Доклад: Коррекция двигательной сферы учащихся во время занятий лечебной физической культурой (ЛФК).
материал

Кононенко Олеся Валерьевна

Доклад на тему:

 «Коррекция  двигательной сферы учащихся во время занятий лечебной физической культурой (ЛФК)».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_korrektsiya_dvigatelnoy_sfery_uchashchihsya_lfk.docx23.97 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекция  двигательной сферы учащихся во время занятий лечебной физической культурой (ЛФК).

  Специальные занятия по лечебной физкультуре (ЛФК) являются неотъемлемой частью системы мероприятий по физическому развитию в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Эти занятия играют существенную роль в осуществлении  коррекции  двигательной сферы учащихся.

        Особую актуальность приобретает вопрос о расширении двигательной активности школьников с интеллектуальными нарушениями в оздоровительных и коррекционных целях. Коррекционное обучение позволяет положительно влиять на двигательную сферу и познавательные процессы, повышая активность и целенаправленность деятельности.

    Известно, что двигательная функция у детей с интеллектуальными нарушениями страдает в сравнении с нормально развивающимися сверстниками, а двигательная сфера детей данной категории имеет ряд особенностей:

- нарушены представления о времени, пространстве и движении;

-свойственна неловкость движений, повышенная утомляемость, наличие лишних движений;

- замедленно формируются координация движений, их точность, равновесие, двигательные умения и навыки, а также сила, быстрота, ловкость, выносливость, прыгучесть и т. д.

-имеют место двигательное беспокойство, торопливость, наличие лишних движений, нарушение способности к целенаправленной деятельности или, наоборот, вялость, медлительность, неуверенность движений, отсутствие скоординированности тонких движений;

-имеют место качественные нарушения движений, дети  не могут быстро и точно начать движение, с трудом меняют быстроту, темп и ритм, испытывают трудности при выполнении противоположных и последовательных движений, плохо справляются с выполнением дифференцированных действий;

-двигательные нарушения проявляются в несформированности тонких дифференцированных движений, низкой обучаемости движениям, плохой координации сложных двигательных актов, косности сформированных навыков, недостатках целесообразного построения действий, затруднениях при выполнении или изменении движения по словесной инструкции.

- имеются нарушения сердечно - сосудистой, дыхательной, вегетативной и эндокринной системы. У многих из детей отсутствуют согласованность дыхания и двигательной нагрузки, наблюдается отставание в росте, непропорциональное телосложение. Различные отклонения в осанке, плоскостопие и различные стертые двигательные нарушения.

     Таким образом, недостатки движений у детей с интеллектуальными нарушениями являются одной из основных причин, которые затрудняют формирование у них двигательных умений и навыков. Двигательные недостатки учащихся специальной (коррекционной) школы  VIII вида - одна из причин, затрудняющих их обучение  общеобразовательным предметам, а также приобретение навыков самообслуживания, успешной социализации.

Занятия ЛФК в нашей школе направлены:

- на коррекцию и компенсацию наиболее распространенных дефектов (нарушение осанки, походки, плоскостопие, слабость мышц брюшного пресса, туловища, конечностей);

- на развитие и коррекцию нарушений в движениях (нарушение координации, ориентировки в пространстве, точность в движении, равновесия и т.д.);

- на устранение недостатков в развитии двигательных и иных качеств (силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости, прыгучести и т.д.);

- на формирование здорового образа жизни и дальнейшей социализации.

    Занятия лечебной физкультурой дают возможность учащимся компенсировать недостатки физического развития.

Для привлечения интереса и повышения уровня активности на занятиях ЛФК используются разнообразные формы работы:

-лечебная ходьба (дозированная ходьба с изменением скорости и продолжительности, ходьба различными способами);

-игровые упражнения для профилактики и коррекции дефектов осанки (например: «Пропеллер», «Плавание», ,«Ласточка», «Лыжник», «Кошечка», «Воробьи» И.п. – стойка ноги врозь, ступни параллельны, руки на поясе. Прыжки на двух ногах. Во время прыжков спину и голову держать прямо. Прыжки можно выполнять с небольшим продвижением вперед и поворотами. Дыхание равномерное. После прыжков перейти на ходьбу)

-игровые упражнения для профилактики и коррекции плоскостопия (например:

«Каток», «Маляр»,  «Сборщик», «Художник», «Гусеница».

