Методическая разработка "Верёвочный курс - специализированный тренинг по профилактике суицидального поведения детей и подростков"
методическая разработка на тему

Палехина Марина Сергеевна

В разработке представлены задания по профилактике суицидальных проявлений детей и подростков, с подробной инструкцией по прведению заданий и их анализу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konkursnaya_rabota_palehina_m._s._veryovochnyy_kurs.doc207 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования

администрации города Кемерово

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Центр детского творчества»

Центрального района города Кемерово

«ВЕРЁВОЧНЫЙ КУРС» –

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ  СОЦИАЛЬНЫЙ  ТРЕНИНГ

ПО ПРОФИЛАКТИКЕ  СУИЦИДАЛЬНОГО  ПОВЕДЕНИЯ

ДЕТЕЙ  И  ПОДРОСТКОВ

(методические рекомендации)

Автор-составитель:

Палехина Марина Сергеевна,

методист МБОУДО «ЦДТ» ЦР г.Кемерово

Кемерово

2014


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………… 3

«ВЕРЁВОЧНЫЙ КУРС» –

СПЕЦИАЛЬНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ТРЕНИНГ …………………. 4-5

ИНСТРУКТАЖ ДЛЯ ВЕДУЩЕГО

«ВЕРЁВОЧНОГО КУРСА» …………………………………………. 6-9

СОДЕРЖАНИЕ ВЕРЁВОЧНОГО КУРСА ……………………….. 10-35

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………… 36


ВВЕДЕНИЕ

Не каждое образовательное учреждение встречается в своей образовательной практике с суицидальными трагедиями детей и подростков. Но встречая в средствах массовой информации и в официальных письмах ужасающие цифры, унесённых проблемами суицида детских жизней, с ужасом думаешь: «А есть ли возможность остановить трагедию?».

К большому сожалению в многолетней образовательной практике, мне почти не приходилось видеть специальных мероприятий, которые бы формировали у ребёнка «защитную функцию» от мыслей о совершении самоубийства. Не учили меня как педагога не в среднем специальном, не высшем учебном заведении, как противостоять этой социальной проблеме. Я родитель, но эта проблема никогда не обсуждалась в моей семье, хотя были примеры добровольного уходя из жизни детей в близком окружении.

Если объединить все научные мысли, с которыми я познакомилась в рамках вышеуказанной проблемы, то я согласна с философом, писателем Станиславом Лемом: «Человеку нужен человек!». Если рассматривать это высказывание с точки зрения педагогики, то можно сказать: «Детям нужны люди рядом с ними!». Эту фразу через свои труды в разные годы пронесли и педагоги, и психологи, и специалисты кризисных центров.

Сегодня, с внедрением новых федеральных государственных образовательных стандартов и программ внеурочной деятельности, с ребёнком всё больше и больше проводят времени педагоги, а не родители. Поэтому это мы, те люди, которые нужны нашим детям, и которые должны быть рядом с ними…

В начале 90-х годов мне посчастливилось, пройти тренинговый курс на основе материалов программы «Лидер», рекомендованной для подготовки ведущих детских групп Ассоциацией юных лидеров (АЮЛ) (1995 год). Тогда, я ещё сама не понимала насколько уникален будет тот приобретённый опыт. Сегодня по крупицам, встречая задания, в разных источниках и по своим записям я постаралась восстановить этот уникальный специализированный социальный тренинг «Верёвочный курс», единственный в моей практике, который формирует основы антисуицидального поведения у детей и подростков.


«ВЕРЁВОЧНЫЙ КУРС» –

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ТРЕНИНГ

«Истинная ценность Верёвочного курса - СОБСТВЕННЫЙ ОПЫТ, который даёт участникам возможность осознать, выразить (рассказать другим) и проанализировать свой уникальный опыт…»

(Из материалов подготовки ведущих АЮЛ)

Верёвочный курс (ВК), в некоторых источниках встречается под названием «Rope course» (что в переводе с английского и обозначает «Верёвочный курс») специальный уникальный социальный тренинг.

Верёвочный Курс - это специальный социальный тренинг, состоящий из серии заданий и содержащий обязательный блок анализа этих заданий (упражнений). Эти задания подобраны уникально, мобильно и с определённой целью.

Важной и очень значимой ценностью Верёвочного Курса является его анти суицидальный акцент в формировании личности. Каждое упражнение Верёвочного Курса показывает и доказывает, что из любой, даже самой казалось бы безвыходной ситуации, всегда есть выход. Эта мысль, тонкой линией в рамках всех упражнений проносится ведущим, проводя параллель с примерами из жизни, которое высказывают сами участники тренинга.

Верёвочный курс, как уникальный социальный тренинг, очень эффективен для:

  • развития коммуникативных способностей (умение выстраивать отношения с другими людьми, формулировать свою точку зрения, высказывать своё мнение, навыки общения с людьми разных возрастов, преобладание в межличностном общении доброжелательности, отзывчивости, взаимопомощи, эмпатии, толерантности, умения решать поставленные задачи );
  • сплочения коллектива (умений слушать и слышать друг друга, уважения. доверия,, сотворчества, взаимопомощи, дружелюбия, принятия чужого мнения, умение работать в команде);
  • мотивации устойчивой положительной жизненной позиции, построенной на позитивном отношении к себе и окружающей действительности;
  • развития личностных компетенций (повышению самооценки, ответственности, открытости, толерантности)
  • формирования практических навыков поведения в экстремальных ситуациях (владение навыками самообладания, нестандартного подхода, оптимизма, решимости, креативности);

После окончания Верёвочного курса, бывают ситуации, когда у участников тренинга – детей и подростков – меняются взгляды, жизненные позиции и ориентиры. После прохождения такого курса, детям одного коллектива намного легче общаться и взаимодействовать друг с другом, находить и принимать общее решение, быть терпимее. Помимо учёбы у каждого ребёнка есть свои увлечения, своя личная жизнь, о которых мы даже не догадываемся. В Верёвочном курсе идёт познание друг друга и самого себя, где каждому приходится задумываться о том, о чём он никогда и не подумал, хотя бы потому, что просто некогда тратить на это время в современном ритме жизни. Пройдя Верёвочный курс каждый участник и ведущий сделают намного больше, чем делают всегда.


