Как подготовить ребенка к школе.
материал на тему

Круглякова Татьяна Александровна

Выступление на родительском собрании. Подготовительная группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie_v_starshey_gruppe.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Родительское собрание в подготовительной группе .                                                                  

«Как подготовить ребенка к школе?».

    Подготовка ребенка к школе- это не только покупка школьных принадлежностей, одежды. Истинная подготовка человечка в школу должна начинаться примерно за один – два года до запоминающегося на всю жизнь дня. И от того , как вы подготовите своего ребенка к школе в дошкольном возрасте , зависит его успеваемость не только в начальной ,но и в средней школе.

    Сегодня  поговорим о подготовке к школе в речевом плане. Речевая функция является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития у него формируются психические формы познавательной деятельности , способность к понятийному мышлению. Овладение речью способствует осознанию, планированию и регуляции поведения.

    Известно, что основными функциями речи является коммуникативная, обобщающая и регулирующая. Коммуникативная и обобщающая функции речи формируются в тесном единстве: с помощью речи  человек не только получает новую информацию, но и усваивает ее. Вместе с тем речь является и средством регуляции высших психических функций. В норме регулирующая функция формируется к концу дошкольного возраста и имеет большое значение для перехода ребенка к школьному обучению. Становление регулирующей функции речи приводит к возникновению у ребенка способности подчинять свое действие речевой инструкции взрослого.

    Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически правильной речи  - одна из важнейших задач обучения  родному языку в детском саду и в семье.

   Ребенок с хорошо развитой речью  может понятно выразить свои мысли, задать вопросы, договориться со сверстниками. Невнятная речь затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер.

      Еще острее встает вопрос о значении фонетически правильной речи с поступлением ребенка в школу. С первого дня пребывания в школе ребенку приходится широко пользоваться речью : отвечать и задавать вопросы  в присутствии класса , читать вслух – и недостатки речи обнаруживаются очень скоро. Особенно необходимым для ребенка становится правильное произношение звуков и слов тогда , когда он начинает овладевать грамотой. Между чистотой звучания и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Младшие школьники пишут преимущественно так, как и говорят, поэтому среди неуспевающих школьников начальной школы по русскому языку и чтению отмечается большой процент детей с нарушением звукопроизношения.

    Могут быть ошибки следующего характера :

  • пропуски букв , слогов ;
  • перестановки букв ;
  • замены букв;
  • слитное написание слов , особенно предлогов.

     Исходя из имеющейся практики , можно отметить ,что в зависимости от того, как воспринимается нарушенное звукопроизношение ребенка, родителей можно объединить в две группы : с адекватной и неадекватной позицией.

При адекватной позиции родители осознают нарушения произношения как дефект , но дефект устранимый , требующий работы как специалистов , так и самих родителей.

Неадекватная позиция может быть различной : родители не считают , что произношение звуков нарушено . В других случаях родители слышат ошибки речи, но не придают им значения  , так как считают что это «само пройдет» , либо придерживаются того мнения , что и с дефектом можно прожить без особых проблем. К этой группе так же  относится родители , которые преувеличивают серьезность нарушения , требуют от ребенка правильного произношения, хотя он не может этого сделать. Такое отношение может сформировать комплекс неполноценности.

   Цель , которую я сегодня преследую – настроить вас на серьезную , совместную работу, чтобы все исправить в дошкольном возрасте , так как в школе этим заниматься будет уже некогда и будут наслаиваться проблемы с чтением и письмом.

К  шести годам дети должны полностью овладеть правильным  произношения звука «р» - отсутствие его или замена на «л».К моменту поступления в школу словарный запас ребенка включает около 5-6 тысяч слов, и он правильно употребляет их в речи. Обычно к этому времени у детей формируются и пространственно-временные представления, зрительный и слуховой анализ и синтез, общая и мелкая моторика. То есть, другими словами, ребенок достиг определенного уровня физической, нервно-психической, интеллектуальной зрелости, всего того, что необходимо для овладения навыками чтения и письма. Соответственно, нарушения в усвоении этих навыков могут быть вызваны недостаточным развитием речи, общей и мелкой моторики. У взрослого человека процесс чтения и письма автоматизирован. У ребенка же на начальном этапе он состоит из:                                                                        

* зрительного восприятия слова;                                                    

* различения и узнавания букв;                                                    

* соотнесения звука и буквы                                                          

* слогового анализа                                                                          

* прочитывания                                                                                

* понимания прочитанного.                                                            

       А процесс письма включает :                                                  

* смысловое программирование                                                    

* соотнесение мысли со структурой предложения                    

* деление его на слова                                                                    

* анализ слоговой структуры слова                                              

* определение последовательности звуков                                  

* проговаривание                                                                            

* соотнесение звука со зрительным образом буквы                  

* воспроизведение буквы с помощью руки                                  

    Что же делать чтобы ребенок научился читать и писать. Прежде всего нужно исправить нарушения звукопроизношения.      

