Юрченко Е.Ф. "Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальной образовательной программы по истории в классе со сложным дефектом".
статья по теме

Юрченко Елена Фёдоровна

Статья опубликована  в сборнике ""Особенный" ребёнок в образовательном пространстве города",- Москва, 2012г.  Международный проект. (Создание оптимальных условий для комплексного сопровождения ребёнка с синдромом Дауна). В статье раскрываются содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальной образовательной программы по истории в классе сложным дефектом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальной

образовательной программы по истории в классе со сложным дефектом

Е.Ф. Юрченко,

учитель истории

«Учиться могут все дети. Ребёнок                                                                                              с нарушениями развития учится медленнее,                                                                                       однако, он может учиться!».

Р.Т. Августова

             

«Сложный дефект» – это нарушения, при которых имеются 2 дефекта и более. Каждый из них существует в комплексе с характерными для него вторичными расстройствами, обуславливающими особенности ребёнка. Само понятие «сложная структура дефекта» появилось в результате исследований известных деятелей в области психологии, педагогики и дефектологии, таких, как Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, Г.П. Бертынь, М.С. Певзнер Т.В. Розанова, Т.А. Басилова, И.Л. Соловьёва, посвящённых изучению детей с множественными нарушениями. Дети со сложным дефектом – это такая категория детей, которые наряду с общим для всех них состоянием – интеллектуальной недостаточностью – имеют одно или несколько системных нарушений. К детям со сложным дефектом можно отнести тех, у которых отмечаются нарушения развития сенсорных и моторных функций в сочетании с недостатками интеллекта – задержкой психического развития, умственной отсталостью.

К детям со сложным дефектом мы относим сегодня и детей с синдромом Дауна. На этом хотелось бы остановить ваше внимание.        Впервые признаки людей с синдромом Дауна описал в 1866 году английский врач Джон Лэнгдон Даун (Down), чьё имя и послужило названием для данного синдрома. Причина же синдрома была обнаружена лишь в 1959 году французским учёным Жеромом Леженом (Lejeune), который установил, что у страдающих синдромом Дауна имеется три 21-х хромосомы вместо положенных двух.         Почему мы относим детей с синдромом Дауна к детям, имеющим сложный дефект? Это связано с тем, что некоторые заболевания встречаются у людей с синдромом Дауна чаще, например: врожд        ённые пороки сердца(40%), часть из которых серьёзна и требует хирургического вмешательства; часто встречаются недостатки слуха. До 20% детей могут иметь сенсоневральную потерю слуха, вызванную дефектами развития уха и слухового нерва и ещё чаще зрения: от менее серьёзных (неправильное строение слёзного протока) до более серьёзных, угрожающих зрению, таких, как врождённая  катаракта, глаукома,  страбизм-косоглазие. Нередко возникают заболевания щитовидной железы, врождённый гипотиреоз, замедленные темпы роста костей, аномалии опорно-двигательного аппарата, низкий рост, более распространены лёгие заболевания, такие, как простуда и сухость кожи.                                                                 У детей с синдромом Дауна часто наблюдается одновременное переплетение нескольких заболеваний, что наглядно говорит о наличии сложной структуры дефекта. Но самое главное, что интересует нас, педагогов–дефектологов, работающих с детьми с синдромом Дауна в школе VIII вида – это нарушения интеллекта в различной степени.                         Долгое время государственная политика, признающая ценность человека по его возможности трудиться на благо общества, способствовала тому, что люди, имеющие серьёзные и необратимые нарушения в психофизическом развитии, были отнесены к «неполноценному меньшинству», изгоям, отверженным. В отечественной медицинской, педагогической и психологической науке на протяжении многих лет утверждалось положение о безнадёжности таких людей, в том числе и с диагнозом «синдром Дауна», для дальнейшего развития личности. Считалось, что человек с синдромом Дауна не обучаем, а попытки лечить данное «генетическое заболевание» были заранее обречены на провал. Поэтому главной заботой государства долгое время было стремление изолировать их от общества, поместив в систему учреждений закрытого типа, где осуществлялся лишь элементарный уход и лечение по мере необходимости. Программы психолого-педагогической и социально-бытовой реабилитации детей со сложной структурой дефекта, в то числе и с синдромом Дауна, не разрабатывались.                 Попытки изменить создавшуюся ситуацию со стороны государственных и правительственных структур в последние годы социально-политических преобразований в Российской Федерации выразились в принятии ряда законов и нормативных актов. Эти нормативно-правовые документы рассматривают лиц, имеющий проблемы в интеллектуальной, физической, психологической сферах,  в том числе и синдром Дауна, как объект особой общественной заботы и помощи. А отношение общества к таким людям становится критерием оценки уровня его цивилизованности и развития. Социальная и педагогическая поддержка детей, имеющего сложный дефект, в том числе и диагноз «синдром Дауна» – это целый комплекс проблем, связанных с их выживанием, лечением, образованием, социальной адаптацией и интеграцией в общество. Полноценное развитие ребёнка как неотъемлемое право человека и одна из важнейших задач образования на современном этапе требует поиска наиболее эффективных путей достижения этой цели. Защита прав человека, право на охрану и укрепление здоровья, на свободное развитие в соответствии с индивидуальными возможностями становится сферой деятельности, в которой тесно переплетаются интересы различных специалистов, различных социальных институтов, всего общества в целом. А теперь к практике. В 2010-2011 учебном году я начала работать с 7-Б классом. По списку 5 человек – все дети со сложным дефектом, в том числе два ребёнка имеют синдром Дауна.                                        Нужно отметить, что первый урок истории, проведённый в этом классе, показал, что перед педагогом особенные дети, к которым применить наработанную годами систему преподавания истории в школе VIII вида невозможно. Очевидна была необходимость разработки и реализации индивидуальной образовательной программы для детей, имеющих сложный дефект.

