Практическое занятие по уборке гостиной – 1 час.

Средства связи - 4 часа

- Почта. Назначение почтового отделения. Виды почтовых отправлений (письмо, телеграмма). Ролевая игра «Почта» – 2 часа.

- Экскурсия на почту, телеграф. Наблюдение за работой почтальона (сортировка писем, газет, журналов), телеграфиста – 2 часа.

Культура поведения- 4 часа

- Моделирование реальных ситуаций «Учимся разговаривать в различных видах деятельности, обращаться друг к другу с просьбами и т. д.» – 2 часа.

- Рассматривание иллюстраций, наблюдение за специально созданной ситуацией взаимодействия мальчика и девочки – 2 часа.

Транспорт – 6 часов.

- Ролевые игры «Я пассажир», «В автобусе трамвае, такси» – 2 часа.  

- Практические занятия  «Поездка в автобусе», «Поездка в трамвае» – 2 часа.

- Экскурсия по улицам города – 2 часа.

Торговля – 4 часа.

- Экскурсия в овощной магазин – 2 часа.

- Экскурсия на продуктовый рынок – 2 часа.

Одежда и обувь – 2 часа.

- Ручная стирка и сушка изделий из шерсти: шапочки, шарфы, варежки – 4 часа.

Питание – 8 часов.

- Каши. Виды круп (овсяная, гречневая, рисовая), простейшие рецепты каш. Приготовление гречневой, рисовой каши  – 2 часа.

- Упражнения в сервировке стола к завтраку, ужину (с помощью педагога) – 2 часа.

Жилище – 4 часа.

- Помещения жилища: ванная и туалетная комнаты. Дидактические игры и упражнения на узнавание и называние предметов сантехники – 2 часа.

- Средства для мытья ванны, унитаза, раковины, инвентарь для уборки туалетных комнат – 2 часа.

Культура поведения – 6 часов.

- Уход за внешним видом – 2 часа.

- Практические уроки: выбор одежды для посещения театра, утюжка одежды – 4 часа.

Транспорт – 6 часов. 

- Дидактические, ролевые  игры и упражнения на формирование умений учащихся распознавать знаки остановок общественного транспорта – 4 часа.

 - Практические занятия  «Поездка в автобусе», «Поездка в трамвае» –  2 часа.

Торговля – 8 часов. 

- Специализированные магазины «Мебель» – 2 часа.

- Виды мебели – 2 часа.

- Экскурсия в мебельный магазин – 2 часа.

- Дидактические игры и упражнения «Выбираем мебель для жилых помещений» (с помощью педагога) – 2 часа.

Обобщение, повторение – 2 часа.

«Общие сведения по предмету»

Предмет: социально- бытовая ориентировка 

Класс:  8 Б

Программа обучения: VIII вида для учащихся с умеренной и тяжелой  умственной отсталостью

Количество часов в неделю: 2

Сведения по часам:

Период

Количество

часов

Из них:

Плановых уроков

Экскурсий, учебных прогулок

Проверочных работ

Практических занятий

I

18

3

2

-

13

II

14

1

8

-

5

III

20

3

-

-

17

IV

16

2

4

1

9

ГОД

68

9

14

1

44

Используемый учебно - методический комплекс:

  • учебник не используется;
  • минимальное использование тетрадей;
  • использование дополнительной справочной, энциклопедической и художественной литературы, наглядных и раздаточных плакатов и пособий, технологических карт, ИКТ:

Дополнительная литература для учителя:

