Методика работы над пересказом.
методическая разработка на тему

Антоник Галина Борисовна

Основным программным содержанием работы над развитием самостоятельной развёрнутой фразовой речи в старшем дошкольном возрасте у детей с ОНР  является совершенствование навыка пересказа рассказа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodika_raboty_nad_pereskazom.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методика работы над  пересказом.

«Пересказ - это изложение содержания чего-нибудь» - Словарь русского языка С.И. Ожегова.

Основным программным содержанием работы над развитием самостоятельной развёрнутой фразовой речи в старшем дошкольном возрасте у детей с ОНР  является совершенствование навыка пересказа рассказа.

Требования к пересказу:

- осмысленно пересказывать, т.е. понимать содержание текста;

- полнота передачи текста;

- последовательная передача событий;

- правильное использование словаря и оборотов авторского текста;

- рассказывание без длительных пауз;

- культура устного рассказа.

Предварительная работа: наблюдения, рассматривание сюжетных картин, просмотр видеоматериалов, работа над образными устойчивыми оборотами по теме, наращивание активного и пассивного словаря на индивидуальных занятиях.

ВИДЫ ПЕРЕСКАЗА:

  • Пересказ по частям.
  • Пересказ по лицам.
  • Пересказ по ролям.
  • Игра-драматизация.
  • Пересказ от лица героя.
  • Выборочный пересказ.
  • Краткий пересказ.
  • Продолжить пересказ.

Старшая группа:  ОНР III уровень речевого недоразвития.

Пересказ:

  • Запоминание коротких текстов из 3-4 предложений, связанных между собой по содержанию.
  • Пересказ по цепочке.
  • Драматизация фрагментов рассказа.
  • Пересказ с опорой на наглядность.
  • Упражнения с нарушением последовательности.

Методика работы над пересказом:

  • краткая беседа, подводящая к теме рассказа;
  • чтение рассказа (без установки на пересказ);
  • работа по содержанию рассказа;
  • установочные вопросы (как начинается рассказ, что было потом, вспомните, как закончился рассказ).
  • повторное чтение с установкой на пересказ;

Подготовительная группа: ОНР III уровень речевого недоразвития.

Пересказ:

  • Пересказ с изменением времени действия.
  • Пересказ от имени другого действующего лица.

Методика работы над пересказом:

  • отбор необходимой лексике по заданной теме;
  • последовательность и дробность текста;
  • ориентировка на выражение главной мысли;

Структура занятия:

    1.Выразительное чтение текста.

  1. Беседа по содержанию прочитанного произведения.

Цель беседы: определить степень понимания содержания произведения;

уточнить последовательность событий; уточнить словарь; использование различных видов интонации.

  1. Повторное чтение с установкой на пересказ.

- даётся образец пересказа;

- с опорой на заранее составленный алгоритм;

- с опорой на план;

- самостоятельный пересказ.

Тексты для пересказа

Заяц зимой.

        Наступила зима. Землю занесло снегом, морозно в лесу, холодно. От дерева к кустику бегает заяц, запутывая следы. Погрызет кору у молодой осинки и быстрее к другой. Так и скачет заяц от деревца к деревцу, от кустика к кустику.  Как завоет волк - бежит заяц без оглядки. Вдруг заметил охотника: затаил дыхание, замер на снегу.

Весна.

      Солнце пригревает землю. Журчат ручейки, и снег почти весь растаял.

      В лесу под елками еще лежат сугробы. Но на проталинках уже распускаются первые цветы. Ветки ивы покрываются нежными золотыми шариками. На деревьях лопаются почки.

       Целый день звенят в лесу синицы, распевают чижи. Во все горло каркают вороны.

       Все звери и птицы забыли про зиму, они рады весне.

Заяц и черепаха.

Ингушская народная сказка.

       Поспорили однажды заяц и черепаха, кто быстрее лесную поляну обежит. Черепаха тронулась в путь, а заяц лежит под кустом, посмеивается: «Спеши, спеши, черепаха, всё равно я тебя обгоню».

     Но пока он так потешался, черепаха – хоть и тихо шла – оказалась у цели. Бросился заяц за нею, да поздно.

     Бегать-то он умел, но не знал того, что лёжа на месте, и от черепахи

можно отстать.

               

Муравей-путешественник.

        В муравейнике кипит работа. Одни муравьи строят маленькие комнатки, в которых они прячутся от непогоды. Другие несут в муравейник всё, что найдут в поле: зёрнышки, семена. Третьи охотятся на мошек и жучков. Неожиданно в муравейнике появился муравей-путешественник. Он сбежал из своего муравейника, потому что не хотел трудиться.