ИНСТРУКТАЖ ДЛЯ ВЕДУЩЕГО

«ВЕРЁВОЧНОГО КУРСА»

 «Человеку, не прошедшему ВК,

 не будет понятно, что это,

даже если инструктор расскажет о нём…»

(Из материалов подготовки ведущих

Ассоциации Юных Лидеров)

Если Вам посчастливилось быть инструктором (ведущим, руководителем, организатором) Верёвочного курса, то обязательно сначала сами выполните в качестве участника упражнения, которые Вы будете инструктировать.

Рекомендации для инструкторов:

  • упражнения для участников должны проговариваться точно так, как они изложены в задании, вы не должны давать вольную интерпретацию упражнений или давать участникам иные объяснения;
  • говорите медленно, ясно и спокойно, чтобы каждый понимал вас, уточните, все ли поняли задание;
  • при выполнении упражнения команде разрешается использовать только те предметы и приспособления, которые принадлежат данному упражнению;
  • если участники задают вопросы, только повторите упражнение, но не давайте подсказки;
  • если участники Верёвочного Курса продолжают задавать вопросы, например, просят Вас растолковать элементы упражнения или прямо спрашивают, какие пути решения можно использовать, тогда задайте команде четкий вопрос: «Вы хотите получить подсказку? Если «Да», то Вы назначаете «цену» подсказке. «Цена за подсказку высока - после неё вы не имеете право разговаривать». Если команда все еще желает получить подсказку, вы говорите её - «Используйте больше командной работы!» (этот ключ универсален для всех упражнений);
  • дайте команде возможность самостоятельно найти решение;
  • умейте приостановить конфликтные ситуации;
  • если в группе есть участники, уже проходившие эти упражнения, следите за тем, чтобы они не забирали инициативу в свои руки, и дали возможность в первую очередь выполнить задание другим участникам.

        В природных условиях организовать тренинг сложнее, зато интереснее. К тому же, это можно совместить с отдыхом. С виду тренинг на природе похож на туристическую или спортивную эстафету, поэтому здесь важно правильно подобрать упражнения и провести анализ.

        Самое главное правило Верёвочного Курса: задания должны выполняться не в качестве соревнования, а нести в первую очередь коммуникативную составляющую, где участники члены единого, сплочённого и понимающего коллектива.

Начинать Верёвочный Курс в желательно с более легких и дружелюбных упражнений (например: упражнение «Переправа», «Бревно»), а заканчивать упражнениями типа «Паутина» или «Электрическая изгородь».

        Если Вы, как руководитель – ведущий, чувствуете, что в группе нарастает напряжение и участники не могут справиться с заданием, дайте им возможность отдохнуть (сделайте перерыв, частично обсудите, проанализируйте, дайте более лёгкое задание, а затем снова вернитесь к этому упражнению и т.п.)

        Удобная для работы группа в Верёвочном Курсе - это команда по 10-12 человек.


Общие требования к анализу упражнений

Во время анализа упражнений (заключения) нельзя задавать наводящие вопросы и каким-то образом провоцировать участников говорить по предложенной ВАМИ схеме или же выдавать КЛИШЕ - банальные фразы ни о чем ,.. Ваши вопросы должны быть нейтральными («Что вы чувствовали?..», «Что изменилось в …момент?..», «Почему вы выбрали это решение?..», «Каким образом?..» и т.д.), должны оставлять участникам свободу выбора, анализа и фантазии.

На что следует обратить внимание при проведении анализа упражнений в Верёвочном Курсе:

  • выработка командной стратегии;
  • кооперация в труппе;
  • понимание идеи упражнения;
  • скрытые эмоциональные течения;
  • индивидуальное участие;
  • индивидуальные переживания;
  • понимание других участников;
  • принятие решений;
  • личная ответственность;
  • распределение ролей в группе;
  • командность работы;
  • изменение в поведении;
  • изменение на эмоциональном уровне и в степени участия;
  • самовыражение участников;
  • творческий подход;
  • взаимопомощь в группе.


Соглашение участника Веревочного Курса

В качестве подготовки и повышения уровня ответственности участия в Верёвочном Курсе Вы можете подписать соглашение.

        Вот пример такого соглашения:

Пожалуйста, прочтите внимательно!

Признание риска: я признаю, что Верёвочном курсе, как любое событие связанное со спортом, нагрузками, скалолазанием, альпинизмом, присутствует определенная доля риска.

Я признаю, что физически и умственно способен участвовать в ВК. Я участвую добровольно и осознаю риск, которому я себя подвергаю, а также вероятность получения травмы.

Я признаю право организаторов Верёвочного Курса прервать Верёвочный курс, если на то будет медицинские показания или в случае необходимости из-за проблем в группе, или в случае неблагоприятных природных условий.

Принятие ответственности:

Я согласен нести полную ответственность за возможные последствия участия в ВК, в случае получения мной каких-либо травм или повреждений «за исключением тех, которые возникли по вине организаторов ВК

Я ЗАКЛЮЧАЮ ВЫШЕИЗЛОЖЕННЫЕ СОГЛАШЕНИЯ

Ф.И.О.____________________________________________

Возраст ___________________________________________

Подпись ___________________________________________

Телефон ___________________________________________

Адрес _____________________________________________

В случае необходимости сообщить и известить!

