Конспект арт-терапевтического занятия "Друзья для осьминога"
план-конспект на тему

Яричевская Лариса Ивановна

Тема: «Друзья для Осьминога».          

 

Цель: Стабилизация эмоционального фона детей путем использования методов  арттерапии посредством занятий народным декоративно-прикладным искусством (в процессе изготовления игрушки из ниток).

 

Задачи:

Образовательные:

*Обучать технике изготовления игрушки из ниток.

*Формировать умение детей наматывать нить на основу.

*Закреплять умение детей работать с план - схемой изготовления игрушки.

*Ознакомить детей с особенностями

*Обучать корректному общению и положительным взаимоотношениям со сверстниками,  

  умению сопереживать окружающим.

*Формировать у детей умения и навыки правильного физиологического дыхания.

Коррекционно-развивающие:

*Развивать познавательные процессы (память, внимание, воображение) и фантазию.

*Развивать мелкую моторику рук, тактильно-кинестетическую чувствительность и плавные

   движения всего тела.

*Развивать творческие способности.

*Развивать  восприятие и умение следовать заданным инструкциям.

*Способствовать возникновению у детей ощущения психологического комфорта,

   защищенности, радости, успеха.

*Способствовать стабилизации эмоционального состояния и развития детей.

*Способствовать повышению самооценки у детей.

*Способствовать снижению эмоционального напряжения, мышечных зажимов и

   расслаблению.

Воспитательные:

*Воспитывать  положительное отношение к себе, сверстникам и

  окружающим.

*Воспитывать самостоятельность и умение работать в группе.

 

Направление – коррекционно-развивающее;

Группа – 4 класс;

Форма организации – фронтальная, индивидуальная.

Тип занятия – комбинированное.

Количество детей – 8;

Оборудование: пластиковые подносы,  морские камушки и ракушки, картинки: акула, морской конек, осьминог и другие обитатели моря; загадки о морских животных, схема изготовления осьминога, корзинка с разными видами ниток, на каждого ребенка тарелочка содержимым: ножницы, клей, цветная салфетка, атласные ленты, кружево, глазки, синтепон, основа для наматывания, салфетка полотняная; ширма оформленная в виде морского дна, ноутбук, проектор, экран.

На занятии применяются следующие технологии:

 

* Здоровьесберегающие,

* игровые,

* технология активного (деятельностного) обучения.

 

Методы, используемые в работе с детьми:

1. Метод изотерапии.

2. Релаксация.

3. Психогимнастика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл art-terapevticheskoe_zanyatie_druzya_dlya_osminoga.docx389.44 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казённое общеобразовательное учреждение Ростовской области

«Новочеркасская специальная школа-интернат №1».

Конспект арт-терапевтического занятия на тему:

 «Друзья для Осьминога»

Разработала: Яричевская  Лариса  Ивановна

инструктор по труду первой квалификационной категории

                                                                           г. Новочеркасск, 2016г                                                                                                                                                                                                                                                                         

Тема: «Друзья для Осьминога».         

Цель: Стабилизация эмоционального фона детей путем использования методов  арттерапии посредством занятий народным декоративно-прикладным искусством (в процессе изготовления игрушки из ниток).

Задачи: 

Образовательные:

*Обучать технике изготовления игрушки из ниток.

*Формировать умение детей наматывать нить на основу.

*Закреплять умение детей работать с план - схемой изготовления игрушки.

*Ознакомить детей с особенностями

*Обучать корректному общению и положительным взаимоотношениям со сверстниками,  

  умению сопереживать окружающим.

*Формировать у детей умения и навыки правильного физиологического дыхания.

Коррекционно-развивающие:

*Развивать познавательные процессы (память, внимание, воображение) и фантазию.

*Развивать мелкую моторику рук, тактильно-кинестетическую чувствительность и плавные

   движения всего тела.

*Развивать творческие способности.

*Развивать  восприятие и умение следовать заданным инструкциям.

*Способствовать возникновению у детей ощущения психологического комфорта,

   защищенности, радости, успеха.

*Способствовать стабилизации эмоционального состояния и развития детей.

*Способствовать повышению самооценки у детей.

*Способствовать снижению эмоционального напряжения, мышечных зажимов и

   расслаблению.

Воспитательные:

*Воспитывать  положительное отношение к себе, сверстникам и

  окружающим.

