Организация процесса коррекционной работы учителя-логопеда в СОШ в условиях реализации ФГОС НОО
материал на тему

Никологорская Наталья Александровна

В  России формируется новая образовательная система для детей с ОВЗ, изменяются концептуальные основы специального образования: наряду с дифференциацией и совершенствованием всех типов специальных коррекционных образовательных учреждений появляются интегративные формы получения образования различными категориями детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл org-tsiya_korrekts-raboty_logopeda1.docx37.42 КБ
Файл org-iya_raboty_logopeda1.pptx1.45 МБ

Предварительный просмотр:

Организация процесса коррекционной работы учителя-логопеда

в СОШ в условиях реализации ФГОС НОО

  Начальная школа – самоценный, принципиально новый этап в жизни ребёнка: начинается систематическое обучение в общеобразовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус. Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. Данное положение отражается в федеральном государственном стандарте  начального общего образования.

 ФГОС НОО учитывает образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, при этом нормативный срок освоения основной образовательной программы НОО может быть увеличен с  учётом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).

  ФГОС направлен на обеспечение:

  • равных возможностей получения качественного начального общего образования;
  • становления гражданской идентичности как основы развития гражданского общества;
  • преемственности между звеньями образовательного процесса;
  • сохранения языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, возможности получения начального общего образования на родном языке;
  • единства образовательного пространства Российской Федерации в условиях многообразия образовательных систем и видов образовательных учреждений;
  • демократизации образования, расширение возможностей для реализации права выбора педагогическими работниками методик обучения и воспитания;
  • формирования критериальной оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы НОО, функционирования системы образования в целом;
  • условий для эффективной реализации  и освоения обучающимися основной образовательной программы НОО, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, - одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

    Таким образом, в России формируется новая образовательная система для детей с ОВЗ, изменяются концептуальные основы специального образования: наряду с дифференциацией и совершенствованием всех типов специальных коррекционных образовательных учреждений появляются интегративные формы получения образования различными категориями детей.

   Накопленный к настоящему времени опыт позволяет выделить следующие организационно-правовые модели социализации детей с ОВЗ и детей-инвалидов:

- на базе дошкольных ОУ комбинированного типа;

- на базе дошкольных ОУ компенсирующего вида;

- на базе специальных (коррекционных) ОУ;

- на базе образовательных учреждений в условиях интегрированного (инклюзивного) обучения;

- на базе ОУ, обеспечивающих профессиональную подготовку учащихся с ОВЗ.

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход,одним из важнейших компонентов которого является освоение обучающимися универсальных учебных действий, направленных на познание мира. В составе основных видов УУД можно выделить 4.

  УУД представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, одним из важнейших компонентов которого является освоение обучающимися универсальных учебных действий, направленных на познание мира.

Универсальные учебные действия (УУД) должны обеспечить овладение школьниками ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Данные виды действий относятся к метапредметным результатам. В составе основных видов УУД можно выделить 4 блока:

 - личностный;

- познавательный;

- регулятивный;

- коммуникативный.

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся и ориентацию в межличностных отношениях.

Регулятивные УУД обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:

- целеполагание как постановка учебной задачи;

- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня знаний;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона;

- коррекция -  внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона и результата; внесение изменений в результат своей деятельности , исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

- оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить; оценка результатов работы;

- саморегуляция  как способность к волевому усилию и преодолению препятствий.

Познавательные УУД включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные УД:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации;

- структурирование знаний;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- выбор эффективных способов решения учебных задач;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; определение основной и второстепенной информации; понимание и адекватная оценка языка СМИ;

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных УД составляют знаково-символические действия:

- моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель;

Логические УД:

- анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков;

- синтез – составление целого из частей;

- выбор оснований для сравнения, сериации, классификации объектов;

- подведение под понятие, выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; выстраивать продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным УД относятся:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов;

- контроль, коррекция и оценка действий партнёра;

 - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

   Таким образом, УУД представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.

Связь УУД с содержанием логопедического курса

  На ступени НОО имеет особое значение обеспечение  при организации учебного процесса сбалансированного развития у обучающихся  наглядно-образного, логического и знаково-символического мышления, исключающего  риск развития формализма мышления, формирования псевдомышления.

  Каждый учебный предмет, в том числе и логопедический курс для обучающихся с речевым недоразвитием, раскрывает определённые возможности для формирования УУД. Так как речь формируется в рамках общего психического развития ребёнка, последовательность овладения языковыми единицами и правилами их использования тесно взаимосвязана с общим психическим развитием ребёнка и подчинена тем же законам, что и развитие психики в целом. В связи с этим комплексная коррекционная логопедическая работа по преодолению речевой недостаточности предусматривает единство формирования речевых процессов, мышления и познавательной активности.