Были намечены следующие задачи:

1) Установка контакта с детьми; создание обстановки, эмоционально комфортной для них.

2) Формирование представления об истории как предмете, который доступен для детей, нужен и интересен для них.

3) Выбор оптимальных путей и методов знакомства с содержанием предмета.

4) Определение приоритетов: доступность и ясность в изложении материала, организация предметно-практической деятельности на уроке.         Понятно, что выбор оптимальных путей и методов знакомства с содержанием предмета невозможен без учёта особенностей мышления, памяти, внимания, воображения, т.е. ВПФ, и, как следствие, факторов, затрудняющих обучение данной категории детей.

Особенности ВПФ:

Мышление - абстрактные понятия недоступны для понимания. 

Память – уменьшенный объём памяти, требуется больше времени для изучения и освоения новых навыков, для заучивания, запоминания нового материала.

Внимание повышенная утомляемость и истощаемость, короткий период концентрации внимания, дети легко отвлекаются, истощаются.                                 

Воображение – образ не возникает в воображении,  а воспринимается лишь зрительно.                                        

Проблемы с развитием речи. Слабая кратковременная слуховая память; более короткий период концентрации. Трудности овладения и запоминания новых понятий и навыков. Трудности с умением обобщать, рассуждать и доказывать. Трудности с установлением последовательности (действий, явлений, предметов и др.).

Поэтому основные умения и навыки, формируемые в процессе изучения истории в школе VIII вида, можно представить в следующем виде (см. таблицу).

Первые уроки в классе со сложным дефектом, как отмечалось выше, показали очевидность индивидуального подхода к этим детям и поиска путей их обучения. Эти дети имеют определенный «профиль обучаемости» с характерными сильными и слабыми сторонами. Знание факторов, которые облегчают или затрудняют обучение, позволяет учителям лучше составлять планы и подбирать задания, а также успешнее работать над их выполнением.        

