СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «ТРУДНЫЕ ДЕТИ. ПУТИ ИХ ВОСПИТАНИЯ» (выступление на методическом объединении)
методическая разработка по теме

Эмирусейнова Алие Серверовна

Свое выступления я бы хотела начать словами С.Давидова:

 

Кто-то когда-то должен ответить,

Высветив правду, истину вскрыв,

Что же такое – «трудные» дети?

Вечный вопрос и большой, как нарыв.

Вот он сидит перед нами, взгляните,

Сжался пружиной, отчаялся он,

Словно стена без дверей и окон.

Вот они, главные истины эти!

Поздно заметили… поздно учли…

Нет! Не рождаются «трудные» дети!

Просто им вовремя не помогли.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_raboty_s_trudnymi_detmi.docx31.95 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ТРУДНЫМИ ДЕТЬМИ

Свое выступления я бы хотела начать словами С.Давидова:

Кто-то когда-то должен ответить,

Высветив правду, истину вскрыв,

Что же такое – «трудные» дети?

Вечный вопрос и большой, как нарыв.

Вот он сидит перед нами, взгляните,

Сжался пружиной, отчаялся он,

Словно стена без дверей и окон.

Вот они, главные истины эти!

Поздно заметили… поздно учли…

Нет! Не рождаются «трудные» дети!

Просто им вовремя не помогли.

1.Принципы воспитания трудных детей.

2.Методы воспитания трудных детей.

3.Примеры воспитания при работе с трудными детьми

Введение

Изменение, происходящие сегодня в нашем обществе выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема воспитания трудного ребенка. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с девиантным поведением. Причины отклонения в поведении ребенка заключаются в политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усилении влияния псевдокультуры, изменении в содержании ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствии контроля за поведением, чрезмерной занятости, эпидемии разводов.

Распространено ложное мнение родителей о том, что главным воспитателем детей является школа, в плохой успеваемости ученика виноват учитель. В аморальности подростка винят улицу.

Ошибки семейного воспитания нередко дополняются ошибками школьного воздействия на личность ребенка. Слабеет внимание к личности учащегося, его жизненному опыту, интересам, личностным ценностям, эмоциональной сфере.

Внешкольное воспитание предлагает бесплатное многообразие выбора видов деятельности, не гарантирует относительной независимости от взрослых широких возможностей для развития активности и самодеятельности неформального характера отношений разновозрастного состава объединений. Социальные факторы усиливают недостатки семейного и школьного воспитания. Сказывается отсутствие воспитательной работы по месту жительства с населением, а также отрицательный пример взрослых, влияние неформальных групп и лидеров, соблазн улицы.

Все это подрывает уверенность ребенка в себе, его способность к саморегуляции, самоутверждению в жизненно важных ситуациях. Проявления чувства одиночества и незащищенности. Непросто помочь такому ребенку, организовать воспитательную работу с ним, найти ответы на еще многие другие вопросы, связанные с воспитанием трудного ребенка, организацией профилактической и коррекционной работы с группой таких детей. Трудность решения поставленных вопросов связана с тем, что многие годы замалчивания проблем, связанных с девиантным поведением молодых людей, привели к тому, что в нашем обществе педагогами совсем с другими специальностями проводились не воспитательно-карательные меры, в результате которых наказание – урок, который молодой человек получал за тот или иной проступок, не только нейтрализовало накопление девиантного потенциала, но наоборот увеличивало вероятность отклоняющихся форм поведения.

Когда воспитатели говорят, что ребенок трудный, то как правило основная причина этой трудности заключается в состоянии напряженности, тяжести, которые они испытывают в процессе общения с этим ребенком.

Условием реализации данного принципа является:

– стимулирование самопознания ребенком своих положительных черт;

– формирование нравственных чувств при самооценке своего поведения;

– постоянное педагогическое внимание к позитивным поступкам;

– доверие к ребенку;

– формирование у ребенка веры в возможность достижения поставленных задач;

– оптимистическая стратегия в определении воспитательных задач;

– учет интересов учащихся, их индивидуальных вкусов, предпочтений, пробуждения новых интересов.

