Рабочая программа по предмету "Социально-бытовая ориентировка" 10-11 класс
рабочая программа (10 класс) по теме

Морозова Любовь Ивановна

Рабочая программа адресована учителям социально-бытовой ориентировки (СБО) специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_10-11_klassy.docx54.26 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

«Специальная (коррекционная) школа № 482»

Юго-Восточного окружного управления образования                                               Департамента образования города 

Москвы

Согласовано:

Заместитель директора школы по учебной работе

_______________ Н.Н. Серышева

«___» _____________ 2015 г.

Утверждаю:

Директор ГБОУ С(К)Ш № 482  

____________________Е. В. Обухова

«___» _________________ 2015 г.

Рассмотрено:

на заседании Педагогического Совета

ГБОУ С(К)Ш № 482:

Протокол № ____ от _______2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО  СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКЕ

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ  10 -11 КЛАССОВ

СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ШКОЛ

Срок реализации программы: 1 год

Объём программы: 66 часов

Разработчик: Морозова Любовь Ивановна,                                                 учитель высшей квалификационной категории.

                                         Пояснительная записка

Программа по социально - бытовой ориентировке в 10-11классах составлена с учетом всех особенностей познавательной деятельности умственно отсталых учащихся и обеспечивает их подготовку к самостоятельной жизни, хозяйственно-бытовому труду. Направление на формирование у них знаний и умений, способствующих социально-бытовой адаптации, на повышение общего уровня развития культуры поведения и отношений в семье. Используется культурно-образовательная среда района города : посещение музеев, библиотеки, экскурсии .

Программа составлена:

- в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 года  № 273 – ФЗ« Об образовании в Российской Федерации»;

- на основе:

  • Программно-методического обеспечения для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида (пособие для учителя), под редакцией А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой, 2006г.
  • Программы и планирования по математике с элементами экономики для учащихся 10-12 классов (I- III курсов) специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, под редакцией   Е.Е. Колосовой, 2006г.
  • Новой модели обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (новые учебные программы), под редакцией А.М. Щербаковой,  2001г.

Данная программа «Социально-бытовая ориентировка» предназначена для учащихся 10-11 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных школ.   Она рассчитана на 2 года обучения. С электронными учебниками не работаем.

  10 класс -  2 часа в неделю;

  11 класс - 2 часа в неделю

        В программу включены следующие разделы:

  1. Личная гигиена.
  2. Одежда и обувь.
  3. Питание.
  4. Жилище.
  5. Транспорт.
  6. Торговля.
  7. Семья (бюджет семьи, семейные отношения).
  8. Средства связи.
  9. Медицинская помощь.
  10.  Учреждения и организации.
  11.  Промышленные предприятия, объединения, сельское хозяйство и другие.
  12.  Предприятия службы быта.
  13.  Трудоустройство.
  14.  Культура поведения.

          Изучение этих разделов позволяет практически знакомить учащихся с окружающим их социумом, формировать у них навыки самостоятельности в обслуживании себя и близких.

        Соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении, в 10-11 классах учащиеся продолжают изучение тем, включенных в программы для 5-9 классов. Программа построена по тому принципу: опора на имеющиеся знания, умения и навыки, формирование на их базе новых, с расширением и углублением изученных ранее тем. Содержание программного материала обусловлено реалиями жизни, окружающими учащихся. В связи с этим учитель может исключить какие-то темы как неактуальны для данного региона и внести свои. В старших классах учитель должен избегать прямых указаний учащимся на то, как поступать в той или иной ситуации, а стараться приучать их использовать имеющийся опыт, наблюдения за работой товарища, следует ставить детей перед необходимостью принимать самостоятельные решения. Положительные результаты дают задания учащимся собирать дополнительный материал для работы на уроке. Значительное время необходимо отводится на практические работы и экскурсии. В результате прохождения программы используется культурно-образовательная среда района города: экскурсии, походы в библиотеки, музеи.

          Конкретные задачи обучения учащихся специальных (коррекционных) школ 8 вида социально-бытовой ориентировке вытекают из цели – подготовка умственно отсталого ребенка к самостоятельной жизни (труду) и приспособление к жизни в условиях социальной среды. Таким образом, повторность в обучении детей позволяет формировать у них достаточно прочные знания и умения, обеспечивает их применение  на практике.

Главная цель программы -  формирование у учащихся знаний и  умений, способствующих социально-бытовой адаптации, на повышение общего уровня развития культуры поведения и отношений в семье, обеспечение их подготовки к самостоятельной жизни, хозяйственно-бытовому труду.