*Воспитывать самостоятельность и умение работать в группе.

Направление – коррекционно-развивающее;

Группа – 4 класс;

Форма организации – фронтальная, индивидуальная.

Тип занятия – комбинированное.

Количество детей – 8;

Оборудование: пластиковые подносы,  морские камушки и ракушки, картинки: акула, морской конек, осьминог и другие обитатели моря; загадки о морских животных, схема изготовления осьминога, корзинка с разными видами ниток, на каждого ребенка тарелочка содержимым: ножницы, клей, цветная салфетка, атласные ленты, кружево, глазки, синтепон, основа для наматывания, салфетка полотняная; ширма оформленная в виде морского дна, ноутбук, проектор, экран.

На занятии применяются следующие технологии:

* Здоровьесберегающие,

* игровые,

* технология активного (деятельностного) обучения.

Методы, используемые в работе с детьми:

1. Метод изотерапии.

2. Релаксация.

3. Психогимнастика.

                                                                               

                                                                              Ход занятия:

          Организация/ цель

Содержание

  1. Вводная часть:

1.1.Игра «Мастерская у моря»

Цель: создание эмоционально-положительного настроя в детском коллективе.        

- Здравствуйте ребята, посмотрите какой сегодня тёплый и солнечный день! Я приглашаю вас в «Мастерскую у моря». Проходите и занимайте любое понравившееся вам место.

1.2.Психогимнастика «Мы на море»

Цель:  формирование у детей умения и навыков правильного физиологического дыхания,

обогащение мозга кислородом, расслабление, снятие мышечных зажимов.

- Ребята, оглянитесь вокруг, что вы видите? Море, пляж, солнышко.

- А давайте повеселимся, и представим, что мы с вами морские волны. (Дети изображают волны, плавно двигая руками). 

- А теперь, представим, что мы чайки. Мы летаем и красиво кричим А-А-А. (Дети машут руками, как крыльями). 

- А теперь, мы с вами морской ветерок, (дети поднимают руки вверх и плавно машут ими из стороны в сторону). Морской ветерок дует теплый и нежный. Мы морской бриз.

- Теперь представьте, что мы морские камушки, мы греемся на солнышке, нам очень тепло и уютно, а шалун ветерок нагнал на нас морскую волну, и она окатила нас прохладной морской водой. Почувствовали?  

- Сделайте глубокий вдох носом, почувствовали свежий соленый запах моря, и медленный выдох ртом. (Дети выполняют дыхательные упражнения.)

- Мы снова превратились в ребят.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             - Понравилось? Очень приятно находиться на море.

- Ребята, отгадайте загадку:

Маскируюсь я умело,

Цвет меняю так же смело,

Восемь ног и голова,

Отгадайте, кто же я?

(Ответ: Осьминог)

  1. Основная часть:

 

2.1. Игровая ситуация

«Письмо от Осьминога»

Цель: введение в игровую ситуацию, повышение мотивации, развитие любознательности, воображения и фантазии.

-  А теперь, дети, послушайте стихотворение:

Живет в океане большой осьминог,
Он очень печален, всегда одинок,
Он плавает ночью, а днем больше спит,
Поэтому часто он очень грустит.
Друзей у него не бывает совсем,
В пещере запрячется он от проблем,
И так проживает за годом он год,
Но друга себе так и не заведет.

Ребята, сегодня собираясь, к вам в гости, я по электронной почте получила письмо от осьминога: «Дорогие дети! У меня нет друзей, мне очень скучно и одиноко. Помогите мне, пожалуйста!» Как мы сможем ему помочь? (выслушать ответы детей). 

- Правильно ребята вот он наш осьминог, который просил нас о помощи. Ребята, скажите мне, из чего сделан осьминог (из ниток). Я сейчас раздам вам нитки (педагог раздает нитки и предлагает их рассмотреть).

Педагог показывает нитки и спрашивает у детей:

- Кто знает, как называются эти нитки и что можно этими нитками делать?                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

- А кто знает, как называются эти нитки? (показываю клубок шерстяных ниток). Нужны ли нам такие нитки и для чего?

- А это, что за интересные такие нитки? (показываю мулине). Эти нитки называются мулине, ими вышивают вот такие красивые картины (показать картину).

-Ребята, а скажите мне, чем нитки отличаются? (цветом и толщиной)

Так из каких ниток мы будем делать осьминога? (из толстых, шерстяных).

