Рабочая программа по чтению для учащихся 11 классов специальных (коррекционных) школ VIII вида.
рабочая программа (11 класс) на тему

Гупалова Людмила Аркадьевна

Рабочая программа по чтению для учащихся 11 классов специальных (коррекционных) школ VIII вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_chteniyu_11_v_kl.docx23 КБ

Предварительный просмотр:

  Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

«Специальная (коррекционная) школа № 482»

Юго-Восточного окружного управления образования

Департамента образования города Москвы

Согласовано:

Заместитель директора школы по учебной работе

_______________ Н.Н. Серышева

«___» _____________ 2015 г.

Утверждаю:

Директор ГБОУ С(К)Ш № 482  

____________________Е. В. Обухова

«___» _________________ 2015 г.

Рассмотрено:

на заседании Педагогического Совета

ГБОУ С(К)Ш № 482:

Протокол № ____ от _______2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 11 КЛАССОВ

СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ШКОЛ

Срок реализации программы: 1 год

Объём программы: 34 часа

Разработчик: Гупалова Людмила Аркадьевна, учитель высшей квалификационной категории.

         

Пояснительная записка.

      Данная  программа составлена на основе программы «Литературное чтение и развитие устной речи» из сборника «Программно – методическое обеспечение для 10 – 12 классов с углублѐнной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида» под редакцией А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой. Серия: Коррекционная педагогика. Издательство: Владос, 2006 год. Также использован материал программы «Литературное чтение» для 10 – 11 классов, автор –составитель: С.Ю. Ильина.

    Для реализации программы использую культурно-образовательную среду района и города: библиотека №80, музей К.Паустовского в Кузьминках, ДК для школьников им.А.П.Гайдара, Культурый центр «Москвич», Московский областной театр драмы в Кузьминках,Московский Государственный Объединенный Музей-Заповедник, Люблино- Усадьба, Усадьба-Заповедник «Кузьминки».

      Чтение в 10 – 12 классах школы VIII вида имеет целью подготовку детей  с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни на основе усвоения социально ориентированных общеобразовательных предметов.

       В 11 классе на уроках литературы продолжается формирование навыков выразительного чтения, умения пересказывать прочитанное. Подчиняясь общей цели образования учащихся с ограниченными возможностями здоровья, такой предмет имеет и свою собственную цель: развитие умения осмысленного чтения литературных, публицистических и технических текстов доступного им содержания и уровня сложности.     Учащиеся должны приобрести интерес к книге и умение самостоятельно разбираться в содержании читаемого, делать из него соответствующие выводы.

       Ознакомление учащихся с программными литературными произведениями является одним из факторов социально –бытовой ориентированности, залогом более успешной интеграции в общество. Представления о литературных произведениях и их авторах, полученные учащимися на уроках, помогут им в дальнейшем при воспитании собственных детей.

      В ходе преподавания данного предмета решаются такие задачи:

1. Совершенствование техники чтения.

2. Повышение способности понимать прочитанное.

3. Формирование интереса к чтению.

4. Понимание значения навыка чтения.

5. Развитие устной речи.

       Содержание программы учитывает необходимость следования принципу

практической направленности обучения, что побуждает использовать в обучении  произведения, содержащие описание жизненных ситуаций, интересных для учащихся 11 класса.

       Основными критериями отбора  литературных произведений     для изучения являются: идейная значимость, знакомство с лучшими произведениями литературы.  

      При отборе программного учебного материала учтена воспитывающая направленность, необходимость формирования таких черт характера, которые помогут учащимся выпускных классов стать полезными членами общества.

     

  С этой целью используются как фрагменты классических произведений  отечественной и зарубежной литературы, так и статьи из журналов и газет.

      Для лучшей организации обсуждения прочитанного текста, характеристик образов, необходимо привлекать личный опыт старшеклассников, использовать средства наглядности (иллюстрации, фотографии, ТСО, ИКТ), обращаться к приѐму драматизации.

      Большое внимание на уроках должно уделяться развитию устной речи. Этому процессу должно способствовать:

- обогащение пассивного и активного словаря учащихся в процессе работы над литературным произведением;

- умение объяснить значение некоторых слов и выражений с помощью толкового или фразеологического словаря;

- участие в чтении драматических произведений по ролям, вырабатывающие у учащихся правильные эмоциональные интонации в устной речи;

- участие в обсуждении произведения, которые совершенствует умение ведения диалога учащимися;

- заучивание стихотворных произведений, прозаических отрывков;

- использование приѐма «обмен информацией» на уроках внеклассного чтения в виде пересказа самостоятельно прочитанных газетных заметок, журнальных статей и др.

      Структура программы по чтению в 11 классе сохраняет основные подходы, заложенные в программе по чтению в 5—9 классах: работа над техникой чтения и пониманием прочитанного произведения.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

Учащиеся должны уметь:

• читать вслух правильно, бегло, выразительно;

• осознанно читать про себя доступные по содержанию тексты;

• выявлять идею (основную мысль) произведения (самостоятельно или с помощью

учителя);

• называть главных и второстепенных действующих лиц, находить в тексте отрывки с описанием внешности героя, высказывать собственное отношение к герою и его

поступкам;

• пересказывать текст по плану;

• находить в тексте незнакомые слова и выражения, объяснять их значение с помощью

учителя.  Настоящая программа рассчитана на учащихся 11 класса. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (45 мин). В 11 классе 1 час в неделю, 34 часа в год.

Раздел

Тема

Кол-во часов

I пг.      II пг.

Примечание

1.Введение

1.1Жанры литературы. Отражение жизни в литературе.

