Методика работы над пересказом.
методическая разработка на тему
Основным программным содержанием работы над развитием самостоятельной развёрнутой фразовой речи в старшем дошкольном возрасте у детей с ОНР является совершенствование навыка пересказа рассказа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_raboty_nad_pereskazom.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика работы над пересказом.
«Пересказ - это изложение содержания чего-нибудь» - Словарь русского языка С.И. Ожегова.
Основным программным содержанием работы над развитием самостоятельной развёрнутой фразовой речи в старшем дошкольном возрасте у детей с ОНР является совершенствование навыка пересказа рассказа.
Требования к пересказу:
- осмысленно пересказывать, т.е. понимать содержание текста;
- полнота передачи текста;
- последовательная передача событий;
- правильное использование словаря и оборотов авторского текста;
- рассказывание без длительных пауз;
- культура устного рассказа.
Предварительная работа: наблюдения, рассматривание сюжетных картин, просмотр видеоматериалов, работа над образными устойчивыми оборотами по теме, наращивание активного и пассивного словаря на индивидуальных занятиях.
ВИДЫ ПЕРЕСКАЗА:
- Пересказ по частям.
- Пересказ по лицам.
- Пересказ по ролям.
- Игра-драматизация.
- Пересказ от лица героя.
- Выборочный пересказ.
- Краткий пересказ.
- Продолжить пересказ.
Старшая группа: ОНР III уровень речевого недоразвития.
Пересказ:
- Запоминание коротких текстов из 3-4 предложений, связанных между собой по содержанию.
- Пересказ по цепочке.
- Драматизация фрагментов рассказа.
- Пересказ с опорой на наглядность.
- Упражнения с нарушением последовательности.
Методика работы над пересказом:
- краткая беседа, подводящая к теме рассказа;
- чтение рассказа (без установки на пересказ);
- работа по содержанию рассказа;
- установочные вопросы (как начинается рассказ, что было потом, вспомните, как закончился рассказ).
- повторное чтение с установкой на пересказ;
Подготовительная группа: ОНР III уровень речевого недоразвития.
Пересказ:
- Пересказ с изменением времени действия.
- Пересказ от имени другого действующего лица.
Методика работы над пересказом:
- отбор необходимой лексике по заданной теме;
- последовательность и дробность текста;
- ориентировка на выражение главной мысли;
Структура занятия:
1.Выразительное чтение текста.
- Беседа по содержанию прочитанного произведения.
Цель беседы: определить степень понимания содержания произведения;
уточнить последовательность событий; уточнить словарь; использование различных видов интонации.
- Повторное чтение с установкой на пересказ.
- даётся образец пересказа;
- с опорой на заранее составленный алгоритм;
- с опорой на план;
- самостоятельный пересказ.
Тексты для пересказа
Заяц зимой.
Наступила зима. Землю занесло снегом, морозно в лесу, холодно. От дерева к кустику бегает заяц, запутывая следы. Погрызет кору у молодой осинки и быстрее к другой. Так и скачет заяц от деревца к деревцу, от кустика к кустику. Как завоет волк - бежит заяц без оглядки. Вдруг заметил охотника: затаил дыхание, замер на снегу.
Весна.
Солнце пригревает землю. Журчат ручейки, и снег почти весь растаял.
В лесу под елками еще лежат сугробы. Но на проталинках уже распускаются первые цветы. Ветки ивы покрываются нежными золотыми шариками. На деревьях лопаются почки.
Целый день звенят в лесу синицы, распевают чижи. Во все горло каркают вороны.
Все звери и птицы забыли про зиму, они рады весне.
Заяц и черепаха.
Ингушская народная сказка.
Поспорили однажды заяц и черепаха, кто быстрее лесную поляну обежит. Черепаха тронулась в путь, а заяц лежит под кустом, посмеивается: «Спеши, спеши, черепаха, всё равно я тебя обгоню».
Но пока он так потешался, черепаха – хоть и тихо шла – оказалась у цели. Бросился заяц за нею, да поздно.
Бегать-то он умел, но не знал того, что лёжа на месте, и от черепахи
можно отстать.
Муравей-путешественник.
В муравейнике кипит работа. Одни муравьи строят маленькие комнатки, в которых они прячутся от непогоды. Другие несут в муравейник всё, что найдут в поле: зёрнышки, семена. Третьи охотятся на мошек и жучков. Неожиданно в муравейнике появился муравей-путешественник. Он сбежал из своего муравейника, потому что не хотел трудиться.