___________________________________________________

Тел. _______________________________________________

Примечание: Конечно, ведущий и его помощники, полностью отвечают за проведение тенинговых упражнений и безопасности при их выполнении, но для придания статуса «ответственности и серьёзности» каждого участника, необходимо заполнение данного соглашения.

СОДЕРЖАНИЕ ВЕРЁВОЧНОГО КУРСА

Перед началом работы с группой, если участники тренинга не знакомы проведите несколько игр на знакомство. Далее прочитайте тезисы группе.

Тезисы инструктора (ведущего):

1. Сегодня мы будем участвовать в специальном социальном тренинге - Верёвочном курсе - как ЕДИНАЯ СПЛОЧЁННАЯ КОМАНДА и каждый из нас должен «бросить себе вызов», т. е. быть готовым выступить на все 300%. Вы будете участвовать в нескольких видах упражнений, в которых будут задействованы все стороны Вашей личности: физические, эмоциональные и интеллектуальные (умственные)»

2. "Сегодня я - помощник. Я буду помогать вам работать и самостоятельно анализировать свою работу, но я не смогу дать вам советы или ответы на то, как работать. За ответами вы должны обратиться к себе".

3. "Мы стремимся к тому, чтобы создать "команду лидеров". Т. е. группу, где каждый в равной степени проявляет себя как лидер".

4. "Каждый способен безопасно завершить любое упражнение, которое мы предлагаем сегодня. Мы просим вас участвовать в каждом упражнении в полной мере: от сегодняшнего дня вы получите ровно столько, сколько вложите в него."

5. "В ВК нет места соревновательности. Сегодня мы не соревнуемся ни друг с другом, ни с другими командами. Верёвочный курс – это не "Веселые старты"!  Для нас важен наш собственный успех"

6. "Почувствуйте "вкус" сегодняшнего дня - его необычность и зависимость его результатов от степени вашего участия. Его успех зависит от вас!"

7."Сегодня могут быть моменты, когда вы испытаете страх. И, мы просим вас, с одной стороны, не придавать ему слишком большого значения, с другой стороны - не стараться скрыть его. Просто признайтесь себе, что вам страшно и, постарайтесь завершить то, что вы хотели сделать. Это нормально испытывать страх и, тем не менее, довершить начатое".

8. "Мы создали атмосферу безопасности - социальной и эмоциональной. И мы просим вас продолжать поддерживать ее внутри своей команды. Не осуждайте поступки свои собственные, и чьи бы то ни было сегодня. Все что происходит - всё О'К."

9 Мы так же создали атмосферу физической безопасности. Но абсолютно необходимо, чтобы вы были внимательны к самому себе и другим на 100% и были предельно осторожны.

Если участники тренинга продолжают задавать вопросы, например, просят Вас растолковать элементы упражнения или прямо спрашивают, какие пути решения можно использовать, тогда задайте команде четкий вопрос: «Вы хотите получить "ключ"? Если ответ "Да", то Вы говорите: "Цена за него высока - после подсказки вы не имеете права разговаривать". Если команда все еще желает получить "ключ", вы говорите подсказку: "Используйте больше командной работы!". Этот ключ универсален для всех упражнений.

Вы не должны давать вольную интерпретацию упражнений или давать участникам иные объяснения. Дайте команде возможность самостоятельно найти решение. При выполнении упражнения команде разрешается использовать только те предметы и приспособления, которые принадлежат данному упражнению.

Не начинайте задания Верёвочного курса если у Вас мало времени! Дайте команде столько времени сколько ей необходимо, что разрешить заданную в упражнении ситуацию.


ЗАДАНИЯ ДЛЯ СОЦИАЛЬНОГО ТРЕНИНГА

«ВЕРЕВОЧНЫЙ КУРС»

Упражнение «Кольцо»

        Цель: формирование чувства ответственности перед командой.

Оборудование: обруч среднего размера.

Подготовка к упражнению: Все встают в круг, берутся за руки, таким образом, что правая рука идет вперед, а левая между ног назад. Кольцо одето на одного из участников через левое плечо. Кольцо должно пройти через весь круг и вернуться к первому участнику.

Задание: "Ваша задача, не размыкая рук передать кольцо по кругу. Если руки разомкнулись, либо кольцо коснулось земли - упражнение начинается сначала»

        

Вопросы для анализа упражнения:

  • Что было выполнить сложнее - не уронить кольцо на землю или не разомкнуть руки?
  • Как пришла идя выполнения упражнения?
  • Без кого вы бы не справились?
  • Кто кого хочет поблагодарить в этом упражнении?
  • Если проводить ассоциации с жизнью, где Вам встречались подобные ситуации?
  • Думали ли Вы, что выполнить упражнение невозможно? На каком этапе «опустились руки»? Что помогло?

Запомните: «Из любой, даже самой безвыходной ситуации всегда есть выход!». Эти слова произносит ведущий и переворачивает лист на котором написана эта фраза. Ведущий просит повторить фразу всем вместе.

Упражнение «Слепой треугольник»

Цель: формирование навыков выработки командной стратегии, через личное участие.

Оборудование: верёвка не менее 3 метров, сомкнутая в кольцо, повязки на глаза по количеству участников команды.

Заметка ведущим:

На земле лежит веревка. Соберите вашу команду метрах в 3-х от нее. Не обращайте внимание на веревку и постарайтесь, чтобы и команда не обращала на нее внимание.

Во время выполнения упражнения обращайте внимание на: доверие, выработку решения группой, работы группы и выработки стратеги.