Задачи:

- овладение учащимися теоретическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, достаточными для самообслуживания, помощи в семье, адаптации в современном обществе, ориентации в социуме и быту, в самостоятельном поиске работы и трудоустройстве;

- коррекция недостатков психофизического развития (психических функций и познавательной деятельности);

- развитие коммуникативной функции речи как непременное условие социальной адаптации;

- формирование социально-нормативного поведения в семье и окружающей среде;

- обучение практическому применению знаний, полученных при изучении общеобразовательных дисциплин.

- воспитание положительного отношения к домашнему труду;

- содействие физическому развитию умственно отсталого ученика.

        Программа определяет деятельность в 2 направлениях:

- теоретическая  часть;

- практическая часть.

Программа определяет содержание обучения, т.е. объем и последовательность тех знаний, которые учащиеся должны усвоить. Важной задачей является обучение большому количеству приемов выполнения того или иного вида работ, так как практика показывает, что учащиеся, овладевшие их наибольшим количеством, могут лучше спланировать работу и успешнее ее выполнить. Низкая степень самостоятельности учащихся при выполнении заданий является основным недостатком их трудовой деятельности. Умение ориентироваться в задании, планировать и контролировать свою работу не вырабатывается у умственно отсталого ребенка автоматически и поэтому на уроках СБО его надо целенаправленно формировать. Это является важнейшей коррекционной задачей специального обучения.  

Межпредметная связь уроков СБО состоит в обучении планированию любого вида деятельности. Кроме того, умственно отсталый учащийся затрудняется представить конечный результат своей деятельности. Задача учителя – приучить ученика не начинать работу без конкретного представления продукта своей деятельности.

Развитие коммуникативных функций речи является непременным условием усвоения курса социально-бытовой ориентировки. Эта задача решается в тесной связи с уроками русского языка и чтения. Многократное употребление типовых фраз в письменной и устной речи способствует закреплению их памяти. На уроках СБО учитель может успешно решать эту задачу в ролевых играх, словесных описаниях учениками бытовых сцен.

Одной из важнейших задач курса СБО является коррекция и формирование социальных норм поведения умственно отсталого учащегося. Культура поведения, взаимоотношений не может рассматриваться как отдельно взятый раздел, хотя некоторые темы изучаются самостоятельно («Поведение в гостях», «Культура взаимоотношений с друзьями»). Задача формирования правильного поведения решается в той или иной степени при изучении любой темы.

В 11 классе закрепляются и обобщаются навыки, приобретенные за весь период обучения.

                              Основные формы и методы работы.

               Эффективное усвоение учащимися учебного материала предполагает: использование соответствующих методов, форм, приемов и средств обучения: объяснение, рассказ, беседа, практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры; использование наглядных средств обучения, демонстрация учебных кинофильмов, ИКТ.

 Объяснение – проводится при четком соблюдении различных дидактических принципов, используемых в специальном обучении. Метод объяснения используется при изучении нового материала или для закрепления сложного, не усвоенного ранее.

Рассказ – повествовательное изложение содержания учебного материала. На уроках СБО используют: рассказ-вступление, направленный на подготовку к восприятию нового материала; рассказ-изложение, раскрывающий содержание новой темы; рассказ-заключение, обобщающий материал. Беседа – это вопросно-ответный метод обучения. Она может применяться для сообщения новых знаний, закрепления, повторения, а также для контроля. Для построения беседы учитель выбирает небольшой по объему материал, делит его на несколько логических частей, к каждой части подбирает вопросы. Учитываются знания, опыт и типологические особенности учащихся. Беседа является одним из основных методов обучения на уроках СБО.

 Практические работы – целесообразнее проводить, разделив учащихся на бригады из 4-5 человек для самостоятельного выполнения задания. В зависимости от задач урока и оснащенности кабинета могут использоваться разные формы организации практических работ, как коллективные, так и индивидуальные. Количество практических работ можно увеличить и подобрать виды деятельности по усмотрению учителя.  Активное участие в практической работе ведёт к систематизации углублению знаний, к выработке умений и навыков.

 Экскурсии – им отводится значительное место в программе. Экскурсии могут быть вводные, текущие и итоговые. Например, изучение темы «Железнодорожный транспорт» целесообразно начинать с ознакомительной экскурсии на железнодорожный вокзал. Текущие экскурсии служат для конкретизации и закрепления определенного учебного материала. Так, при изучении раздела «Средства связи» в 6 классе проводится экскурсия на почту с целью расширения и закрепления знаний о почтовых отправлениях. Итоговые экскурсии организуются при завершении работы над темой. Например, работу по теме «Экономика домашнего хозяйства» 8 класс следует закончить экскурсией в сбербанк. Любая экскурсия не является самоцелью и используется в сочетании с другими организационными формами обучения. В ходе экскурсий могут проводиться практические работы.

