Конспект занятия "Победа над собой" для детей среднего школьного возраста
план-конспект занятия (5 класс) по теме

Шошина Наталия Вячеславовна

 Подростковый возраст – это возраст, когда вчерашние дети становятся юношами и девушками. Это возраст, когда дети начинают осознавать себя, не только свои интересы, но и свои возможности, свои способности, учатся оценивать свой потенциал. Вступая в подростковый возраст, они не знают, кто они, чего хотят на самом деле и что могут. Задача педагогов на данном этапе – помочь детям понять себя: себя нового, пробующего взрослость, направить выбор детей на приобретение им ценностных жизненных ориентаций,  создать условия для формирования нравственного сознания, предполагающего развитие нравственных качеств. В предлагаемом вашему вниманию занятии педагог ставит цель сформировать у детей представление о самовоспитании, побуждать детей к анализу своих поступков, формировать стрмеление к самосовершенствованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pobeda_nad_soboy.doc82.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_k_zanyatiyu.ppt1.46 МБ

Предварительный просмотр:

«Победа над собой»

(Конспект занятия для детей среднего школьного возраста)

Цель: Сформировать представление детей о самовоспитании.

Задачи: 

  1. Побуждать детей к анализу своих поступков, мыслей, чувств, к самонаблюдению и самопознанию.
  2. Формировать стремление самосовершенствованию.
  3. Формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как вера в себя, целеустремленность, воля, настойчивость, желание работать над собой.
  4. Познакомить с методикой самовоспитания.
  5. Способствовать формированию адекватной самооценки.

Оборудование:

Ноутбук, проектор, экран.

Распечатка  таблицы «Достоинства и недостатки»  каждому ребенку

 

Оформление: написать на доске  цитаты:

  • Все победы в жизни начинаются с победы над собой.   Конфуций
  • Важнее всего для меня в жизни исправление трех главных пороков:  

Бесхарактерности, Раздражительности и Лени.   Л.Н. Толстой

  • Ставьте перед собой высокие цели и думайте о себе как о человеке,

способном достичь этих целей.    И. П. Павлов

Ход:

Игра «Хлопок по коленям».

Воспитатель: Добрый день всем присутствующим ! Я рада нашей  встрече сегодня. Для начала я предлагаю вам немного отдохнуть после долгого учебного дня, поиграть в игру, которая называется «Хлопок по коленям».

    Участники, сидя в кругу, кладут руки на колени своих соседей таким образом, чтобы правая рука каждого оказалась на левом колене соседа справа, а левая — на правом колене соседа слева. Детям  предлагается считать по кругу по часовой стрелке таким образом, чтобы цифры произносились в порядке, соответствующем расположению рук на коленях: тот, кто начинает, произносит «один», сосед справа произносит «два» (так как его рука лежит по порядку следующей) , сосед слева — «три», а «четыре» — опять тот, кто начинал счет и т. д. Кто ошибся — выбывает из игры. Счет продолжается до тех пор, пока из игры не выйдет примерно половина участников. В качестве усложнения можно предложить участникам считать в обратном направлении.  

 Воспитатель: Присаживайтесь на свои места. Надеюсь, что вы сумели расслабиться и готовы к нашему разговору.  Тема нашего занятия  ПОБЕДА НАД СОБОЙ (первый слайд).

Вопросы для обсуждения:

Какие возникают у вас ассоциации при прочтении темы нашего разговора?

Нужно ли побеждать себя? Почему? Может ли человек победить себя?

Воспитатель:  О том, как можно победить себя мы поговорим в ходе нашего занятия, а сейчас я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Скалолаз».

Игра «Скалолаз».

Описание игры:  Участники встают в плотную шеренгу, создавая «скалу», на которой торчат выступы («коряги») , образованные из выставленных рук и ног участников, наклоненных вперед тел. Задача водящего — пройти вдоль этой «скалы», не упав в «пропасть», т. е. не поставив свою ногу за пределы линии, образованной ступнями остальных участников. Водящий сам выбирает способ решения этой задачи. Переговариваться нельзя. Проведение упражнения удобнее всего организовать в форме цепочки — участники с одного конца «скалы» поочередно пробираются к другому, где вновь «встраиваются» в нее.

Вопросы для обсуждения: Трудно ли было выполнить задание? Почему ты не отказался от выполнения задания? Что помогло тебе дойти до конца шеренги?  

Ответы детей педагог конкретизирует, подводит к выводу о том, что трудности преодлимы, что всегда найдется человек, к которому можно обратиться за помощью, постановка цели помогает мобилизоваться для ее выполнения.

