Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста через игры и игровые упражнения.
статья на тему

Кулеева Марина Александровна

В материале выделены этапы по формированию фонематического восприятия у дошкольников с ОВЗ.

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra.docx13.07 КБ

Предварительный просмотр:

Игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В тоже время игра - основной вид деятельности детей. Таким образом, игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая - игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. 

Игры по развитию фонематического восприятия способствуют успешному освоению детьми предпосылок для дальнейшего освоения норм русского языка, положительно влияет на становление речевой системы дошкольника. Игры способствуют формированию у детей направленности на звуковую сторону речи, развивают умения вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять отдельные звуки, различать звуки близкие по звучанию и  произнесению. Происходит совершенствование чувственного опыта в области русского языка: развитие способности ребенка на основе собственного опыта выделять существенные признаки звуков русского языка. Дети знакомятся с материализованными моделями звуков - фишками, слов - схемами.

В работе по формированию фонематического восприятия можно выделить следующие этапы:

        I этап - узнавание неречевых звуков;

       II этап - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз;

       III этап - различение слов, близких по своему звуковому составу;

       IV этап - дифференциация слогов;

       V этап - дифференциация фонем;

       VI этап - развитие навыков элементарного звукового анализа.

Начинается работа по формированию фонематического восприятия с развития слухового внимания и слуховой памяти. Неумение вслушиваться в речь окружающих является одной из причин  неправильного звукопроизношения. Ребенок должен прибрести умение сравнивать свою собственную речь с речью окружающих, контролировать свое произношение. Работа по развитию фонематического восприятия ведется с начала на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи, входящие в звуковую систему русского языка. 

Игры проводятся во время организованной работы с воспитанниками и в свободное время индивидуально


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алгоритм работы учителя-логопеда по формированию фонематических процессов у детей дошкольного возраста с ОНР.

В статье рассматриваются принципы и основные этапы работы по формированию фонематического восприятия детей с речевыми нарушениями...

Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста

В статье  описаны особенности формирования фонематического восприятия у детей дошкольного возраста...

Использование символов в коррекционной работе при формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»

Использование символов в работе  по формированию фонематического восприятия повышает  эффективность  коррекционной  работы  и  интерес к звукам у детей с тяжелыми нарушен...

Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В настоящее время  наблюдается неуклонный рост количества детей с различными отклонениями в речевом развитии, что, несомненно, влияет на подготовку детей к школьному обучению, а в дальнейшем и на...

Консультация для воспитателей: «Игровые приемы используемые для развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста как основа звукового анализа».

Представленные игры и упражнения способствуют развитию и поддержанию интереса детей,  активизации внимания и памяти, повышению работоспособности и познавательной активности, а также...

Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста, страдающих ОНР.

Эта работа посвящена вопросу по формированию фонетико-фонемаматических представлений у дошкольников, с целью предупреждения нарушений письменной речи в школьном возрасте....