Развитие коммуникативных навыков на уроках в начальных классах
статья на тему

Волкогон Валентина Петровна

     В данной статье предлагаются упражнения, различные  игровые приемы, которые способствуют  формированию  и развитию коммуникативных способностей  учащихся начальных классов. Данная статья будет полезна учителям коррекционных классов, школ, воспитателям, тьюторам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Развитие коммуникативных навыков на уроках в начальных классах.

                                                                                                               

    О необходимости развивать речь ребенка, воспитывать у него любовь к родному языку говорили лучшие педагоги и методисты.

   К.Д.Ушинский ратовал на развитие «дара слова», подчеркивая его значение для формирования мыслительной деятельности ребенка и для дальнейшего обучения.

 «Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или совсем не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в устной и письменной речи, всегда будет страдать от этого не достатка при изучении другого предмета»

  Общение ребенка – это не только умение вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно и активно слушать и слышать, использовать мимику и жесты для более экспрессивного выражения своих мыслей.

     Особого внимания в этом плане требуют дети с проблемами в психофизическом развитии. Из опыта своей  многолетней педагогической деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья могу отметить, что дети испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками.  Они не умеют по собственной инициативе начать разговор, обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Учащиеся не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве.

          В то же время общительность, умение контактировать с окружающими людьми — необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. Дети с  ОВЗ испытывают значительные трудности при формировании общения, речи, двигательных функций, игровой, учебной деятельности. Их несовершенство не обеспечивает процесс общения, а, следовательно, и не способствует формированию коммуникативных умений.  

         Проблема социализации и повышения эффективности обучения таких детей, овладение ими коммуникативными умениями является в настоящее время одной из актуальных в теории и практике педагогики и психологии, поскольку коммуникация, являясь частью общения, возникает и развивается в процессе общения.

      Для развития коммуникативных умений на первой ступени обучения на своих уроках активно использую и применяю различные  игровые приемы, которые способствуют  формированию  и развитию коммуникативных способностей детей. 

            Одно из главных условий организации диалога - это создание атмосферы доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, сотворчества равных и разных.

           Участие детей в играх и упражнениях обеспечивает возникновение между детьми партнерских  отношений, а групповая поддержка вызывает чувство защищённости, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх

http://www.9355.ru/articles/art_12/art_12%20img/00613.png

 Игра «Давайте поздороваемся»
Цель: почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение, преодолеть отчужденность.
Участники по сигналу ведущего хаотично двигаются по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути (возможно, что кто-то будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Здороваться надо определенным образом:
один хлопок — здороваемся за руку,
два хлопка — здороваемся плечиками,
 
три хлопка — здороваемся спинками.
Примечание. Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры.
Источник. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2005. – 160 с. (В помощь психологу)

http://magiccrochet.ru/wp-content/uploads/2015/03/klubok-03.jpgИгра «Связующие нити»
Цель. Развить коммуникативные способности ребёнка, научит внимательно относиться к своим личностным качествам и личностным качествам сверстников, понимание различий в характерах людей, умение их ценить.
Оборудование. Клубок ниток.
Описание игры. Участники садятся в круг. Ведущий, держа в руках клубок, обматывает нитку вокруг указательного пальца, а затем кидает клубок сидящему слева малышу и задаёт ему вопрос. Вопросы могут быть самыми разными, например:
Что ты больше всего любишь делать (есть)?
Во что ты любишь играть?
Какая твоя любимая игрушка (цвет)?
Кто твой друг или подружка?
Какие люди тебе нравятся? и т. д.                                      
 
Ребёнок должен поймать клубок, в свою очередь намотать нитку на палец, ответить на вопрос и бросить клубок, сопровождая своим вопросом, следующему по часовой стрелке игроку.
Примечание. Если вы не уверены в способности ребят придумывать подобные вопросы, можно в первой игре предложить им  каждый раз после ответа на вопрос передавать клубок обратно взрослому.
Источник. Развивалки для подготовки к школе:  развивающие игры для детей / авт.-сост. С.В.Водолазькая. – М.: Эксмо, 2009.