  1. Социально - бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида: М., Владос, 2008, под ред. A.M. Щербаковой
  2. В.В. Воронкова, С.А. Казакова «Социально - бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида»,  М., Владос, 2013, авт.
  3. Учебное пособие для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида 5,6,7,8,9 класс: М., Владос, 2013, авт. В.П. Субчева
  4. С.А. Львова «Практический материал к урокам социально - бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида», М., Владос, 2013г.;
  5. Учебники  для учащихся  5  классов «Технология», М., изд.центр  «Вентана - Граф», 2001г.В.Д. Симоненко;
  6. Учебники  для учащихся  5  классов «Технология», М., изд.центр  «Вентана-Граф», 2007г., под ред.  И.А. Сасовой;
  7. С. Потапов, О. вакса «Этикет для подростков», М., «АСТ-ПРЕСС», 1999г.;
  8. Ю.Н. Амелин, М.Ю. Амелин «Этикет в вопросах и ответах», Ростов н/Д., изд. «Феникс», 2001г.;
  9. В.В. Михайлов «Как вырастить здорового ребенка», Ленинград, изд. «Медицина», 1990г.;
  10. Б.А. Райзберг «Экономическая энциклопедия для детей и взрослых», М., АОЗТ «Нефтехиминвест», 1995г.;
  11. «Маленькие домашние хитрости, или 1000 полезных советов», М., «Молодая гвардия», 1992г.;
  12. «Маленькие хитрости», Нижнекамск, 1992г.;
  13. В.А. Рожок, Ю.Ю. Сахненко «Хозяину и хозяйке», Казань, Татарское кн. изд-во, 1992г.;
  14. И.А. Мусская «Домоводство», Ижевск, РИО «Квест», 1992г.;
  15. Х.Г. Кучушев «Для дома, для семьи», Казань, Татарское кн. изд-во, 1987г.;
  16. Т.В. Козлова, Т.А. Рябухина «Физкультура для всей семьи», М., Физкультура и спорт, 1990г.;
  17. Т.М. Афанасьева  «Семья: пробное учебное пособиедля учащихся средних учебных заведениях», М., Просвещение, 1986г.;
  18. Н.М. Волчек, Е.А. Добрицкая и др. «1000 советов. Рукоделие для девочек», Мн., ООО «Харвест», 2003г.;
  19. «Школьный иллюстрированный справочник.  Детская сексология», М., изд. дом «Росмэн», 1997г.;
  20. «Школьный иллюстрированный справочник. Твое питание и здоровье», М., изд. дом «Росмэн», 1997г.
  21. Загадки. Чебоксары, чувашское книжное из-во, 1993г.
  22. С.А. Шинкарчук «Правила безопасности дома и на улице»;
  23. В. Дюмон «Откуда я взялся?», ООО «Издательство АСТ», 2007г.;
  24. Г.Кублицкий «Письмо шло пять тысячелетий», изд-во «Малыш», 1991г.;
  25. Л. В. Петровская «Что делать, если…», М., изд. АСТ. И др.

Для учащихся:

- Комплект карточек «Пожарная безопасность. Беседы с ребенком», МЧС России, изд. дом «Карапуз»;

- С. Вохринцева, дидактический материал «Окружающий мир. Пожарная безопасность», Екатеринбург, изд. «Страна фантазий»;

- Комплект карточек «Безопасность на дороге. Беседы с ребенком», ГИБДД России, изд. дом «Карапуз»;-

- И.А. Лыкова, В.А. Шипунова «Азбука безопасного общения и поведения», М.,изд. дом «Цветной мир», 2013г.;

- С.А. Шинкарчук «Правила безопасности дома и на улице», С-П., изд.дом «Литера», 2008г.;

- А. Кривицкая «У кого на кухне газ», Каменск – Уральский, Из- во «Калан», 1997г.

- Интерактивное обучение (обучающие диски):

- 1С: образовательная коллекция. «Экономика для детей. Игры и упражнения»;

- 1С: образовательная коллекция. «Веселые уроки детского этикета. Играем и учимся»;

- 1С: образовательная коллекция. «Уроки хорошего поведения дома, в гостях, вежливые слова»;

- Пособие «Первые уроки этикета»;

- «Умные шнурочки», «Веселые шнурочки» и другие.