       Но муравьи сразу узнали чужого. Кто работает, тот пахнет – хлебом, картошкой, свёклой.  Лишь от лентяя  не пахнет ничем.

       - Бездельник! – закричали дружно муравьи. – Уходи от нас!

       Муравей-путешественник еле ноги унёс. Прибежал к своему муравейнику, но его и там принимают за чужого.

Первая рыбка.

Е.Пермяк

          Юра жил в большой дружной семье. Все в семье работали. Один раз поехала Юрина семья рыбу ловить и  уху варить…  Много рыбы наловили и всю бабушке отдали. Юра тоже одну рыбку поймал. Ерша. И тоже бабушке отдал. Для ухи.

        Сварила бабушка уху. Вся семья на берегу вокруг котелка уселась и давай уху нахваливать:

      - Оттого наша уха вкусная, потому что Юра большущего ерша поймал.

        А Юра хоть и маленький был, а понимал, что взрослые шутят. Велик ли навар от крохотного ёршика? Но всё равно радовался. Радовался потому, что в большой семейной ухе была и его маленькая рыбка.

Плохо.

В.Осеева

       Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрыл рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет.

        В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:

       - Как вам не стыдно?

       -А что стыдно? Мы ничего не делали! – удивились мальчики.

       -Вот это и плохо.

Синичкина кладовая.

 Н. Сладков.

        Осень пришла, холода и дожди принесла. Попрятались жуки-пауки, а семена и ягоды того и гляди снег засыплет.

       Пора  жителям леса запас на зиму делать, о себе позаботиться.

       Водяная крыса картошки с огорода натаскала,  в нору свою спрятала. Бурундук из подсолнухов семечек навылущивал,  сложил в подземную кладовую.  Белка грибы по сучкам развесила, на зиму насушила.

       Одна синичка-хохлатка не для себя одной, а для всех на зиму запасла! Жуков-пауков, семена-зёрнышки во все щели совала – прятала. Кто найдёт зимой, тот пусть и угощается.

             

Живой букет.

А. Ягафарова.

       Бежал по осенней тропке ёж. Шуршала под его лапками опавшая листва. В лесу было тихо, безветренно.  Но листья с деревьев всё равно срывались и падали, кружась в воздухе.

      Остановился ёж возле осинки. Земля под ней была усыпана красными, как огонь листочками. Ёж наколол на свои острые иголки красные листочки. А под берёзой лежали жёлтые листочки, под  клёном – оранжевые. Снова и снова накалывал ёжик красивые листья на иголки. Покрылся он весь разноцветными листьями – красными, жёлтыми, оранжевыми. И бежал теперь по тропке как будто не ёж, а живой осенний букет.

Редкая гостья.

Г. Скребицкий

       Таня и Витя жили в лесной сторожке. Зимой Витя приладил к ёлке столик для птиц.

      Однажды Таня возле кормушки увидела белку. Зверёк осторожно прыгнул на стол. Белка взяла лапками веточку рябины и ловко объела ягодки.

      Для белки ребята сделали новый столик. Гостье клали ягоды, корочки хлеба, сухие грибы. Только разложат угощение в кормушке, а белка тут как тут.

      Иногда дети зарывали грибы и хлеб в снег. Не найдёт белочка в кормушке еды и начнёт снег разгребать. Чутьё у белки отличное. Найдёт грибок и съест его на ветке.

Тетерева.

Г.Скребицкий

        Весна. Раннее утро. Ещё в лесу все спят, а с поляны уже слышится громкий шипящий крик. Это старый лесной петух – тетерев первым прилетел сюда.  Он громко зовёт сюда других тетеревов поиграть, помериться силами.

       И в ответ ему из леса раздаётся хлопанье крыльев. Это летят тетерева на знакомый призыв.

       Слетаются на поляну чёрные, красно-бурые петухи, и начинается потеха.

       Распустят крылья, хвосты, наскакивают друг на друга, прыгают, дерутся.

       И пёстрые тетёрки тоже сюда прилетят, рассядутся по земле, по деревьям и любуются на весёлые игры лесных петухов.

 

Пожарная собака

Л.Толстой.

       В некоторых городах приучают собак спасать детей во время пожаров. Одна такая собака спасла двенадцать детей. Звали её Боб.

      Раз загорелся дом. Пожарные подъехали к дому. К ним выбежала женщина. Она плакала и говорила, что в доме осталась двухлетняя девочка.