Но муравьи сразу узнали чужого. Кто работает, тот пахнет – хлебом, картошкой, свёклой. Лишь от лентяя не пахнет ничем.
- Бездельник! – закричали дружно муравьи. – Уходи от нас!
Муравей-путешественник еле ноги унёс. Прибежал к своему муравейнику, но его и там принимают за чужого.
Первая рыбка.
Е.Пермяк
Юра жил в большой дружной семье. Все в семье работали. Один раз поехала Юрина семья рыбу ловить и уху варить… Много рыбы наловили и всю бабушке отдали. Юра тоже одну рыбку поймал. Ерша. И тоже бабушке отдал. Для ухи.
Сварила бабушка уху. Вся семья на берегу вокруг котелка уселась и давай уху нахваливать:
- Оттого наша уха вкусная, потому что Юра большущего ерша поймал.
А Юра хоть и маленький был, а понимал, что взрослые шутят. Велик ли навар от крохотного ёршика? Но всё равно радовался. Радовался потому, что в большой семейной ухе была и его маленькая рыбка.
Плохо.
В.Осеева
Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрыл рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет.
В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:
- Как вам не стыдно?
-А что стыдно? Мы ничего не делали! – удивились мальчики.
-Вот это и плохо.
Синичкина кладовая.
Н. Сладков.
Осень пришла, холода и дожди принесла. Попрятались жуки-пауки, а семена и ягоды того и гляди снег засыплет.
Пора жителям леса запас на зиму делать, о себе позаботиться.
Водяная крыса картошки с огорода натаскала, в нору свою спрятала. Бурундук из подсолнухов семечек навылущивал, сложил в подземную кладовую. Белка грибы по сучкам развесила, на зиму насушила.
Одна синичка-хохлатка не для себя одной, а для всех на зиму запасла! Жуков-пауков, семена-зёрнышки во все щели совала – прятала. Кто найдёт зимой, тот пусть и угощается.
Живой букет.
А. Ягафарова.
Бежал по осенней тропке ёж. Шуршала под его лапками опавшая листва. В лесу было тихо, безветренно. Но листья с деревьев всё равно срывались и падали, кружась в воздухе.
Остановился ёж возле осинки. Земля под ней была усыпана красными, как огонь листочками. Ёж наколол на свои острые иголки красные листочки. А под берёзой лежали жёлтые листочки, под клёном – оранжевые. Снова и снова накалывал ёжик красивые листья на иголки. Покрылся он весь разноцветными листьями – красными, жёлтыми, оранжевыми. И бежал теперь по тропке как будто не ёж, а живой осенний букет.
Редкая гостья.
Г. Скребицкий
Таня и Витя жили в лесной сторожке. Зимой Витя приладил к ёлке столик для птиц.
Однажды Таня возле кормушки увидела белку. Зверёк осторожно прыгнул на стол. Белка взяла лапками веточку рябины и ловко объела ягодки.
Для белки ребята сделали новый столик. Гостье клали ягоды, корочки хлеба, сухие грибы. Только разложат угощение в кормушке, а белка тут как тут.
Иногда дети зарывали грибы и хлеб в снег. Не найдёт белочка в кормушке еды и начнёт снег разгребать. Чутьё у белки отличное. Найдёт грибок и съест его на ветке.
Тетерева.
Г.Скребицкий
Весна. Раннее утро. Ещё в лесу все спят, а с поляны уже слышится громкий шипящий крик. Это старый лесной петух – тетерев первым прилетел сюда. Он громко зовёт сюда других тетеревов поиграть, помериться силами.
И в ответ ему из леса раздаётся хлопанье крыльев. Это летят тетерева на знакомый призыв.
Слетаются на поляну чёрные, красно-бурые петухи, и начинается потеха.
Распустят крылья, хвосты, наскакивают друг на друга, прыгают, дерутся.
И пёстрые тетёрки тоже сюда прилетят, рассядутся по земле, по деревьям и любуются на весёлые игры лесных петухов.
Пожарная собака
Л.Толстой.
В некоторых городах приучают собак спасать детей во время пожаров. Одна такая собака спасла двенадцать детей. Звали её Боб.
Раз загорелся дом. Пожарные подъехали к дому. К ним выбежала женщина. Она плакала и говорила, что в доме осталась двухлетняя девочка.
Пожарные послали Боба. Боб побежал по лестнице и скрылся в дыму.
