Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста через игры и игровые упражнения.
статья на тему
В материале выделены этапы по формированию фонематического восприятия у дошкольников с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra.docx | 13.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В тоже время игра - основной вид деятельности детей. Таким образом, игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая - игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.
Игры по развитию фонематического восприятия способствуют успешному освоению детьми предпосылок для дальнейшего освоения норм русского языка, положительно влияет на становление речевой системы дошкольника. Игры способствуют формированию у детей направленности на звуковую сторону речи, развивают умения вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять отдельные звуки, различать звуки близкие по звучанию и произнесению. Происходит совершенствование чувственного опыта в области русского языка: развитие способности ребенка на основе собственного опыта выделять существенные признаки звуков русского языка. Дети знакомятся с материализованными моделями звуков - фишками, слов - схемами.
В работе по формированию фонематического восприятия можно выделить следующие этапы:
I этап - узнавание неречевых звуков;
II этап - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз;
III этап - различение слов, близких по своему звуковому составу;
IV этап - дифференциация слогов;
V этап - дифференциация фонем;
VI этап - развитие навыков элементарного звукового анализа.
Начинается работа по формированию фонематического восприятия с развития слухового внимания и слуховой памяти. Неумение вслушиваться в речь окружающих является одной из причин неправильного звукопроизношения. Ребенок должен прибрести умение сравнивать свою собственную речь с речью окружающих, контролировать свое произношение. Работа по развитию фонематического восприятия ведется с начала на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи, входящие в звуковую систему русского языка.
Игры проводятся во время организованной работы с воспитанниками и в свободное время индивидуально
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Алгоритм работы учителя-логопеда по формированию фонематических процессов у детей дошкольного возраста с ОНР.
В статье рассматриваются принципы и основные этапы работы по формированию фонематического восприятия детей с речевыми нарушениями...
Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста
В статье описаны особенности формирования фонематического восприятия у детей дошкольного возраста...
Использование символов в коррекционной работе при формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»
Использование символов в работе по формированию фонематического восприятия повышает эффективность коррекционной работы и интерес к звукам у детей с тяжелыми нарушен...
Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
В настоящее время наблюдается неуклонный рост количества детей с различными отклонениями в речевом развитии, что, несомненно, влияет на подготовку детей к школьному обучению, а в дальнейшем и на...
Презентация. "Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с ЗПР".
Презентация...
Консультация для воспитателей: «Игровые приемы используемые для развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста как основа звукового анализа».
Представленные игры и упражнения способствуют развитию и поддержанию интереса детей, активизации внимания и памяти, повышению работоспособности и познавательной активности, а также...
Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста, страдающих ОНР.
Эта работа посвящена вопросу по формированию фонетико-фонемаматических представлений у дошкольников, с целью предупреждения нарушений письменной речи в школьном возрасте....