Отчет учителя-логопеда Горенской Алины Геннадьевны за 2014-2015 учебный год
методическая разработка на тему

Горенская Алина Геннадьевна

Цель логопедической работы в ДО: устранить дефекты звукопроизношения, создать условия для формирования правильного речевого развития дошкольников. Поэтому основными задачами учителя-логопеда являлись:

- своевременное выявление нарушений развития речи воспитанников,

- определение их уровня и характера,

- устранение этих нарушений, распространение специальных знаний по логопедии среди педагогических работников, родителей и вовлечение их в коррекционно-педагогичекий процесс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otchet_logopeda_gorenskoy_a.g._za_2014-2015.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КВИТОКСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1

(ДЕТСКИЙ САД «ЧЕБУРАШКА»)

ОТЧЕТ

УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

ГОРЕНСКОЙ АЛИНЫ ГЕННАДЬЕВНЫ

ЗА 2014-2015  УЧЕБНЫЙ ГОД

Квиток, 2015

Основными задачами работы учителя-логопеда на 2014-2015 учебный год являлись:

• своевременное выявление нарушений развития речи воспитанников;

• определение их уровня и характера;

• устранение этих нарушений;

• распространение специальных знаний по логопедии среди педагогических работников, родителей и вовлечение их в коррекционно – педагогический

процесс.

Вся работа логопедической службы осуществлялась по следующим направлениям:

• диагностическому;

• коррекционно-развивающему;

• консультативно-профилактическому;

• методическому.

Цель логопедической работы: устранить дефекты звукопроизношения, создать условия для формирования правильного речевого развития дошкольников.

В начале учебного года (с 1 по 15 сентября) было обследовано 30 детей из числа воспитанников старшего дошкольного возраста (42 % от общего числа воспитанников ДОУ). Из них 20 детей имеют нарушения речи различной этиологии и степени выраженности дефекта (67 % от числа обследованных). На логопедические занятия были зачислены все 20 детей старшего дошкольного возраста.

Старшая группа -  13 детей.

Подготовительная к школе группа - 7 детей.

По результатам логопедического обследования были сформированы три группы в зависимости от степени тяжести речевого нарушения. Первую группу составили дошкольники, у которых отклонения в речевом развитии касались только дефектов произношения фонем (8 детей с речевым заключением «Фонетические нарушения»). Коррекционное воздействие в этом случае ограничивалось постановкой и автоматизацией звуков. Вторую подгруппу составили дети с фонетико-фонематическим недоразвитием (7 человек). Поэтому в ходе коррекционного обучения решались, следующие задачи:

1. Развитие слухового восприятия и фонематического слуха.

2. Развитие артикуляционного аппарата.

3. Формирование правильного произношения фонем.

4. Развитие моторики кистей рук.

5. Развитие звукового анализа и синтеза.

6. Работа по формированию словаря, грамматически правильной речи, развитию связной речи.

Структурирование содержания работы осуществлялось по «Программе логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей», Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина.

К третьей группе были отнесены дети с ОНР 2-3 уровня - 5 человек. С этим детьми коррекционная работа проводилась по следующим направлениям:

1. Подготовка артикуляционного аппарата до уровня минимальной достаточности для постановки звуков:

- артикуляционные упражнения,

- упражнения для развития сильной направленной воздушной струи.

2. Формирование фонетической стороны речи:

- произношение изучаемого звука,

- развитие звукового восприятия, навыков звукового анализа и синтеза,

- работа над слоговой структурой слова.

3. Формирование лексико-грамматических категорий:

- лексико-грамматические игры и упражнения на закрепление общего речевого навыка,

- работа над словом и предложением,

- активизация словаря.

Структурирование содержания работы осуществлялось по «Программе логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей», Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова. Вся коррекционная работа (фронтальные, подгрупповые коррекционно-развивающие занятия, индивидуальная работа с детьми по постановке и автоматизации звуков, развитию фонематического слуха, формированию лексико-грамматического строя речи и т.д.) была проведена в соответствии с календарно-тематическим планированием на 2014-2015 учебный год и с учетом графика работы учителя-логопеда - 2 часа в день (0,5 ставки).  

В середине и в конце учебного года проводились исследования устной речи воспитанников, посещающих логопедические занятия с целью выяснения динамики речевого развития. При оценке результатов диагностирования устной речи отмечен следующий коэффициент речевого развития:

 

Речевое развитие

Сентябрь

%

Декабрь-январь

%

Май

%

Рост

%

Формирование словаря

29

48

56

27

Звуковая культура речи

25

33

40

15

Фонематическое восприятие

19

25

39

20

Грамматический строй

31

35

43

12

Связная речь

27

36

44

17

Таким образом, по результатам диагностики на конец 2014-2015 учебного года отмечается положительная динамика устной речи у всех детей.

Итоговая диагностика в конце учебного года для контроля эффективности коррекционно-логопедической работы выявила положительную динамику в развитии речи детей.

Количество детей, посещающих логопункт в 2014-2015уч. году

20

Количество детей, выпущенных с чистой речью

3

Количество детей со значительным улучшением речи

5

Количество детей без улучшения речи

-

Количество детей, оставленных для продолжения коррекционной работы

12

Количество выбывших детей в 2014-2015 уч.году

8

Родителям детей даны необходимые рекомендации для закрепления речевых навыков и предупреждения появления вторичных нарушений.

Результаты диагностики и исправления речи представлены в следующих документах: речевых, диагностических картах, индивидуальных программах коррекционного сопровождения, в журнале обследования речи детей.

Направления деятельности и формы работы учителя-логопеда

1. Диагностическая деятельность:

1) Логопедическое обследование детей с целью точного установления причин, структуры и степени выраженности отклонений в их речевом развитии.