Беседа «Наука побеждать»

Воспитатель: Всем известный философ  Конфуций говорил, что все победы в жизни начинаются с победы над собой (рассказ педагога сопровождается показом презентации).  Наука побеждать себя известна всем великим людям.  У великого русского полководца Александра Васильевича Суворова  есть книга «Наука побеждать». Он хорошо усвоил науку побед - не проиграл ни одного сражения. А вся жизнь А.В. Суворова - это наука о том, как побеждать самого себя.

Будущий великий полководец рос неудачником – мал, тощ телом, слаб, некрасив. С детства юный Саша хотел стать великим полководцем. Среди его идеалов были великие полководцы - Александр Македонский, Ганнибал, Юлий Цезарь. С юных лет начал Саша Суворов готовить себя к военному делу. Отец не верил, что из мальчика получится военный и  надеялся, что он пойдет по дипломатической линии. Однако мальчик не отказался от своей мечты. Он составил план самовоспитания. Сперва он решил научить себя переносить усталость и закалять свое тело, тренировать выносливость, волю и силу. Вставая рано, он обливался холодной водой, скакал на коне в одной рубашке, навстречу осеннему ветру и дождю. Был настойчив в достижении цели, упорен и даже непреклонен. Все это помогло будущему полководцу воспитать в себе исключительную выносливость. Много работал Суворов и над развитием своего ума. Еще до поступления на военную службу он изучал разные науки, овладел восьмью иностранными языками.    Серьезно занимался математикой, картографией и военной историей. Старый приятель отца А.П.Ганибал проэкзаменовал мальчика, дал высокую оценку его работе над собой. И сказал отцу мальчика: Не мешай человеку заниматься тем, к чему он предназначен. Так шел к цели двенадцатилетний Саша Суворов, прославивший в будущем русское воинство, русскую сиу, доброе имя отца своего. В 15 лет он стал служить в полку простым солдатом, продолжая тренировать свой ум и тело. Суворов охотно шел на дежурство, в караулы, тщательно отрабатывал военные упражнения; сам вызывался выполнять трудные поручения, никогда не нанимал солдат, которые выполняли бы за него служебные обязанности, как это делали другие военнослужащие-дворяне. Более того, он часто добровольно подменял на дежурствах своих товарищей. Солдатская служба приучила его к терпению, дисциплине, самоотверженности. Эти качества помогли ему в осуществлении его мечты - он стал не просто военачальником, а выдающимся полководцем.

 Вопросы для обсуждения.

 С чего началась работа Суворова над собой?

Вариант ответа: Постановка цели.

Как Суворов стал идти к своей цели?

Вариант ответа: Составил план самовоспитания.

Какие пункты входили в этот план?

Вариант ответа: Тренировка ума, тела, укрепление характера, воли.  

- Какие качества характера вырабатывал у себя Суворов?

Вариант ответа:  Терпение, дисциплина, самоотверженность.

Воспитатель: Под самовоспитанием понимают сознательную самостоятельную работу человека над формированием сильных волевых качеств и искоренением нежелательных черт своего характера или нехороших привычек. Волшебное слово «самовоспитание» означает, что человек может и должен сделать себя сам.

 У Суворова целью и смыслом жизни было служение России.

 - Есть ли у вас такие цели?        

- Задумывались ли вы о том,  чего хотите достичь в жизни?

Упражнение « Через три года».

Возьмите ручку и на листе бумаги, напишите: каким вы видите себя через три года. Каким вы видите себя через пять лет, где вы, чем занимаетесь. Каким вы видите себя через десять лет, где вы, чем занимаетесь.

Вопросы для обсуждения:  Трудно ли было вам выполнять задание? Почему? Можно ли написанное вами воспринимать как вашу цель в жизни?

Упражнение «Достоинства и недостатки»

Воспитатель: Итак, цель определена, но как ее достигнуть?   Сейчас вы будете делать упражнение, которое поможет вам увидеть свои сильные и слабые стороны. На партах у вас листы бумаги с таблицей. В правой колонке - перечислены человеческие достоинства, положительные качества, в левой - недостатки, отрицательные качества человека. В течение 3 минут просмотрите эти списки, вычеркните в обеих колонках те, которых у вас нет. Допишите другие достоинства и недостатки (которые вы не нашли в списках).

Достоинство

Недостаток

 

доброжелательность

злорадство

 

тактичность (деликатность)

бестактность

 

общительность

замкнутость

 

честность

лживость

 

доброта

жестокость

 

справедливость

несправедливость

 

вежливость

грубость

 

искренность

лицемерие

 

коллективизм

эгоизм (себялюбие)

 

отзывчивость

черствость

 

бескорыстие

жадность

 

уважение к людям

высокомерие

 

ответственность за свои поступки

безответственность

 

трудолюбие

лень

 

пунктуальность (точность, аккуратность)

неаккуратность

 

Достоинство

Недостаток

организованность

неорганизованность

рассудительность

безрассудство

решительность

нерешительность

верность данному слову

необязательность

сильная воля

слабоволие

смелость

трусость

сдержанность

раздражительность

умение довести работу до конца

неусидчивость

самостоятельность

несамостоятельность

дисциплинированность

расхлябанность

терпение

нетерпеливость

выдержка

несдержанность

уравновешенность

вспыльчивость

скромность

тщеславие (стремление к славе, к почитанию)

самокритичность

хвастливость

Воспитатель:  Просмотрите эти списки еще раз. От каких недостатков вам хотелось бы избавиться?

