РОЛЬ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В СОХРАНЕНИИ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКА
статья на тему

 

Статья раскрывает возможности логопедической работы для оказания помощи учащимся с ОВЗ. Отмечает взаимосвязь речевых нарушений, школьной успеваемости и состояния здоровья. Показана актуальность проблемы, приведены примеры практической работы логопеда

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОЛЬ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

В СОХРАНЕНИИ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКА

 

     Одной  из  актуальных  проблем  в системе образования была и остается проблема здоровья школьника. Ни для кого не секрет, что из года в год состояние здоровья учащихся ухудшается. От 1 к 9 классу увеличивается число детей с нарушением осанки, зрения, аллергическими заболеваниями, расстройствами  пищеварения, нервной системы. Понимая актуальность указанной проблемы, педагоги образовательных учреждений используют различные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья, профилактику различных заболеваний. Особенно это касается коррекционных школ, где обучаются дети с ОВЗ (ограниченными особенностями здоровья).

   Состояние здоровья определяет успеваемость ребенка, его адаптацию в школе.

  Понятие здоровья включает в себя три составляющих благополучия: физическое, душевное и социальное.

   Логопедическое сопровождение оказывается важным в сохранении здоровья школьника.

   Если у ребёнка имеются нарушения или недостатки речи, у него могут возникнуть и различные проблемы в обучении и общении (трудности в усвоении букв, формировании навыков чтения, непонимание прочитанного, возникновение дисграфий; насмешки одноклассников и постоянные замечания учителей, страх перед речью, неуверенность, замкнутость, агрессия, отказ посещать уроки, равнодушие).  Это может привести к состоянию душевного дискомфорта, к стойкой неуверенности в постоянных неудачах; могут возникнуть соматические заболевания, сформироваться негатив к обучению. В такой ситуации нельзя говорить о психическом здоровье, о душевном благополучии.

   Помогая избавиться от речевых недостатков, учитель-логопед поможет легче адаптироваться ученику, приобрести уверенность, быть более успешным в обучении.

   Логопедические занятия (занятия по коррекции и развитию речи) имеют большие возможности для сохранения и поддержания здоровья ученика (прежде всего, психического). В малых группах легче учесть особенности каждого ученика. Наиболее важной и эффективной формой работы являются индивидуальные занятия, где вся деятельность педагога ориентирована на одного учащегося, где логопед имеет возможность реализовать индивидуальный подход (один из важнейших психолого-педагогических принципов). Учёт индивидуальных особенностей ребенка  (темпа работы, уровня развития речи,  мышления, памяти, внимания, восприятия, ведущего полушария, интересов, особенностей семьи и т. д.)  является залогом успешности  в обучении, повышает  мотивацию ребёнка.

   На логопедических занятиях ребенок чувствует себя свободнее, комфортнее, что дает ему возможность проявить себя, раскрыться в большей мере, спросить лишний раз, работать в силу своих возможностей. Постепенно исчезает страх неудач, боязнь говорить.  Логопед может, ориентируясь на состояние и уровень ученика, сменить вид деятельности, повторить и объяснить большее количество раз, увеличить или уменьшить количество часов на определенную тему (исходя из личных продвижений  и достижений ребенка); использовать различные формы проведения занятия и оценивания деятельности каждого учащегося; подобрать доступный способ разъяснения непонятного.  Учитывая степень усталости или возбужденности, логопед может провести незапланированные физпаузы, использовать приёмы логомассажа,  цвето-,  сказкотерапии и т. д.

  Кроме занятий по коррекции и развитию речи, учитель-логопед проводит индивидуальные консультации с родителями и учителями, цель которых – сотрудничество в интересах каждого отдельного ученика. Родители обучаются приёмам коррекции  речи, получают информацию о способах воспитания правильной речи, о необходимости соблюдения режима дня, о возможностях профилактики нарушения зрения и осанки. Учителей логопед информирует о речевых возможностях ребенка, даёт рекомендации по оцениванию ребенка, по использованию в учебном процессе каких-либо упражнений.

