Доклад "Коррекционная работа на уроках трудового обучения и сельскохозяйственного труда"
учебно-методический материал на тему

Тишина Вера Петровна

В связи с изменениями в обществе все более актуальными становятся вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Применение учителем разнообразных методов и приемов обучения позволяет заинтересовать школьников и сделать учебный процесс более доступным и социально значимым. Для  большего развития интереса к овладению трудовыми умениями и навыками необходимы постоянное внедрение нового во все элементы учебного процесса, вовлечение учащихся в активную деятельность, оптимальное сочетание различных форм работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                   Доклад на МО трудового обучения

                                                                  Подготовила учитель:  Тишина В. П.

  Коррекционная работа на уроках трудового обучения и          

                                     сельскохозяйственного труда.

В связи с изменениями в обществе все более актуальными становятся вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Признание прав каждого такого ребенка, его интересов, потребностей, оказание ему помощи в процессе личностного становления, в выборе профессиональной деятельности являются чрезвычайно важными. 

В теории и практике специального образования особенно  выделяется подготовка к труду детей данной категории. В психолого-педагогических исследованиях отмечается, что правильно организованное трудовое обучение - эффективное средство коррекции недостатков развития умственной деятельности учащихся.  Оно занимает одно из центральных мест в системе учебно-воспитательной работы в специальной (коррекционной) школы VIII вида. И позволяет решать задачи социальной реабилитации учащихся с умственной отсталостью.

Практика показала, что учащиеся с интеллектуальной недостаточностью положительно относятся к урокам трудового обучения, здесь они могут проявить себя и реализовать свои, пусть и ограниченные, но возможности. Применение учителем разнообразных методов и приемов обучения позволяет заинтересовать школьников и сделать учебный процесс более доступным и социально значимым.  

Для  большего развития интереса к овладению трудовыми умениями и навыками необходимы постоянное внедрение нового во все элементы учебного процесса, вовлечение учащихся в активную деятельность, оптимальное сочетание различных форм работы. И конечно, продуктивное развитие, обучение и воспитание ребенка невозможны без профессиональной и высоконравственной позиции самого учителя. 

«Урок – клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды отражаются все его стороны. Если не вся, то значимая часть педагогики концентрируется в уроке».

                                                                                    М. Н. Скаткина

   Атмосфера радости на уроках, основанная на активной деятельности учащихся в тесном сотрудничестве с учителем, создается благодаря:

•  формированию и развитию познавательного интереса, активизации познавательной деятельности (очевидно, что учить ребят нужно только с опорой на интерес, обязательно создавая ситуацию успеха; бессмысленно и безнравственно заставлять детей обучаться труду, если они не осознали его значимости, если им неинтересно и у них нет потребности увидеть результаты своей деятельности);

•  сотрудничеству между учителем и учеником, учителем и группой детей, учителем и классом в целом;

•  созданию благоприятных морально-психологических условий для обучения, что является основой для развития профессионально-трудовой деятельности учащихся;

•  дифференциации и индивидуализации, личностному подходу в обучении;

•  использованию методов, активизирующих учебный процесс;

 

Я вхожу в класс и несу своим ученикам не только знания, но и стремлюсь формировать у них нравственные ценности, главное, что совершенствует и развивает ребенка, делает его личностью. Стараюсь научить их распоряжаться своими мыслями, направлять их в нужное русло, сдерживать и корректировать свое поведение. В процессе обучения стараюсь – не давать готовые знания, а учить детей добывать их, анализируя, сопоставляя, сравнивая, делая выводы.

       Побудить учащихся к активизации, к самостоятельному «творчеству», к реализации скрытых возможностей каждого школьника позволяют нетрадиционные (нестандартные) формы организации урока.  Это  урок-сказка, КВН, урок-путешествие, интегрированный урок, экскурсии. На таких уроках воплощаются в общем деле творчество учителя и творчество учащихся. Они дают возможность развивать тягу к знаниям, к образованию вообще. Практика показывает, что учебный материал со стандартных уроков забывается быстрее, чем тот, что разбирается, либо обобщается на уроках нестандартных.  

  Использование на уроках ИКТ позволяет разнообразить работу на уроке, применять научную организацию труда учащихся, а также использовать такой немало важный элемент, как игра. Яркие образы, впечатляющие краски, безграничные возможности для фантазии позволяют ученикам в форме игры легко усваивать учебный материал. Учащиеся перестают отвлекаться от темы урока, концентрируют своё внимание на отрабатываемом материале. Уроки с применением ИКТ имеют практические, теоретические и познавательные результаты, они интересны ученикам. При этом применение ИКТ на уроках повышает статус учителя, который идёт в ногу со временем. Для этого использую готовые электронные диски, разрабатываю уроки – презентации.