Раздайте участникам платки (завязать глаза). Каждый завязывает глаза. Предупредите участников верёвочного курса, что никто не развязывает повязки и не снимает повязки с глаз до конца выполнения упражнения или пока ведущий не даст такую команду.

Задание: (Глаза у участников уже завязаны, ведущий говорит следующее…) «Где-то около вас есть верёвка. Ваша задача найти веревку и с помощью верёвки образовать равносторонний треугольник, но так чтобы каждый участник держался за веревку».

Когда группа соглашается, что упражнение выполнено, то они сообщают об этом ведущему. Когда группа сообщает, что она готова, спросите её ещё раз: "Каждый доволен результатом?" Когда все ответят "да", попросите участников снять повязки, аккуратно положить веревку и отступить на шаг.

Вопросы для анализа упражнения:

Помните, что все прекрасно. Если участники думают, что их треугольник равносторонний, а он таковым не является, то это тоже нормально. Если в команде есть несогласие по поводу того, какой треугольник они образовали, то пусть участники придут к согласию сами - это тоже часть процесса выполнения упражнения.

  • Как вырабатывалось командное решение?
  • Работала команды или отдельные члены команды?
  • Кто не включился в работу? Почему?
  • Кто взял на себя роль ведущего? (с него и больше всего ответственности если не получилось выполнить задание)
  • Если проводить ассоциации с жизнью, где Вам встречались подобные ситуации?
  • Хотите ли повторить задание?
  • Думали ли Вы, что выполнить упражнение невозможно? На каком этапе «опустились руки»? Что помогло?

Запомните: «Из любой, даже самой безвыходной ситуации всегда есть выход!». Эти слова произносит ведущий и переворачивает лист на котором написана эта фраза. Ведущий просит повторить фразу всем вместе.

Упражнение «Бермудский треугольник»

Цель: формирование навыков выработки командной стратегии и умений работать командой.

Оборудование: верёвка не менее 5 метров, опоры (стволы трёх деревьев), палка длинной 1-1,5 м., диметром не менее 10 см.

Задание: На высоте 1-1,2 метра натянута веревка в виде треугольника. "Вы находитесь в Бермудском треугольнике, ваша задача выбраться из него. Есть только один выход – поверх веревки. В треугольнике есть злой надзиратель, который может любого из вас "лишить" зрения, речи, жестов, движений. В случае касания веревки группа возвращается в исходную позицию. Задание считается выполненным – если из треугольника выбрались все члены группы. Вы можете использовать спасательный шест, но он находится за «Бермудским треугольником».

Вопросы для анализа упражнения:

  • Что было самым сложным в упражнении?
  • Кто взял на себя роль руководителя?
  • У кого были идеи, но он их не высказал?
  • Как ещё можно было выполнить это задание? (Можно поделиться опытом как другие команды справлялись с этим раньше. Но идеи этой группы, это их личный и значимый для них опыт.)
  • Если проводить ассоциации с жизнью, где Вам встречались подобные ситуации?
  • Кто кому помог в выполнении упражнения?
  • Думали ли Вы, что выполнить упражнение невозможно? На каком этапе «опустились руки»? Что помогло?

Запомните: «Из любой, даже самой безвыходной ситуации всегда есть выход!». Эти слова произносит ведущий и переворачивает лист на котором написана эта фраза. Ведущий просит повторить фразу всем вместе.

Упражнение «Ковер»

Цель: формирование основ толерантности.

Оборудование: коврик на который можно встать не разуваясь.

Задание: Вся группа стоит на коврике. Нужно перевернуть его на другую сторону. Если кто-то наступил на пол - упражнение начинается с начала.

Страховка: Если Вы видите, что участники тренинга берут друг друга на руки, на плечи, предупреждайте их об опасности и страхуйте сами.

        

Вопросы для анализа упражнения:

  • Что было самым сложным в упражнении?
  • Если проводить ассоциации с жизнью, где Вам встречались подобные ситуации?
  • Кто кому помог в выполнении упражнения?
  • Зачем мы делали всё это?
  • Чему научило Вас это упражнение?
  • Были ли Вы частью команды? (ждите высказываний каждого)
  • Думали ли Вы, что выполнить упражнение невозможно? На каком этапе «опустились руки»? Что помогло?

Запомните: «Из любой, даже самой безвыходной ситуации всегда есть выход!». Эти слова произносит ведущий и переворачивает лист на котором написана эта фраза. Ведущий просит повторить фразу всем вместе.

Упражнение «Бревно»

Цель: формирование чувства личной ответственности, сопереживания как за себя, так и за команду.

Оборудование: бревно (лавка)

Страховка: если бревно высокое необходимо постелить маты для страховки.

Задание: Ваша задача во-первых: уместиться на одном «бревне», во-вторых: задача всех перейти с одного конца «бревна» на другой, при этом не упасть самому и не уронить никого из играющих. Если это происходит, то игра начинается заново. И так до тех пор, пока первый не станет последним в ряду играющих, а последний не станет первым.

        Вопросы для анализа упражнения:

  • Тяжело ли вам было справится с этим заданием?
  • Как вы думаете, почему у вас не получилось сразу выполнить это задание?
  • Кого вы не захотели услышать во время игры?
  • Что было самым сложным в упражнении?
  • Если проводить ассоциации с жизнью, где Вам встречались подобные ситуации?
  • Кто кому помог в выполнении упражнения?
  • Позволила ли игра за короткий срок работы сплотить команду?
  • Помогла ли игра работать в команде, отвечать не только за себя, но и за других?
  • Думали ли Вы, что выполнить упражнение невозможно? На каком этапе «опустились руки»? Почему? Что помогло?