Особенностью нашего коррекционного учреждения является то, что многие наши дети – социальные сироты, кроме нас, воспитателей, помочь им определить свой жизненный путь некому. Перед коллективом, в том числе и передо мной, как воспитателем, стоит не менее важная задача помочь воспитанникам адаптироваться в новой жизненной ситуации, найти свою дорогу в жизни.

Ребенок должен быть уверен, что что-то у него получается лучше других, что сегодня он одержал победу в том вопросе, который еще вчера ему казался неразрешимым. Ребенок в любом возрасте должен знать, что безвыходных положений нет и победить трудную ситуацию должен ему помочь учитель и воспитатель, ближе у него никого нет. Учитель должен, прежде всего, научить его учиться, а воспитатель – чувствовать себя человеком и быть им.

С некоторыми детьми веду дополнительную работу по развитию их способностей, они хорошо рисуют. Выпускаем газеты, оформляем альбомы, учимся выступать перед публикой (Постановка «Сказка золотая рыбка на новый лад»).

Большое внимание в своей работе я уделяю трудным детям. Трудный ребенок? Непослушный? Неподдающийся? Вот единственный способ исправить его: надо увидеть его хорошим и дождаться пока он сам не станет стремиться к хорошему.

Обеспечиваю эмоциональный комфорт ребенка в интернате. Для этого стараюсь быть ему старшим другом, проявляю терпение и терпимость к его недостаткам, не допускаю расхождения между словом и делом, никогда не критикую ребенка, а даю оценку негативному поступку (НЕ ПЛОХОЙ, А ПЛОХЛО ПОСТУПИЛ). В классе определена группа детей, которым трудно, непросто придерживаться вопросов дисциплины, умения вести себя в соответствии с общепринятыми нормами поведения –5 человек: Зедлаев Эдем, Типпа Мерьем, Киримов Ибрагим, Юдаева Лера, Соловьев Илья.

В классе были проведены классные часы: «Азбука нравственности», «Дружба». Детям было дано задание: найти основополагающие компоненты, входящие в понятие «дружба» (ласковый щедрый веселый добрый). Было составлено «Дерево дружбы».

Личность нужно изучать не изолированно, а в коллективе в процессе деятельности.

Для слаженной планомерной работы воспитателя и учителя важную роль играет и трудовое воспитание.

В труде и спорте трудные ребята нередко выглядят лучше многих благополучных обучающихся и их надо ставить в пример.

Так, например, мои бывшие выпускники Анашкин Максим, Фролов Вова, Медведев Денис, у которых были проблемы с вопросами дисциплины, всегда отличались своим трудолюбием, отзывались на любые поручения.

В спортивных соревнованиях отличались Чекате Рома, Ибрагимов Ахтем, Паламорчук Влад.

Своевременное поощрение дает большой воспитательный эффект.

Благодаря своим успехам в различных видах деятельности трудные ребята легче утверждаются в коллективе, у них исчезает эмоциональная неудовлетворенность.

В своей работе с трудными детьми в младшей школе я развиваю творческие способности обучающихся в ходе таких видов деятельности, как рисование, аппликация, лепка, использую раздаточный материал: цветная бумага, крупы, тыквенные семечки. Так в классе, работая с группой трудных детей, были изготовлены поделки из карандашной стружки (объемный ежик и зайчик). В своей работе использую яркие цвета, которые не только нравятся детям, но и еще и полезны для их психики. Бекиров Руслан и Чупахин Лазарь принимали участие в изготовлении объемных поделок из бумаги (птичий двор, цыплята). Неизгладимый след оставила у ребят работа с пищевыми крупами. Крупа – прекрасный материал для поделок

Работы получаются яркие и очень красивые, а сам процесс изготовления картинок отлично развивает мелкую моторику детских пальчиков (поделка жираф).

Своеобразной оказалась работа с тыквенными семечками (композиция весенних цветов в вазе). Самой сложной работой оказалось знакомство с техникой оригами. Все виды работ позволяют развивать творческие способности обучающихся, особенно трудных детей, помогают им изменять особенности своего поведения в лучшую сторону.

Причины стойкого непослушания ребенка следует искать в глубине его психики. Можно выделить 4 основные причины серьезных нарушений поведения детей:

  1. Борьба за внимание.

Если ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития, то он находит способ его получить – непослушание.

А именно Юдаева Лера, проявляя непослушание, громко кричит, плачет, топает ногой .