Развивающие настольно – печатные игры:

- «Пирамида здоровья», «Зуб Неболей-ка»; «Чррезвычайные ситуации на прогулке»;«Учим дорожные знаки», «С Хрюшей через дорогу»; «Соответствия. Осваиваем профессии»? «Изучаем профессии»; «Веселый распорядок дня»; «Поймай рыбку»; «Правила этикета»: «Хорошо и плохо»; «Играем в магазин», «Валеология»  т др.

Наглядно – дидактические пособия, демонстрационный материал:

- «Еда и напитки», «Овощи и фрукты», «Как растет живое», «Офисная техника и оборудование», «Строительство: специальности, техника, материалы», «Уроки доброты», «Я и мое поведение», «Я расту», «Виды спорта», «Профессии», «Внимание! Опасно! Правила безопасного поведения ребенка», «Распорядок дня», «Права ребенка», «ОБЖ. Опасные предметы и явления», «ОБЖ. Опасное общение», «Первая помощь», «Если малыш поранился», «Здоровый образ жизни семьи», «Российская геральдика», «Знаю все профессии», выставка рисунков к русским народным пословицам и поговоркам «Веселись, играй, да дело знай!», комплект картин «Русские народные сказки», «Кто как устроен?», «Деньки - недельки», «Животные России», «Мой дом», и др.

        

Календарно-тематическое планирование  8 класс

п/п

Тема урока

Кол- во

часов

Дата

Материально – техническое обеспечение

Основные

 задачи

Коррекционные цели

Словарная работа

Коммуникативные навыки и социальная направленность

I четверть – 17 часов.    

Одежда и обувь – 4 часа.

1

2

3

4

12

Виды одежды. Уход и хранение сезонной одежды.

Сухая и влажная чистка одежды, ее стирка. Практические упражнения по уходу и хранению сезонной одежды в специально созданных педагогических условиях.

2

2

01.09

07.09

08.0914.09

УП

ПП

Картинный материал, образцы одежды, ИКТ, оборудование класса

Дальнейшее знакомство учащихся с видами одежды (летняя, зимняя, демисезонная), способами ухода и хранения сезонной одежды. Дать представления о сухой и влажной чистке одежды, ее стирке. Учить удалять загрязнения, подготавливать одежду к хранению. Закрепление на практике навыков по уходу и хранению сезонной одежды в специально созданных педагогических условиях. Воспитание дисциплинированности и ответственности за свои действия.

Коррекция мышления, нормативного поведения в процессе трудовых действий, соблюдения правил техники безопасности  и санитарно-гигиенических требований.

летняя, зимняя, демисезонная, щетка, чистка, стирка

Развитие речевого общения, координации движений. Учимся соблюдать ухаживать за своей одеждой

Питание – 6 часов.

5

6

7

8

9

10

Виды салатов, простейшие рецепты салатов.

Практические упражнения в сервировке стола к ужину (с помощью учителя).

5

1

15.09

21.09

22.09

28.09

29.09

05.10

П

оборудование и инвентарь кабинета

Обучение учащихся приготовлению простейших салатов. Обучение технологии приготовления салата из помидоров и огурцов, зеленого лука и укропа; винегрета. Подготовка овощей к приготовлению салатов (обработка, нарезка). Смешивание ингредиентов, заправка маслом (сметаной, майонезом). Упражнения в чтении рецепта, технологической карты, пиктограмм. Отработка навыка безопасного пользования ножом, теркой при нарезке овощей под наблюдением педагога или в процессе совместных действий. Упражняться в сервировке стола к ужину (с помощью учителя). 

Коррекция познавательной деятельности, речевого этикета

Сопряженное и отраженное проговаривание выполняемых действий.

Винегрет, салат, нож, разделочная доска, сервировка

Учить применять полученные знания в практической деятельности.

Жилище  - 4 часа.

11

12

13

14

Интерьер помещений. Виды мебели. Уход за мебелью. Средства и способы ухода за мебелью.