       Пожарные послали Боба. Боб побежал по лестнице и скрылся в дыму.

       Через пять минут он выбежал из дома. В зубах он нёс девочку. Мать бросилась к дочери и заплакала от радости.

        Боб рвался опять в дом. Пожарные пустили его. Боб побежал в дом и скоро выбежал с чем-то в зубах.

        Все засмеялись: он нёс большую куклу.

Русская матрёшка.

    Разные на свете бывают куклы: из дерева и материи, из глины и соломы, из резины и пластмассы. Разные у них имена.

    А бывают куклы с одним и тем же именем – матрёшка. Её придумали и сделали около ста лет назад. Вышла занятная деревянная кукла. В одной спрятано всё семейство от мала до велика. Бывают матрёшки даже ростом с первоклассника.

    Эту куклу полюбили и взрослые, и дети. Проста, мила, приветлива! Ну совсем как деревенская девушка по имени Матрёна. Матрёшка стала символом России. Её знают и любят во всём мире.

Трус.

И. Бутман

        Жили-были два друга – Рома и Митя. Рома был трусом, а Митя – мальчиком храбрым. Как-то раз друзья услышали крик тонущей в реке девочки. Трусливый  Рома так испугался за девочку, что бросился её спасать. А храбрый Митя, который ни себя, ни других не боялся, пошёл домой.

       Возвращаясь из школы, Рома всегда пугался, что уставшей после работы маме придётся делать уборку. Поэтому он сам мыл посуду и подметал в комнате пол. А Митя, который не знал страха, никогда маме не помогал.

     - И чего ты трусишь всегда! – возмущался Митя. – Бери пример с меня. Вот я видел сегодня, как мальчики обижали девочку, но мне ни капельки не было страшно.

      А вы, ребята, как думаете, кто из мальчиков трус, кто храбрый?

Умные мышата.

        До чего додумались наши мыши!

        Построили новый дом. А на воротах написали: «Во дворе – злая собака».

А всем известно, что коты собак боятся. Вот и обходят стороной коты мышиный дом. Случается, подбежит котёнок, понюхает здесь, понюхает там, а зайти боится.

      Живут да поживают умные мышата.

Гости.

Сказка

     Надумал однажды ёжик соседей в гости позвать. Пригласил черепаху, крота, кузнечика и сороконожку. Ждал их, ждал, да так и не дождался.

     Черепаха и сейчас ещё идёт где-то. А когда придёт – неизвестно. Ведь все знают,  какая она «быстрая».

     Крот под землёй в гости пошёл. Копался, копался, да сбился с дороги – мимо дома прополз.

     Кузнечик,  прежде чем к ёжику идти, задумал свои сапожки подковать. Звенел, звенел молоточком – а тут и ночь пришла. А ночью кто в гости ходит?

     Только сороконожка и приползла к дому ёжика. Да по пути ноги запачкала. Стала их вытирать – одну, другую, пятую, десятую.  Пока всё вытерла, ёжик спать лёг.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика работы с текстом

Контрольные вопросы для проверки качества составления конспекта...

Методика работы в классах выравнивания( из опыта работы)

Из опыта работы я показываю какие приёмы можро использовать в детьми с задержкой психического развития.Надеюсь,что мой материал поможет моим колллегам....

Методика работы с ансамблем ложкарей (обобщение опыта работы)

Ансамбль ложкарей -это творческий организм, система творческого мышления, реализованная в художественной форме. Занятия в ансамбле ложкарей являются наиболее эффективной формой раскрытия, раскрепощени...

Урок с применением сингапурской методики "Работа и мощность электрического тока. Измерение физических величин: работы и мощности тока"

Тип урока: Комбинированный: сочетание урока лекции с уроком – практикумом.Цель урока: через теоретическое обоснование показать практическое применение полученных знаний на примере расчета стоимости из...

Работа над пересказом на уроках истории в старших классах коррекционной школы № 8

В данной работе представлен анализ и описание наиболее эффективной модели методических приемов  работы над пересказом на уроках  истории в старших классах коррекционной школы, которая позвол...

Методическая работа «Теоретические аспекты методики работы в классе фортепиано»

ВведениеВыбор темы был обусловлен желанием узнать основные педагогические законы и принципы обучения, а также психологические и физиологические особенности детей и подростков которые наряду с методико...

Методика перехода от информационно – коммуникационных технологий на уроках математики к методике работы с сайтом.

Материал показывает то, что изучая ИКТ, а затем, применяя их на уроке математики, приобретаешь опыт, который можно использовать в другом направлении, т.е. создавая сайты....