Мастер-класс "Аппликация из ткани" ("Практик - 2016" в рамках конкурса "Идея +")
методическая разработка на тему

Шевченко-Глухова Наталья Александровна

Народное декоративно – прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в глушь, благотворно влияет на формирование человека будущего. Все чаще произведения декоративно – прикладного искусства проникают в быт людей.

Видеть красоту предметов декоративно - прикладного искусства, попробовать изготовить их своими руками, это ли не важно, это ли не интересно для ребенка?

 

Неотъемлемой частью коррекционно-воспитательного процесса является эстетическое воспитание и развитие творческих способностей детей. Развитие мелкой моторики и координации движений руки - важный момент в работе педагога кружка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка. Поэтому необходимо уделять внимание упражнениям, способствующим развитию умелости рук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_2.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

МОКУ Падунская общеобразовательная школа-интернат психолого-педагогической поддержки

Аппликация

на ткани и из ткани

мастер класс

подготовила и провела:  учитель технологии                                         Шевченко – Глухова Н.А

Март 2016

Программа работы

кружка

«Умелые ручки».

Творчество – это преобразующая деятельность, в результате которой создается нечто новое. Творчество является высшим проявлением человеческих способностей.

         

          Внеклассная работа с обучающимися воспитанниками по программе кружка в общеобразовательной (коррекционной)   школе   8 вида  является  составной частью общей системы непрерывного образования подрастающего поколения.   Содержание основной  программы  являются  первоначальные  знания  об истории  и  технологии аппликации,  вязания крючком и на спицах, изготовление украшений из бисера.   Изучение элементов технологии  направлены на выявление общих закономерностей   материалов  и предполагает  формирование основ трудовой деятельности  (овладение многообразием  материалов, инструментами  и  приспособлениями,  конкретными  видами техники, развитие творческого мышления и творческих способностей),  прививает жизненно необходимые знания и умения вести хозяйство и экономику семьи.

         Основную часть времени предполагается затратить на практическую деятель-ность для овладения общетрудовых умений и навыков.

          Целью программы  является создание условий для развития прикладного  творчества,  практических  навыков  по созданию интерьера своего дома,  формиро-ванию  общетрудовых умений на уровне  доступном данному контингенту  обучаю-щихся,  необходимых  в быту и  посильной трудовой деятельности с обязательным соблюдением правил по охране труда и культуры поведения, общения и взаимопонимания.

         Задачи программы:

  1. Увлечь обучающихся воспитанников интересным и полезным делом.
  2. Развивать эстетические, творческие интересы обучающихся воспитанников, самостоятельность решения с определением и использованием потенциальных возможностей.
  3. Воспитать  активное отношение к трудовой деятельности.
  4. Развивать эстетический вкус.

        Методы и ведения занятий выбирались исходя из практической направленности курса. Основами  программы  являются  словестно-логические,  наглядно-действен-ные, практически-действенные, интеллектуальные методы.

       Формы проведения занятий: игры,  творческие  работы,  конкурсы и выставки.

       Ожидаемый результат: работа по данной программе создаёт оптимальные условия для интеллектуального развития обучающегося, формирует активное и заинтересованное отношение к труду, через выполнение изделий занимательного характера, способствует поддержанию мотива учения позволяет подготовить девочек к самостоятельной семейной жизни, обеспечивает их культурную реабилитацию.

       Изготовление  любого изделия требует определённых знаний и навыков. Прежде чем приступить к практической работе, учащихся необходимо познакомить со свойствами используемых материалов, а так же повторить правила по охране труда,  так как в работе будут использоваться различные инструменты, приспособления и оборудование.

       Постоянно развивая интерес школьников к занятиям я стемлюсь  выбрать такую форму их проведения, при которой предоставляется возможность самостоятельного творческого подхода.   Надо понимать,  что  «творчество»  у детей с ограниченными возможностями здоровья  -  это только повтор  по  образцу.  Сделать такое же изделие  или  игрушку они могут,  но в композицию  не  сложат.

    Выполнение  творческих  заданий    способствует  познавательной  активности  обучающихся,  развивает их художественный  и эстетический  вкус.   Выполнение совместных работ помогают учащимся  в   освоение  навыков  коммуникативной  культуры,  работы  в коллективе.

       Важное воспитательное  значение  имеет  момент  подведения  итогов работы, анализ  качества  и  поведения  во время занятий.  Учащиеся  должны  понимать,  что задание  должно выполняться  по  возможности  самостоятельно,  соблюдая  правила  по  охране  труда,  последовательности   выполнения  операций  в  соответствии  с  техническими  условиями.  Наиболее  эффективная оценка деется самими  учащимися во  время  выставки  готовых  изделий.

. Народное декоративно – прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в глушь, благотворно влияет на формирование человека будущего. Все чаще произведения декоративно – прикладного искусства проникают в быт людей.

Видеть красоту предметов декоративно - прикладного искусства, попробовать изготовить их своими руками, это ли не важно, это ли не интересно для ребенка?