 Работа над звуком включает в себя 4 этапа :

* подготовительный ;

* постановка ;

* автоматизация ;

* дифференциация ( в случаях замены одного звука другим «с» на «ш» ).

Родители тех детей , которые посещали занятия в прошлом году уже знают , с каким трудом появляются даже минимальные успехи. И тех занятий , которые проводились только раз в неделю , тоже недостаточно. Поэтому за столь продолжительное время некоторым удалось преодолеть только подготовительный этап , то есть научились делать отдельные артикуляционные упражнения. У остальных детей в распоряжении вообще только один учебный год. В этом году, в связи с ремонтом, занятия проходят в спальне, только два раза в неделю, так как нет возможности оставлять детей во время прогулки. Поэтому очень хотелось бы работать с вами в тесном контакте.

        Чтобы совершенствовать словарный запас и грамматический строй, старайтесь как можно больше беседовать с ребенком – о том, что произошло за день, о прочитанной книге. Слушайте его внимательно, с интересом, старайтесь указать на ошибку только после того, как ребенок закончит рассказ.

     Подготовкой к грамотному письму служит совершенствование пространственно-временных представлений: справа - слева, наверху – внизу; ориентация во временах года, времени суток.

     Развитию мелкой моторики способствуют лепка из пластилина, работа с ножницами, игры с пальчиками, массаж пальцев рук, шнуровка, обводка , рисование, вышивание.

     Тактильные ощущения развиваются узнаванием букв, «написанных» пальцем на спине в воздухе. Так же можно моделировать буквы из палочек и карандашей, восстанавливать недостающие элементы букв.    

     

 

   

Задания, которые научат определять количество, последовательность и место слов в предложении :

  1. Придумать предложение по сюжетной картинке и определить в    нем количество слов.
  2. Придумать предложение с определенным количеством слов.
  3. Увеличить количество слов в предложении.
  4. Определить место слова в предложении – какое по счету.

Задания, развивающие слоговой анализ и синтез.

  1. Выделить гласный звук из слога или слова.
  2. Определить место гласного звука в слове.
  3. Назвать гласные в слове.
  4. Составить слово из слогов, данных в беспорядке ( ран, ка, даш; ра, ба, бан ) .

Задания по формированию звуко-буквенного анализа

  1. Придумать слова, в которых 3, 4, 5 звуков.
  2. Отобрать картинки , в названии которых 4 или 5 звуков.
  3. Разложить картинки в два ряда в зависимости от количества звуков  в слове.
  4. Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на первом, последнем месте.
  5. Составить слова с различным числом слогов из букв разрезной азбуки .
  6. К каждой букве подобрать слова, начинающиеся с соответствующего звука ( от 3 до 6 букв).
  7. Отобрать картинки с определенным количеством звуков и букв в их названии.
  8. Какой звук убежал ( лампа – лапа, гроза – роза )
  9. Найти общий звук в словах ( платье – лавка, балет – облако)

   

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как подготовить ребенка к школе

Советы и рекомендации по подготовке первоклассника к школе...

Как подготовить ребенка к школе

Подготовка к школе - это не только обучение чтению, письму и счету. Важна еще и психологическая готовность....

Как подготовить ребенка к школе

Материал для родителей будущих первоклассников. В статье даны рекомендации по подготовке ребенка к школе....

Как подготовить ребенка к школе

Материалы для родителей будущих первоклассников. В статье даны рекомендации по подготовке ребенка к школе....

Как подготовить ребенка к школе.

Материал поможет родителям в вопросах подготовки ребенка к школе, поможет понять, что должен знать и что уметь ребенок к началу школьного обучения....

Как подготовить ребенка к школе? Советы психолога.

В жизни практически каждого ребенка наступает момент, когда он, наконец, вместе со всей подготовительной группой гордо выкрикивает: «До свиданья, детский сад!» и начинает готовиться к поступлению в шк...

Как подготовить ребенка к школе

Если вы решили воспитывать малыша самостоятельно без участия   воспитателя детского сада, тогда вам пригодятся советы специалистов о том, как подготовить ребенка к школе в домашних условиях....