Коррекционное развитие способностей учащихся на уроках профессионально-трудового обучения.
консультация на тему

Зотова Любовь Алексеевна

Образование детей с ограниченными возможностями предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей условия для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korrektsionnoe_razvitie_sposobnostey_uchashchihsya.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

        

Коррекционное развитие способностей учащихся

на уроках профессионального - трудового обучения для школ VIII вида.

Образование детей с ограниченными возможностями предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей условия для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию. Такие условия предоставляют специальные – коррекционные образовательные учреждения

Задача специальной (коррекционной) школы – это социально-бытовая, социально-нормативная и социально-трудовая адаптация учащихся с последующей интеграцией их в общество, т.е. успешная социализация.

Цель учителя трудового обучения в коррекционной школе – это формирование умений и навыков, необходимых для успешной социально – трудовой адаптации учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

Задачи для достижения данной цели в процессе обучения:

- формировать доступные школьникам технические и технологические знания;

- развивать общетрудовые умения, то есть: ориентироваться в производственном задании, планировать последовательность действий, выполнять и контролировать ход работы;

- обучать школьников профессиональным приемам труда и прививать им соответствующие трудовые навыки;

- воспитывать у учащихся устойчивое положительное отношение к труду и формировать необходимые в повседневной производственной деятельности качества личности (добросовестность, честность, ответственность за порученное дело, чувство долга, и др.);

Коррекционное развитие психофизических функций учащихся посредством трудовой подготовки.

-Формировать доступные школьникам технические и технологические знания;

- развивать общетрудовые умения, то есть умения: ориентироваться в производственном задании, планировать последовательность действий, выполнять и контролировать ход работы;

- обучать школьников профессиональным приемам труда по выбранной специальности и прививать им соответствующие трудовые навыки;

- воспитывать у учащихся устойчивое положительное отношение к труду и формировать необходимые в повседневной производственной деятельности качества личности (добросовестность, честность, ответственность за порученное дело, чувство долга, и др.);

- формировать коммуникативные умения;

- формировать мобильность.

Многочисленные наблюдения показывают, что выпускники специальных (коррекционных) школ не всегда могут применить свои знания и умения, полученные в школе, в современных социально-экономических условиях. Исходя из этого перед специальной (коррекционной) школой встает ряд требований, которые вызывают необходимость в подготовке выпускника, который не только обладает определенными профессиональными знаниями и умениями, но и умеющим обеспечить себя ресурсами жизнедеятельности. Чтобы добиться успеха в своей работе, я тщательно подбираю эффективные технологии и методы обучения.

Для более или менее самостоятельного выполнения трудового задания, кроме владения некоторыми навыками работы с инструментами, материалами, ученик обязательно должен уметь выполнять некоторые специальные и общие умственные операции. К ним в первую очередь следует отнести:

1) усвоение (осознание) цели работы;

2) усвоение порядка операций, необходимых для изготовления вещи;

3) умение производить оценку своей работы».

В процессе трудового обучения учащиеся приобретают технологические знания и умения, используют знания, полученные на уроках общеобразовательных предметов, на практике. Уроки труда создают наиболее благоприятные условия для исправления недостатков, присущих детям с ограниченными возможностями в трудовой и познавательной деятельности. Как писал С.Л. Мирский «Сравнительно высокие возможности мыслительных процессов на уроках труда объясняются тем, что в решении трудовой задачи учащиеся действуют в соответствии со своим желанием, а не только выполняют волю учителя». Через специальные уроки и практические занятия, при помощи общественного полезного труда, вырабатываются у школьников с проблемами в развитии знания и умения, необходимые для успешной социально-трудовой адаптации.

Трудовая подготовка учащихся с ограниченными возможностями – это система, включающая весь комплекс учебно-воспитательной работы, направленный на развитие учащихся.

Один из самых значимых принципов, на котором построено обучение в коррекционной школе -коррекционно – развивающий, который направлен на коррекцию недостатков и развитие психофизических качеств детей с интеллектуальной недостаточностью.

Коррекционная работа включает в себя деятельность учащихся, которая продвигает их в развитии. К основным моментам такой деятельности относится понимание учебного материала, связь теоретического материала с практической работой, развитие самостоятельности учащихся в выполнении учебных заданий и умения контролировать их результаты.

Для учащихся с ограниченными возможностями характерны существенные недостатки, охватывающие различные стороны психики. Однако любые отклонения, проявляясь в различных психофизических процессах и свойствах личности школьника, не находятся на одном уровне по отношению к нормальному развитию: одни из них значительно отличают ученика с проблемами в развитии, другие менее существенны, они меньше влияют на трудовую подготовку. Например, между учеником вспомогательной и массовой школы одинакового возраста обнаруживается большая разница в способности к абстрактно- логическому мышлению (в установлении закономерностей, причинно–следственных связей), но эта разница значительно сокращается в отношении наглядно – действенного мышления. Ученик с интеллектуальной недостаточностью ограничен в своих возможностях формирования таких черт личности, как широта интересов и духовных потребностей, мировоззрение, но может не уступать умственно полноценным в отношении добросовестности, прилежания в труде и в наличии других качеств личности. У большинства учащихся специальных (коррекционных) отсутствуют такие нарушения физического развития, которые бы существенно мешали их трудовому обучению и воспитанию. Таким образом, психофизические особенности этих детей таковы, что наряду со значительными дефектами у них обнаруживаются более сохранные стороны личности. Это положение позволяет осуществлять трудовую подготовку учащихся с недостатком интеллекта по двум направлениям:

• опора на сохранные способности;

• расширение возможностей учащихся в трудовой деятельности.