Неотъемлемой частью коррекционно-воспитательного процесса является эстетическое воспитание и развитие творческих способностей детей. Развитие мелкой моторики и координации движений руки - важный момент в работе педагога кружка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка. Поэтому необходимо уделять внимание упражнениям, способствующим развитию умелости рук.

Учащиеся  коррекционных школ VIII вида имеют значительные нарушения познавательной, эмоционально-волевой сферы. Занятия в кружке «Умелые ручки» позволяют эти недостатки в какой-то мере корригировать. Работа по изготовлению аппликаций  развивает у детей наглядно-образное и логическое мышление, творческое воображение, память, точность движения пальцев рук, развивается творческий потенциал ребёнка. Расширяется круг знаний, повышается интерес к культуре декоративно-прикладного искусства.

Любая поделка требует выполнения трудовых операций в определённой последовательности, а значит, учит детей работать по плану, соблюдая последовательность выполнения работы.

Техника изготовления аппликаций из ткани  требует ловких действий, следовательно, способствует развитию мелкой моторики, что в свою очередь благотворно влияет на речевые зоны коры головного мозга. В процессе систематического труда рука приобретает уверенность, точность. Работа с шаблонами и тканью способствует формированию таких качеств как настойчивость, умение доводить начатое дело до конца, воспитывает аккуратность, усидчивость, то есть способствует развитию личности ребёнка.

Снегирь.Не знаю как за рубежом но в России к этой птице самое тёплое отношение это точно. Снегирь воспет нашим народом и в стихах и в песнях.  Эту красивую птицу можно увидеть везде. С наступлением холодов снегири прилетают к нам и радуют своим присутствием до самой весны. Мы до того привыкли к ним что порой даже не замечаем.Только летящие самолётики с клёнов заставляют нас поднять голову и посмотреть на наших зимующих друзей. Думаю и  вас и  меня они очень радуют своим присутствием. Круглый красный комочек на заснеженной рябине это просто чудо какое-то. Пение птицы простенькое . В основном Снегирь просто свистит. Когда поёт на распев слышна негромкая скрипучая песенка. А народ его любит. И скорее всего не за песню а за его добродушный характер. Птица очень добрая и спокойная.

Аппликация - это метод художественного творчества, при котором кусочки одного материала крепятся к другому - основе.

 С помощью аппликации можно создавать и неповторимые поделки, и яркие дизайнерские проекты. Часто она используется для украшения одежды, для изготовления необычных деталей интерьера, сувениров, открыток и т.п.

Слово происходит от французского appliquer, что означает «применить».

 Чтобы создать аппликацию, мы берём  сначала основу, которая может состоять из цельного куска  ткани или многих частей (сшитых, склеенных и т.д.). Фигурки (детали), которые накладываются ( приклеиваются при помощи двухстороннего скотча) сверху, могут быть выполнены из того же материала, что и основа, или из другого: бумага, ткань, ленты, шнуры, бисер, нитки, пух, кусочки древесины и т.д.

В дополнение к традиционным методикам я применяю съёмную  и так называемую обратную аппликацию. В этом случае слои ткани склеены вместе, и верхние слои срезаны так, что видны нижние слои.  Я со своими учениками и люблю использовать в одной поделке несколько типов материалов - всё зависит от фантазии и возможностей.

 Для аппликации потребуется набор инструментов и аксессуаров (ножницы, двухсторонний скотч, бумага, картон, калька или копировальная бумага, природные материалы и т.д.).


Почему детям полезно заниматься аппликацией

Аппликация — один из тех видов детского творчества, который доступен уже в самом раннем возрасте. И если рисовать или лепить умеют и любят далеко не все, то вырезать и клеить обожают многие дети. Они становятся любимым развлечением очень многих детей.

1. Многогранность развития ребенка. Благодаря развитию аппликацией дети учатся узнавать цвета и фигуры. Становятся более аккуратными, внимательными, точными. Дети  познают окружающий мир, развивают творческий подход, мелкую моторику рук.

2. Коллективность процесса. Аппликация позволяет разделить творческий процесс с другими детьми. При этом, обучающиеся  с большим удовольствием включаются в совместный процесс. Аппликации  с другими детьми позволяют ребенку развивать мышление, интеллект, организованность. А участие взрослого помогает направить творчество в правильное русло, грамотно распределить обязанности.
   
3. Развитие навыков. Аппликация достаточно сложный процесс, требующий от детей высокого уровня целого ряда умений и навыков. Причем данный вид творчества основан на постоянном развитии, когда с каждым днем занятия стимулируют самосовершенствование. И ребенок все лучше овладевает приемами вырезания и наклеивания, а готовые аппликации становятся все сложнее и сложнее.
   
Кроме того, создание аппликаций — это целая серия последовательных действий. Дети, постоянно занимающиеся аппликацией, развивают следующие навыки:
 — аккуратность;
 — настойчивость;
 — сосредоточенность;
 — выдержку;
 — самостоятельность.
   
Поэтому, если вы до сих пор, не попробовали со  своими детьми  заниматься аппликацией, то возможно сейчас самое время приобщить его к этому интересному и творческому процессу.