На уроках  включаю различные приѐмы.  Приѐмы, обеспечивающие доступность учебного материала; Логические приѐмы (коррекция мышления, памяти, внимания, анализа образца, обобщение по доступным признакам). Важной составной частью трудовой деятельности являются умственные действия учащихся, осознание целей, работа по плану, контролирование правильности выполненной практической работы. Чтобы изучение не было утомительным, стараюсь разнообразить моменты урока и кроме системы «Вопрос-ответ» ввожу познавательные элементы, логические задачи, разгадывание кроссвордов, тестирование. Это своеобразная гимнастика ума, развивающая и тренирующая мышление школьников, их память, учу анализировать, делать выводы, отбирать нужные доказательства. Наиболее результативны карточки-задания, которые применяю на различных этапах урока. Например:  Из предложенных предметов  выполнить классификацию.  Убрать лишний предмет. Сравнить предметы. Найти сходство и различи. Такие задания стимулируют развитие мыслительной деятельности учащихся, вызывают у них большой интерес. Точный и полный анализ зависит от степени развития речи школьников.

 В начале урока  использую активный метод «Шаг навстречу», который позволяет быстро включить класс в работу, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и доброжелательную атмосферу в классе.

Это может быть разгадывание кроссворда, загадки, задания. Главное «захватить» внимание учащихся.

На этапе вхождения в тему применяю метод выяснения ожиданий и опасений «Дерево возможных вариантов». Перед началом выяснения ожиданий и опасений учитель объясняет, почему важно выяснить цели, ожидания и опасения. Педагог также участвует в процессе, озвучивая свои цели, ожидания и опасения.

Цель: выявить ожидания и опасения обучающихся на уроке.

Учитель предлагает учащимся на желтых стикерах  написать, чего они ждут на уроке, а на красных чего опасаются. В конце урока  учащиеся заклеивают при необходимости цветными листочками: сбывшиеся ожидания и несбывшиеся опасения-желтыми и  несбывшиеся ожидания и подтвердившиеся опасения – красными.

Оценка результата урока: желтое дерево – цели достигнуты, корни крепкие, крона густая, ждем плодов. Красное дерево выросло – выросло не то, что ожидали.

Активные методы подведение итогов урока.

Цель: получить обратную связь от учеников от прошедшего урока.

Проведение: учитель предлагает вернуться к «Дереву возможных вариантов». Учащиеся выбирают стикеры нужного цвета и наклеивают их на дерево. Если преобладающий цвет желтый, то цели урока достигнуты. Красный – есть над чем поработать.  

Перечисленные активные методы обучения составляют систему, поскольку обеспечивают активность мыслительной и практической деятельности учащихся на всех этапах урока, приводя к полноценному освоению учебного материала, эффективному и качественному овладению новыми знаниями и умениями.

  Чтобы достичь определѐнных результатов, я использую личный показ приѐмов изготовления. Показ сопровождаю демонстрацией приѐмов работы (положение рук, правильное пользование инструментом), словесным объяснением. Если изучаемая тема встречалась ранее, то привлекаю сильных учеников. Таким образом, усвоение идѐт с опорой на практический опыт учеников.  Справившись с задачами по анализу образца, приступаем к планированию.

Планирование – это составная часть создания любой поделки. У детей начинает формироваться мыслительный образ, способ его изготовления и порядок выполнения трудовых операций, предстоящая работа становится понятной. Обучение планированию начинается с составления предметно - технологической карты. Это самый ответственный момент. Так как учащиеся коррекционной школы не могут сосредоточиться на процессе своей деятельности, нужно многократное повторение действий до автоматизма, чтобы они не повторили ошибок в дальнейшей работе. Только тогда процесс деятельности станет осознанным. Стимулировать интерес можно по-разному: Традиционная оценка в журнале.  Подведение итогов на классной выставки «Юных умельцев». Главным результатом такой системы работы является повышение учебной мотивации.

Работая над материалом придерживаюсь определённых принципов:

  • Систематичность
  • Доступность
  • Наглядность
  • Разнообразность материала
  • Связь материала в учебной и воспитательной работе.

Одна из основных задач преподавателя сельскохозяйственного труда является воспитание в детях любви к родной земле, уважения к труду и людям труда.  Знакомлю детей с простейшими сельскохозяйственными приспособлениями и инвентарем, учу рациональным приемам работы, соблюдать правила техники безопасности. Для совершенствования практических умений и навыков включаю в программный материал упражнения для развития мотивации, мелкой моторики рук, глазомера, цветоразличения, которые создают условия для развития памяти, мышления и речи, творческих способностей. Это оказывает положительное влияние на трудовую деятельность детей с проблемами в здоровье, способствует их интеллектуальному развитию. Игры или несколько игровых моментов, подобранных на одну тему, дают большой результат.        

Игра «Указать стрелками, какие части растения употребляют в пищу».            морковь            лук          картофель           щавель            помидор                               клубни                    лист               луковица                плод              корнеплод                                                             капуста            чеснок           огурец           свекла                  редис      

Из верхней и нижней строчки нужно выбрать.

