Проект "Русские народные потешки"
проект

Огирева Людмила Валентиновна

Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства. Потешки, считалки, заклички являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи детей. (для детей 1 года обучения с нарушением слуха).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_russkie_poteshki.docx398.31 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Русские народные потешки, песенки, прибаутки»

группа 1-го года обучения

Воспитатель: Огирева Л.В

Актуальность проекта:

        Фольклор - является действенным и ярким средством для знакомства детей с народными произведениями, обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Поэтому и возникла идея разучить с детьми младшего дошкольного возраста самые интересные потешки, песенки, прибаутки. Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства. Потешки, считалки, заклички  являются   богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи детей.

Цель:

  • Знакомство детей с потешками,  как жанром устного народного творчества.                                                                                                                                                    
  • Развитие наглядно - действенного мышления.
  • Развитие познавательных, коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества.

Задачи:

  • Обосновать значение устного народного творчества в развитии речи детей.
  • Знакомить детей с окружающим миром-природой  (растения, животные, птицы)
  • Повышать интерес к русским народным потешкам.
  • Учить слушать воспитателя, внимательно рассматривать иллюстрации.
  • Развивать речевой слух ребенка: умение слушать, различать звуки, близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, ее интонацию и выразительность, улавливать повышение и понижение голоса.
  • Развивать мышление, умение передавать жестами и действиями содержание потешки, песенки.
  • Вызывать у детей эмоциональный отклик на художественное произведение.
  • Побуждать детей активно включаться в игровые действия, употребляя разные по форме и содержанию обращения.  
  • Приобщать родителей к процессу развития ребёнка средствами устного народного творчества используя различные методы и приёмы работы с родителями.

Тип проекта: познавательно — игровой  

Продолжительность: долгосрочный (сентябрь – май)

Участники проекта: воспитатели группы, родители и дети группы 1 года обучения.  

Предполагаемый результат:

  •  Дети познакомятся с русскими потешками, песенками, прибаутками.
  • Произойдет обогащение активного и пассивного словаря детей, развитие наблюдательности.
  • Будет вырабатываться умение взаимодействовать со сверстниками, координировать своё поведение с поведением других, выстраивать межличностные отношения.
  • Научатся постоянному вниманию к сигналам воспитателя.
  • Положительные эмоции, бодрое настроение детей, которое помогает овладевать родным языком, развивать память, воображение, мышление, даёт возможность побегать, попрыгать.
  • Самостоятельный перенос действий, ситуаций полюбившихся потешек в игры и повседневную деятельность.
  • Вместе с родителями чаще станут использовать их в  жизни.
  • Активное участие родителей в жизнедеятельности группы, воспитании своего ребенка.

Этапы реализации проекта:

1 этап:

 - подобрать фольклорный материал                                                      

- составить картотеку потешек для всех режимных моментов

-  организовать выставку книг " Потешки, песенки, прибаутки"

- литературная минутка каждый день " Моя любимая потешка» (домашняя работа родителей и детей для создания книги потешек)                                                                                              

2 этап:

Содержание практической деятельности с детьми

Игровая деятельность: Дид. игры: «Помоги  петушку», «Курочка и цыплята», «Найди пару», «Чей домик», «Кто в домике живет?», «Что изменилось?»,  «Кто что ест?», «Ехали мы, ехали», «На лошадке,   на коровке», «Кукла Катя идет на прогулку», «Угостим Петушка горохом».

 Знакомство и обыгрывание потешек «Водичка, водичка умой моё личико», « Травка-муравка со сна поднялась…», «Птичий двор», «Заинька походи, серенький походи».

Игра-имитация отдельных действий человека, животных, птиц:

дети проснулись — потянулись, воробышки машут крыльями; имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко — дети обрадовались, улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).

  - Рисование: «Раскрасим коню хвост, «Идет дождь» (пальчиками), «Петушок» (ладошкой).

- Лепка: «Испечем оладушки», «Лучики для солнышка», «Заборчик у домика Петушка».

- Конструирование:   «Кровать для куклы», «Диван для дочки», «Домик для кота».

Ознакомление с худ.литературой: чтение, рассказывание, прослушивание аудиозаписи потешек: «Баю-бай»,  «Оладушки»,  «Как у нашего кота», «Еду-еду к бабе, к деду», «Водичка-водичка»,  «Петушок», «Солнышко — вёдрышко», «Чики – чики - чикалочки», «Как у нашего кота», «Киска, киска, киска брысь!».

Театрализованная деятельность:

- Инсценирование фрагментов сказок о животных «Колобок», «Теремок»:

- Игра – имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя: веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево.

- Показ настольного театра по  сказке «Теремок».

Познавательное развитие: рассматривание иллюстраций и беседы о транспорте, животных, птицах, о предметах одежды; о характеристике и свойствах воды, снега. Экспериментирование с водой. Знакомство с огурцом. Рассматривание картин: «Петушок и его семейство», «Кошка с котятами», «Катание на санках». Игры с сюжетными картинками «Кто что делает?»  Наблюдение на прогулке за явлениями живой и не живой природы, за повадками и поведением птиц, животных.

Физическое развитие:  Подв.игры: «Ладушки -  оладушки», «Заинька, выйди в сад», «Идет коза рогатая»,  «Поезд», «Самолет», «Догони мяч», 

Музыкальное развитие: попевки: «Петушок», «Дин - дон, дин - дон загорелся кошкин дом"; песни: " Серенькая кошечка",  " Жили у бабуси два веселых гуся" и др.                                                                              

Совместная деятельность с родителями

- Консультации по теме проекта;

- Выявить знания родителей о народном творчестве, о значении привития знаний их детям через анкетирование.