Практическое занятие по уборке гостиной.

3

1

06.10

12.10

13.10

19.10

УП

Дидактические игры и упражнения на узнавание и называние предметов мебели, инвентарь для уборки гостиной, моющие средства.аа

Знакомство учащихся с интерьером помещений, видами мебели. Дать представление о  способах ухода и средствами ухода за мебелью. Научить приемам чистки мягкой мебели и ковровых покрытий при помощи пылесоса. Отработка приемов по уборке гостиной в специально созданных организационно-педагогических условиях (с помощью педагога). Отработка последовательности уборки гостиной по технологической карте, пиктограммам.

Инвентарь, полировка, чистка, пылесос, щетка, ковер, палас

Средства связи - 4 часа.

15

16

17

Почта. Назначение почтового отделения. Виды почтовых отправлений (письмо, телеграмма). Ролевая игра «Почта».

Экскурсия на почту, телеграф. Наблюдение за работой почтальона (сортировка писем, газет, журналов), телеграфиста (прием и отправка телеграмм.

2

1

20.10

26.10

27.10

П

Э

Чтение произведений С. Я. Маршака, рассматривание иллюстраций к ним. Г.Кублицкий «Письмо шло пять тысячелетий»

Знакомство учащихся с почтой, назначением почтового отделения, видами почтовых отправлений (письмо, телеграмма). Формировать  представление о работе почтового отделения. 

Развивать бытовую направленность восприятия и внимания в процессе практической деятельности. Наблюдение за работой почтальона (сортировка писем, газет, журналов), телеграфиста (прием и отправка телеграмм. Формирование нормативного поведения в процессе игр, упражнений и экскурсии.

Обучение учащихся отобразительным действиям отправителя, адресата, почтальона, телеграфиста в ролевой игре «Почта».

Почта, письмо, почтовый ящик, телеграмма, почтальон,

Усвоение социального опыта через практические упражнения.

II четверть – 14 часов.  

Культура поведения - 4 часа.

19

20

21

22

Моделирование реальных ситуаций «Учимся разговаривать в различных видах деятельности, обращаться друг к другу с просьбами и т. д.»

Рассматривание иллюстраций, наблюдение за специально созданной ситуацией взаимодействия мальчика и девочки.

2

2

ПП

УП

Иллюстрации, ИКТ, игра «Веселый этикет», раскраски, разрезные картинки

Обучение учащихся взаимодействию мальчиков и девочек: разговаривать в различных видах деятельности, обращаться друг к другу с просьбами и т. д. Рассматривание иллюстраций, наблюдение за специально созданной ситуацией взаимодействия мальчика и девочки. Воспитание и выработка правильных форм взаимодействия.

Коррекция и отработка правильных форм поведения и взаимодействия мальчика и девочки.

Здравствуй, до свидания, добрый день

Усвоение социального опыта через практические упражнения.

Транспорт – 6 часов.

23

24

25

26

27

28

Ролевые игры «Я пассажир», «В автобусе трамвае, такси».  

Практические занятия  «Поездка в автобусе», «Поездка в трамвае».

Экскурсия по улицам города.

2

2

2

ПП

Э

Э

Пиктографические рисунки, картинки

Обучение учащихся правилам пользования общественным транспортом в ролевых играх. Дать представление о способах и правилах оплаты проезда в различных видах транспорта при помощи пиктографических  рисунков. Отработка навыков поездки в городском транспорте, полученных на практических занятиях и в ролевых играх. Обучение учащихся умению узнавать дорогу у полицейского, прохожих в сопряженной и отраженной речи, при помощи пиктографических рисунков в специально созданных организационно - педагогических условиях. Расширять знания детей о существующих транспортных средствах. Упражнять в умении классифицировать транспорт по видам.

Коррекция и отработка формы обращения к кондуктору, водителю, пассажирам в сопряженной и отраженной речи

Транспорт, пассажир, водитель, кондуктор, полицейский

Развитие речевой активности, адаптация учащихся в социуме.