Сюжетно-ролевые игры применяются как один из ведущих методов обучения. В сочетании с другими методическими приемами их целесообразно использовать при изучении таких разделов, как «Торговля», «Средства связи» и др. Сюжетно-ролевые игры в основном следует проводить на этапе закрепления пройденного материала и для формирования навыков общения. Воспроизводя в игре конкретные жизненные ситуации, учащиеся применяют усвоенные ими знания и приемы (например, правила поведения, приемы ухода за маленьким ребенком и т. д.). Вариантом сюжетно-ролевых игр является метод моделирования реальных сюжетных ситуаций и может применяться как метод обучения и как форма организации учебной деятельности.

                 Самым значимым и эффективным методом изучения программного материала на занятиях по СБО является собственная предметно-практическая деятельность учащихся. Используется культурно-образовательная среда района города: экскурсии, походы в библиотеки, музеи.

                                      Технологии:

- Словесные методы (рассказ, объяснение, беседа). Беседа может быть вводной и предварять другие виды работ для привлечения к ним интереса учащихся, а также может использоваться для закрепления полученных знаний при повторении пройденного. Беседа на занятиях СБО всегда, где это возможно, должна сопровождаться использованием средств наглядности: реальными предметами, макетами, схемами.

- Наглядные методы ( натуральные предметы: одежда, обувь, посуда; реальные объекты: помещение, учреждение, муляжи, игрушки, изображения: предметные, сюжетные).

- Практические методы (дидактические игры, упражнения, задания, тесты, самостоятельная работа).          

 На занятиях по СБО практическая работа по освоению того или иного навыка включает в себя инструктаж, демонстрацию правильных приемов выполнения действия, повторение учащимися этого действия. Практическое освоение навыка может проводиться только после выяснения того, насколько данный навык соответствует возможностям учащихся. С электронными учебниками  на уроке СБО не работаем.

                                Межпредметные связи

          Социально-бытовую ориентировку можно рассматривать как сквозной предмет, дающий учащимся возможность применять на практике знания и умения, полученные на других уроках. Занятия по социально-бытовой ориентировке тесно связаны с уроками русского языка и чтения (полнота устных ответов, последовательность изложения, правильность построения фраз, диалогов), математики (меры веса и длины), географии (сезонные изменения, традиции, обычаи, блюда), труда (свойства древесины, металлов), естествознания (культурные растения, овощи, фрукты).

                        Ожидаемые результаты. В результате реализации программы по социально-бытовой ориентировке учащиеся должны знать, понимать, уметь и использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, а также научатся правилам ведения домашнего хозяйства; получат теоретические и практические знания о самостоятельной жизни и жизненно необходимых бытовых умениях и навыках, достаточные для самообслуживания, помощи семье, адаптации в современном обществе, ориентации в социуме и в быту, в самостоятельном поиске работы и трудоустройстве.             

 Критерии и нормы оценки знаний обучающихся 

Система оценивания в конце изучения каждой темы предусматривает тестирование, устные опросы, самостоятельные  и практические работы.

Исходя из поставленных целей и возрастных особенностей учащихся, необходимо учитывать:

  • правильность и осознанность изложения материала, полноту раскрытия понятий, правильность выполнения практических работ;
  • самостоятельность ответа;
  • умение переносить полученные знания на практику;

Оценка

% выполнения заданий

удовлетворительно

35 – 50%

хорошо

50 – 65%

очень хорошо

свыше 65%

                                                    10 класс

                                        График внутреннего контроля

Вид работы

Дата

I четверть

Практическая работа

    21.10.2015

II четверть

Практическая работа

02.12.2015

16.12.2015

III четверть

Практическая работа

20.01.2016

        17.02.2016

02.03.2016

IV четверть

Практическая работа

13.04.2016

11.05.2016

                Тематический план  10 класс

 №

Раздел  урока

Кол - во часов

В том числе

Теория

Практика

I четверть

1.

Торговля.

4

4

-

2.

Питание.

12

11

1

3.

Средства связи.

2

2

-

 II четверть

1.

Транспорт.

4

2

-

2.

Личная гигиена.

4

3

1

3.

Культура общения.

3

3

-

4.

Медицинская помощь.

3

2

1

III четверть

1.

Семья.

3

2

1

2.

Трудоустройство.

8

6

1

3.

Одежда и обувь.

5

4

1

4.

Предприятия бытового обслуживания.

4

4

-

IV четверть

1.

Бюджет.

3

2

1

2.

Трудоустройство

4

4

3.

Жилище.

9

8

1

Всего:

69

48

21

Тематический план  11 класс

 №

Тема урока

Кол - во часов

В том числе

Теория

Практика

I четверть

1.

Питание.

12

10

2

2.

Жилище.

6

4

2

II четверть

1.

Культура общения.

2

2

-

2.

Семья

2

2

-

3.

Медицинская помощь.