Направление развития

Обычный класс

Класс со сложной

структурой дефекта

Работа с историческим материалом        

- сообщение исторических фактов;

- пересказ;                        

- оценка исторических явлений;        

- выделение главного и второстепенного;                        

- определение  значения события;

- формулирование вывода        

- ответы на вопросы;                

- словарная работа;                

- составление предложений

Развитие временных представлений

- соотнесение даты и события;        

- установление хронологической последовательности;

- работа с «лентой времени» для определения того, сколько лет прошло от одного события до другого, что  было раньше, а что позже и на сколько

- формирование понятия времени: год, век;                        

- соотнесение даты и события

Развитие пространственных представлений (картографических)

   Работа с настенной и контурной картой, умение читать карту, отыскивать необходимые сведения, уметь пользоваться обозначениями  и объяснять, определять направление от одного объекта до другого

   Работа с настенной картой и картой атласа: обозначение (локализация) территории государств, города, места

Самостоятельная работа

Навыки самостоятельной работы учебником, картой, выполнение задания.        

       Формирование элементов самостоятельной работы при постоянном контроле и значительной помощи учителя

Обучение детей со сложным дефектом, в том числе и с синдромом Дауна, опирается на их сильные стороны:

- хорошее зрительное восприятие и способности к наглядному обучению, включающие способность выучить и использовать знаки, жесты и наглядные пособия:

-  способность выучить написанный текст и пользоваться им;

- способность учиться на примере сверстников и взрослых;  

- стремление копировать их поведение;                                                      

 - способность обучаться по материалам индивидуального учебного плана и на практических занятиях.                                 

Ничего не воспринимают на слух? Хорошо, будем писать на доске. Списывают с доски только двое учащихся, остальные пишут с ошибками, не могут затем прочитать. На следующем уроке невозможно вернуться к предыдущему материалу, так как писать всё заново невозможно. Поэтому сама по себе возникла необходимость создания специальной книжечки для этих детей, с разработкой материала по изучаемой теме именно для них. Вот так у нас появились папки. Они называются так: «Учебное пособие по истории ученика 7-Б класса …..». То есть у каждого своя папка, своё учебное пространство. Один лист на каждый урок. С одной стороны изложен материал, а на обратной стороне листа – задания с целью закрепления изученного. Тема, вопросы, содержание темы. Исторический материал изложен таким образом, чтобы он был доступен, понятен, но в то же время сообщались основные исторические факты. Крупно, жирным шрифтом выделено то, на что нужно обратить внимание. Предварительное объяснение, затем чтение текста, акцент на выделенных словах. А затем выполняются упражнения.

Какие задания дети могут выполнить на сегодняшний день?

1. Ответить на вопрос.                                                                      

2.Соотнести слово (понятие) и определение.

3. Выполнять небольшие тесты.                                                          

4. Показать на карте в атласе и на настенной карте государство и город.                                        

Особое внимание на уроке истории мы обращаем на развитие умения говорить. Как тут не вспомнить Ромену Теодоровну Августову. Методику обучения детей с синдромом Дауна она описала в книге «Говори! Ты это можешь». На уроке я часто употребляю эту фразу: «Говори! Ты это можешь». И они начинают очень стараться, ведь они хотят «Мочь!». Проблемы: дети со сложной структурой дефекта, в том числе и с синдромом Дауна, имеют недостатки развития речи как в произношении звуков и слов, так и в правильности грамматических конструкций. Минимальный словарный запас и, как следствие, – неумение построить предложение, выразить мысль – вот общие черты отставания в развитии речи. Какие можно использовать приёмы и упражнения? Учитель произносит слово, объясняет его значение. Затем детям предлагаются упражнения:

  1. Неоднократно проговорить, произнести слово.
  2. Соотнести слово с наглядным материалом (иллюстрацией, картинкой).
  3. Подобрать нужного слово и вставить его в предложение.
  4. Соотнести слово и определение.