Запомните: «Из любой, даже самой безвыходной ситуации всегда есть выход!». Эти слова произносит ведущий и переворачивает лист на котором написана эта фраза. Ведущий просит повторить фразу всем вместе.

Упражнение «Падение доверия» («Траст-фол»)

Цель: Упражнение направлено на развитие взаимного доверия; развитие навыков координации совместных действий; обеспечение эмоциональной вовлеченности участников в тренинг; снижение интенсивности страхов участников. 

Оборудование: возвышенность высотой от 80 см. до 1 м.

Задание: Постройте команду в две линии так, чтобы обе группы стояли лицом друг к другу. Попросите снять часы, кольца, браслеты, вытянуть руки вперед, согнуть их в локтях (угол 90%). Руки чередуются между собой, образуя «колыбель» для падающего. Ладони обращены вверх и не в коем случае не сцеплены ни между собой, ни с руками соседа сбоку или напротив. Колени страхующих слегка согнуты. Ведущий становится в линии на то место, куда придется наибольший вес падающего и, что бы ни случилось, не убирает рук во время падения участника. Поставьте рядом с собой сильных ребят. По мере продвижения очереди Вы можете изменять порядок линий, чтобы каждый участник испытал момент поимки…но держите сильных в середине!

        Если у вас большая и сильная команда, Вы можете быть руководителем падения (вне линии), но если Вы чувствуете, что для безопасности падения Вы необходимы команде, попросите ребят самим выбрать руководителя («Маэстро»).

        Подготовьте Маэстро, чтобы он смог проверить падающего:

  • Торс и ноги должны быть абсолютно прямыми («как струнка»);
  • Руки - скрещены на груди и сцеплены в замок;
  • Голова немного откинута назад;
  • Попросить снять очки и вынуть предметы из карманов.

СЛОВА, которые ОБЯЗАТЕЛЬНО должны быть сказаны перед падением:

1. ПАДАЮЩИЙ: «Готовы страхующие?».

2. СРАХУЮЩИЕ: «Страхующие готовы!».

3. МАЭСТРО: «Падай!».

Страховка: Маты и спальные мешки для страховки под руками детей. Желательно присутствие 2 взрослых (мужчин), встать друг против друга на расстоянии корпуса ребёнка.

Каждый участник по очереди падает спиной на руки группе. Группа плотным коридором держит руки внизу. Тот, кто падает, сцепляет руки в «замок» и держит их на груди. Спрашивает у группы: «Страхующие готовы? Группа отвечает: «Готовы!». Падающий говорит «Падаю». Группа отвечает «Падай!» Только после этого «падающий» участник падает.

Следует строго соблюдать технику безопасности:

Исключить возможность подвижки или опрокидывания предметов, с которых производятся прыжки. Если для этого используется стул, поставленный на стол, или нечто подобное, то кто-то обязательно должен крепко держать это сооружение.

Падения производить только после команды ведущего о готовности.

Нужно следить, чтобы падающие в полете не раскидывали руки в стороны, чтобы не ударить страхующих.

Следует избегать применения этого упражнения в группах, участники которых склонны к непредсказуемым действиям или недостаточно подчиняются распоряжениям ведущего или не готовы к таким заданиям по индивидуальной несовместимости.

Если в качестве возвышения используются предметы мебели, нужно заранее позаботиться о подстилке, чтобы не пачкать их обувью.

        Вопросы для анализа упражнения:

  • Спросите у каждого, что он чувствовал, когда стоял на бревне перед падением? Когда был страхующим?
  • Хотелось ли Вам, чтобы каждый участник Вашей команды смог пережить те ощущения, которые пережили Вы?
  • Что было самым сложным в упражнении?
  • Где в жизни Вам могут встретиться или уже встречались подобные ситуации?
  • Наверняка большинству участников было страшно участвовать в этом упражнении, хотя бы в первый раз.
  • Как именно переживался этот страх?
  • Что помогло его преодолеть?
  • Можете ли вы привести примеры ситуаций, в которых подростки находят переживание страха приятным и специально «охотятся» за этой эмоцией?

Упражнение «Космическая скорость»

Цель: умение находить общее решение за короткий период времени.

Оборудование: мячик.

Задание: 

Играющие встают в круг.

Ведущий предлагает первому участнику, он передаёт мяч любому понравившемуся в кругу человеку (все передают мяч в любом порядке), так до тех пор, пока мяч не вернётся к первому участнику.

Затем предложить передать еще раз, сохраняя прежний порядок передачи мяча, но быстрее. Ведущий засекает время передачи.

Вопрос всем участникам: «Можно ли улучшить время передачи?»

И так, повторять несколько раз с одним и тем же заданием

Сообщите участникам, что рекорд выполнения упражнения 3 секунды.

        Вопросы для анализа упражнения:

  • Сразу ли вы пришли к этому варианту?
  • Кто первым предложил его?
  • Всех ли вы смогли выслушать во время обсуждения?

  • Это упражнение способно сплотить группу?
  • Вы работали единой командой?
  • Думали ли Вы, что выполнить упражнение невозможно?

Запомните: «Из любой, даже самой безвыходной ситуации всегда есть выход!». Эти слова произносит ведущий и переворачивает лист на котором написана эта фраза. Ведущий просит повторить фразу всем вместе.

Упражнение «Оковы»

Цель: умение работать в команде.

        Задание: Играющие встают в две линии друг против друга. Ноги ставят так, как будто они закованы друг с другом оковами. Задача: кто быстрее дойдет до определенного места, не разбивая оков. Те, кто разомкнул оковы, возвращается назад на линию старта.