Так, ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка, усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических действий – замещения (звука – буквой), моделирования (построение схемы состава слова) и преобразования модели (видоизменение слова).

Основные направления логопедической работы в образовательных учреждениях различного типа являются в настоящее время востребованными и актуальными. Работа по предупреждению и коррекции нарушений устной и письменной речи включает в себя:

- развитие общих речевых навыков;

- коррекцию звуковой стороны речи;

- развитие фонематического анализа и синтеза;

- развитие лексико-грамматического строя речи;

- формирование связного высказывания;

- совершенствование психологических предпосылок к обучению;

- формирование полноценных учебных и коммуникативных компетенций.

Таким образом, не только учебные предметы, но и логопедический курс создаёт условия для формирования у обучающихся «языкового чутья» как результата ориентировки ребёнка в грамматической и синтаксической структуре родного языка и обеспечивает успешное развитие адекватных возрасту форм и функций речи.

Организация коррекционно-развивающего процесса в МБОУ «СОШ № 6»

Цель коррекционной работы:

создание условий для оказания индивидуально-ориентированной специализированной помощи детям, испытывающим трудности в освоении им Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования в условиях массовой школы.

Задачи коррекционной работы:

–своевременное выявление особых образовательных потребностей и определение учебных трудностей ребёнка,

–предупреждение возникновения проблем развития ребёнка,

–составление индивидуальных комплексных программ развития ребёнка в условиях взаимодействия специалистов сопровождения,

–обеспечение диагностико-коррекционного, психолого-медико-педагогического сопровождения ребёнка с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации исходя из реальных возможностей и в соответствии с образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья для получения им качественного образования,

–организация индивидуальных и групповых коррекционных занятий,

–консультирование педагогов и родителей по проблемам развития, обучения и воспитания,

–отслеживание и анализ полученных результатов работы.

Направления коррекционной работы:

1. Диагностическая работа

2. Коррекционно - развивающая работа

3. Консультативная работа

4. Информационно – просветительская работа

Принципы коррекционной работы:

1. Соблюдение интересов ребёнка.

2. Системность

3. Непрерывность

4. Вариативность

5. Рекомендательный характер оказания помощи

Основной формой организации занятий являются групповые занятия. Группы комплектуются учителем-логопедом с учетом однородности речевого недоразвития и возраста детей. Предельная наполняемость групп устанавливается в зависимости от структуры речевого дефекта. Минимальная наполняемость группы не должна быть менее трех учащихся.

Занятия, как правило, проводятся во внеурочное время с учетом режима работы школы. Коррекция произношения у обучающихся 1 классов с фонетическими дефектами, не влияющими на успеваемость, в виде исключения, может осуществляться во время уроков (кроме уроков русского языка и математики). Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью речевого недоразвития.

Групповые занятия проводятся:

• с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи, --не менее 3 раз в неделю;

• с обучающимися, имеющими фонетико-фонематическое или фонематическое недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленные фонетико-фонематическим или фонематическим недоразвитием речи, --не менее 2-3 раз в неделю;

• с обучающимися, имеющими фонетический дефект, --не менее 1-2 раз в неделю;

• с заикающимися обучающимися --не менее 3 раз в неделю.

Продолжительность коррекционного обучения каждого конкретного ребенка зависит от степени тяжести и структуры речевого недоразвития. Дети с фонетико-фонематическим или фонематическим недоразвитием речи и нарушениями чтения и письма, обусловленными этими нарушениями, могут заниматься в логопедическом пункте от одного полугодия до одного года. Продолжительность обучения детей с общим недоразвитием речи и нарушениями чтения и письма, обусловленными этим речевым недоразвитием, может составлять от 1,5 до 2 лет в зависимости от тяжести нарушения.

Обследование как одно из важнейших направлений работы учителя-логопеда

Диагностика представляет собой такое обследование речи, которое дает представление о состоянии речевого развития ребенка и позволяет учителю-логопеду определить вид речевой патологии, ее форму и степень тяжести речевого дефекта.

Основными задачами диагностики являются:

• выявление отклонений в развитии устной и письменной форм речи;

• определение структуры речевого дефекта;

• формулировка речевого диагноза;

• составление программы коррекционной работы. Актуальность этого направления работы заключается в том, что от своевременной квалифицированной диагностики зависит программа коррекционного воздействия, а в конечном итоге и результативность логопедической работы с детьми.На каждого ребенка, зачисленного на логопедические занятия, учитель-логопед заполняет речевую карту. 


Формы организации логопедических занятий

Речевые нарушения, встречающиеся у учащихся начальных классов, являются серьезным препятствием в овладении ими на начальных этапах обучения письмом и чтением, а на более поздних этапах — в усвоении программы. Это способствует формированию негативного отношения к учебе, отрицательно влияет на эмоциональное состояние школьника. Для оказания помощи этим учащимся школьные логопеды зачисляют их на специальные коррекционные занятия, основными задачами которых являются:

1. Формирование правильного произношения, развитие фонематического слуха и восприятия, закрепление навыков произношения слов различной звуко-слоговой структуры.