Игра «Варежки»
Цель. Развитие коммуникативных навыков.
Оборудование. Карандаши 3-х цветов, 2 листа бумаги, вырезанные в форме варежек с одинаковым не закрашенным узором.                            
Описание игры. В игре участвуют двое детей. Они должны одинаково раскрасить варежки. http://amorez.com/uploads/posts/2012-12/1356687833_fotolia_31044851_subscription_l.jpg
Другой вариант игры. Четверо детей разбиваются на пары, каждой паре по 2 варежки. Какая пара закончит раскрашивать быстрее, та победит.
Усложнение задания – рисовать на варежках узор.
Источник.  Развивалки  для подготовки к школе:  развивающие игры для детей / авт.-сост. С.В.Водолазькая. – М.: Эксмо, 2009.

Игра «Зеркало»
Цель. Развитие коммуникативных навыков, умения действовать согласованно, совершать произвольные движения.
Описание игры. Перед началом игры проводится разминка. Взрослый становится перед детьми и просит как можно точнее повторять его движения. Он демонстрирует легкие физические упражнения, а дети воспроизводят его движения. После этого дети разбиваются на пары и каждая пара по очереди «выступает» перед остальными. В каждой паре один совершает какое – либо действие (например, хлопает в ладоши, или поднимает руки, или делает наклоны в сторону), а другой пытается как можно точнее воспроизвести его движение, как в зеркале. Каждая пара сама решает, кто будет показывать, а кто воспроизводить движения. Все остальные оценивают, насколько хорошо работает зеркало. Показателями «правильности» зеркала является точность и одновременность движений.
Если зеркало искажает или опаздывает, оно испорченное или кривое. Паре детей предлагается потренироваться и «починить» испорченное зеркало. Показав 2-3 движения, пара детей садится на место, а следующая демонстрирует свою «зеркальность».
Источник. Развивалки для подготовки к школе:  развивающие игры для детей / авт.-сост. http://dsisalym.muzkult.ru/img/upload/396/image_image_683405.pngС.В.Водолазькая. – М.: Эксмо, 2009.                                          
Игра «Испорченный телефон»   
Цель. Развитие умения понимать других детей на вербальном уровне, снять эмоциональное напряжение.
Описание игры. Игра  для 5-6 человек. Дети садятся в одну линию. Ведущий шепотом спрашивает одного ребенка, как он провел выходные дни, а после этого говорит всем детям: «Как интересно рассказал мне Саша про свои выходные дни! Хотите узнать, что он делал и что он мне рассказал? Тогда Саша шепотом на ушко расскажет об этом своему соседу. И так по цепочке мы все узнаем о том, что делал Саша». Взрослый советует детям, как лучше понять и передать, что говорит сверстник: нужно сесть поближе, смотреть ему в глаза и не отвлекаться на посторонние звуки (можно даже зажать другое ухо рукой). Когда все дети передадут свои сообщения соседям, последний громко объявляет, что ему сказали и как он понял, что Саша делал в выходные. Все дети сравнивают, насколько изменился смысл передаваемой информации.
Если первому ребенку трудно сформулировать четкое сообщение, «запустить» цепочку может взрослый. Начинать игру можно с любой фразы, лучше, если она будет необычная и смешная. Например: «У собаки длинный нос, а у кошки длинный хвост» или «Когда птички зевают, они рот не открывают».
Иногда дети специально, ради шутки искажают содержание полученной информации, и тогда можно констатировать, что испорченный телефон и нуждается в починке. Нужно выбрать мастера, который найдет «поломку и сможет ее устранить». Мастер  «чинит» телефон, и после следующего круга все оценивают, стал ли телефон работать лучше.
Источник. Развивалки для подготовки к школе:  развивающие игры для детей / авт.-сост. С.В.Водолазькая. – М.: Эксмо, 2009.
Игра «Сборы в поход» http://www.activeclub.com.ua/in/foto/2528.jpg
Цель. Развить коммуникативные навыки, воображение, способность передавать сообщения невербальными средствами, закрепить навык чтения простых слов.
Описание игры. Все играющие делятся на пары. Взрослый объясняет, что они живут на 9-ом этаже и собираются идти в поход.  Один ребёнок из пары уже спустился на улицу, но вспомнил, что забыл взять некоторые вещи. Подниматься наверх с рюкзаком тяжело, поэтому он пытается жестами передать своему напарнику, выглянувшему в окно, что же он забыл. После этого один ребёнок из каждой пары получает листок, на котором печатными буквами написаны названия трёх предметов (например, мяч очки, ложка). Все пары становятся в ряд и выполняют задания.
Примечание. Разговаривать при проведении этой игры нельзя.
Источник. Развивалки для подготовки к школе:  развивающие игры для детей / авт.-сост. С.В.Водолазькая. – М.: Эксмо, 2009.
Игра «Комплименты»
Цель. Развить коммуникативные навыки, научить детей быть внимательными по отношению друг к другу, говорить комплименты, снять эмоциональное напряжение.
Оборудование. Маленький мячик.
Описание игры. Дети становятся в круг. Взрослый спрашивает, знают ли они что такое комплименты (приятные слова, которыми  люди радуют друг друга). Взрослый предлагает, передавая мячик по кругу, говорить комплименты тому,  кто его получает. В ответ на комплимент в свой адрес ребёнок должен обязательно говорить: «Спасибо, очень приятно!». Начать, разумеется, должен взрослый. Он первым передаёт мячик соседу и говорит, например: «Люба, какие у тебя сегодня красивые бантики!»
Обязательное условие – смотреть в глаза тому, с кем в данный момент говоришь.
Источник. Развивалки для подготовки к школе:  развивающие игры для детей / авт.-сост. С.В.Водолазькая. – М.: Эксмо, 2009.
Игра «Волшебные очки» http://www.be-in.ru/media/beingallery/gallery/userdata/user_24397/img17902.jpg
Цель. Развить коммуникативные навыки, научить детей быть внимательными по отношению друг к другу, говорить комплименты, снять эмоциональное напряжение.
Описание игры. Учитель приносит коробочку с сюрпризом и торжественно объявляет:

 «Я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто их наденет, увидит только хорошее в других, и даже то хорошее, что человек иногда прячет от всех. Вот я сейчас примерю эти очки… Ой, какие вы все красивые, веселые!»
Подходя к каждому ребенку, взрослый называет какое-либо его достоинство (кто-то хорошо рисует, кто-то умеет строить из кубиков, у кого-то красивое платье и пр.).

«А теперь мне хочется, чтобы каждый из вас примерил эти очки и хорошенько рассмотрел своего соседа. Может они помогут рассмотреть то, что вы раньше не замечали».

 Дети по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства своих товарищей. В случае, если кто-то затрудняется, можно помочь  и подсказать. Повторения одних и тех же достоинств здесь не страшны, хотя желательно расширять круг хороших качеств.
Источник.  Развивалки для подготовки к школе:  развивающие игры для детей / авт.-сост. С.В.Водолазькая. – М.: Эксмо, 2009.

     Таким образом, данные  игровые приемы работы на уроке вызывают интерес, формируют умение слушать других, высказывать свое мнение, активизируют познавательную деятельность, способствуют умению общаться, т.е. являются эффективным средством развития коммуникативных компетенций личности, что в итоге помогло перевести многих учащихся с уровня отрицательного и безразличного отношения к учению к формам положительного отношения к учению – действенному, осознанному, ответственному.

 А отсюда, соответственно, и повысилось качество обучения в целом, заметно возросла коммуникативная способность учащихся.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа "Развитие коммуникативных навыков на уроках английского языка через ролевую игру"

Ролевая игра-эффективный прием работы. Учащиеся применяют осваиваемый языковой материал в ситуациях, характерных для окружающей их действительности, что способствует развитию речевой инициативы ...

Статья: Влияние ролевых игр на развитие коммуникативных навыков на уроке английского языка

Статья: Влияние ролевых игр на развитие коммуникативных навыков на уроке английского языка      В последнее время во многих школах применяются ролевые игры. Но ...

Принцип ситуативности как условие развития коммуникативных навыков на уроках иностранного языка

laquo;Ситуация есть такая динамичная система взаимоотношений общающихся, которая благодаря ее отлаженности в сознании порождает личностную потребность в целенаправленной деятельности и питает эту дея...

Развитие коммуникативных навыков на уроках русского языка.

В данной презентации отражены причины, порождающие неблагополучие в коммуникативном плане, параметры анализа коммуникативного поведения при наблюдение за ребенком, а также направления коррекционной ра...

Развитие коммуникативных навыков на уроке немецкого языка

Развитие коммуникативных навыков на уроке немецкого языка...

Развитие коммуникативных навыков на уроке немецкого языка.

Статья представляет собой опыт по реализации инновационной деятельности. Обучение второму иностранному языку является творческим процессом, направленным в первую очередь на развитие коммуникативных на...

Совершенствование и развитие коммуникативных навыков на уроках русского языка

В данном материале представлена презентация поэтапного обучения лингвостилистическому анализу текста в основной и старшей школе.В нормативных документах последних лет подчеркивается важность формирова...