Детей с синдромом Дауна принято считать вялыми, безынициативными, равнодушными к обучению. Парадокс же заключается в том, что всё как раз наоборот. В подавляющем большинстве они очень любят учиться. Дети от природы любознательны, и очень важно не заглушить эту любознательность. При этом необходимо учитывать возможности ребёнка, искать способы сделать обучение посильным, а этому может способствовать только чётко организованная система, методика, в которой каждый новый элемент вырастает на прочном фундаменте уже усвоенного. Кроме того, хочется сказать ещё вот о чем.                                 У детей с синдромом Дауна отмечаются сохранность эмоциональной сферы. Большинство из них ласковы, привязчивы, настроены позитивно. Положительная мотивация, создание обстановки успеха играют важнейшую роль в обучении этих  детей. Похвалить, погладить по голове, огорчиться вместе с ним, если не получилось... И они обязательно ответят желанием работать на уроке, будут очень стараться. Они очень хотят похвалы!

В заключение хотелось бы вспомнить слова Р.Т. Августовой из её книги «Говори, ты это можешь!»: «Учиться могут все дети. Ребёнок с нарушениями развития учится медленнее, однако, он может учиться! Ребёнок с синдромом Дауна развивается в стенах школы оптимальным образом лишь тогда, когда подход школы к образованию имеет в виду гуманизацию процесса обучения, когда школа рассматривает каждого ученика как целостную личность, когда она предоставляет ученикам возможности для самореализации. Очень важно, чтобы дети с синдромом Дауна оказывались в таких ситуациях, которые могут обусловить их успех. Успехи позволяют детям испытывать очень хорошие чувства. Правильный побудительный мотив может обусловить степень усилия, которое ребёнок приложит, чтобы выполнить задание. Для эффективного обучения педагогу необходимо с самого начала позитивно подойти к этой работе.                        

Уроки, учебная среда в школе дадут ребёнку почувствовать свою индивидуальность, научат самоуважению и доставляет удовольствие. Школа также даёт детям возможность вступать в те или иные отношения с другими людьми, и это становится хорошей подготовкой к продуктивному участию в жизни общества в будущем. Наконец, школа призвана заложить фундамент для практических занятий в жизни путём стимуляции развития; навыки постижения основных академических дисциплин, развития физических возможностей, навыки самообслуживания, умение говорить».                                 

Хочется надеяться, что усилия педагогов, работающих в классе с детьми, имеющими множественные нарушения, обязательно приведут к успеху. Этот успех – в возможности этих детей жить среди других людей, полноценно общаться как с обычными людьми, так и с людьми, возможности которых ограничены. Иметь настоящих друзей среди тех и других. Быть желанным посетителем любых общественных мест, чувствуя себя при этом комфортно и уверенно.                                                 

А самое главное - быть счастливыми!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Разработка индивидуальной образовательной программы для учащегося 8 класса с умственной отсталостью, обучающегося в условиях индивидуального обучения»

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА Приоритетные цели и задачи, решение которых требует построение адекватной системы психолого-педагогического сопровождения ребенка с ООП, определены Конвенцией модернизации российс...

Педагогическое сопровождение старшеклассников в процессе разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий

Следует подчеркнуть, что проектирование индивидуальных образовательных траекторий и программ учащихся особенно значимо для старшеклассников, которые приобретают опыт ответственного построения своего ж...

Организационно-педагогические условия проектирования и реализации индивидуальной образовательной программы

В настоящее время происходят существенные изменения в педагогической теории и практике. В системе общего и специального образования происходит смена образовательной парадигмы, а именно, содержание обр...

Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного пространства школы-интерната VIII вида

Формирование оптимальных коррекционно-развивающих условий воспитания и обучения детей с ОВЗ с целью их социальной реабилитации не представляется возможным без  организации системы индивидуализаци...

«Сопровождение одаренных детей через разработку и реализацию индивидуального образовательного маршрута»

Индивидуализация образования  является идеальной формой, ведущей одарённую личность по пути самореализации...

Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута по физике, как условие успешного участия одаренного ребенка

Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута по физике, как условие успешного участия одаренного ребенка...