-имитационные (подражательные) упражнения в ходьбе и беге;

-элементы самомассажа;

-гимнастика с элементами логоритмики;

Прыжки с продвижением вперед, руки на пояс.
Скачут зайцы – 
Прыг да скок – 
На лесной опушке, 
А у зайчиков торчат 
Ушки на макушке.

 Ходьба на внутреннем своде стопы.
Я, пингвин, не один, 
Нас, пингвинов, стая. 
Мы живем среди льдин 
И не замерзаем.

.Ходьба на наружном своде стопы.
Три медведя шли домой, 
Папа был совсем большой, 
Мама чуть поменьше ростом, 
А сынок, малютка просто.

-занятия лечебными гимнастическими упражнениями направленные на коррекцию осанки;

-упражнения с воображаемыми и реальными  предметами;

-упражнения на развитие дыхания («Насос»Тренировка продолжительного сильного выдоха при длительном произношении звука «С-с-с». «Три свечи»).

     

      Формирование  двигательных умений и навыков, развитие координации движений, их точности, равновесия , а также силы, быстроты, ловкости, выносливости, прыгучести происходят эффективнее  посредством использования игр,  игровых и соревновательных моментов.

       Одним из главных средств коррекции двигательных нарушений и недостатков физического развития детей являются, конечно же физические упражнения, однако проводя занятия по коррекции двигательной сферы учащихся с использованием нетрадиционных методов и приёмов, я обратила внимание на активное выполнение упражнений. Таким образом, моторная плотность на занятиях повышается. Благодаря упражнениям с названиями, дети представляют образ того иного персонажа и стараются, как можно лучше, выразительнее передать его.   У обучающихся  преобладает мотив эмоциональной привлекательности, польза от совершаемых детьми движений неизменно выше, если они выполняют их охотно и радостно.

Логопедическая разминка №1

1. Делаем на месте два шага, остановиться, притопнув левой ногой, два раза ударить по бедрам, похлопать в ладоши (повторить шесть – восемь раз). 
Топ, топ! 
Хлоп, хлоп!

2. Ходьба в полуприседе, руки на поясе (дети представляют себя котятами, спешащими к маме-кошке) 
Тук, тук, тук, тук! 
Моих пяток слышен стук, 
Мои пяточки идут, 
Меня к мамочке ведут.

3. Ходьба на внутреннем своде стопы (дети изображают пингвинов). 
Лед да лед, лед да лед, 
А по льду пингвин идет. 
Лед да лед, скользкий лед, 
Но пингвин не упадет.

4. Ходьба на наружном своде стопы (дети – медвежата) 
Мишка, мишка косолапый, 
Мишка по лесу идет, 
Мишка хочет ягод сладких, 
Да никак их не найдет.

5. Ходьба с высоким подниманием коленей (дети представляют себя лошадками) 
Цок, цок! Конь живой, 
С настоящей головой, 
С настоящей гривой, 
Вот какой красивый!

6. Прямой галоп (выполняя движение, дети щелкают языком)

7. Боковой галоп со сменой направления.

8. Бег с выносом прямых ног вперед.Бу-ра-ти-но

9. Марш со сменой направления по сигналу (все бодро идут под музыку)

10. Свободная ходьба с упражнениями на дыхание

Логопедическая разминка №2

1. Ходьба в колонне по одному (см. первую разминку).

2. Ходьба в полуприседе.
Чок, чок, чок, чок 
Наступлю на каблучок (повторить шесть-восемь раз).

3. Ходьба с высоким подниманием колена, с хлопком по бедрам.
Возле дома во дворе 
Петушок гуляет 
И любимую свою 
Песню распевает

4. Ходьба на носках с хлопками над головой.
Ку-ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку (повторить четыре раза)

5. Прыжки с продвижением вперед, руки на пояс.
Скачут зайцы – 
Прыг да скок – 
На лесной опушке, 
А у зайчиков торчат 
Ушки на макушке.

6. Ходьба на внутреннем своде стопы.
Я, пингвин, не один, 
Нас, пингвинов, стая. 
Мы живем среди льдин 
И не замерзаем.

7. Ходьба на наружном своде стопы.
Три медведя шли домой, 
Папа был совсем большой, 
Мама чуть поменьше ростом, 
А сынок, малютка просто.

8. Легкий бег на носках (0,5 мин.)
Побежали наши дети 
Все быстрей, все быстрей, 
Не догонит косолапый… 
Давайте, веселей!