Через пять минут он выбежал из дома. В зубах он нёс девочку. Мать бросилась к дочери и заплакала от радости.
Боб рвался опять в дом. Пожарные пустили его. Боб побежал в дом и скоро выбежал с чем-то в зубах.
Все засмеялись: он нёс большую куклу.
Русская матрёшка.
Разные на свете бывают куклы: из дерева и материи, из глины и соломы, из резины и пластмассы. Разные у них имена.
А бывают куклы с одним и тем же именем – матрёшка. Её придумали и сделали около ста лет назад. Вышла занятная деревянная кукла. В одной спрятано всё семейство от мала до велика. Бывают матрёшки даже ростом с первоклассника.
Эту куклу полюбили и взрослые, и дети. Проста, мила, приветлива! Ну совсем как деревенская девушка по имени Матрёна. Матрёшка стала символом России. Её знают и любят во всём мире.
Трус.
И. Бутман
Жили-были два друга – Рома и Митя. Рома был трусом, а Митя – мальчиком храбрым. Как-то раз друзья услышали крик тонущей в реке девочки. Трусливый Рома так испугался за девочку, что бросился её спасать. А храбрый Митя, который ни себя, ни других не боялся, пошёл домой.
Возвращаясь из школы, Рома всегда пугался, что уставшей после работы маме придётся делать уборку. Поэтому он сам мыл посуду и подметал в комнате пол. А Митя, который не знал страха, никогда маме не помогал.
- И чего ты трусишь всегда! – возмущался Митя. – Бери пример с меня. Вот я видел сегодня, как мальчики обижали девочку, но мне ни капельки не было страшно.
А вы, ребята, как думаете, кто из мальчиков трус, кто храбрый?
Умные мышата.
До чего додумались наши мыши!
Построили новый дом. А на воротах написали: «Во дворе – злая собака».
А всем известно, что коты собак боятся. Вот и обходят стороной коты мышиный дом. Случается, подбежит котёнок, понюхает здесь, понюхает там, а зайти боится.
Живут да поживают умные мышата.
Гости.
Сказка
Надумал однажды ёжик соседей в гости позвать. Пригласил черепаху, крота, кузнечика и сороконожку. Ждал их, ждал, да так и не дождался.
Черепаха и сейчас ещё идёт где-то. А когда придёт – неизвестно. Ведь все знают, какая она «быстрая».
Крот под землёй в гости пошёл. Копался, копался, да сбился с дороги – мимо дома прополз.
Кузнечик, прежде чем к ёжику идти, задумал свои сапожки подковать. Звенел, звенел молоточком – а тут и ночь пришла. А ночью кто в гости ходит?
Только сороконожка и приползла к дому ёжика. Да по пути ноги запачкала. Стала их вытирать – одну, другую, пятую, десятую. Пока всё вытерла, ёжик спать лёг.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика работы с текстом
Контрольные вопросы для проверки качества составления конспекта...
Методика работы в классах выравнивания( из опыта работы)
Из опыта работы я показываю какие приёмы можро использовать в детьми с задержкой психического развития.Надеюсь,что мой материал поможет моим колллегам....
Методика работы с ансамблем ложкарей (обобщение опыта работы)
Ансамбль ложкарей -это творческий организм, система творческого мышления, реализованная в художественной форме. Занятия в ансамбле ложкарей являются наиболее эффективной формой раскрытия, раскрепощени...
Урок с применением сингапурской методики "Работа и мощность электрического тока. Измерение физических величин: работы и мощности тока"
Тип урока: Комбинированный: сочетание урока лекции с уроком – практикумом.Цель урока: через теоретическое обоснование показать практическое применение полученных знаний на примере расчета стоимости из...
Работа над пересказом на уроках истории в старших классах коррекционной школы № 8
В данной работе представлен анализ и описание наиболее эффективной модели методических приемов работы над пересказом на уроках истории в старших классах коррекционной школы, которая позвол...
Методическая работа «Теоретические аспекты методики работы в классе фортепиано»
ВведениеВыбор темы был обусловлен желанием узнать основные педагогические законы и принципы обучения, а также психологические и физиологические особенности детей и подростков которые наряду с методико...
Методика перехода от информационно – коммуникационных технологий на уроках математики к методике работы с сайтом.
Материал показывает то, что изучая ИКТ, а затем, применяя их на уроке математики, приобретаешь опыт, который можно использовать в другом направлении, т.е. создавая сайты....