2

2

-

4.

Бюджет.

2

1

1

5.

Торговля.

2

2

-

6.

Учреждения и организации.

4

3

1

III четверть

1.

Семья.

4

1

1

2.

Трудоустройство.

6

5

1

3.

Одежда и обувь.

8

7

1

4.

Средства связи.

2

2

-

IV четверть

1.

Трудоустройство.

6

6

-

2.

Личная гигиена.

4

3

1

3.

Транспорт.

6

5

1

Всего

66

55

11

Оценка

% выполнения заданий

удовлетворительно

35 – 50%

хорошо

50 – 65%

очень хорошо

свыше 65%

                                                   11 «А» класс

                                        График внутреннего контроля

Вид работы

Дата

I четверть

Практическая работа

26.10.2015

II четверть

Практическая работа

03.12.2015

17.12.2015

III четверть

Практическая работа

21.01.2016

11.02.2016

10.03.2016

IV четверть

Практическая работа

28.04.2016

16.05.2016

                                                   11 «Б» класс

                                        График внутреннего контроля

Вид работы

Дата

I четверть

Практическая работа

26.10.2015

II четверть

Практическая работа

03.12.2015

17.12.2015

III четверть

Практическая работа

21.01.2016

11.02.2016

10.03.2016

IV четверть

Практическая работа

28.04.2016

16.05.2016

                                                    11 «В» класс

                                        График внутреннего контроля

Вид работы

Дата

I четверть

Практическая работа

22.10.2015

II четверть

Практическая работа

03.12.2015

17.12.2015

III четверть

Практическая работа

21.01.2016

10.02.2016

10.03.2016

IV четверть

Практическая работа

28.04.2016

11.05.2016

                                    Содержание программы

10 класс

Личная гигиена.

        Повторение материала по личной гигиене: уход за кожей лица, тела, ног, за волосами, за ногтями.

        Маникюр (уход за ногтями). Принадлежности для маникюра: ножницы, пилочка, лак для ногтей. Санитарно-гигиенические правила пользования маникюрными принадлежностями. Бритье. Принадлежности для бритья: станок, помазок, электробритва, мыло, пена для бритья. Санитарно-гигиенические правила пользования бритвенными принадлежностями.

П р а к т и ч е с к и е   з а н я т и я:

Выполнение ухода за ногтями; выполнение бритья.

Учащиеся должны знать:

- способы ухода за ногтями и выполнение бритья;

- санитарно-гигиенические правила пользования маникюрными принадлежностями;

- санитарно-гигиенические правила пользования бритвенными принадлежностями.

Учащиеся должны уметь:

- ухаживать за ногтями;

- бриться.Медицинская помощь.

        Инфекционные заболевания (грипп, ветряная оспа, желудочно-кишечные инфекции, корь и т.п.) Причины возникновения инфекционных заболеваний. Профилактические меры. Понятие об иммунитете. Значение прививок. Уход за больным инфекционным заболеванием дома, меры предосторожности. Значение дезинфекции помещения, в котором находился инфекционный больной. Методы санобработки в квартире.

П р а к т и ч е с к и е   з а н я т и я:

Выполнение процедур по уходу за больным дома.

Учащиеся должны знать:

- причины возникновения инфекционных заболеваний;

- профилактические меры;

- значение прививок;

- методы санобработки в квартире.

Учащиеся должны уметь:

- ухаживать за больным в домашних условиях;

- производить санобработку помещения.

Жилище.

         Мебель, оборудование, интерьер кухни. Санитарно-гигиенические требования к состоянию кухни. Уборка кухни.

          Кухонные электроприборы (миксер, комбайн, электроплита, электрочайник, электросамовар, посудомоечная машина), их использование, уход за ними. Правила техники безопасности при работе с электроприборами.

          Борьба с вредными насекомыми. Средства для борьбы с вредными насекомыми, меры безопасности при их использовании.

П р а к т и ч е с к и е    з а н я т и я:

           Выполнение работ, связанных с использованием электроприборов; уборка кухни.

Учащиеся должны знать:

- санитарно-гигиенические требования к состоянию кухни.

- правила техники безопасности при работе с электроприборами:

- средства и способы борьбы с вредными насекомыми.

Учащиеся должны уметь:

- пользоваться бытовыми электроприборами;

- производить уборку кухни.

Одежда и обувь.

           Виды меховой одежды. Уход за меховой одеждой. Ремонт меховой одежды. Одежда из кожи. Уход за ней. Ремонт одежды из кожи. Замшевая обувь. Уход за замшевой обувью.

           Мода, стиль, назначение одежды. Как показать достоинства фигуры и скрыть ее недостатки. Выбор одежды и обуви при покупке в зависимости от уже имеющегося гардероба.