Логопедическая разминка №3

1. Свободная ходьба.
На огород мы наш пойдем, 
И овощей там наберем. 
Дорога коротка, узка, 
Идем, ступая, мы, с носка.

2. Ходьба в полуприседе.
Дождик, дождик, веселей, 
Капа, капай, не жалей. 
Только нас не замочи, 
Зря в окошко не стучи.

3. Ходьба приставным шагом вправо в полуприседе.
И по бордюру мы пойдем 
И приседаем мы на нем, 
Потом обходим деревца 
И пробежимся мы слегка.

4. Свободная ходьба.
А что в нынешнем году 
В нашем выросло саду? 
Все мы вам покажем, 
Обо всем расскажем.

Логопедическая разминка №4 («Медвежата»)

1. Ходьба на носках в среднем темпе, руки за головой.
Мы веселые ребята, 
Наше имя – медвежата. 
Любим лазать и метать, 
Любим прыгать и играть.

2. Ходьба в глубоком приседе.
Мишка шел, шел, шел, 
Землянику он нашел, 
Он присел, попыхтел, 
Землянику всю он съел.

3. Ходьба с высоким подниманием бедра, поворотом на 360 градусов.
Мишка шел, шел, шел, 
К тихой речке он пришел, 
Сделал полный порот, 
Через речку пошел вброд.

4. Прыжки с продвижением вперед.
Мишка шел, шел, шел, 
На лужайку он пришел, 
Он попрыгал на лужайке 
Быстро, ловко, словно зайка.

5. Легкий бег на носках (0.5 мин.)

6. Спокойная ходьба.

Логопедическая разминка №5

1. Ходьба в полуприседе, хлопки по бедрам.
Вышли уточки на луг 
Кря, кря, кря, кря.

2. Легкий бег на носках.
Прилетел лохматый жук – 
Жу, жу, жу, жу

3. Ходьба с перекатом с пятки на носок или ходьба на носках, руки назад.
Гуси шею выгибают – 
Га, га, га, га.

4. Прыжки с продвижением вперед.
А лягушки на болоте 
Ква, ква, ква, ква.

5. Ходьба с высоким подниманием бедра, руки на поясе.
Едем, едем, на лошадке, 
Цок, цок, цок, цок! 
По дорожке гладкой, гладкой, 
Цок, цок, цок, цок! 
В гости нас звала принцесса, 
Цок, цок, цок, цок! 
Кушать пудинг сладкий, сладкий, 
Цок, цок, цок, цок!

6. Бег с захлестом голени назад.
Бей, бей барабан,                                 Если лопнет барабан,  
Помоги солдату.                                   Положу заплату.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по лечебной физической культуре для 4 класса в СКОШ 8 вида..

Занятие по лечебной физической культуре для 4 класса в СКОШ 8 вида.По теме:"Осанка"....

Методическая разработка.Лечебная физическая культура для детей с диагнозом «бронхиальная астма» Лечебная физическая культура для детей с диагнозом «бронхиальная астма»

Лечебная физкультура как самостоятельное, научно-обоснованное направление медицины сформировалось лишь в последние десятилетия двадцатого века. В то же время она имеет многовековую и богатую ист...

Вводный инструктаж для учащихся перед началом занятий по физической культуре

Вводный инструктаж для учащихся перед занятиями по физиеской культуре поможет родителям ознакомиться с правилами поведения и техникой безопасноти на уроках физической культуры, а также даст возможност...

идеомоторные упражнения - средство повышения эффективности занятий лечебной физической культурой

Дана краткая характеристика идеомоторной тренировки, история возникновения, упражнения. Желаю успехов!...

доклад "Лечебная физическая культура"

В данном докладе описываются занятия лечебной физической культурой. В нем указаны  упражнения и этапы выполнения их. Данный матеиал будет полезен в работе для тех, кто работает с обучающимися с о...

План-конспект урока "Создание условий для формирования у учащихся интереса к занятиям к физической культуре через круговую тренировку".

Цель: Развитие физических качеств посредствам круговой тренировки.Задачи:Образовательная:Совершенствоваие двигательных умений и навыковПривлечение учащихся к систематическим занятиям спортомВоспитател...

Доклад ЦМК 12.10.2020. Организация занятий по физической культуре в специальный медицинской группе

Доклад ЦМК 12.10.2020. Организация занятий по физической культуре в специальный медицинской группе...