Использование современного оборудования в учебно-исследовательской деятельности младших школьников с нарушением слуха
статья на тему

Стародубцева Наталия Васильевна

В Федеральном государственном образовательном стандарте подчёркивается важность самостоятельной исследовательской и практической деятельности учащихся. Выпускник начальной школы должен уметь проводить эксперименты с помощью учебного лабораторного оборудования, включающего как привычные традиционные, так и современные цифровые измерительные приборы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon starodubtseva_n.v._statya.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Использование современного оборудования в учебно-исследовательской деятельности младших школьников с нарушением слуха

Стародубцева Н.В., учитель начальных классов, учитель-дефектолог,

Кировское областное государственное общеобразовательное казённое учреждение «Общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья города Советска»,

starod.nataliya@yandex.ru

Традиционно в системе образования дети с нарушенным слухом обучаются в специальных (коррекционных) учебных заведениях, школах-интернатах. В условиях внедрения инклюзивного образования, которое предполагает обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в обычных общеобразовательных школах, ребёнок с нарушением слуха может появиться в одном классе с обычными детьми.  И для него должны быть созданы специальные условия – оптимальные методы, средства и способы построения процесса обучения.

Нарушение слуховой функции приводит к невозможности качественно воспринимать звуковые сигналы, которые важны для полноценного познания окружающего мира, для создания полных и всесторонних представлений о предметах и явлениях действительности. Нарушение слуха приводит к недоразвитию речи и специфическому развитию всех познавательных процессов. У детей с нарушением слуха недостаточно развиты житейский опыт, соответствующие житейские представления, понятия и практические умения.

При выборе методов, средств и способов построения образовательного процесса детей с нарушенным слухом следует обратить внимание на учебно-исследовательскую деятельность. Ребёнок познаёт мир только в процессе взаимодействия с ним, особенно это важно для детей с нарушением слуха. Учебно-исследовательская деятельность эффективно реализуется на уроках окружающего мира и во внеклассной деятельности по предмету.

В Федеральном государственном образовательном стандарте подчёркивается важность самостоятельной исследовательской и практической деятельности учащихся. Выпускник начальной школы должен уметь проводить эксперименты с помощью учебного лабораторного оборудования, включающего как привычные традиционные, так и современные цифровые измерительные приборы. 

Важную роль играет оснащение школы современными техническими средствами. К нам в школу был поставлен комплект учебного оборудования кабинета начальных классов. В комплект учебного оборудования входят  цифровые микроскопы и естественно-научная лаборатория ЛабДиск. Таким образом, нам открылись новые возможности в проведении учебно-исследовательской деятельности.

ЛабДиск – это действительно полноценная научная лаборатория, созданная специально для младших школьников. Прибор имеет семь датчиков: датчик расстояния, датчик частоты сердечных сокращений, микрофонный датчик (измеряет уровень громкости звука), датчик освещённости, датчик температуры исследуемой среды с выносным зондом, датчик температуры окружающей среды, GPS-приёмник.

        Вместе с лабораторным оборудованием ЛабДиск можно использовать программное обеспечение GlobiWorld, предназначенное для юных исследователей. Эта программа имеет красочный интерфейс, открывающий доступ к семи «научно-тематическим паркам». В каждом виртуальном парке учащиеся могут ознакомиться с биографиями знаменитых учёных, узнать интересные факты по данной теме, поработать в анимированных лабораториях. Отображение экспериментальных данных предлагается в виде измерительных приборов, таблиц, столбчатых диаграмм, графиков, карты Google; есть возможность добавлять комментарии.

Приведу примеры исследований, которые мы провели.

Определение длины, ширины и высоты классной комнаты, используя датчик расстояния. Я ставила задачу измерить длину, ширину и высоту класса и предлагала ребятам сделать это с помощью рулетки. Результаты измерения дети записывали в рабочий лист. В таблице клетка рядом со словом «высота» осталась пустой. Дети не смогли с помощью рулетки измерить высоту класса. В этот момент появляется новое устройство ЛабДиск. Заполняем пустую клетку в таблице. Налицо – преимущества современных технологий. Далее дети измерили длину и ширину класса с помощью ЛабДиска, сравнили результаты и обсудили их. А в заключении нашли периметр, площадь класса. Кроме того, дети работали в группе, осваивая вместе с цифровыми измерениями коммуникативные и социальные навыки, распределяя обязанности и помогая друг другу.

Предлагала ребятам задачу - измерить свой рост, рост соседа по парте. После того как дети предложили свои пути решения этой практической задачи, предлагаем ЛабДиск. Дети измерили рост всех учеников класса с помощью лаборатории ЛабДиск, проанализировали диаграммы. Выполнили практическую работу по измерению пульса до и после физической нагрузки, используя для этого датчик частоты сердечных сокращений (ЧСС).

