КОНСПЕКТ НОД ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ И СВЯЗНОЙ РЕЧИ «День рождения. Составление предложений по картинно-графической схеме»
план-конспект на тему

Десятова Наталья Викторовна

Цель: Обучение детей составлению предложений по картинно-графической схеме

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon den_rozhdeniya.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 8 комбинированного вида»

КОНСПЕКТ  НОД

ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ

И СВЯЗНОЙ РЕЧИ

     

«День рождения. Составление предложений по картинно-графической схеме»

              Составила: учитель-логопед

                                                           I квалификационной категории

                                                           Десятова Н.В.

Цель: Обучение детей составлению предложений по картинно-графической схеме

Задачи:

коррекционно-образовательные:

- учить составлять предложения, опираясь на картинно-графическую схему;

- использовать в речи существительные множественного числа в родительном

  падеже;

- формировать практическое усвоение предлогов «на», «к»;

- учить согласовывать числительные с существительным;

- закрепить умение образовывать относительные прилагательные от

  существительных;

- учить пользоваться прямой и косвенной речью;

- формировать навыки диалогической речи;

коррекционно-развивающие:

- развивать речевое дыхание, мелкую и общую моторику;

коррекционно-воспитательные:

- воспитывать навыки организованного поведения;

- умение вслушиваться в речь говорящего.

Оборудование: растяжка «С днем рождения», воздушные шары, корона именинника, шесть колпаков, набор детской посуды из шести чашек, блюдец, ложек; самовар, соломенная конфетница с конфетами (из пластилина), стеклянная вазочка с вареньем (цветной клейстер), мягкие игрушки – 7 штук, стол, скатерть, диск с записью музыкальной игры «Четыре шага», магнитная доска, картинно-графические схемы.


Ход занятия

Группа украшена растяжкой « С днем рождения», воздушными шарами.

  1. Орг. момент.

Дети входят в группу.

Ребята, что нового и необычного вы увидели в группе?

А чего из нового тут много? (много чашек, блюдец, чайных ложечек, колпаков, шаров).

Что сделали с шарами, чтобы они стали такими большими и красивыми?

Давайте покажем, как их надували.

Дыхательная гимнастика «Надуй шарик».

Надуваем быстро шарик,        Руками изобразить шарик около рта. Сделать

Он становится большой.         глубокий вдох носом, выдох через губы «Хоботком» - 3

                                                   раза. Постепенно разводить руками изображая,

                                                  большой круг.

Шарик лопнул,                        Хлопок в ладоши.

Воздух вышел,                         Произнести звук [ш], вернуть руки в исходное

                                                   положение.

Стал он тонкий и худой          Руки прижать ладонями друг к другу.

  1. Введение в тему.

Как вы думаете, к какому празднику так можно украсить комнату? (К дню рождения)

Пальчиковая гимнастика «Что такое день рожденье?»

Что такое день рожденье?            Сгибание и разгибание пальцев обеих рук

Это праздник и веселье,                Сгибание большого и указательного пальца обеих

                                                          рук

Это мягкие игрушки,                    Сгибание среднего пальца обеих рук         

Это дерганье за ушки,                  Сгибание безымянного пальца обеих рук

Это песня «Каравай» -                  Сгибание мизинцев обеих рук

Кого хочешь, выбирай.                  Сгибание и разгибание пальцев обеих рук

Это игры, танцы, песни ,              Сгибание большого, указательного, среднего и  

                                                        безымянного пальца обеих рук

Это – целый день мы вместе!       Сгибание мизинца, а затем разгибание и сгибание

                                                          всех пальцев обеих рук

Кто из вас любит этот праздник?

Чем он вам нравится?

Так получилось, что ни у вас, ни у меня сегодня нет настоящего день рождения, а праздника хочется. Что же делать?

(Если дети не ответят, то предложить поиграть в день рожденье).

Как можно поиграть в день рождения?

Какие герои нужны для этой игры?

Как можно выбрать именинника, чтобы никому не было обидно? (Считалкой)

Считалка:

Раз, два, три, четыре, пять,

Кого будем поздравлять?

Кто сегодня будет горд?

Будет есть большущий торт?

Свечи будет задувать

И подарки открывать?

Кто сегодня впереди?

Именинник выходи!

3. Составление предложений по опорным схемам

Карточки №№ 1-4 на магнитную доску прикрепляет логопед, а №№ 5-8 – воспитатель.

Предложить имениннику корону, а остальным детям колпачки.

Герои готовы, можно поиграть в день рождения. А провести игру нам помогут карточки-подсказки. Нам нужно разгадать какое предложение в них зашифровано, его назвать и выполнить нужные действия.

