Коррекционные игры для развития зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения в процессе физического воспитания
статья на тему

Юрова Александра Александровна

Нарушения зрительной системы наносят большой ущерб формированию психических процессов и двигательной сферы ребёнка, его физическому и психическому развитию.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекционные игры для развития зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения в процессе физического воспитания 

Нарушения зрительной системы наносят большой ущерб формированию психических процессов и двигательной сферы ребёнка, его физическому и психическому развитию.

Работая с детьми с патологией зрения, важно учитывать ряд особенностей:

  •  Отклонения в физическом развитии у них встречаются гораздо чаще, чем у их сверстников (нарушение опорно-двигательного аппарата, осанки, плоскостопие, нарушение сердечно-сосудистой и дыхательной системы).
  •  У большинства детей прослеживаются сопутствующие неврологические заболевания, которые также влияют на их физическое развитие.
  •  Нарушения зрения затрудняют пространственную ориентировку, задерживают формирование двигательных навыков. У детей проявляется скованность, неуверенность в своих действиях. Нарушается правильная поза в процессе ходьбы, бега, естественных движений, подвижных игр; нарушается координация и точность движений. Это говорит о низкой двигательной активности детей, а, следовательно, о меньшей выносливости и работоспособности.

Исходя из особенностей физического развития детей с нарушениями зрения, целью моей работы является: охрана и укрепление здоровья ребёнка средствами физического воспитания, направленного на преодоление недостатков физического развития, развитие компенсаторных функций организма.

У детей с патологией зрения необходимо также учитывать противопоказания к выполнению отдельных упражнений и перенесению физических нагрузок.

Развитие ребёнка школьного возраста, независимо от состояния его здоровья, происходит в различных видах деятельности, и, прежде всего - в игровой. Участие детей в подвижных играх способствует овладению пространством, приобретению свободы и лёгкости движений, уверенности в себе, развивают координацию, быстроту, силу, смелость, слух, осязание, внимание.

Организация коррекционных игр для детей с нарушениями зрения имеет свои особенности. Так, при выборе игр следует не только учитывать возраст детей, состояние здоровья, уровень двигательной готовности, зрительные нарушения, но и осуществлять строгий контроль и индивидуальную дозировку нагрузки.

В играх для детей с амблиопией и косоглазием необходимо использовать специальное оборудование: мячи, кубики, окрашенные в один цвет (оранжевый, красный, жёлтый, зелёный), наиболее благоприятно воздействующие на сетчатку глаза. Размер зрительных ориентиров подбирается с учётом зрительных возможностей детей (широко используются зрительные ориентиры в виде объёмных цветных геометрических форм, например, мягкие модули).

В воспитательной деятельности физическое воспитание включает в себя мероприятия по формированию основ безопасной жизнедеятельности, правил дорожного движения, здорового образа жизни, поэтому коррекционные игры для развития зрительного восприятия могут проводиться не только во время уроков физкультуры, спортивных часов, но и на самоподготовках и внеклассных мероприятиях.

На самоподготовках чаще всего используют карточки с упражнениями ( проведение гимнастики для глаз).


Так же существует такое понятие, как «Дидактическая игра». Дидактические игры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания.

Этапы проведения дидактической игры на уроке.

а) выбор темы игры;

б) определение целей и задач игры;

в) подготовка и проведение игры (сообщение учащимся темы игры, подготовка раздаточного материала, проведение игры, подведение итогов).

Требования:

а) игра должны соответствовать выбранной теме;

б) игровые задания должны быть не слишком легкими, но и не слишком сложными;

в) соответствие игры возрастным особенностям учащихся;

г) разнообразие игр;

д) привлечение к играм учащихся всего класса.

Игры проводятся в конце занятия в течение 5-7 минут.

«Дорисуй по точкам». Дорисовать по точкам предложенную фигуру, рисунок. «Заштрихуй фигуру». Штриховка предложенной фигуры или рисунка должна быть различной (прямые линии, волнистая линия, справа налево, слева направо, жирная линия, тонкая линия и т.д.).

«Узнай, что нарисовано». Рисунок должен быть четким и простым. Это позволит ребенку зрительно вспомнить тот или иной предмет.

«Составь из частей целый предмет». Предмет может быть геометрической фигурой или сюжетным рисунком.

«Постройте домик из кубиков». Здесь лучше использовать прибор «Графика и ориентир». Дети с удовольствием с ним работают.

«Что ближе, что дальше?» Работа с пространственными понятиями практикуется не только на уроках математики, но и на коррекционных занятиях. Рисунок лучше предлагать простой, с пространственной перспективой (пейзаж городской, деревенский).

«Что длиннее, что короче?» Здесь лучше приводить примеры из жизни (что длиннее - ручка или линейка, что выше - стол или стул?).

«Чего в предмете недостает?» Предмет может быть как из живой природы, так и из неживой.

«Найди ошибки в рисунках». Здесь задания должны содержать юмор (рыбы на суше, кот” варит суп, мальчик лакает молоко из блюдца и т.д.).

Вот примеры наших игр.