-  Но прежде чем мы начнём работу, давайте ознакомимся с этапами изготовления осьминога.

2.2.Арт-терапевтическое упражнение с использованием техники вязаная аппликация

«Друзья для Осьминога»

Цель: развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, фантазии и воображения. Повышение уверенности в себе.

Теоретическая часть:

- Осьминоги - это самые известные моллюски. В основном, они живут на морском дне, но некоторые виды живут на большой глубине в самой толще воды. Головоногими их называют потому, что их ноги прикреплены к голове

Я однажды спросил осьминога:

- Осьминог, тебе ножек не много?

Ну зачем одному восемь ног?

И ответил тогда осьминог:

Заблуждаешься ты, добрый друг!

Ноги ты посчитал вместо рук,

А у нас есть и руки, и ноги,

Мы совсем не просты, осьминоги!

Вы с ребятами вместе считайте:

Сколько ног? Сколько рук? Угадайте

- А вы как думаете, щупальца осьминога-это руки или ноги?

Это его и руки, и ноги. У осьминога две ноги и шесть рук. Ногами осьминог отталкивается от дна, передвигается, а руками захватывает добычу. На щупальцах осьминога есть присоски, они расположены в два ряда, всего же присосок примерно две тысячи. Каждая присоска может удерживать около ста граммов груза, и осьминоги могут с помощью присосок удерживать груз весом в двести килограммов. Некоторые осьминоги очень ядовиты. В опасной ситуации осьминоги могут впрыскивать в воду непрозрачную жидкость-чернила, от которых вода мутнеет и дает осьминогу возможность улизнуть от врагов

Есть у осьминогов одна интересная особенность, из-за того, что у них нет скелета, они умеют менять свою форму: могут распластаться на дне, замаскировавшись под рыбу камбалу.. А еще они могут проплывать в шестисантиметровое отверстие или спрятаться в емкость, которая в четыре раза меньше, чем сами осьминоги.

Представляете, ребята, у осьминогов есть три сердца: два из них прогоняют кровь через жабры, а третье прогоняет кровь по телу.

У осьминогов нет ушей, но они слышат.

В случае опасности осьминоги могут оторвать себе щупальце, как ящерица отбрасывает хвостик.

Осьминоги могут передвигаться по суше, хотя дышат жабрами

Зрачки у них прямоугольной формы

Если осьминога испугать, то он побелеет, а если разозлить, то покраснеет

Осьминоги очень умные и даже поддаются дрессировке! Они могут различать цвета, форму предметов и запоминать людей.

- Интересно было? А вы знаете что-то интересное про осьминогов?

Практическая часть:

 Беседа.

- Чтобы изготовить осьминога из ниток, нужно знать, как это сделать, а для этого у нас есть пошаговый план работы:

· Рассмотреть образец

· Определить форму и количество деталей

· Определить последовательность изготовления осьминога.

· Определить приемы и способы

· Сделать поделку

· Добавить что-то необычное, не такое, как у всех

Педагог знакомит детей с план-схемой изготовления осьминога из ниток (см. приложение 1).                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

 Инструктаж по ТБ

· При работе с ножницами.

· При работе с клеем.

(Приложение 2)

Пальчиковая гимнастика «Осьминог»,

-Подготовим наши пальчики к работе:

Осьминог сидел на суше,

Осьминог конфетки кушал:

Красную конфетку

Подарили детки,

Желтую конфетку

Дали две креветки.

Синюю-улитки,

Белую-дельфины,

Полосатую конфетку

Отдали пингвины!  

Самостоятельная работа детей.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

- Ребята посмотрите, на  столе находится всё необходимое для работы. Занимайте любое понравившееся место за столами, выбирайте нитки любого цвета и приступайте к работе. (Звучит легкая спокойная музыка, дети совместно с педагогом выполняют осьминогов из пряжи).

Упражнение «Осьминожки отдыхают»

Дети лежат на ковре.

Цель: релаксация, обучение технике правильного дыхания, стабилизация эмоционального фона, стимуляция сенсорной деятельности детей,

создание радостной эмоционально положительной атмосферы в группе.

- Дети, посмотрите сколько друзей-осьминогов мы с вами сделали! Все они такие разные и симпатичные, думаю, наш гость будет очень доволен! Молодцы, осьминог  благодарят вас, ему очень понравилось у вас в гостях.