3.1. Карточка № 1

Обратиться к имениннику: «Что у тебя будет?» (У меня будет день рождения)

Обратится к гостям: «Что будет у Артема?»

3.2. Карточка № 2

Обратиться к имениннику: «Кого ты ждешь и что накрыл?» (Я жду гостей и накрыл стол)

Как можно по-другому назвать гостей? (дети, друзья).                              

Обратится к гостям: «Кого Артем ждет и что накрыл?»

3.3. Карточка № 3

А накрыть стол мы поможем Артему

Что Артем поставит на стол? (Для ответа показывать карточки подсказки)

Артем поставит на стол чашки. (карточка с чашками)

А сколько чашек, давайте посчитаем: одна чашка, две чашки, три чашки, четыре чашки, пять чашки, шесть чашек.

Значит, Артем поставит на стол сколько чашек?

Артем поставит на стол шесть чашек. (Ребенок, произнесший это предложение, берет поднос с шестью чашками и относит имениннику и т.д.)

Артем поставит на стол … соломенную конфетницу.

                                         … красивый самовар;

                                         … стеклянную вазочку с вареньем.

Попросить именинника, опираясь на карточку рассказать, что он поставил на стол. (Я поставил на стол шесть чашек, соломенную конфетницу, красивый самовар, стеклянную вазочку с вареньем).

3.4. Карточка № 4

А что делать дальше, посмотрим на следующую карточку. Кто догадается, какое предложение на ней зашифровано. (К Артему пришли гости и принесли подарки).

Обратится к имениннику: «А как ты скажешь?» (Ко мне пришли гости и принесли подарки)

Вот и мы с вами возьмем подарки и пойдем в гости. Предложить детям взять игрушки и по очереди поздравить именинника. Образец дает логопед: «Артем, поздравляю тебя с днем рождения и желаю тебе всегда быть в хорошем настроении».  Поздравившего ребенка именинник приглашает за стол.

3.5. Карточка № 5

Логопед предлагает вниманию детей карточку и спрашивает: «Что Артем и гости делали за столом?» (Артем и гости пили горячий чай с конфетами и вареньем).

Обыгрывание ситуации.

Если варенье из малины, то,  оно какое? (малиновое)

А если из яблок? (смородины?)

Каким одним словом можно заменить слова «чай», «пить»? (чаепитие).

3.6. Карточка № 6

Чай выпили, а значит наше чаепитие….. (закончилось).

3.7. Карточка № 7

Но на день рожденье не только пьют чай, а еще что делают? (предлагается карточка)

Дети стали петь и играть,

Какое другое слово можно сказать вместо «играть» (веселиться, водить хоровод).

Составьте предложение с этими словами.

Мы тоже поиграем в игру. Дети выходят из-за стола, встают вкруг и проводится музыкальная игра «Четыре шага».

3.8 Карточка № 8

Праздник и закончился.

Как было на день рожденье? (карточка)

На день рожденье было очень весело. Еще как? (интересно, хорошо, замечательно).

Предложить детям снять атрибуты игры.

Посмотрите на доску, где собраны все наши карточки, из них можно составить рассказ о том, как мы были на день рожденье. Этот рассказ составим в следующий раз.

4. Итог.

Во что мы сегодня с вами играли?

Что вам понравилось?

Что было трудно?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи."Дикие животные. Составление рассказа-описания."

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....

План-конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Семья».

План-конспект логопедического занятия по развитию лексико -грамматических категорий и связной речи  по теме «Семья»...

Программа для детей 3-7 лет по развитию лексико- грамматических категорий и связной речи.

Секрет успешного преодоления серьезных проблем каждого ребенка зависит не только от логопеда, но и от участия в коррекционной работе семьи.Поскольку  дети находятся  в центре непродолжительн...

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя и связной речи на тему «Дикие животные».

В данном занятии педагог использует мультимедийные игры-презентации, как инновационный прием стимулирующий развитие познавательного интереса, активизирующий речь и внимание детей при изучении лексичес...

Презентация к занятию по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 4-5 лет с ОНР и ЗПР по теме "Профессии"

Презентация разработана к конспекту занатия, разработанного на основе методички "Конспекты занятий по развитию лексико - грамматических представлений и связной речи у детей 4-5 лет с ОНР и ЗПР&qu...

Конспект занятия по развитию лексико – грамматических представлений и связной речи у детей средней группы ( с ОНР и ЗПР) по теме: «Профессии»

Конспект занятия разработан на основе методического пособия К.Е.Бухариной " Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 4-5 лет с ОНР и ЗПР"...

НОД по развитию лексико-грамматических средств и связной речи в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР 6-7 лет "Зима снежная"

методическая разработка - конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя и связной речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи 6-7 лет...