П р а к т и ч е с к и е    з а н я т и я:

- работы по уходу, мелкому ремонту меховой и кожаной одежды ( чистка в домашних условиях, пришивание пуговиц, вешалки);

- чистка замшевой обуви.

Учащиеся должны знать:

- способы ухода за меховой и кожаной одеждой;

- правила чистки замшевой обуви;

- правила подбора одежды и обуви.

Учащиеся должны уметь:

- ухаживать за меховой и кожаной одеждой;

- чистить замшевую обувь;

- выбирать одежду и обувь при покупке в зависимости от уже имеющегося гардероба.

Служба быта.

       Ателье по ремонту меховой и кожаной одежды. Заполнение бланков для сдачи вещей в ателье по ремонту одежды. Порядок сдачи и получения вещей в ателье. Стоимость услуг в ателье.

       Химчистка. Вещи, которые следует сдавать в химчистку. Заполнение бланков для сдачи вещей в химчистку. Порядок сдачи и получения вещей в химчистке. Химчистка – самообслуживания. Стоимость услуг в химчистке.

 П р а к т и ч е с к и е   з а н я т и я:

         Экскурсия в ателье по ремонту меховой и кожаной одежды; заполнение бланков; экскурсия в химчистку.

Учащиеся должны знать:

- порядок сдачи и получения вещей в ателье и в химчистке:

- стоимость услуг.

Учащиеся должны уметь:

- сдавать вещи в химчистку и в ателье по ремонту одежды.

Средства связи.

         Оформление заказа на покупку товара по почте. Получение заказа наложенным платежом. Оформление подписки на газеты и журналы.

П р а к т и ч е с к и е   з а н я т и я.

         Заполнение бланков для оформления заказа на покупку товара по почте. Заполнение бланков при подписке на газеты и журналы.

Учащиеся должны знать:

- порядок оформления заказа на покупку товара по почте.

- порядок получения заказа наложенным платежом;

- порядок оформления подписки на газеты и журналы.

Учащиеся должны уметь:

- заполнять необходимые бланки.

Транспорт.

         Междугородний автотранспорт. Автовокзал. Расписание движения автобусов. Порядок приобретения билета. Стоимость проезда. Страховка. Багажное отделение в автобусе. Культура общения пассажиров.

П р а к т и ч е с к и е    з а н я т и я.

Экскурсия на автовокзал.

Учащиеся должны знать:

- порядок приобретения билета на автовокзале.

Учащиеся должны уметь:

- ориентироваться в расписании отправления рейсовых автобусов;

- производить покупку билета на междугородний автобус.

Культура общения.

         Прием гостей. Приглашение гостей. Подготовка к приему гостей: угощение, развлекающие веселые игры, танцы, конкурсы. Встреча гостей, знакомство родителей с новыми друзьями, присутствующих с новыми гостями. Правила приема гостей. Проводы гостей. Уборка квартиры после приема.

        Ты идешь в гости. Подготовка: выбор праздничной одежды, приобретение небольшого сувенира или цветов для хозяйки, выбор и покупка подарка, если это день рождения, свадьба, Новый год, новоселье. Правила поведения в гостях.

П р а к т и ч е с к и е    з а н я т и я.

Ролевые игры.

Учащиеся должны знать:

- правила приема гостей и поведения в гостях.

Учащиеся должны уметь:

- выполнять правила приема гостей и поведения в гостях.

Бюджет.

        Источники семейного бюджета. Необходимые ежемесячные платежи. Планирование расходов на месяц. Тетрадь прихода и расходования средств семейного бюджета. Сбережения. Назначение сбережений. Хранение денег в Сбербанке. Виды вкладов, их преимущества и недостатки.

Оформление вклада в Сбербанке.

П р а к т и ч е с к и е   з а н я т и я. 

        Экскурсия в Сбербанк; ведение тетради прихода и расхода; планирование расходов на месяц.

Учащиеся должны знать:

- источники семейного бюджета;

- необходимые ежемесячные платежи;

- назначение сбережений;

- виды вкладов, их преимущества и недостатки;

- порядок оформления вклада в Сбербанке.

Учащиеся должны уметь:

- планировать расходы на месяц;

- вести тетрадь прихода и расходования средств семейного бюджета.

Торговля.

        Оптовая и розничная торговля продовольственными и промышленными товарами. Рынки сельхозпродукции и плодоовощные базы. Отделы рынка. Выбор продуктов. Отличие рыночной торговли от магазинной (торг). Определение правильности отпуска товара и подсчета его стоимости.

П р а к т и ч е с к и е    з а н я т и я.

        Экскурсия на рынок.

Учащиеся должны знать:

- отделы рынка;

- выбор продуктов;

- отличие рыночной торговли от магазинной (торг);

- способы определения правильности отпуска товара и подсчета его стоимости.