2. Развитие навыков звуко-слогового анализа и синтеза слов.

3. Формирование лексико-грамматического строя речи.

4. Совершенствование связной речи.

5. Предупреждение и исправление недостатков письма и чтения.

Основной формой организации логопедической работы являются фронтальные (групповые и подгрупповые) занятия. В группы подбираются дети с однородной структурой речевого дефекта. На этих занятиях все учащиеся выполняют одну и ту же работу. Подгрупповые занятия предусматривают дифференцированные задания для детей с более тяжелыми нарушениями.

Все типы логопедических занятий делятся на:

  • обучающие, целью которых является овладение новыми знаниями. На этих занятиях учащиеся накапливают фактический материал, изучают языковые явления и процессы, что в дальнейшем ведет к формированию понятий;
  • закрепляющие, на которых у учащихся совершенствуются и формируются практические умения и навыки, а также систематизируются наиболее важные вопросы, восполняются имеющиеся пробелы в знаниях у детей;
  • комбинированные, целью которых является решение одновременно дидактических и коррекционных задач. Такие занятия проводятся в логопедической практике чаще, чем другие.

При подготовке и проведении логопедического занятия логопед должен учитывать следующие требования:

  • четко формулировать тему и цель занятия;
  • соблюдать этапы занятия, их взаимозависимость и целенаправленность;
  • последовательно усложнять речевой материал, предъявляемый детям;
  • учитывать зону ближайшего развития, индивидуальные и возрастные особенности детей;
  •  доступно формулировать инструкции по выполнению заданий;
  • использовать красочный наглядно-дидактический материал;
  • создавать эмоциональный фон занятия.

Оформление и ведение документации в логопедическом пункте

Каждый учитель-логопед начинает свою работу с обследования и заносит результаты этого обследования в журнал:

  • журнала обследования устной и письменной речи;
  • списка учащихся с нарушениями речи;
  • речевых карт учащихся, зачисленных на логопедические занятия.

Журнал учета посещаемости логопедических занятий

в логопедическом пункте при МОУ СОШ №___

20__-20__учебный год

В разделе «Сведения об учащихся» учитель-логопед помещает список учащихся, зачисленных на занятия в текущем учебном году, с указанием класса, даты зачисления, результата коррекционной работы («выпущен», «оставлен для продолжения коррекционной работы», «выпущен»). Если логопедический пункт обслуживает несколько школ района, указывается номер школы, которую посещает ребенок.

На каждую укомплектованную группу отводится по четыре страницы, на подгруппу и отдельного ученика, занимающегося индивидуально, — три страницы. В левой части страницы указывается номер группы и логопедическое заключение, можно также указать, какой период занимается данная группа (первый (второй) год обучения). При формулировке заключения используется педагогическая классификация речевых нарушений. Например. Группа № 1: нарушения письма, обусловленные фонетико-фонематическим недоразвитием речи (первый год обучения).

Журнал учета посещаемости заполняется в начале каждого занятия. Присутствие учащегося отмечается точкой, отсутствие— буквой «н».

В случае неоднократных пропусков ребенком занятий по неизвестной причине, учитель-логопед ставит в известность классного руководителя и родителей учащегося.В конце журнала отводится место для учета работы учителя-логопеда в период обследования и в период школьных каникул, а также для освещения консультативно-просветительской работы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация процесса коррекционной работы учителя-логопеда в СОШ в условиях реализации ФГОС НОО

Слайд 2

Конвенция ООН о правах ребенка; Саламанская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями (1994 г.) Конституция РФ; ФЗ РФ от 24.11.1995 г., № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»; ФЗ РФ от 24 июля 1998 г. N 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (с изм. 21.12.2004 г); Письмо Минобрнауки РФ от 18.04.2008г. N АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами »; ??????? Нормативно-правовая база, обеспечивающая сопровождение КРП

Слайд 3

ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации», вступивший в силу с 01.09. 2013 г; Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373); ФГОС основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897); ФГОС среднего общего образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 06.12.2009 № 413); Письмо Минобрнауки РФ от 28.10.2014 № ВК-2270/07 «О сохранении системы специализированного коррекционного образования Нормативно-правовая база, обеспечивающая сопровождение КРП

Слайд 4

создание условий для оказания индивидуально-ориентированной специализированной помощи детям, испытывающим трудности в освоении им Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования в условиях массовой школы. Цель коррекционно-развивающей работы:

Слайд 5

своевременное выявление особых образовательных потребностей и определение учебных трудностей ребёнка, предупреждение возникновения проблем развития ребёнка, составление индивидуальных комплексных программ развития ребёнка в условиях взаимодействия специалистов сопровождения, обеспечение диагностико -коррекционного, психолого-медико-педагогического сопровождения ребёнка с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации исходя из реальных возможностей и в соответствии с образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья для получения им качественного образования, организация индивидуальных и групповых коррекционных занятий, консультирование педагогов и родителей по проблемам развития, обучения и воспитания, отслеживание и анализ полученных результатов работы. Задачи коррекционно-развивающей работы:

Слайд 6

СПЕЦИФИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ -развитие общих речевых навыков; -коррекцию звуковой стороны речи; -развитие фонематического анализа и синтеза; -развитие лексико-грамматического строя речи; -формирование связного высказывания; -совершенствование психологических предпосылок к обучению; -формирование полноценных учебных и коммуникативных компетенций . - коррекция письменной речи

Слайд 7

Специфика логопедической работы с учащимися с ОВЗ: Работа над речевой системой в целом Максимальное использование сохранных анализаторов (зрительный, слуховой, тактильный) Дифференцированный подход (психические особенности, работоспособность,уровень сформированности речи) Длительное закрепление правильных речевых навыков Частый повтор упражнений с элементами новизны Частая смена видов деятельности (быстрая утомляемость) Дозировка заданий и речевого материала (постепенное усложнение) Конкретность и доступность заданий Не быстрый темп работы Постоянное поддержание интереса к занятиям(эмоциональность) Тесная взаимосвязь логопеда со специалистами службы сопровождения, учителями, воспитателями, родителями.

Слайд 8

Фронтальные (групповые и подгрупповые ) занятия Индивидуальные занятия Формы организации логопедических занятий

Слайд 9

Диагностика представляет собой такое обследование речи, которое дает представление о состоянии речевого развития ребенка и позволяет учителю-логопеду опре­делить вид речевой патологии, ее форму и степень тя­жести речевого дефекта. Обследование как одно из важнейших направлений работы учителя-логопеда

Слайд 10

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ О.Б.Иншакова «Альбом для логопеда» Т. А. Фотекова «Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов»

Слайд 11

- Журнал обследования устной и письменной речи; - Список учащихся с нарушениями речи; - речевые карты учащихся, зачисленных на логопедические занятия. - Индивидуальные маршруты сопровождения для детей с ДЦП (ОВЗ) Оформление и ведение документации на логопедическом пункте

Слайд 12

Журнал учета посещаемости заполняется в начале каждого занятия. Присутствие учащегося отмечается точкой , отсутствие— буквой «н». Журнал учета посещаемости логопедических занятий

Слайд 13

Логопедическое сопровождение Речевые карты.

Слайд 16

Логопедическое сопровождение Индивидуальные карты логопедического сопровождения детей с ДЦП (ОВЗ)

Слайд 17

Коррекционная программа Аманатова М.М., Андреева Н.Г., Тосуниди О.М. «Справочник школьного логопеда»

Слайд 18

Проблемы: нет соответствующих программ логопедических программ; регламент по времени (часа) проведения логопедических тем; нет единой речевой карты.

Слайд 19

Перспективы: разработать программу (авторскую педагогическую разработку) коррекционно-развивающей работы в МБОУ «СОШ № 6; необходимо повышение квалификации с позиции требований СФГОС с ОВЗ; необходим обмен опытом работы в форме мастер-классов, тренингов, семинаров


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционной работы в начальной школе в условиях реализации ФГОС

Описание основных положений коррекционной программы в условиях реализации ФГОС...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов «Особенности организации коррекционной работы учителя-логопеда в условиях ФГОС»

ВЫСТУПЛЕНИЕна методическом объединении учителей начальных классов«Особенности организации коррекционной работы учителя-логопеда в условиях ФГОС»...

Коррекционная работа в начальной школе в условиях реализации ФГОС

ФГОС начального общего образования определяет систему новых требований к структуре, результатам, условиям реализации основной образовательной про...

Представление опыта работы учителя-логопеда МДОУ «Детский сад «Искорка» п. Пангоды Надымского района» по теме «Реализация системно – деятельностного подхода в коррекционной работе учителя-логопеда»

Системно-деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно- познавательной деятельности....

Статья "Использование современных инновационных технологий в работе учителя-логопеда логопункта ДОУ в условиях введения ФГОС".

Особенности развития современных детей свидетельствуют о том, что они отличаются от их сверстников прошлого века и требуют современного подхода в воспитании и развитии. Чтобы заинтересовать их, сделат...

Презентация " Организация индивидуальной коррекционной работы учителя-логопеда с детьми, имеющими ЗПР"

В данной презентации представлен материал следующего содержания:1. Определение категории детей с ЗПР.2. Цели, задачи коррекционной работы.3. Этапы сопровождения ребенка с ОВЗ.4. Основное содержание ИО...