Мелкая моторика — это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. От степени развития мелкой моторики зависит степень развития мозга, речи, памяти, внимания и словарный запас ребенка.

Мелкая моторика — это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. От степени развития мелкой моторики зависит степень развития мозга, речи, памяти, внимания и словарный запас.

Необходимо всячески поощрять стремление детей выполнить работу правильно.

Нельзя выпускать из виду крупицы положительного отношения к заданию даже небольшие, подчас малозаметные успехи ребенка следует отметить и положительно оценить.

Пояснительная записка.

Аппликация (от лат. «прикладывание») — интересный вид художественной деятельности — это способ работы с цветными кусочками различных материалов: бумаги, ткани, кожи, меха, войлока, цветные бусины, бисер, шерстяные нити, металлические чеканные пластины, высушенные листья.

Аппликация родилась давно. Она появилась как способ украшения одежды и обуви, домашней утвари и орудий труда, интерьера своего жилища.

Возможно, первым толчком к появлению аппликации явилась необходимость сшивать шкуры для одежды, и первый стежок подсказал человеку, что им можно не только соединять детали одежды, но и украсить ее. Детали, выкроенные из этих материалов, стали прикреплять к одежде. Так появилась аппликация.

Сюжетом становились животные, птицы, сами люди, фантастические чудовища, красивые цветы и растения, сцены охоты и повседневной жизни.

Аппликации доступны даже детям раннего возраста: создать целое из имеющихся частей гораздо проще, чем тот же рисунок создать из мозаики. Ведь всегда интересно наблюдать, как из радужных квадратиков и треугольничков получается узнаваемая картинка. Красивой "аппликацией" можно украшать не только учебники и тетради, но также табуретки, холодильники, праздничную одежду для себя и своих кукол, пасхальные яйца и многое другое.

«Аппликация» предоставляет широкие возможности для художественного, эстетического и духовного развития ребёнка.

Изготовление поделок включает в себя следующие виды деятельности: работа с использованием цветной бумаги,  ткани, картона, ножниц, двухстороннего скотча,  крупы, пуговиц, сушеных листьев,

поролона, кальки и других самых неожиданных материалов.
       Клеить можно буквально все! Такое разнообразие творческой деятельности в значительной степени раскрывает творческий потенциал ребенка, дает возможность творческой самореализации.

В процессе работы учащиеся учатся самостоятельно изготавливать различные подарки, сувениры и украшения для себя, родных и близких.           Поделки, изготовленные своими руками, позволяют проявить ребенку индивидуальность и фантазию, они обладают особой аурой, хранят частичку души и любви ребенка. Что может быть прекраснее, чем умение создать своими руками маленькое чудо! И это чудо - аппликация!

Аппликация  развивает мелкую моторику рук, усидчивость, внимательность, трудолюбие, эстетический вкус, что благотворно влияет на развитие и становление личности ребенка. Также она воспитывает упорство, наблюдательность, воображение, внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УЗЕЛКОВАЯ ОКРАСКА ТКАНЕЙ" Методическая разработка урока в рамках реализации комплексной модифицированной дополнительной образовательной программы по предмету «Художественный текстиль» для учащихся художественной школы второго года обучения

Разработка имеет две части: теоретическую и практическую. В основе – проработка урока с описанием хода работы, инструментов и материалов, используемых для её выполнения. Иллюстративный матери...

Сертификат за презентацию инновационного педагогического опыта в рамках курсов повышения квалификации "Теория и практика русского языка и литературы в средней школе"

Сертификат за презентацию инновационного педагогического опыта в рамках курсов повышения квалификации на районном уровне...

Развитие лидерских качеств у учащихся старшего подросткового возраста в рамках практико – ориентировочного проекта «Школа лидера»

Развивающиеся в современном обществе процессы социально- экономических и культурных преобразований, их динамизм влияют на повышение требований к личности, которая должна быть творческой, саморазвивающ...

ПРОГРАММА МОДУЛЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ВЫПОЛНЕНИЕ РЕМОНТА ТКАНЕЙ И ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ

Программа  учебной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии среднего профессионального образования  (далее СПО), входящей в состав...

Элементы обучения методам рациональной разработки древесины при валке леса в рамках учебной практики ПМ-05 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих , должностям служащих- 6 разряда Подготовил преподаватель Лебедь П.А.

Элементы обучения методам рациональной разработки древесины при валке леса в рамках учебной практики ПМ-05 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих , должностям служащих- 6 разрядаП...

План-конспект урока по профильному труду (швейное дело) ТЕМА УРОКА: Обработка прорезного кармана в рамку из основной ткани.

Обучение учащихся обработке прорезного  кармана в рамку. Систематизирование и обобщение теоретических и практических знаний и умений....

Сообщение "Организация и применение культурных практик в рамках музыкального воспитания дошкольников с использованием педагогической технологии Клубный час" Лебедева Л.И.

Сообщение Организация и применение культурных практик в рамках музыкального воспитания дошкольников с использованием педагогической технологии Клубный час...