Учащиеся должны уметь:

- выбирать продукты;

- следить за правильностью отпуска товара и подсчета его стоимости.

Семья.

       Состав семьи. Отношения между членами семьи. Обязанности детей по отношению к родителям. Помощь младшим членам семьи.

Учащиеся должны знать:

- состав семьи;

- обязанности детей по отношению к родителям.

Питание.

         Вторые блюда (котлеты, жаркое, рыба) и соответствующий гарнир к ним. Выпечка: булочки, кекс, печенье, блины.  Приспособления для закатывания консервов. Правила консервирования фруктов (компот). Правила засолки грибов.

П р а к т и ч е с к и е    з а н я т и я.

          Приготовление вторых блюд ( котлеты, жаркое, рыба) и гарнира к ним. Выпечка булочек, кекса, печенья, блинов.

Консервирование фруктов. Засолка грибов.

Учащиеся должны знать:

- рецепты и способы приготовления вторых блюд (котлеты, жаркое, рыба) и соответствующего гарнира к ним;

- рецепты и способы выпекания булочек, кекса, печенья, блинов.

- правила консервирования фруктов. Правила засолки грибов.

Учащиеся должны уметь:

- готовить вторые блюда;

- выпекать булочки, кексы, печенье, блины;

- консервировать фрукты и засаливать грибы.

    11 класс

                                                       

   

Личная гигиена.

             Повторение материала по личной гигиене: уход за кожей лица, тела, ног, за волосами, за ногтями. Маникюр. Бритье. Прически.

            Макияж. Косметические средства для выполнения макияжа. Соответствие макияжа ситуации. Удаление макияжа.

            Средства для загара. Срок годности косметических средств.

П р а к т и ч е с к и е    з а н я т и я:

             Выполнение процедур по уходу за кожей лица. Выполнение макияжа.

Учащиеся должны знать:

- косметические средства для макияжа;

- косметические средства для загара.

Учащиеся должны уметь:

- выполнять несложный макияж и удалять его с помощью косметических средств.

Вредные привычки.

Вред курения. Вред алкоголя и наркотиков.

Учащиеся должны знать:

- о вреде курения, наносимом здоровью курящих и окружающих их людей;

- о вредном воздействии алкоголя и наркотиков на организм человека;

- о социальных последствиях к которым приводят вредные привычки;

- способы борьбы с вредными привычками.

Одежда и обувь.

          Значение одежды в жизни человека. Стиль одежды, мода, обновление одежды (замена мелких деталей). Размеры одежды и обуви. Значение ухода за одеждой и обувью. Правила выполнения утюжки одежды в зависимости от свойств ткани: платьев, рубашек, юбок со складками, оборками, брюк.

            Чистка обуви всех видов. Рекомендуемые сроки носки одежды и обуви с учетом их назначения и материальных возможностей. Одежда и принадлежности для пеленания для младенца. Стирка и кипячение  пеленок.

П р а к т и ч е с к и е     з а н я т и я.

Утюжка одежды.

Чистка обуви.

Учащиеся должны знать:

- правила подбора одежды, обуви и аксессуаров;

- правила выполнения утюжки одежды в зависимости от свойств ткани;

- рекомендуемые сроки носки одежды и обуви с учетом их назначения и материальных возможностей;

- необходимый набор одежды и принадлежностей для пеленания младенца;

- правила стирки  и кипячения пеленок.

Учащиеся должны уметь:

- правильно подбирать одежду, обувь и аксессуары;

- правильно выполнять утюжку одежды в зависимости от свойств ткани;

- стирать и кипятить пеленки.

Питание.

            Составление меню завтраков, обедов и ужинов на неделю. Составление месячной сметы расходов на продукты питания, в соответствии с недельным меню. Полноценное питание грудных младенцев, дошкольников, подростков.

            Технология рационального приготовления обеда из трех блюд: первое -  на мясном или рыбном бульоне, второе – с использованием мяса или рыбы из бульона, третье – выпечка: пироги, пирожные, торт. Виды праздничного стола: традиционный, фуршет. Меню праздничного стола. Культура поведения за столом. Правила пользования столовыми приборами. Консервирование овощей.

П р а к т и ч е с к и е     з а н я т и я:

Составление меню на неделю.

Приготовление обеда из трех блюд.

Консервирование овощей (соления и маринады).

Выпечка: пироги, пирожные, торт.

Учащиеся  должны знать:

- технологию рационального приготовления обеда из трех блюд;

- выпечка: пироги, пирожные , торт;

- виды праздничного стола: традиционный, фуршет;

- меню праздничного стола;

- правила консервирования овощей.

Учащиеся должны уметь:

- составлять меню на неделю;

- приготовить обед из трех блюд;

- консервировать овощи (соления и маринады);

- выпекать пироги, пирожные, торт.