- Чтение потешек детям дома.

-  Заучивание потешек вместе с детьми.  

-  Участие в подборе иллюстраций по ознакомлению с потешками.  

-  Совместное творчество родителей и детей " Моя любимая потешка».

3-й этап: Презентация проекта педагогами и родителями (домашнее задание).

Методы и приёмы, используемые на проекте:

Наглядный метод: демонстрация и иллюстрация картин, показ способов действий.

Словесный метод:  чтение потешек, прибауток педагогом, проговаривание их детьми (приблизительное)

Игровой метод: игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры.

План мероприятий по проекту «Русские народные потешки».

Месяц

Мероприятие

Сентябрь

Изучение и подбор специальной  литературы, дидактического материала.

Октябрь

Развлечение «Сорока - белобока».

Анкетирование родителей (выявить знания родителей о народном творчестве, о значении привития знаний их детям)

Ноябрь

Показ настольного театра по  сказке «Теремок».

Чтение потешек: «Баю-бай», «Еду-еду к бабе, к деду», «Киска, киска, киска брысь".

Лепка: «Испечем оладушки», «Лучики для солнышка», «Заборчик у домика Петушка».

Декабрь

Знакомство и обыгрывание потешек  «Водичка, водичка, умой мое личико», «Травка-муравка со сна поднялась».

Разучивание хороводной игры «Каравай».

Январь

 Организовать выставку книг:  «Потешки, песенки, прибаутки».

Драматизация потешек. Игры-ситуации: «Коза рогатая», «Вышла курочка гулять», «Ай  ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу», «Водичка, умой мое личико».

Февраль

Составление  картотеки потешек для всех режимных моментов.

Рисование: «Раскрасим коню хвост, «Идет дождь» (пальчиками), «Петушок» (ладошкой).

Март

Чтение потешек детям «Оладушки», «Как у нашего кота», «Чики – чики  - чикалочки», «Улитка, улитка»,  «Петушок», и др.

Изготовление руками детей оладушек и крендельков, заборчика для домика петушка, улитки из пластилина;

рисование прямых линий  «Дождик, дождик пуще»; аппликация  «Овечки  Ме– ме».

Апрель

 Выставка книг – потешек сделанных родителями и детьми дома: « Моя любимая потешка» .

Май

Знакомство и обыгрывание потешек «Птичий двор», «Заинька походи, серенький походи».

Ознакомление с художественной литературой.

Чтение потешек и рассматривание иллюстраций к ним

C:\Users\1\Desktop\фотографии и видео\проект русские нар.  потешки\IMG_20160113_162939.jpg

C:\Users\1\Desktop\фотографии и видео\проект русские нар.  потешки\IMG_20160113_163112.jpg

C:\Users\1\Desktop\Безымянный.jpg

Обыгрывание потешек с речью и движением

C:\Users\1\Desktop\фотографии и видео\проект русские нар.  потешки\IMG_20151105_100849.jpg

Разучивание потешки «Ладушки - ладушки»

C:\Users\1\Desktop\фотографии и видео\проект русские нар.  потешки\IMG_20151105_091248.jpg

C:\Users\1\Desktop\фотографии и видео\2015-  1 год  обучения\IMG_20151203_114047.jpg

Обыгрывание потешки «Сорока - белобока»

C:\Users\1\Desktop\фотографии и видео\проект русские нар.  потешки\Безымянный  777.jpg

Самостоятельная лепка «Лучики для солнышка»

C:\Users\1\Desktop\фотографии и видео\проект русские нар.  потешки\Безымянный 71.jpg

C:\Users\1\Desktop\фотографии и видео\проект русские нар.  потешки\Безымянный 72.jpg

Рисование «Раскрасим хвост коню».

C:\Users\1\Desktop\фотографии и видео\проект русские нар.  потешки\IMG_20160217_075043.jpg

C:\Users\1\Desktop\фотографии и видео\проект русские нар.  потешки\Безымянный 73.jpg

Выставка книг: «Потешки, песенки, прибаутки».

C:\Users\1\Desktop\фотографии и видео\проект русские нар.  потешки\Безымянный 74.jpg

Картотека потешек для всех режимных моментов.

C:\Users\1\Desktop\фотографии и видео\2015-  1 год  обучения\IMG_20160125_173239.jpg

Совместное творчество родителей и детей «Моя любимая потешка»

C:\Users\1\Desktop\фотографии и видео\проект русские нар.  потешки\IMG_20160303_090624.jpg

C:\Users\1\Desktop\фотографии и видео\проект русские нар.  потешки\IMG_20160303_090918.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фонематические потешки

Для воспитателей ДОУ и родителей....

Фонематические потешки

Для воспитателей ДОУ и родителей....

Классный час "Богатырские потешки".

Материал  для классных руководителей....

"Богатырские потешки"- конкурсная программа

Занятие внеурочной деятельности для обучающихся начальных классов...

Методическая разработка занятия "Русская народная потешка Сорока"

Игрушки – важнейшие составляющие любой культуры. Одной из наиболее любимых игрушек всегда была кукла. На неё не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Кукла не рож...

Сценарий праздника народных игр "Веселые потешки"

Конкурс проводился для воспитанников начальной школы....

Сценарий праздника народных игр "Веселые потешки"

Праздник для воспитанников начальной школы...