- А теперь, дети, возьмите каждый своего осьминога и давайте                                      пофантазируем. (Включается спокойная музыка с шумом волн)

- Осьминожки отдыхают, качаются на волнах, слушают, как шумит море. Вам спокойно и хорошо.  Делаем глубокий вдох носом и медленный выдох ртом. Не забываем про свое дыхание. Смотрим на небо, какие  красивые облака плывут, дует теплый морской ветерок. Он ласково дотрагивается до вас. Ветерок погладил вам щечки, носик и лоб.  Дотронулся до ног. Озорник морской ветерок пробежался с легкой прохладой по животу. Нам очень хорошо, мы отдыхаем и успокаиваемся. Сделали глубокий вдох носом, задержали дыхание и выдох через рот. (Повторить вдох-выдох 3 раза).

- Теперь встали и подошли все к столу.

- Сейчас мы с вами будем создавать осьминогов из ниток.

Заключительная часть:

«Беспроигрышная лотерея».

Цель: создание радостной эмоционально положительной атмосферы в группе, создание условий для мотивации и стимуляции деятельности обучающихся,

Подведение итогов работы.

                                          В беспроигрышную лотерею 

                                          Вас приглашаю поиграть – 

   Разгадывать должны быстрее, 
     И  сладкие подарки принимать!

- Наше занятие подходит к концу. Я вас всех благодарю. Мне было очень приятно с вами работать

                                                                                         

Приложение 1.

План-схема изготовления осьминога из нитей

Для изготовления осьминога понадобятся:

  • нитки двух цветов (здесь взяты голубые и белые нитки);
  • ватный шарик (около 3 см в диаметре) или синтепон;
  • фетр белого, чёрного и красного цветов или пластиковые глазки для игрушек;
  • ножницы;
  • прозрачный клей для ткани;
  • лист картона или бумаги.

Как изготовить осьминога из ниток:

1. Нарежьте из шерсти 72 нитки (длиной примерно 25 см).

Описание: http://www.planetapodelok.ru/wp-content/uploads/2013/03/krake-wolle-1.jpg

2. Свяжите между собой нарезанные нитки ниткой другого цвета.

Описание: http://www.planetapodelok.ru/wp-content/uploads/2013/03/krake-wolle-2.jpg

3. Подровняйте нитки с помощью ножниц.

Описание: Подровняйте отрезанные нитки с помощью ножниц

4. Вложите внутрь ватный шарик и разровняйте нитки так, чтобы ватный шарик не было видно. Если у вас нет ватного шарика можете изготовить шарик из синтепона.

Описание: Вложите ватный шарик и окружите его нитками

5. Свяжите нитки под ватным шариком как можно туже ниткой такого же цвета.

Описание: http://www.planetapodelok.ru/wp-content/uploads/2013/03/krake-wolle-5.jpg

6. отделите 9 ниток от остальных.

Описание: http://www.planetapodelok.ru/wp-content/uploads/2013/03/krake-wolle-6.jpg

7. Отделите с помощью бумаги отобранные нитки от остальных, чтобы они не мешались и начинайте завязывать косичку.

Описание: Отделите бумагой 9 ниток от остальных и завязывайте косичку

8. Сплетённую косичку свяжите в конце ниткой другого цвета.

Описание: http://www.planetapodelok.ru/wp-content/uploads/2013/03/krake-wolle-8.jpg

9. Точно также сплетите остальные косички.

Описание: http://www.planetapodelok.ru/wp-content/uploads/2013/03/krake-wolle-91.jpg

10. Вырежьте из чёрного и белого фетра кружочки для глаз и из красного фетра дугу для рта.

Описание: http://www.planetapodelok.ru/wp-content/uploads/2013/03/krake-wolle-102.jpg

11. Приклейте глаза и рот к голове осьминога с помощью клея для ткани. Сделайте ему причёску и осьминог готов!

Приложение 2.

Техника безопасности при работе с ножницами

1.    Храните ножницы в указанном месте в определённом положении.

2.    При работе внимательно следите за направлением резания.

3.    Не работайте с тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.

4.    Не держите ножницы лезвием вверх.

5.    Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями.

6.    Не режьте ножницами на ходу.

7.    Не подходите к товарищу во время работы.

8.    Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд.

9.    Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.