Предлагаю урок – игру «По следам Робинзона». Во время путешествия по морю на корабле случилось кораблекрушение, вы попали на необитаемый остров. Случайно у вас в кармане оказались картофелина, жареные семечки, луковица, несколько зерен пшеницы, морковка.

 1. Подумайте и скажите, что вы можете съесть, а что вырастить на острове и какую часть растения употребить в пищу после выращивания.

 2. Зарисуйте растение, которое вы посадили и вырастили, и укажите на нем части растения.    

 Назначение загадок – средство,  развивающее логическое мышление, любознательность, и игровые элементы в учебном процессе.  Я задумала слово.  Это – название того блюда, которое очень часто готовит ваша мама и в котором много овощей (щи).

 Задание: выберите из овощей, лежащих в корзине те, которые обязательно будут присутствовать в этом блюде. Практическую работу 1-2 ученика.  Кто может назвать последовательность закладки овощей в щи? Правильный ответ найдем, отгадав  загадки:  

1. Прежде чем его съели, все наплакаться успели (лук).

2. Красная девица сидит в темнице, а коса на улице (морковь).

3. Лоскуток на лоскутке – зеленые заплатки (капуста).

4. Неказиста, мешковата, а придет на стол она, скажут весело ребята: «ну, рассыпчата, вкусна!» (картофель).

5. Овощное растение – «золотое яблоко» (помидор).

Для развития мыслительной деятельности, умения находить общее, выделять только существенное предлагаю такие упражнения, например.      

1.Сад – растение, садовник, собака, забор, земля.

2. Лес – охотник, яблоня, дерево, лист, звери.

Так определенное количество рядов,  за некоторое время  для каждого ряда нужно найти два слова, которые по смыслу ближе других к обобщаемому слову в строке 30-60 сек. Или наоборот несколько рядов слов из пяти слов, четыре из них объединены общим понятием, а одно не подходит для этой группы.                                                                                                                      

1. Лист, почва, кора, чешуя, сук.

2. Простокваша, молоко, сметана, сыр, сало.

Упражнение на расслабление.  Участники сидят по кругу.  Ведущий предлагает сесть удобно, расслабиться и представить себя в виде холодного «мороженого», затем «мороженое» начинает таять.  Можно использовать следующие образы: идем против ветра, по льду, по горячему асфальту.

  В результате применения игровых технологий решается несколько задач обучающего, воспитывающего и коррекционного направления, а также позволяет успешно решать задачи социальной реабилитации детей с умственной отсталостью (нарушениями  интеллекта).  

                                                 Литература

Бобровская А.Н. Использование проектной деятельности на уроках технологии. — Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.

Казакевич В.М. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по технологии. — М.: Дрофа, 2000.

Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта. — М.: Аркти, 2003.

Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. — М.: Академия, 2000.

Шинкоренко В.А. Трудовое обучение и воспитание учащихся вспомогательной школы. — Минск: изд-во «Университетское», 1990.

Шмидт В.В. Диагностико-коррекционная работа с младшими школьниками. — М.: ТЦ «Сфера», 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути и средства коррекционно - развивающей работы на уроках трудового обучения с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Основная задача обучения швейному делу, дать обучающимся основы профессиональной подготовки по изучаемому предмету....

Уроки трудового обучения в сельскохозяйственной мастерской коррекционной школы №46 "Центр РиМ".

Из опыта работы учителя технологии Новиковой Н. Я. В работе описано, по каким предметам идёт обучение в мастерской сельскохозяйственного труда, цели и задачи обучения. Обоснована систематизация матери...

Словарная работа на уроках трудового обучения в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Работа над  словарём является обязательной  в структуре урока по трудовому обучению. Она планируется не только в соответствии с программными требованиями, но и  с учётом индивидуальных...

Индивидуальный подход – важная форма коррекционной работы на уроках трудового обучения.

Профессионально-трудовое обучение в школе VIII вида является основой подготовки детей со сниженным интеллектом к самостоятельной жизни, труду. Достижение  этой цели обеспечивается разнообразными ...

Моя тема самообразования: « Коррекционная работа на уроках трудового обучения»

Тема самообразования:« Коррекционная  работа на уроках трудового обучения»...

Экзаменационный материал для проведения итоговой аттестации выпускников 2022- 2023 учебного года по предмету «Профессионально-трудовое обучение, профиль «Сельскохозяйственный труд»».

При составлении экзаменационных билетов, вопросов и практической части к ним учитывались психофизиологические особенности выпускников и уровень освоения адаптированной образовательной программы. Для в...

Экзаменационные билеты с ответами по учебному предмету профессионально-трудовое обучение, профиль «Сельскохозяйственный труд».

По итогам курса «Сельскохозяйственный труд» обучающиеся должны знать основные теоретические сведения по специальности, названия сельскохозяйственного инвентаря. Его назначение и правила пр...