Приспособление к окружающей жизни, подготовка к реальной жизни.

Торговля – 4 часа.

29

30

31

32

Экскурсия в овощной магазин,

Экскурсия на продуктовый рынок.

2

2

Э

Э

Экскурсия, инструктаж

Дальнейшее знакомство со специализированными магазинами, отделами «Фрукты, овощи», продуктовым рынком. Отработка навыка сопряженного и отраженного называния овощей. Учить выбирать овощи для приготовления салата, определять количество овощей, их стоимость и покупка в магазине с помощью педагога. (Интеграция с уроками по предмету «Математические представления и конструирование».)

Коррекция поведения, речевого этикета.

Овощи, фрукты, магазин, рынок, продавец, цена

Деловое общение с учителем и с продавцами. Развитие  речевого общения.

III четверть – 20 часов.     Одежда и обувь – 2 часа.

33

34

Ручная стирка и сушка изделий из шерсти: шапочки, шарфы, варежки.

2

ПП

Оборудование класса, реальные предметы одежды

Обучение подбору моющих средств, ручной стирке и сушке изделий из шерсти: шапочки, шарфы, варежки. Формировать положительную мотивацию к учению, познавательный интерес. Воспитывать культуру внешнего вида.

Коррекция речедвигательного, слухового и зрительного анализатора.

Шерстяные вещи, мыло, порошок, сушка

Учимся обслуживать себя и близких, подготовка к самостоятельной жизни.  

Питание – 8 часов.

35

36

37

38

39

40

Каши. Виды круп (овсяная, гречневая, рисовая), простейшие рецепты каш. Приготовление гречневой, рисовой каши.

6

П

Оборудование кабинета, крупы

Обучение учащихся приготовлению каши. Дать представление о видах круп (овсяная, гречневая, рисовая).  Обучение технологии приготовления гречневой, рисовой каши. Обучение учащихся ставить кастрюлю на плиту, снимать с плиты с соблюдением правил безопасности (с помощью учителя); варить кашу с соблюдением рецепта.

Коррекция и развитие концентрации и устойчивости внимания, мыслительной деятельности учащихся.

Крупа, каша, гречневая, манная, рисовая, овсяная

Формирование готовности  к самообслуживанию

41

42

Упражнения в сервировке стола к завтраку, ужину (с помощью педагога).

2

П

Оборудование кабинета, плакаты, картинный материал

 Дать знания и закреплять на практике правила сервировки стола завтраку, ужину (с помощью педагога), подбора соответствующей посуды. Воспитание аккуратности, умения довести начато дело до конца. Отработка полученных знаний в практической деятельности.

Коррекция речеслухового и речедвигательного аппарата.

Сервировка, салфетки, красиво

Учимся применять полученные знания на практике.

Жилище – 4 часа.

43

44

45

46

Помещения жилища: ванная и туалетная комнаты. Дидактические игры и упражнения на узнавание и называние предметов сантехники.

Средства для мытья ванны, унитаза, раковины, инвентарь для уборки туалетных комнат.

2

2

УП

УП

Оборудование класса, пазлы «Мой дом», ИКТ

Дальнейшее знакомство учащихся с помещениями жилища. Воспитание бережного отношения к предметам сантехники.  Наблюдение за уборкой туалетных комнат. Средства для мытья ванны, унитаза, раковины, инвентарь для уборки туалетных комнат. Дать представление о необходимости соблюдения гигиенических требований в ванных комнатах. Отработка правил мытья раковины. Воспитание навыка соблюдения личной гигиены после уборки помещений.

Коррекция и развитие слухового , зрит. восприятия через словесные инструкции,  и дидактические игры и упражнения на узнавание и называние предметов сантехники.

ванная и туалетная комнаты, сантехника

Формировать адекватное восприятие своей социальной роли.