 

 Техника безопасности при работе с клеем

1.    С клеем обращайтесь осторожно. Клей ядовит!

2.    Наноси клей на поверхность изделия только кистью.

3.    Нельзя, чтобы клей попадал на пальцы рук, лицо, особенно глаза.

4.    При попадании клея в глаза надо немедленно промыть их в большом количестве воды.

5.    По окончании работы обязательно вымыть руки и кисть.

6.    При работе с клеем пользуйтесь салфеткой.

Приложение 3.

Беспроигрышная лотерея:

Загадки о морских обитателях с ответами

1.Настоящий он циркач —

Носом отбивает мяч.

Знают и француз, и финн:

Любит поиграть... (дельфин)

2.Он, как дом, огромный,

Но спокойный, скромный.

В море ест и в море спит —

Так живет на свете... (кит)

3.Эта рыба — хищник злой,

Всех проглотит с головой.

Зубы показав, зевнула

И ушла на дно... (акула)

4.Плавает прозрачный зонтик.

«Обожгу! — грозит. — Не троньте!»

Лапки у нее и пузо.

Как зовут ее? (Медуза)

5.Он клешнями щиплет больно

И кричит: «С меня довольно!

Я устал. Я вам не раб».

Распугал соседей... (краб)

6.И на суше, и в воде —

Носит дом с собой везде.

Путешествует без страха

В этом доме... (черепаха)

7.Он огромный, толстокожий,

А по виду — с рыбой схожий.

Вверх фонтан воды летит —

Так приветствует всех... (кит)

8.Есть лошадка, что не пашет,
И-го-го она не скажет,
Молча плавает в воде,
Прячется в морской траве,
То ли рыба, то ль зверек?
Кто это?…(морской конёк)

9.Вот так рыба – просто чудо!
Очень плоская, как блюдо.
Оба глаза на спине,
И живет на самом дне.
Очень странные дела.
Это рыба…(камбала)

10.Эта птица любит море.
Жить привыкла на просторе.
В море синее нырнет -
Рыбку в клюве принесет.
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   
Что за птица? Угадай - ка!
Знают все, что это (Чайка).

Приложение 4.

Физкультурная минутка (пальчиковая игра).

Много ног у осьминога (поочередно шевелить пальцами обеих рук).

Все по- своему важны (сжимать и разжимать ладони в кулак и обратно)!

Массажируем и загибаем каждый палец, имитируем соответствующее ему действие

Эта ножка — держит ложку (круговые вращения кистями рук)

Две — чтоб бегать по дорожке (пальчики «бегают»),

Третьей — шляпу примерять (сжать кулаки, поднимать и опускать руки вверх над головой),

А четвёртой мяч гонять;

Пятой —кисточку держать (показываем, как держать кисточку),

Шестой книжку полистать,

А седьмая и восьмая — чтоб ракушки собирать.

Ножки у осьминожка дружные, все такие нужные.


Щупальца осьминога

Пальцы сжаты в кулачки и развернуты к себе. Слова произносим четко!

• Много ног у осьминога (поочередно, начиная с большого, выпрямляют все пальцы — 1-я позиция).

• Все они ему нужны (пальцы   в обратном   порядке   сгибаются   в   кулак — 2-я позиция).

• Заменяют ему руки (1-я позиция).

• Очень ловкие (2-я  позиция)  они (кулачки повернуть на себя и одновременно их раскрыть).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Осьминоги" к уроку природоведения в 5 классе "Многообразие животных"

На уроке по теме "Многообразие животных" дети выступают со своими сообщениями. Раньше готовили устные выступления с применением фотографий и рисунков. С появлением в кабинете интерактивной доски учу р...

Конспект арт-терапевтического занятия "Подарок для друга"

Арт-терапевтическое занятие для учащихся 4 - 5 классов, обучающихся по программе 8 вида....

Конспект арт-терапевтического занятия "В гости к осьминогу".

Тема: «В гости к осьминогу». ( Изготовление настенного панно в технике вязанная мягкая игрушка «На дне морском»)...

План-конспект открытого занятия «Осьминог из мятой бумаги в технике сухой лепки»

План-конспект открытого занятия «Осьминог из мятой бумаги в технике сухой лепки»...

План-конспект открытого занятия «Осьминог из мятой бумаги в технике сухой лепки»

План-конспект открытого занятия «Осьминог из мятой бумаги в технике сухой лепки»...