Семья.

         Основы семейных взаимоотношений, семейные традиции, распределение и выполнение домашних обязанностей, организация досуга и отдыха в семье.

         Семейная ситуация в семье учащегося. Представления учащихся об их будущих семьях.

          В семье ждут ребенка: полноценное питание и здоровый образ жизни будущей мамы, спокойная семейная атмосфера – залог здоровья ребенка. Приготовление необходимых вещей для младенца (кроватка, коляска, одежда, пеленки, ванночки и т.п.). Необходимость регулярного посещения женской консультации в дородовой период. Санитарно-гигиенические правила содержания детских принадлежностей для купания, детского белья, детской посуды, игрушек. Уход за грудным ребенком ( купание, пеленание, одевание). Кормление грудного ребенка. Подготовка груди к кормлению ребенка при грудном вскармливании. Подготовка посуды для кормления ребенка при искусственном вскармливании. Режим дня грудного ребенка. Значение прогулок на воздухе для здоровья ребенка. Необходимость регулярного посещения детского врача. Культура поведения в женской консультации и в детской поликлинике.

П р а к т и ч е с к и е    з а н я т и я:

          Уход за грудным ребенком ( на кукле): кормление, пеленание, подмывание и т.д.

Учащиеся должны знать:

- основы семейных взаимоотношений;

- список необходимых вещей для младенца ( кроватка, коляска, одежда, пеленки, ванночка и т.п.);

- санитарно-гигиенические правила содержания детских принадлежностей для купания, детского белья, детской посуды, игрушек;

- правила ухода за грудным ребенком ( купание ,пеленание, одевание);

- кормление грудного ребенка;

- режим дня грудного ребенка.

Учащиеся должны уметь:

- выполнять уход за грудным ребенком.

Культура общения.

          Поведение юноши по отношению к девушке. Знаки внимания, которые юноша может проявлять по отношению к понравившейся ему девушке. Поведение девушки по отношению к юноше. Правила общения девушек и юношей, предупреждающие сексуальное насилие.

П р а к т и ч е с к и е     з а н я т и я.

Ролевые игры.

Учащиеся должны знать:

- Правила общения девушек и юношей, предупреждающие сексуальное насилие.

Жилище.

        Оборудование детской комнаты или детской зоны (отгорожена ширмой) в общей комнате. Санитарно-гигиенические требования к содержанию детской комнаты или зоны. Моющие и дезинфицирующие средства, используемые при уборке детской комнаты. Еженедельная уборка квартиры в полном объеме: прихожая, жилые комнаты, кухня, санузел, ванная. Последовательность уборки. Пользование бытовыми электроприборами для уборки квартиры. Моющие средства, используемые при уборке квартиры в полном объеме.

П р а к т и ч е с к и е     з а н я т и я:

Уборка квартиры.

Пользование бытовыми электроприборами моющими средствами для уборки квартиры.

Учащиеся должны знать:

- санитарно-гигиенические требования к содержанию детской комнаты или зоны;

- моющие и дезинфицирующие средства, используемые при уборке детской комнаты;

- последовательность еженедельной уборки квартиры в полном объеме: прихожая, жилые комнаты, кухня, санузел, ванная;

- правила пользования бытовыми электроприборами для уборки квартиры.

- моющие средства, используемые при уборке квартиры в полном объеме.

Учащиеся должны уметь:

- производить еженедельную уборку квартиры в полном объеме;

- пользоваться бытовыми электроприборами моющими средствами для уборки квартиры.

Транспорт.

          Водный транспорт. Виды водного транспорта. Речной вокзал. Расписание. Порядок приобретения билетов, стоимость проезда в зависимости от класса. Правила поведения на водном транспорте.

         Воздушный транспорт. Аэровокзал и аэропорт, их назначение. Расписание. Порядок приобретения билетов, их стоимость в зависимости от класса. Порядок оформления билетов перед вылетом. Порядок посадки в самолет. Сервис, предоставляемый пассажиру авиакомпанией. Правила поведения в салоне самолета.

         Такси. Виды такси: пассажирское и грузовое. Заказ такси по телефону. Стоимость проезда, порядок оплаты. Обязанности водителя такси. Обязанности пассажира. Культура общения пассажира с водителем. Опасность использования частного транспорта.

П р а к т и ч е с к и е   з а н я т и я.

Экскурсия на речной вокзал.

Учащиеся должны знать:

- виды водного транспорта. Назначение речного вокзала. Расписание. Порядок приобретения билетов, стоимость проезда в зависимости от класса. Правила поведения на водном транспорте;

- аэровокзал и аэропорт, их назначение. Расписание. Порядок приобретения билетов, их стоимость в зависимости от класса. Порядок оформления билетов перед вылетом. Порядок посадки в самолет. Правила поведения в салоне самолета;

Виды такси: пассажирское и грузовое. Заказ такси по телефону. Стоимость проезда, порядок оплаты. Опасность использования частного транспорта.