1 ч.

отражение культурных и этических ценностей народа

2. Устное народное творчество

2.1Пословицы, поговорки, считалки, скороговорки. Песни, частушки, пестушки, потешки.

1 ч.

Переносный и прямой смысл пословиц и поговорок. Красота и доброта народных песен

2.2 Былины. «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

1 ч.

Знакомить с понятием БЫЛИНА, структурой былины.

2.3 Народные сказки. Сказки волшебные, бытовые сказки о животных. Русская народная сказка «Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звезды».

1 ч.

Выявление основных жанровых признаков произведения и их понимание.

3.Литературные сказки.

3.1 П. Бажов «Серебряное копытце».

1 ч.

Воспитание желаний делать добро.

3.2 В.Гауф. «Карлик Нос».

«Добро» и «зло» в сказке.

3.3 Обобщающий урок. «Отзыв о прочитанном».

1 ч.

Мини-сочинение (устно)

3.4 «В мире интересного» ( по страницам газет и журналов).

1 ч.

Выявить интересы учащихся

4.Русская литература ХIХ века.

4.1 А.С.Пушкин. Лирика. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный».

1 ч.

Осмысление жизни, творчества.

4.2 М.Ю.Лермонтов. Жизненный путь (основные этапы). Лирика. «Выхожу один я на дорогу». «Нищий».

1 ч.

Осмысление жизни, творчества.

4.3 А.П.Чехов. Слово о писателе. «Жалобная книга». «Налим».

1 ч.

Сатира и юмор произведений.

4.4  М.Е.Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

1 ч.

Противопосталение паразитизма трудолюбию и находчивости

4.5 М.Е.Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик».

1 ч.

Осмеяние социального строя и политической системы царской России.

4.6 И.А.Крылов. Слово о писателе. Басни.

«Лисица и Осел». « Волк и Кот».

1 ч.

Содержание басен. Мораль басен. Мастерство диалога в басне.

4.7Драматизация басни И.А.Крылова «Зеркало и Обезьяна».

1 ч.

Умение передать характер героя, умение перевоплотиться.

5. Русская литература ХХ века.

5.1 А И. Куприн. Слово о писателе. «Чудесный доктор»

1 ч.

противопоставление двух разных миров, существующих в одно время и в одном месте.

5.2 В.В. Маяковский. Слово о писателе. « Стихи о советском паспорте».

1 ч.

Гордость за свое отечество, патриотизм

5.3 С.А.Есенин.Основные этапы жизненного пути.Лирика. «Отговорила роща золотая».

1 ч.

Тема русской природы в произведениях

5. 4 А.М.Горький.  Слово о писателе. «Старуха Изергиль».

1 ч.

В чем суть конфликта людей и Ларры?

5.5 А.М.Горький «Старуха Изергиль».

1 ч.

5.6 Н.Н. Заболоцкий. Слово о поэте. «Не позволяй душе лениться». «Журавли».

1 ч.

Одухотворенность природы, единство с ней  человека.

5.7 В.М.Шукшин .Слово о писателе. «Микроскоп».

1 ч.

Тяга героя к знаниям.

5.8 М.М.Зощенко. Слово о писателе. «Пассажир».  «Встреча».

2 ч.

Язык произведений.

Понятие о сатире и юморе.

5.9 Обобщение по теме: «Русская литература ХХ века».

1 ч.

Урок игра «Угадай».

5.10 «Мир вокруг нас». (по страницам газет ) Внеклассное чтение.

1 ч.

Выявление интересов учащихся.

6 Советские писатели о войне

6.1М.В.Шолохов. Жизненный путь.(основные этапы). «Судьба человека».

1 ч.

Торжество добра над жестокостью жизни.

6.2 1М.В.Шолохов. Жизненный путь.(основные этапы). «Судьба человека».

1 ч.

Правда о человеке на войне,о всепобеждающей силе любви.

6.3 Б.Ш.Окуджава .Слово о поэте. «Мы за ценой не постоим». «Песенка об Арбате».

1 ч.

Чувство любви к Родине, родному городу.

7.Зарубежная литература

7.1 Джек Лондон. «Сказание о Кише».

1 ч.

О взрослении человека в суровых условиях.

7.2 О.Генри. «Дары волхвов».

1 ч.

Истинные и ложные ценности жизни.

7.3 А. де Сент-Экзюпери.

«Маленький принц»

1 ч.

Проблема взаимоотношений.

8 Заключение

8.1 Обобщающий урок. «Мое любимое произведение».

1 ч.

Мини-сочинение (устно).

16 ч.

18 ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по природоведению для 5 класса специальной коррекционной школы VIII вида

Рабочая программа по природоведению для 5 класса специальной коррекционной школыVIII вида....

Рабочая программа по математике для 5 класса специального (коррекционного) образования VIII вида (надомное обучение)

Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры у детей. Изучение математики способствует эстетическому воспитанию школьника, пониманию красоты и изящества математичес...

Рабочая программа по географии 6 - 9 классы специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Рабочая программа по географии для  6 - 9 классов  специальной (коррекционной) школы VIII вида создана исходя из образовательных потребностей с учётом психофизических возможностей учащихся, ...

Конспект урока чтения в 1 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида "Звук и буква Н"

Конспект урока для учащихся с легкой степнью умственной отсталости...

Рабочая программа по русскому языку 2 класс специальной коррекционной школы VIII вида

Рабочая программа по русскому языку    2 класс специальной коррекционной школы VIII вида( учебник русский язык 2 класс Э.В. Якубовская)...