Для решения задач на уроках швейного дела, я разработала систему упражнений направленных на коррекционное развитие психических функций учащихся.

Примеры упражнений направленных на коррекционное развитие психических функций учащихся на уроках швейного дела

Упражнения, направленные на коррекционное развитие психических функций учащихся на уроках швейного дела

Задания на развитие памяти

№ 1. «Пословица»

Один ученик начинает пословицу о труде, второй заканчивает и говорит начало второй пословицы и т.д.

№ 2. «Запомни»

Прочитать вслух описание фасона изделия, записать по памяти.

№ 3. «Запиши»

Записать как можно больше слов относящихся например к теме «Плечевые изделия»:

а. халат;

б. блузка;

и др.

№ 4.«Запомни предметы»

Запомнить разложенные на столе предметы. После изменения определить, что изменилось.

№ 5. «Зарисуй по памяти»

Зарисовать фасон изделия, зачитанный вслух учителем.

Упражнения на развитие мышления.

№ 1 «Выдели общее»

Предлагается ряд эскизов изделий. Надо выделить общее, что имеется в этих изделиях.

№ 2. «Сравни»

Предлагается два ряда изделий, одного фасона, отличающиеся некоторыми незначительными деталями:

а) что общего между первым и вторым рядом;

б) сравни, чем отличаются модели первого и второго ряда;

в) чем отличаются модели первого ряда друг от друга.

№ 3. «Классификация»

Даны пять словарных слов. Четыре из них объединены общим

признаком, пятое – лишнее.

Например:

спинка, полочка, подборт, нитки, рукав.

халат, комбинезон, топ, фартук, косынка.

№ 4. «Заполни пропавшие буквы»

Даны словарные слова с пропущенными буквами.

Например:

в…л…к…о (волокно);

п...я…а (пряжа);

п..л...т..о (полотно).

№ 5 «Кроссворд»

а) Предлагается кроссворд, составленный по изучаемой теме.

б) Кроссворд на закрепление терминологии.

Упражнения на развитие восприятия.

№ 1. «Восприятие величины предметов»

Предлагаются определить на глаз размер линий, предметов.

№ 2. «Найди 10 различий» (объем восприятия)

Предлагаются два одинаковых рисунка изделия с мелкими различиями. Показывать в течение одной минуты, затем рисунки убрать. Написать на листе бумаги все найденные различия.

Упражнения на развитие внимания

№ 1. «Исправь ошибку»

а) Предлагаются словарные слова по теме с ошибками.

б) Предлагается эскиз изделия и описание его фасона с ошибкой.

№ 2. «Найди 10 различий»

Предлагаются 2 одинаковых рисунка изделия с мелкими различиями.

№ 3. «Найди общее»

Предлагается два разных эскиза изделий. Найти общие детали, которые имеются в этих изделиях.

№ 4. «Что лишнее?»

Предлагается эскиз изделия, в котором есть лишние детали, которые необходимо найти.

№ 5. «Найди детали»

Предлагаются несколько эскизов изделий и отдельно нарисованные мелкие детали изделия. Надо найти эти мелкие детали на эскизах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации " Дидактический материал: "Активные методы обучения как один из путей развития способностей учащихся на уроках русского языка и литературы

Задания творческого характера могут быть использованы для подготовки к олимриадам, интеллектуальным марафонам, во внеклассной деятельности....

Стендовый доклад"Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках профессионально-трудового обучения (профиль «швейное дело») с использованием ИКТ"

Современное информационное общество предъявляет новые требования к педагогическим работникам в вопросах применения компьютерных технологий в процессе самостоятельного извлечения и представления ...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии, через обучение нетрадиционным декоративно - прикладным техникам.

В статье "Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии,через обучение нетрадиционным декоративно - прикладным техникам", автор Павлова М.В., учитель технологии  рассказывает о н...

Индивидуальное обучения и развитие способностей учащихся на уроках математики

Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий, на мой взгляд, наиболее адекватными поставленным целям и наиболее универсальными являются обучение в сотрудничестве, метод проектов, ин...

Доклад "Воспитание навыков самостоятельности у учащихся на уроках профессионального трудового обучения"

Человек с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии, как гражданин, ничем не отличается в праве на труд от других членов общества. Но ему нужна особая помощь в развитии своих способностей к ...

Индивидуализация обучения, как условие развития способностей учащихся на уроке иностранного языка и во внеурочной деятельности

ull;Иностранный язык, как общеобразовательный учебный предмет может и должен внести свой вклад в процесс развития  способностей учащихся. Обладая огромным воспитательным, образовательным и разв...

Развитие устной речи на уроках профессионального трудового обучения

Выступление на ШМО учителей трудового обучения: «Развитие устной речи на уроках профессионального трудового обучения»...