В этом списке, конечно, перечислены далеко не все положительные и отрицательные качества человека. Но, если вы смогли увидеть в себе хотя бы некоторые из своих недостатков, возможно, вам захочется избавиться от них. И в этом поможет самовоспитание. 

Вот несколько правил самовоспитания (демонстрируются на слайд)

Понаблюдать за собой и определить, какие качества мешают тебе достигать целей.

Начинать бороться с недостатками, проявляя и усиливая свои положительные качества.

Убеждать себя и приказывать себе поступать правильно.

Упорно контролировать свои действия. Составлять памятку каждый вечер на следующий день, отмечая выполнение. Отмечать, что помешало дело довести до конца.

Подбадривать себя, поощрять прогулкой, отдыхом, маленьким сюрпризом самому себе.

Воспитывать в себе человека нелегко. Воспитывать надо не на словах, а на деле.

Надо совершать благородные поступки, делать добро, преодолевать практические трудности.

Проявлять волю, бороться со злом, напряженно трудиться.

Быть самокритичным, терпеливым и  мужественным.

Не ждите успехов сразу, не обольщайтесь разовыми победами, не хвастайтесь хорошими поступками.

Китайская пословица гласит: Человек, который хочет передвинуть гору, начинает с того, что переносит мелкие камни. Пусть вам хватит сил и мужества для борьбы со своими недостатками. А сейчас мы поиграем в игру, которая вам поможет в этой нелегкой борьбе с самим собой.

Упражнение  Просто скажи «нет»

 Описание игры: Участники делятся на две равные подгруппы (при их нечетном количестве в упражнении участвует также ведущий). Члены одной подгруппы становятся в круг лицом наружу, члены второй подгруппы — в круг большего диаметра лицом к центру, таким образом, чтобы каждый из них оказался напротив участника из внутреннего круга. Потом каждый из участников, стоящих во внешнем круге, обращается к тому, кто находится напротив него, с какой-либо просьбой, а тот ему отказывает. При этом он не должен начинать оправдываться объяснять причины своего отказа, извиняться, объяснять неуместность просьбы или невозможность ее выполнения. Следует отказаться, сказав просто: «Нет», «К сожалению, не смогу», «Нет, я не буду это делать», — или употребив другие подобные фразы.

После этого внешний круг сдвигается на одного человека относительно внутреннего (то есть меняется состав пар), и теперь те, кто стоит во внутреннем круге, обращаются с очередной просьб к внешним, а те отказывают. Круг сдвигается еще на одного человека, внешние обращаются с просьбой к внутренним, и так повторяется 6- 8 раз.

Смысл упражнения: Демонстрация того, что мы можем отказаться от выполнения просьбы без оправданий и объяснений каких-либо причин.

Вопросы для обсуждения: Какие эмоции возникали тогда, когда приходилось просить и когда приходилось отказываться? Что было сложнее — обращаться с просьбами и получать отказ на них или самому отказывать, с чем это связана?  

Воспитатель: Некоторые люди стесняются обратиться с просьбой к другим, а если с просьбой обратились к ним, то стесняются отказаться? Если  просьба с которой к вам обратились, для вас неприемлемая – вас попросили соврать о чем-либо, позвали прогулять урок, предложили вам что-то явно запретное,  вы можете отказаться выполнять ее  без объяснения причин, как в этом упражнении.

  Притча о счастье.  

Бог слепил человека  из глины,  и у него остался неиспользованный кусок.

-Что ещё тебе слепить?- спросил Бог.

-Слепи мне счастье, - попросил человек.

Ничего не отвечал Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусок глины…

Литература:

Грецов А., Бедарева Т.  Психологические игры для старшеклассников и студентов.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПОБЕДА НАД СОБОЙ.

Слайд 2

Все победы в жизни начинаются с победы над собой. Конфуций

Слайд 4

Наука побеждать. Будущий великий полководец рос неудачником – мал, тощ телом, слаб, некрасив. С детства юный Саша хотел стать великим полководцем. Среди его идеалов были великие полководцы - Александр Македонский, Ганнибал, Юлий Цезарь. С юных лет начал Саша Суворов готовить себя к военному делу. Отец не верил, что из мальчика получится военный и надеялся, что он пойдет по дипломатической линии. Однако мальчик не отказался от своей мечты. Он составил план самовоспитания.