На перемене мальчик Миша нарисовал на доске кота Ваську. Миша очень торопился, так как звонок на урок уже прозвенел. Что забыл нарисовать Миша?

Что ближе - цветок или солнце? Что дальше: солнце или дерево? Что ближе - окно или дорожка?

Что длиннее - вилка или нож? Что короче - ложка или вилка? Что длиннее - нож или ложка?

Особенностью дидактических игр является то, что сами игры постепенно усложняются и перед детьми ставятся все более трудные вопросы. Развитие ребенка в процессе дидактической игры состоит в том, что непосредственный интерес к


игровому действию переходит постепенно на интерес к мыслительным операциям и задачам.

В ходе дидактических игр на развитие зрительного восприятия у детей развивается не только внимание, воля, воспитываются активность, уверенность в себе, честность и справедливость, но и корректируется зрительное восприятие.

Также можно использовать дидактические игры с контурными изображениями животных - белых на черном фоне и черных на белом фоне.

Слабовидящие дети воспринимают мир несколько иначе, чем люди с обычно развитым зрением. Окружающая их действительность выглядит гораздо более бледной и обедненной игрой цвета. «Картинки» из жизни предстают им преимущественно в серых и в черно-белых тонах, а представления о сенсорных эталонах - о цвете, величине и форме предметов - формируются в замедленном темпе.

«Черное на белом, белое на черном»-игра.

Игра включает 14 двусторонних карточек - семь карточек с черным фоном и белым контурным изображением животного и семь карточек с белым фоном и черным контурным изображением животного. На одной стороне каждой карточки изображено домашнее животное, на другой - дикое. В игру также входят две «сводные» карты - с изображениями домашних и диких животных.

Карточки можно использовать как в индивидуальной работе с детьми, так и в групповой, если набор карточек будет у каждого ребенка.

Варианты заданий

  1.  Ребенок получает набор черных карточек. Нужно перевернуть их той стороной, на которой изображены домашние животные. Подобное задание выполняется и с белыми карточками.
  2.  Ребенок имеет два набора карточек. Карточки развернуты к нему той стороной, на которой изображены домашние животные. Для каждой черной карточки нужно найти белую «пару» и положить их рядом друг с другом. Аналогичное задание выполняется с изображениями диких животных.
  3.  Перед ребенком — «сводная» карта с изображением домашних животных и набор контурных изображений на черном фоне. Маленькие карточки раскладываются вокруг сводной карты. С помощью ниток или веревочек ребенок соединяет изображение на маленькой карточке с его парой на сводной карте. Затем можно повторить упражнение, используя маленькие карточки с изображениями животных на белом фоне. Аналогично дети работают с наборами карточек диких животных.

«Розовая башня»

Вам понадобятся 10 деревянных кубиков розового цвета и разного размера. Длина ребра наименьшего кубика 1 см, длина ребра наибольшего кубика -10 см. Кубики выкладываются в вертикальной и в горизонтальной плоскости различными способами.

«Коричневая лестница»

Приготовьте 10 деревянных брусков (прямоугольных призм), каждый длиной 20 см. Боковые стороны их - квадраты. Длины ребер квадратов уменьшаются от 10 см до 1 см. Нужно выстроить лестницу от самой толстой призмы к самой тонкой.

В заключении я хочу сказать, что работа по развитию зрительного восприятия должна проводиться в системе. Учителя, воспитатели и медицинские работники должны работать взаимосвязано, только тогда можно добиться положительного результата.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОФИЛАКТИКА ЗРИТЕЛЬНОГО УТОМЛЕНИЯ, РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ И НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ

Одна из самых больших ценностей человека – зрение. После жизни и разума, зрение, пожалуй, самое необходимое. Необходимо беречь этот дар Природы, не давать ему угаснуть и развивать его возможности....

Развитие сенсорного восприятия у детей с нарушением зрения

Развитие сенсорного восприятия у детей с нарушением зрения...

Круглый - стол для родителей на тему: "Особенности зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения"

В данной статье вниманию родителей предлагаются игры и упражнения для детей, имеющих нарушения  зрительного восприятия, которые можно использовать в домашних условиях....

Методические рекомендации "Дидактические игры для развития зрительного восприятия и памяти у детей с ограниченными возможностями здоровья"

В методических рекомендациях представлено описание дидактических игр, упражнений, которые способствуют развитию у детей с ограниченными возможностями зрительного восприятия, памяти, внимания....

Роль физических упражнений в коррекционной работе по развитию зрительного восприятия в детском саду и начальной школе

Общеразвивающие занятияДля детей 3—4-х летПоднимание рук в стороны и опускание вниз (птички машут крыльями, бабочки летают и т.д.).Приседание с постукиванием пальцами о колени и выпрямление (пти...

Методические рекомендации "Особенности коррекционной работы по развитию осязательной чувствительности у детей с нарушением зрения"

В материале представлена система работы по развитию осязания у дошкольников с нарушением зрения....

Методические рекомендации «Дидактические игры и упражнения для развития зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения»

Цели применения дидактических игр и упражнений для развития зрительного восприятия:-развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира;-замечать их форму, цвет;-формировать действия с предметам...