Таким образом, могут быть проведены самые различные практические занятия в рамках урока, внеклассной деятельности, проектной деятельности. Например, совместно с учащимися 11 класса мы измеряли с помощью ЛабДиска уровень освещённости рабочего места в классах, это входило в план мероприятий общешкольной программы «Школа – территория здоровья».

Можно взять ЛабДиск и отправиться, например, в парк. Мы можем подключить датчик GPS и определить, в какой точке земного шара находимся (координаты) и показать это место на карте Google. Мы можем измерять температуру воздуха или уровень шума при движении в разных частях города. Полученные данные отображаются на карте Google.

Мы с ребятами присоединились к интернет ресурсу под названием «Глобальная школьная лаборатория» (ГлобалЛаб). Это международный проект, объединяющий учеников разных городов земного шара в исследовательское сообщество. Возможность увидеть свои данные на карте мира и почувствовать себя членами научного сообщества школ вдохновляет детей, повышает интерес к учёбе. Мы присоединились к проекту в ГлобалЛаб «Двенадцать месяцев», цель которого зафиксировать изменения в природе в течение года. В этом проекте нужно выбрать объект исследования. Мы выбрали участок школьного двора, который расположен так, чтобы мы могли посетить его каждый месяц. Каждый месяц примерно в одни и те же сроки нужно сделать фотографию объекта, загрузить её в ГлобалЛаб и добавить описание. Представленные участниками фотографии и описания природных объектов позволят создать уникальную картину сезонов года в России и во всём мире.

Цифровые микроскопы - это простое в использовании устройство и при этом обладает большими возможностями. С его помощью мы превращаем самые обычные окружающие предметы в объекты исследования,  в реальном времени на экране компьютера мы можем наблюдать многократно увеличенное изображение микрообъектов, с помощью мультимедийного проектора передавать изображение на  экран интерактивной доски, мы можем создавать фотоснимки и видеозаписи наблюдаемых объектов, протекающих процессов в микромире. Окружающий мир – это, прежде всего, самоисследование. И первое, что мы посмотрели в микроскоп, это были наши пальцы, кожа, волосы. Мы изучили в увеличенном виде различные виды ткани, бумагу, отпечатки шариковой ручки и карандаша; вырастили и рассмотрели плесень; рассмотрели лишайник и доказали, что он принадлежит к царству грибов. На занятии «Исследование личинки комара» дети смотрели фотокадры – как окукливается личинка, всплывает на поверхность воды и превращается в комара. Изучили личинку при 10 и 60 кратном увеличении и сняли видео.

Учебно-исследовательская деятельность способствует формированию универсальных учебных действий: познавательных – ориентироваться в работе приборов, считывать и преобразовывать информацию, представленную в виде графиков, таблиц, диаграмм, делать выводы на основе результатов измерений; коммуникативных – слушать и понимать других, договариваться при работе в группе; регулятивных – давать словесную характеристику своей работы и осмысливать свои результаты.

Таким образом, учебно-исследовательская деятельность открывает детям с нарушением слуха возможность понимать окружающий мир, развивать свою речь, описывать явления окружающего мира на языке науки. Она позволяет наиболее полно выявлять и развивать интеллектуальные, творческие способности детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья. 

Литература:

  1. Справочно-методическое пособие «ЛабДиск ГЛОМИР. Мобильная естественно-научная лаборатория с мультисенсорным регистратором данных»
  2. Книга для учителей школы слабослышащих: Обучение ру.яз., чтению, произношению/ К.Г.Коровин, И.М. Гилевич, Н.Ю. Донская и др.; Под ред. К.Г. Коровина.-М.:Просвещение, 1995.-160с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Пути совершенствования учебной деятельности младших школьников с нарушением слуха на уроках математики»

В докладе говорится о основных путях совершенствования учебной деятельности младших школьников с нарушенным слухом на уроках математики....

формирование коммуникативной компетенции у младших школьников с нарушенным слухом через реализацию элективного курса

В статье автор делится в кратце своим опытом работы по формированию коммуникативной компетенции у младших школьников с нарушенным слухом  через реализацию элективного курса...

Развитие словарного запаса как условие формирования устной речи младших школьников с нарушенным слухом

Обучение словесной речи, в частности ее устной форме, - суть всей коррекционной работы и одна из основных задач всего учебно-воспитательного процесса в школе для неслышащих детей. «От того, на сколько...

Игры и развлечения как средство музыкального воспитания младших школьников с нарушением слуха

Игры и развлечения  как средство музыкального воспитания младших школьников  с нарушением слуха...

Статья: Педагогические рекомендации по развитию внимания младших школьников с нарушенным слухом в условиях учебной деятельности

Работа по развитию внимания у младших школьников с нарушенным слухом должна совершаться в нескольких направлениях. Во-первых, необходимо формировать умственные действия. Во-вторых, нужно научить ребен...