Вопросы для анализа упражнения:

  • Тяжело ли вам было справится с этим заданием?
  • Как вы думаете, почему у вас не получилось сразу выполнить это задание?
  • Кого вы не захотели услышать во время игры?
  • Кто внес идею, сделать именно так?
  • Если проводить ассоциации с жизнью, где Вам встречались подобные ситуации?
  • Кто кому помог в выполнении упражнения?
  • Кому Вы хотите сказать «спасибо» в этом упражнении?
  • Думали ли Вы, что выполнить упражнение невозможно? На каком этапе «опустились руки»? Что помогло?

Запомните: «Из любой, даже самой безвыходной ситуации всегда есть выход!». Эти слова произносит ведущий и переворачивает лист на котором написана эта фраза. Ведущий просит повторить фразу всем вместе.

Упражнение «Электрическая изгородь»

Цель: сплочение команды, ответственность друг за друга.

Оборудование: верёвка не менее 3 метров (натянутая между двумя опорами), целлофан (ткань), толстый шест 1-1,5 м.

Задание: Ваша задача состоит в том, чтобы переправиться всей командой через воображаемую электрическую стену (которая обозначена по высоте верёвкой, а вместо стены натянут целлофан) не касаясь ни единой видимой или воображаемой её части. Если кто-либо коснется стены, вся команда возвращается обратно и начинает упражнение снова.

        Вы можете использовать этот шест, если хотите.

Вопросы для анализа упражнения:

  • Что было самым сложным в упражнении?
  • Кто взял на себя роль руководителя?
  • У кого были идеи, но он их не высказал?
  • Как ещё можно было выполнить это задание? (Можно поделиться опытом как другие команды справлялись с этим раньше. Но идеи этой группы, это их личный и значимый для них опыт.)
  • Если проводить ассоциации с жизнью, где Вам встречались подобные ситуации?
  • Кто кому помог в выполнении упражнения?
  • Думали ли Вы, что выполнить упражнение невозможно? На каком этапе «опустились руки»? Что помогло?

Запомните: «Из любой, даже самой безвыходной ситуации всегда есть выход!». Эти слова произносит ведущий и переворачивает лист на котором написана эта фраза. Ведущий просит повторить фразу всем вместе.

Упражнение «Паутина»

Цель: умение находить общее решение для команды, умение слушать и быть выслушанным.

Оборудование: верёвка основная вверху и внизу не менее 2-3 м., и верёвки тонкие для переплетения. Из верёвок сплетена «паутина» с отверстиями (минимум 50х50см.). Отверстий должно быть столько сколько участников группы и больше (но не меньше).

        Задание: Ваша задача состоит в том, чтобы переправиться всей командой через паутину с одной стороны на другую, не касаясь при этом ни одной её части. Если вы касаетесь паутины, вся команда возвращается обратно и начинает упражнение снова. Если кто-либо из вас переправился на другую сторону, то он не может вернуться, обойдя паутину, и помочь команде.

        О, между прочим, вы можете использовать каждую ячейку только один раз.

        Вопросы для анализа упражнения:

  • Какое чувство у вас появилось, когда вам удалось выполнить это задание (если не удалось)?
  • Кто предложил важный вариант выполнения задания?
  • Какие варианты выполнения предлагались еще, но не были услышаны?
  • Кто кому хочет сказать спасибо?
  • Что вы чувствовали, когда Вас «передавали» в ячейку паутины?
  • Что вы чувствовали, сами помогали другим переправляться?
  • Кому было труднее всего?
  • Если проводить параллель с жизнью, где может возникнуть такая ситуация?
  • Думали ли Вы, что выполнить упражнение невозможно? На каком этапе «опустились руки»? Что помогло?

Запомните: «Из любой, даже самой безвыходной ситуации всегда есть выход!». Эти слова произносит ведущий и переворачивает лист на котором написана эта фраза. Ведущий просит повторить фразу всем вместе.

Упражнение «Круг доверия»

        Цель: формирование чувства ответственности за другого человека.

        Задание: Группа стоит в плотном кругу. В центре в расслабленном состоянии стоит человек. Он начинает падать (не сгибая ног) в любую сторону, группа ловит его и возвращает в исходное положение. Первый этап: человек сам выбирает, куда падать. Второй этап: группа качает человека в хаотичном направлении и далее «передаёт» по кругу.

        Страховка: исходное положение у стоящего в центре круга – ноги вместе, спина прямая, руки прижаты к груди. Исходное положение тех, кто стоит по кругу: одна нога впереди, вторая чуть сзади, руки вытянуты вперёд ладонями в круг. Участника ловят и бережно передают ладонями. От группы требуется большое внимание и аккуратность, иначе человеку можно сильно навредить. Если в группе есть совсем слабый человек, то можно поставить его между двумя сильными.

Вопросы для анализа упражнения:

  • Какое чувство испытали, когда падали? Когда Вас «передавали» по кругу?
  • Вы доверяли всем или нет?
  • Страшно ли было падать?
  • Доверяли ли вы всем участникам?
  • Что вы чувствовали, когда были внутри круга?
  • Что хотелось сказать и сделать, когда передавали того, кто в центре?
  • Проведите параллель с жизнью, где в жизни бывают или были подобные ситуации?

Упражнение «Дельфин»

Цель: сплочение команды, ответственность друг за друга.

Страховка: в начале и вдоль всей шеренги настелены маты.

        Задание: Группа стоит в две шеренги лицом к лицу, в шахматном порядке. Ноги в положении на упор, согнутые в локтях руки вытянуты вперед. Нужно передать каждого человека по этому коридору с начала до конца. Следует предупредить группу об аккуратности при выполнении задания и напомнить о безопасности.