  1. Борьба за самоутверждение против чрезмерной родительской власти и опеки. (Типпа Мерьем, Жидовцев Шевкет, Трушанова Вика). Воспитатель сталкивается с упрямством, своеволием, действиями наперекор. Смысл такого поведения ребенка – отстоять право самому решать свои дела и вообще показать, что он личность.
  2. Желание отомстить. Дети часто бывают обижены на взрослых (развод родителей, ребенка отлучили от семьи).
  3. Потеря веры в собственный успех. Может случиться, что ребенок переживает свое неблагополучие в какой-то одной области жизни, а неудачи у него возникают совсем в другой. Подобное «смещение неблагополучия» происходит из-за низкой самооценки ребенка. Накопив горький опыт неудач и критики в свой адрес, он вообще теряет уверенность в себе и приходит к выводу, что нечего стараться, все равно ничего не получится. Это в душе, а внешним поведением он показывает, что ему все равно: «Ну и что, что плохой, буду плохим!».

Приемы воздействия на трудных обучающихся:

1.Созидающие – приемы, которые способствуют развитию положительных качеств личности и подавлению отрицательных.

СОЗИДАЮЩИЕ ПРИЕМЫ:

1.Организация успехов в учении (помочь пока догонит остальных).

2.Организачия успехов в общественной полезной деятельности (помочь вызвать положительные эмоции).

3.Волечение в интересную деятельность.

4.Моральная поддержка и укрепление веры в свои силы.

5.Убеждение и доверие.

6.Нравственные упражнения (тесты, решение ситуаций).

7.Ожидание лучших результатов.

8.Пробуждения гуманных чувств: сопереживание, сочувствие, милосердие, доброта и забота.

9. Просьба и поощрение.

10. Поручительство.

11.Активизация сокровенных чувств обучающихся.

ТОРМОЗЯЩИЕ ПРИЕМЫ:

Осуждение, наказание, предупреждение, мнимое безразличие, недоверие, осуждение коллективом.

ИТОГ.

Успехи детей вверенной мне группы напрямую зависят от того, как я сумею организовать творческие конкурсы, беседы, диспуты, викторины, экскурсии. Самое главное, у трудных детей формировать умение и желание совместно действовать с коллективом, прививать положительное отношение к общественно значимым мотивам учения и поведения.

«РЕБЕНОК – ЭТО НЕ СОСУД, КОТОРЫЙ НАДО НАПОЛНИТЬ, А ФАКЕЛ, КОТОРЫЙ НАДО ЗАЖЕЧЬ»

(Сухомлинский)

 


Список использованной литературы:

  1. Нравственное воспитание младших школьников // Начальная школа. - 2008. - N 5. - С.7-9, 11-14, 19-25, 28 (вкладка).
  2. Эстетическое воспитание младших школьников // Начальная школа. - 2008. - N 5. - С.14-18, 31
  3. Баранец, Надежда Анатольевна. Формирование ценностных ориентаций младшего школьника в современной информационной среде / Н. А. Баранец // Начальная школа: плюс до и после. – 2008. – N 7. – С.75-78
  4. Венецкая А.Б. Формирование культуры общения младших школьников (на материале курса "Этическая грамматика, или Веселый этикет") / А.Б. Венецкая // Начальная школа. - 2009. - N 2. - С.73-77
  5. Соколова И.И. Формирование ценностных ориентаций личности младшего школьника: методический материал / И.И. Соколова // Начальная школа. - 2007. - N 6. - с.82-85

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на методическом объединении. Тема: «Воспитание патриотизма у детей и подростков посредством проведения народных праздников.»

Патриотическое воспитание подрастающего поколения одна - из актуальных  задач современного образования. Как найти те ниточки, чтобы привить любовь к своим истокам, научить гордиться своей необъят...

Выступление на методическом объединении на тему: «Воспитание инициативы и самостоятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья через учебную и трудовую деятельность, как фактор социализации в современное общество».

Материал может быть использован педагогом-психологом для выступления на методическом объединении учителей трудового обучения, учителей-предметников и всех педагогов специальных (коррекционных) школ 8 ...

Выступление на методическом объединении "Типы семейного воспитания"

Доклад "Типы семейного воспитания" включает в себя темы:- Семья и ее социальные функции, типы семей.- Стили и типы семейного воспитания....