  Предъявление единых (разумных и необходимых) требований к ребёнку даёт не только положительный результат в исправлении речевых недостатков, но и  возможность сохранить имеющееся здоровье  (и не только психическое). Практическая работа логопеда может включать следующие направления здоровьесберегающей деятельности:

  1. Использование физических упражнений (комплексы утренней гимнастики, лечебной физкультуры, физпауз, физминуток).  Подбор упражнений осуществляется в зависимости от темы, целей, состояния ребенка.
  2. Использование элементов общего и логопедического  массажа и обучение приемам самомассажа (массаж стоп, рук и пальцев, лица, языка). Возможно применение массажных шариков, карандашей, щеток и других вспомогательных предметов.
  3. Использование  упражнений для профилактики нарушений зрения, снятия усталости с глаз («слежение за линиями», закрывание глаз, нажатие и др.)
  4. Использование упражнений для расслабления, отдыха (релаксация)
  5. Формирование правильного дыхания.
  6. Использование словаря на тему «здоровье».  Для детей важно осознание ценности своего  и чужого здоровья, поэтому накопление и введение в речь слов, связанных с психическим и физическим здоровьем, необходимо на коррекционных занятиях (вежливые слова, добрые слова, комплименты; пословицы о здоровье). Например,

«Болен - лечись, а здоров - берегись», «чистота-залог здоровья», «быстрого и ловкого болезнь не догонит», «курить - здоровью вредить».

  1. При точном знании всех особенностей ребенка и его заболеваний возможно использование фито-,  арома-,  лито-,  хромотерапии. Конечно, эти методы используются с согласия родителей, после консультаций с психологом и врачом. Для всех полезна музыкотерапия.
  2. Кроме отдельных упражнений и приёмов возможно проведение «цельных» логопедических занятий на темы о здоровье. Из своей практики могу привести такие примеры :1) л/з по теме:»Развитие анализа и синтеза на уровне слов и фраз. Общение людей. Добрые слова», в котором среди задач урока выделяются такие, как воспитание чуткого отношения друг к другу, чувства ответственности за причиненную обиду; развитие коммуникативных умений; 2)л\з по теме «ЗОЖ. Развитие слогового анализа и синтеза. Развитие навыков словоизменения»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа педагогического коллектива над решением проблемы сохранения здоровья школьников

Наша школа уже не один год работает над  решением проблемы сохранения здоровья учеников и педагогов, поскольку важной задачей современного образовательного учреждения выступает поиск таких ...

Буклет для родителей "Рекомендации по сохранению здоровья школьников"

Рекомендуется в качестве раздаточного материала для проведения родительских собраний по тематике "Рациональное питание школьников, правильный режим дня"...

Здоровьесберегающие технологии, как фактор сохранения здоровья школьников

Применение новых технологий в системе здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса приведёт к нормализации, грамотности применения новейших методов и форм работы в образовании детей...

Родительское собрание по сохранению здоровья школьников и формированию здорового образа жизни

   Рост образования в обществе - необходимый, важный элемент соци­ально-культурного и экономического развития страны. На образование, обеспечивающее социальное развитие личности, ложи...

Общешкольное родительское собрание по сохранению здоровья школьников и формированию здорового образа жизни

   Рост образования в обществе - необходимый, важный элемент соци¬ально-культурного и экономического развития страны. На образование, обеспечивающее социальное развитие личности, ...

Здоровое питание в школе и дома как фактор сохранения здоровья школьника

Одной из важнейших задач школы в соответствии с целями современной реформы образования в России является сохранение и укрепление здоровья учащихся.Эта работа является приоритетным направлением деятель...

Роль уроков физической культуры в сохранении здоровья школьника

Существует глубокое заблуждение, что занятие физической культурой способствует лишь развитию тела и никак не влияет на внутренний мир ребенка и его мировоззрение. Однако именно активное движение всегд...