Слайд 5

Наука побеждать. Сперва он решил научить себя переносить усталость и закалять свое тело, тренировать выносливость, волю и силу. Вставая рано, он обливался холодной водой, скакал на коне в одной рубашке, навстречу осеннему ветру и дождю. Был настойчив в достижении цели, упорен и даже непреклонен. Все это помогло будущему полководцу воспитать в себе исключительную выносливость.

Слайд 6

Много работал Суворов и над развитием своего ума. Еще до поступления на военную службу он изучал разные науки, овладел восьмью иностранными языками. Серьезно занимался математикой, картографией и военной историей. Старый приятель отца А.П.Ганибал проэкзаменовал мальчика, дал высокую оценку его работе над собой. И сказал отцу мальчика: Не мешай человеку заниматься тем, к чему он предназначен. Так шел к цели двенадцатилетний Саша Суворов, прославивший в будущем русское воинство, русскую сиу, доброе имя отца своего.

Слайд 7

В 15 лет он стал служить в полку простым солдатом, продолжая тренировать свой ум и тело. Солдатская служба приучила его к терпению, дисциплине, самоотверженности. Эти качества помогли ему в осуществлении его мечты - он стал не просто военачальником, а выдающимся полководцем

Слайд 8

Самовоспитанье. Под самовоспитанием понимают сознательную самостоятельную работу человека над формированием сильных волевых качеств и искоренением нежелательных черт своего характера или нехороших привычек. Волшебное слово «самовоспитание» означает, что человек может и должен сделать себя сам. Человек, который хочет передвинуть гору, начинает с того, что переносит мелкие камни. Китайская пословица

Слайд 9

Человек, который хочет передвинуть гору, начинает с того, что переносит мелкие камни. Китайская пословица

Слайд 10

Самовоспитание – воспитательная работа над самим собой. (С.И.Ожегов) Человек сам себе ставит цель, сам проектирует, сам действует и сам получает результат. Бывает ему не нравятся некоторые черты его характера, они мешают ему в жизни. Он пытается избавиться от них, сделать так, чтобы других, добрых качеств, стало больше. Он начинает работать над собой и получает результат – другого нового лучшего себя.

Слайд 11

Рекомендации как победить себя. Понаблюдать за собой и определить, какие качества мешают тебе достигать целей. Начинать бороться с недостатками, проявляя и усиливая свои положительные качества. Убеждать себя и приказывать себе поступать правильно. Упорно контролировать свои действия. Составлять памятку каждый вечер на следующий день, отмечая выполнение. Отмечать, что помешало дело довести до конца. Подбадривать себя, поощрять прогулкой, отдыхом, маленьким сюрпризом самому себе.

Слайд 12

Рекомендации как победить себя. Воспитывать в себе человека нелегко. Воспитывать надо не на словах, а на деле. Надо совершать благородные поступки, делать добро, преодолевать практические трудности. Проявлять волю, бороться со злом, напряженно трудиться. Быть самокритичным, терпеливым и мужественным. Не ждите успехов сразу, не обольщайтесь разовыми победами, не хвастайтесь хорошими поступками.

Слайд 13

Желаем успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для детей среднего школьного возраста.

Эти игры можно провести с детьми в помещении и они  не требуют  предварительной подготовки....

новогодний сценарий "Праздник для Кощея" для детей среднего школьного возраста

Этот сценарий в нашем ЦДТ применялся в этом учебном году, т.е. так мы праздновали наступающий 2012 год Фотографии костюмов можно помотреть в моих фотоальбомах. Игры можно применять по своему усмотрени...

Конспект логопедического занятия для детей среднего школьного возраста, с ограниченными возможностями здоровья . "Правописание звонких и глухих согласных " с приложением - презентацией.

Конспект содержит:- цель и задачи занятия;- перечень необходимого  оборудования;- перечень используемых технологий;- список литературы   и интернет ресурсов;-описание структуры и ...

Конспект консультации для педагогов детей среднего школьного возраста "Эмоции подростка"

Конспект консультации Образцовой Г.В.  для педагогов детей среднего школьного возраста "Эмоции подростка"...

План-конспект занятия по современному танцу для детей среднего школьного возраста на тему "Приобретение навыков выполнения танцевальных движений по современному танцу в стиле джаз-модерн"

Занятие предусмотренно для детей среднего школьного возраста. В ходе занятия дети знакомятся с новым направлением в танце - джаз-модерн. Разучивают фрагмент танца в новом стиле....

Подвижные игры для детей среднего школьного возраста. Подвижные игры как средство физического воспитания в средней общеобразовательной школе

Физическое воспитание подрастающего поколения составляет неотъемлемую часть коммунистического воспитания. Оно осуществляется в единстве с нравственным, умственным и эстетическим воспитанием, ведь цель...