2) Объективное логопедическое заключение и составление индивидуальных (подгрупповых) планов коррекционно-развивающей работы на учебный год, составление циклограммы деятельности.

3) Индивидуальное логопедическое обследование и консультирование.

4) Психолого-педагогический и логопедический мониторинг (выявление динамики в коррекционно-образовательном процессе воспитанников, занимающихся на логопункте); отражение его результатов в речевых картах, при необходимости – корректировка планов индивидуальной и подгрупповой работы с детьми. Вывод детей из состава логопункта.

2. Коррекционно-развивающая деятельность:

Проведение индивидуальных (подгрупповых) логопедических занятий по:

а) формированию правильного звукопроизношения:

б) формированию фонематических процессов;

в) формированию лексико-грамматических категорий и связной речи.

Все логопедические занятия строились в соответствии с планом, конспектами занятий. Важное место в работе с детьми отводилось формированию потребности в речевом общении, развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствованию всех психических процессов.

3. Консультативно-профилактическая деятельность проводилась в течение года:

1) систематические консультации и индивидуальные беседы с родителями и педагогами;

2) помощь родителям в подборе речевого и наглядного материала для закрепления правильных произносительных навыков с детьми дома;

3) размещение информации в родительских уголках по особенностям речевого развития детей дошкольного возраста, профилактике и преодолению речевых проблем (стенды «Логопед советует», «Говорим правильно»).

4) предоставление информационных буклетов с заданиями по развитию лексико-грамматических категорий, мелкой и артикуляционной моторики для занятий с детьми в домашних условиях (буклеты «Ум на кончиках пальцев», «Игры и упражнения на развитие артикуляционной и мелкой моторики» в рамках тематической недели).

5) размещение информации на личном сайте и на сайте ДО.

Для воспитателей были организованы следующие мероприятия:

Сообщение: «Культура речи педагога ДОУ».

Консультации: «Мямлики, или замедленные дети».

Деловая игра: «Моделирование - эффективная технология в работе с детьми, имеющими нарушения речи».

Для родителей:

Родительские собрания в старшей смешанной группе ДО:

1) «Давайте знакомиться», «Особенности работы логопункта при ДО».

2) «Итоги за первое полугодие».

3) «Как автоматизировать поставленные звуки в домашних условиях»

4) «Результаты совместной деятельности за год», «Трудности обучения письму детей дошкольного возраста с патологией речи».

4. Методическая деятельность.

1. Посещение методических объединений учителей-логопедов района и города.

2. Выступление на методическом объединении учителей-логопедов по теме: 1) «Игровые технологии в логопедической работе с дошкольниками, имеющими речевые нарушения» - март, 2015г.

2) Проект «Необычная буква» - август, 2015г.

3) Участие в конкурсах:

- Всероссийский творческий конкурс «Талантоха», работа: проектная деятельность «Логопед и родители вместе» - диплом лауреата, октябрь, 2014.

- Международный конкурс «Мой логопедический кабинет» - диплом I степени, май, 2015г.  

- Международный конкурс «Развивающие игры в индивидуальной работе с детьми с нарушениями речи» - диплом I степени, июнь, 2015г.

- Сертификат, прослушала семинар на тему: «Диагноз-дизартрия», июнь, 2015г.

- Всероссийский конкурс «Логопедический калейдоскоп» - диплом I степени, конкурсная работа: «Развивающая среда логопедического кабинета», июль, 2015г.

В течение всего учебного года проводилась работа по повышению квалификации: изучались новинки методической литературы, знакомство с инновационными технологиями, работа по самообразованию на тему: «Применение метода наглядного моделирования, приемов мнемотехники и пиктограмм при обучении детей, имеющих нарушения речи пересказу текстов и заучиванию стихотворений», обновлялась развивающая предметно-пространственная среда логопедического кабинета.

Вывод:

Коррекционное воздействие осуществлялось на основе четко запланированной работы учителя-логопеда. Проанализировав коррекционно-логопедическую работу и результаты диагностики детей за 2014-2015 учебный год, можно сделать вывод: задачи, поставленные в начале учебного года, решены, намеченные цели достигнуты.

В совместной работе с педагогами и родителями необходимо достичь большей взаимопомощи при выполнении заданий и рекомендаций учителя-логопеда. А также, при наличии результатов заключений ПМПК необходима работа специалиста педагога-психолога и невропатолога. Обращение родителей к специалистам позволит своевременно оказать помощь детям, нуждающимся в лечении. Тем самым результаты коррекционной работы будут более эффективны и результативны, т.к. помощь будет комплексной.

Учитель-логопед:      А.Г. Горенская


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

отчет о проведении недели естественных наук в 2014-2015 учебном году

Основные цели и задачи1.    Дать ученику возможность реализовать свои творческие способности, имеющиеся знания и умения в других областях деятельности при выполнении работы.2....

ОТЧЕТ О ПРОВЕДЕНИИ НЕДЕЛИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 2014-2015 УЧЕБНОМ ГОДУ

Краткий отчет по неделе английского языка...

Отчет о деятельности волонтерского отряда "Улыбка" в 2014-2015 учебном году

В 2014-2015 учебном году в МОУ гимназии №1 продолжил работу волонтерский отряд "Улыбка", созданный в апреле прошлого учебного года. В отчете анализируются некоторые направления деятельности воло...

Отчет о проделанной работы в 7б за 2014-2015 учебный год

Отчет о проделанной работы в 7 б классе за 2014-2015 учебный год...

Отчет учителя – логопеда за учебный год

Логопедическая работа занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития учащихся нашей школы. Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи у детей способствует развитию мысли...

Отчет о выполнении плана внеурочной деятельности за 2014-2015 учебный год

Отчет о выполнении плана  внеурочной деятельности 1 класса за 2014 - 2015 учебный год...