Культура поведения – 6 часов.

47

48

49

50

51

52

Уход за внешним видом.

Практические уроки: выбор одежды для посещения театра, утюжка одежды.

2

4

УП

П

Книги  Е. Благининой, К. Чуковского. А. Барто, иллюстрации, ИКТ, оборудование кабинета

Дальнейшее обучение учащихся умениям следить за своим внешним видом (уход за носом, лицом, опрятное ношение одежды). Чтение произведений Е. Благининой, К. Чуковского. А. Барто, рассматривание иллюстраций к ним. Учить правильно выбирать одежду для посещения театра, утюжить одежду. Воспитание опрятности, аккуратности.

Коррекция поведения, развитие речевого общения.

Чистота, опрятность, утюг, носовой платок, одежда

Учить применять полученные ЗУН в практической деятельности.

IV четверть – 16 часов.

Транспорт – 6 часов.

53

54

55

56

57

58

Дидактические, ролевые  игры и упражнения на формирование умений учащихся распознавать знаки остановок общественного транспорта.

 Практические занятия  «Поездка в автобусе», «Поездка в трамвае».

4

2

П

Э

ИКТ, раздаточный материал, наборы картинок, разрезные картинки, экскурсия

Продолжать обучать учащихся умению находить остановки общественного транспорта по знакам, выбирать транспортное средства для наиболее рационального передвижения. Закрепление умений учащихся распознавать знаки остановок общественного транспорта. Отработка навыков поездки в городском транспорте. Воспитание культуры поведения и безопасного поведения на улице.

Развитие мышления через практическую работу

Автобус, трамвай, остановка, кондуктор

Усвоение социального опыта через практические упражнения.

Торговля – 8 часов.

59

60

61

62

63

64

65

66

Специализированные магазины «Мебель».

Виды мебели.

 

Экскурсия в мебельный магазин.

Дидактические игры и упражнения «Выбираем мебель для жилых помещений» (с помощью педагога).

2

2

2

2

УП

Э

П

д/и, ИКТ, иллюстрации, экскурсия

Знакомство детей с сетью специализированных магазинов «Мебель». Дать представление о видах мебели (мебель для спальни, мебель для гостиной, мебель для кухни). Наблюдение за приобретением мебели в магазине, погрузкой мебели для доставки покупателю. Обучение учащихся посредством дидактических игр и упражнений, компьютерных презентаций выбирать необходимую мебель для жилых помещений (с помощью педагога). Воспитывать бережное отношение к мебели.

Развитие делового общения с учителем и с товарищами. Коррекция памяти через использование опорных слов.

Мебель, кровать, диван, стол, мягкая, кухонная

Формирование готовности устанавливать продуктивные социальные контакты.

67

68

Повторение, Обобщение.

2

УО

Закрепление и систематизация полученных знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике для детей с глубокой умственной отсталостью 5 класс

Рабочая программа по математике предназначена для 5 класса детей с глубокой умственной отсталостью...

Адаптированная рабочая программа по СБО для глубоко умственно отсталых детей

Адаптированная рабочая программа по предмету социально - бытовая ориентировка для детей с  глубокой умственной отсталостью 7, 9 классов...

Рабочая программа образования обучающихся с глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) Математика. Математические представления

Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:Формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни....

Рабочая программа образования обучающихся с глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) Язык и речевая практика. Речь и альтернативная коммуникация учителя высшей квалифик

Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия....

Рабочая программа образования обучающихся с глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) Окружающий мир

Цель обучения – формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе...

Рабочая программа учебного предмета "Домоводство" умеренная умственная отсталость 6 класс

Рабочая программа учебного предмета "Домоводство" умеренная умственная отсталость 6 класс...

Рабочая программа учебного предмета "Домоводство" умеренная умственная отсталость 6 класс

Рабочая программа учебного предмета "Домоводство" умеренная умственная отсталость 6 класс...