Вопросы для анализа упражнения:

  • Легко ли вам было выполнить это упражнение?
  • Доверяли ли вы на 100% всем участникам?
  • Тяжело ли вам было справится с этим заданием?
  • Что было самым сложным в упражнении?
  • Если проводить ассоциации с жизнью, где Вам встречались подобные ситуации?
  • Кто кому помог в выполнении упражнения?
  • Позволила ли игра за короткий срок работы сплотить команду?
  • Помогла ли игра работать в команде, отвечать не только за себя, но и за других?
  • Думали ли Вы, что выполнить упражнение невозможно? На каком этапе «опустились руки»? Почему? Что помогло?

Запомните: «Из любой, даже самой безвыходной ситуации всегда есть выход!». Эти слова произносит ведущий и переворачивает лист на котором написана эта фраза. Ведущий просит повторить фразу всем вместе.

Упражнение «Лабиринт»

Цель: формирование ответственности за другого.

        Задание: Человек с закрытыми глазами идет по лабиринту. Его напарник должен вести его по лабиринту, предупреждая о возможных преградах. В последний момент необходимо сказать «Стоп», для того чтобы человек остановился ровно на финишной линии.

        Важные условия:

  • обеспечить физическую безопасность.

Вопросы для анализа упражнения:

  • Легко ли вам было выполнить это упражнение?
  • Доверяли ли вы своему напарнику?
  • Тяжело ли вам было справится с этим заданием?
  • Что было самым сложным в упражнении?
  • Если проводить ассоциации с жизнью, где Вам встречались подобные ситуации?
  • Как Вы думаете, чему учит это упражнение?
  • Сразу ли реагировал напарник на Ваши слова? (Сделайте вместе вывод, что человеку для восприятия информации необходимо определенное время (и у каждого человека это разное время), это следует учитывать при подаче команды.

Упражнение «Узелки»

        Цель: формирование навыков коллективного взаимодействия и принятие коллективного решения на основе обобщения мнений каждого, способствовать формированию толерантности.

Задание:

        Встаньте в круг. Возьмитесь за руки с любым человеком, но так, чтобы у ваши руки были у двух разных людей. Запомните! Как вы стоите и кто с кем держится за руки.

        А теперь не размыкая рук, размотайтесь и образуйте один большой круг.

Вопросы для анализа упражнения:

  • Как пришла идея – стратегия выполнения упражнения?
  • Кто кому помог во время упражнения?
  • Назовите человека, без которого бы вы никогда не смогли выполнить это упражнение?
  • Кому вы хотите сказать спасибо?
  • Где в жизни вам встречаются подобные ситуации?

Упражнение «Енотовы круги»

Цель: сплочение команды, ответственность друг за друга.

        Оборудование: изготавливается большой круг (кольцо) из крепкой веревки размер значение не имеет (главное, чтобы все участники смогли двумя руками взяться за круг).

        Страховка: Если кто-нибудь или несколько человек отпустят руки, то упадут все, включая их самих. Поэтому следите за каждым членом команды.

        Задание: Каждый участник ставит ноги вместе и берется обеими руками за круг (кольцо). Затем начинают осторожно, отклоняясь назад, держась за верёвку и растягивая её в стороны. Ноги своей позиции менять не должны.

        (Если упражнение с первого раза не получается вы говорите команде подсказку, что она должна правильно выбрать (просчитать) исходную позицию, потому что после начала работы шаги делать будет нельзя).

        Далее можно усложнить задание:

  • всем присесть, а затем встать;
  • отпустить одну руку;
  • пустить вертикально или горизонтально волну (то есть покачать веревку);
  • можно усложнить задание с помощью повязок на глаза.

Вопросы для анализа упражнения:

  • Как вы поддерживали друг друга?
  • Зависел ли результат общего дела от каждого?
  • Думали ли вы о безопасности?
  • Всегда ли при выполнении упражнения думали о других участниках?
  • Где в жизни нужно такое же сплочение?
  • Думали ли Вы, что выполнить упражнение невозможно? На каком этапе «опустились руки»? Что помогло?

Запомните: «Из любой, даже самой безвыходной ситуации всегда есть выход!». Эти слова произносит ведущий и переворачивает лист на котором написана эта фраза. Ведущий просит повторить фразу всем вместе.

Упражнение «Вальс»

Цель: умение работать в паре, брать ответственность друг за друга.

Оборудование: повязки на глаза по количеству участников.

        Задание: Разбейтесь на пары по желанию. Выберете кто будет в паре ведущим. Задача пары танцевать под счёт и указания руководителя игры. Все задания будут даваться с расчётом на ведущего в паре. Ваша задача показать доверие между партнерами.

Вопросы для анализа упражнения:

  • Как вы распределили роли в паре?
  • Быстро ли вы согласились со своей ролью вести или быть ведомым?
  • Кто взял инициативу в свои руки? Почему?
  • На ком лежала большая мера ответственности? Почему?
  • Трудно ли было быть ведомыми?
  • Проведите параллель с жизнью, где бывают похожие ситуации?
  • Труднее быть ведущим или ведомым? (спросите каждого)

        А теперь поменяйте местами ведущих и ведомых, выполните упражнение ещё раз и снова проведите анализ. Добавьте вопросы:

  • Кем быть интереснее ведомым или ведущим? Почему?
  • Вы выполнили свою роль с учётом того что мы обсудили?
  • Чему учит нас это упражнение?

Упражнение «Бегущий лев»

Цель: сплочение команды, ответственность друг за друга.

        Задание: Члены группы плотно стоят в две шеренги лицом друг к другу. Участник разбегается, его задача пробежать между двумя шеренгами не замедляя скорость. Члены группы стоят слишком плотно, и при приближении участника по очереди расступаются перед ним, создавая эффект волны.

