Методика коррекции свистящих звуков.
презентация к уроку по теме

Антоник Галина Борисовна

При овладении правильной артикуляцией звука следует добиваться максимальной осознанности  этого процесса. С этой целью  внимание детей  привлекается  к основным элементам артикуляции звука  и формируется умение  осуществлять кинестетический самоконтроль.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon metodika_korrektsii_svistyashchih_zvukov.ppt328 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методика коррекции свистящих звуков Исправление бокового сигматизма Презентацию подготовила учитель-логопед СПб ГБ СУСО « Центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, № 31 Московского района » АНТОНИК ГАЛИНА БОРИСОВНА 201 4 г.

Слайд 2

Боковой сигматизм (односторонний и двухсторонний) При боковом сигматизме свистящие могут произноситься двумя способами: кончик языка упирается альвеолы, а язык ложится ребром; при этом край языка поднимается к внутренней стороне коренных зубов и выдыхаемый воздух проходит по боковым краям, образуя «хлюпающий» звук; кончик языка упирается в верхние альвеолы, края языка соприкасаются с коренными зубами, воздух проходит по бокам, вызывая специфическое искажение звука.

Слайд 3

Первый этап работы: Создание коррекционно-развивающей среды для формирования у ребенка интереса и потребности в логопедических занятиях. Развитие слухового, зрительного и фонематического восприятия. Проведение подготовительных артикуляционных упражнений для развития подвижности органов периферического речевого аппарата. Развитие движений мимической мускулатуры в играх и специальных упражнениях. Развитие кинестетической организации пальцев рук в процессе систематических тренировок. Формирование пространственных представлений , упражнения на ориентировку в схеме тела.

Слайд 4

Второй этап работы: Формирование нормативных артикуляционных укладов, необходимых для постановки свистящих звуков. Формирование кинестетической основы артикуляционных движений в процессе развития орального праксиса при выполнении последовательно организованных движений. Формирование четкого слухового образа коррегируемого звука. Развитие навыков пользования исправленным звуком.

Слайд 5

Создание модели звука: Развитие рече-слухового анализатора : научить ребенка слуховому восприятию коррегируемого звука; научить сохранять в памяти воспринимаемый на слух звук; научить различать и воспринимать отдельные элементы речи; научить слышать звучание чужой и собственной речи и уметь исправлять ошибки.

Слайд 6

Развитие рече - двигательного анализатора Проведение артикуляционной гимнастики. Статические упражнения: - упражнение «Лопаточка». - упражнение «Горка». - упражнение «Бульдог». - упражнение « Обезьянка». Динамические упражнения: - упражнение «Катушка». - упражнения «Качели» Упражнения для развития мимической мускулатуры лица.

Слайд 7

Развитие дыхательной функции: Упражнения для развития физиологического дыхания: воспитание свободного плавного выдоха; воспитание направленного рационального выдоха; воспитание умения сделать правильный глубокий вдох; воспитание правильно пользоваться выдохом ( ротовой, носовой, смешанный); воспитание осанки при выполнении правильной осанки; выработка взаимодействия работы артикуляционных органов и направления выдыхаемого тока воздуха. Упражнение на развитие речевого дыхания: - выработка умения на одном вдохе произносить звуки и слова; - отработка пауз.

Слайд 8

Развитие ручной моторики: Упражнения для пальчиковой гимнастики : «Резиночка». «Ворота». Упражнения для развития тонких движений пальцев руки: «Спираль». «Травка». «Паучок».

Слайд 9

Подготовка к постановке звука Специальные упражнения для губ: «Улыбка» - растягивание в улыбку сомкнутых губ, возвращение в нормальное положение; «Заборчик» - растягивание губ в улыбку, зубы слегка обнажены; «Песенка» - растягивание губ в улыбку, вытягивание трубочкой; «Лодочка» - растягивание уголков губ равномерно в разные стороны; «Лодочка плывет» -растягивание уголков губ в стороны: движения выполняются поочередно, сначала в одну сторону, затем – в другую.

Слайд 10

Упражнения для языка Подготовительные: « Хлопки» - похлопать по плоскому языку губами: па-па-па; «Молоточек» - покусать плоский язык зубами; «Птенчик» - прижать слегка язык зубами , произнося звук «И»; Основные: « Подвесной мостик» - кончик языка упереть в верхние резцы и удержать язык в таком положении; «Горбатый мостик» - кончик языка упереть в нижние резцы, удержать язык; «Строитель» - рот приоткрыть, упереть кончик языка в нижние резцы, спинку языка слегка поднять. Вернуть в нормальное положение.

Слайд 11

Упражнения на выработку воздушной струи Подуть на широкий язык, лежащий между зубами; Прижать боковые края языка зубами, дуть на кончик языка, произнося звук «т»; Сдуть бумажку с нижней губы; Дуть в пузырек, губы трубочкой; Губы трубочкой, выдох прямо ( уголки губ придерживать пальчиками); Губы трубочкой- выдох, губы растянуты в улыбку – выдох на кончик языка, тихо произнося звук «т».

Слайд 12

Модель звука Упражнение «Мостик» Упражнение «Заборчик». Упражнение «Ветерок». На этом этапе не называется звук. Переносим образ звука из окружающей действительности на органы артикуляции: «Свисток» - свист чайника, «Паровозик» - гудок паровоза, «Ветерок» - шум ветра, «Шарик» - звук сдувающегося шарика, «Насос» и т.д., так как изолированное произнесение звуков нетипично для речевой деятельности. На это этапе происходит обучение моторным навыкам.

Слайд 13

Закрепление артикуляции на основе двигательных упражнений Пальчиковая гимнастика: Пальчик-пальчик, где ты был ? -С этим братцем в лес ходил, -с этим братцем щи варил, -с этим братцем кашу ел, -с этим братцем я свистел: с-с-сссс. Научу я всех свистеть, Надо только захотеть. ( В обратном порядке от мизинчика, поднимая каждый пальчик, ребенок произносит ССССС).

Слайд 14

Процесс совершенствования формируемых на логопедических занятиях речевых навыков тесным образом связан с развитием познавательных способностей, эмоциональной и волевой сферой ребенка. Благоприятным условием является игра, в процессе которой формируются и закрепляются коммуникативные навыки, создается положительный фон для регуляции речевого поведения.

Слайд 15

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обследование звукопроизношения. Часть 1. Свистящие звуки.

Презентация включает в себя набор картинок для обследования звукопроизношения....

Лингвистический материал для автоматизации свистящих звуков

Лингвистический  материал по исправлению недостатков произношения у детей, сослужившим хорошую и долгую службу не одному поколению логопедов в течение многих десятилетий....

Нарушения в произнесении свистящих звуков и способы их коррекции.

Практический материал для учителей- логопедов.Картотека заданий для автоматизации свистящих звуков....

Конспекты логопедических уроков по дифферинциации свистящих звуков

Представляю вашему вниманию поэтапные конспекты уроков по дифферинциации свистящих звуков для детей 5-7 лет....

Алгоритмы постановки свистящих звуков

Предложины приемы постановки свистящих звуков....

Коррекция свистящих звуков

Правильная артикуляция звука (с).Виды нарушений (сгматизмы).Подготовительные упражнения и постановка звука. Для логопедов, студентов факультета коррекционной педагогики....

Таблицы для автоматизации свистящих звуков. Звук З.

Представлен материал для автоматизации свистящмх звуков в слогах и в словах. Ребенок под руководством логопеда, родитетей или других членов семьи, заинтересованных в успехах ребенка, не только сформи...