Учащиеся должны уметь:

- приобрести билет;

- пользоваться расписанием.

Торговля.

           Повторение пройденного материала.

           Комиссионные магазины. Торговля уцененными товарами в обычных магазинах (распродажа). Магазины «секонд хенд». Скупка вещей у населения. Ломбард. Правила получения ссуды под залог и хранения вещей в ломбарде. Целесообразность пользования ломбардом.

Средства связи.

             Повторение: виды связи. Пейджинговая связь. Сотовая связь. Назначение, стоимость услуг. Денежные переводы (телеграфный перевод). Заполнение бланков телеграфного перевода для отправления или получения . Стоимость услуги. Порядок получения пенсии по почте.

П р а к т и ч е с к и е        з а н я т и я:

- заполнение бланка для отправления или получения телеграфного денежного перевода.

Учащиеся должны знать:

- порядок оформления отправления или получения телеграфного денежного перевода.

Учащиеся должны уметь:

- оформить отправление или получение телеграфного денежного перевода.

Медицинская помощь.

          Страховой медицинский полис, порядок получения, его назначение. Листок нетрудоспособности. Порядок получения и предъявления по месту работы или учебы. Женская консультация. Ее назначение. Порядок записи на прием. Детская консультация. Ее назначение. Порядок записи на прием. Газетные объявления об оказании платных медицинских услуг. Целители, знахари, экстрасенсы. Рекомендации по обращению за медицинской помощью по газетным и рекламным объявлениям.

Учащиеся должны знать:

- назначение страхового медицинского полиса, порядок его получения;

- листок нетрудоспособности;

- порядок его получения и предъявления по месту работы или учебы.

Предприятия бытового обслуживания.

           «Прокат», его назначение, виды услуг. Порядок обращения и получения вещи на прокат. Целесообразность пользования прокатом вещей. Бюро или фирма «Ремонт квартир» - назначение, виды услуг. Порядок обращения и оформления заказа. Культура общения с работниками предприятий службы быта (приемщик заказа, работники, выполняющие заказ).

П р а к т и ч е с к и е     з а н я т и я:

Экскурсия на предприятия службы быта. Ролевые игры.

Учащиеся должны знать:

- назначение и виды услуг «Проката»;

- порядок обращения и получения вещи на прокат;

- целесообразность пользования прокатом вещей;

- бюро или фирма «Ремонт квартир»- назначение, виды услуг;

- порядок обращения и оформления заказа.

Учащиеся должны уметь:

- обратиться с просьбой, вопросом к приемщику заказа в службе быта.

Бюджет семьи.

            Расходы на удовлетворение культурных потребностей членов семьи и на некоторые текущие расходы (билеты в кино, театр, на стадион, проезд, предметы личной гигиены, ремонт обуви, сантехники и т.д.)

           Сбережения. Облигации как вид сбережения. Лотереи, целесообразность участия в них. Кредит. Банковские ссуды, их виды, условия. Порядок получения банковской ссуды. Льготы по налогообложению в связи со строительством жилья или приобретением недвижимого имущества.

П р а к т и ч е с к и е    з а н я т и я:

Составление расходов бюджета семьи с учетом расходов на удовлетворение культурных потребностей членов семьи и на  некоторые текущие расходы (билеты в кино, театр, на стадион, проезд, предметы личной гигиены, ремонт обуви, сантехники и т.д.)

Учащиеся должны знать:

- иметь представление об облигациях, кредитах, ссудах, налоговых льготах.

Учащиеся должны уметь:

- составить приблизительный план расходов бюджета семьи.      

Научно- методическая литература

  1. Девяткова Т.А. Социально- бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIIIвида: Пособие для учителя/ Т.А. Девяткова. – М.: ВЛАДОС, 2004.- 304с.
  2. Пузанов Б.П. Обучение  и воспитание детей с интеллектуальными нарушениями:Учеб.пособие для студ. высш.  и сред. пед. учеб. заведений / Б.П. Пузанов. – М.: ВЛАДОС, 2011. – 439с.

  1. А.М. Щербакова, Н.М. Платонова Программно- методическое обеспечение для 10- 12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Пособие для учителя/ А.М. Щербакова, Н.М. Платонова.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006.- 331с.
  2. Щербакова А.М.  Новая модель обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида / А.М. Щербакова- М.: НЦ ЭНАС, 2001.- 184с.
  3. Воронкова В.В.,  Казакова С.А. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе 8 вида: пособие для учителя/ - Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС,2006.-247с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс

Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...