        Страховка: Необходимо предупредить группу о внимательности и сосредоточенности. Прежде чем бежать, следует спросить группу, готова ли она, и дождаться четкого ответа.

Вопросы для анализа упражнения:

  • Легко ли вам было выполнить это упражнение?
  • Доверяли ли вы на 100% всем участникам?
  • Тяжело ли вам было справится с этим заданием?
  • Что было самым сложным в упражнении?
  • Если проводить ассоциации с жизнью, где Вам встречались подобные ситуации?
  • Кто кому помог в выполнении упражнения?
  • Позволила ли игра за короткий срок работы сплотить команду?
  • Помогла ли игра работать в команде, отвечать не только за себя, но и за других?

Упражнение «Сидячий круг» («Сороконожка»)

        Цель: Способствовать воспитанию толерантности.

        Задание: Все участники встают по кругу очень плотно в затылок друг другу, левым плечом в центр. Сделать шаг в центр круга. Присесть на колени соседу, и с на счет «раз, два, три – пошли» выполнить 5 шагов, чтобы круг не распался. (Ведущий ведёт счёт)

Вопросы для анализа упражнения:

  • Удобно ли было идти?
  • Что чувствовали, когда двигались вперед?
  • Почему сразу не получилось выполнить это задание?
  • Как пришли к единому мнению?
  • Что мешало в выполнении упражнения?
  • Где в жизни встречаются такие ситуации?
  • Для чего мы делали это задание?
  • Какие чувства вы испытали, когда упражнение было выполнено?
  • Думали ли Вы, что выполнить упражнение невозможно? На каком этапе «опустились руки»? Что помогло?

Запомните: «Из любой, даже самой безвыходной ситуации всегда есть выход!». Эти слова произносит ведущий и переворачивает лист на котором написана эта фраза. Ведущий просит повторить фразу всем вместе.

Упражнение «Встать!»

        Цель: умение работать в команде.

        Задание: Посадите играющих на землю спинами друг к другу так, чтобы колени у всех были согнуты, а локти сцеплены. Ведущий задаёт вопрос: «Готовы встать?». Кто готов должен ответить ведущему: «Да!». Ведущий даёт команду: «Встать!». Тезис ведущего: «Основная задача упражнения встать всем одновременно»

        Варианты упражнения: Сначала попробуйте в паре, затем в тройке, затем все вместе.

        Подсказка: Помните, что вы должны сидеть близко друг к другу, каждый должен стать опорой другому и все должны видеть друг друга.

Вопросы для анализа упражнения:

  • Легко ли было справиться с этим заданием?
  • Сразу получилось выполнить или нет?
  • Какие чувства вы испытали, когда упражнение было выполнено?
  • Кто в паре был ведущий?
  • Как вырабатывалось общее мнение?
  • Кому хотите сказать спасибо?
  • Где в жизни встречаются такие ситуации?
  • Для чего мы делали это задание?
  • Думали ли Вы, что выполнить упражнение невозможно? На каком этапе «опустились руки»? Что помогло?

Запомните: «Из любой, даже самой безвыходной ситуации всегда есть выход!». Эти слова произносит ведущий и переворачивает лист на котором написана эта фраза. Ведущий просит повторить фразу всем вместе.

Упражнение «Платформа»

        Цель: формирование навыков коллективного взаимодействия и принятия коллективного решения на основе обобщения мнений каждого, формирование толерантности.

        Оборудование: доска размером 60х60 (на 8-10 человек) в зависимости от количества участников доска может быть увеличена.

Задание:

        Удержаться на платформе пока инструктор досчитает до 5.

Вопросы для анализа упражнения:

  • Как пришла идея – стратегия выполнения упражнения?
  • Кто кому помог во время упражнения?
  • Назовите человека, без которого бы вы никогда не смогли выполнить это упражнение?
  • Кому вы хотите сказать спасибо?
  • Провидите параллель с жизнью, где в жизни вам встречаются подобные ситуации?
  • Для чего мы делали это задание?
  • Думали ли Вы, что выполнить упражнение невозможно? На каком этапе «опустились руки»? Что помогло?

Запомните: «Из любой, даже самой безвыходной ситуации всегда есть выход!». Эти слова произносит ведущий и переворачивает лист на котором написана эта фраза. Ведущий просит повторить фразу всем вместе.

Упражнение «Слепой - проводник»

        Цель: формирование навыков межличностного взаимодействия, инклюзивный аспект образования.

        Оборудование: повязки на глаза по количеству участников (возможен вариант закрытые глаза)

Задание №1: Пусть каждый участник закроет глаза повязкой. Когда все глаза закрыты, расскажите ребятам, что мы собираемся в путешествие по неприкосновенной земле, которой не может коснуться наш взор. Попросите положить правую руку на плечо стоящего впереди. Не снимать повязки пока не будет общей команды ведущего. Медленно начните путешествие по выбранному маршруту, включающему залезание на пеньки, возвышенности, «пролезание» под низко нависшими деревьями и ветками, «протискивание» между деревьями и т.д. Финишируйте на каком-нибудь тесном (но безопасном!) месте (вершина холмика, большого камня и т.д.), чтобы ребята «скучились» вместе и попросите снять повязки. Постарайтесь, чтобы это место выглядело совершенно иначе, чем, то откуда вы стартовали, это придает моменту снятия повязок элемент сюрприза.

Вопросы для анализа упражнения:

  • Вы были готовы к препятствиям с которыми встретились?
  • Как вы предупреждали друг друга об опасности?
  • Переживали ли вы за тех кто идёт после вас и ещё не преодолел преграды?
  • Что вы чувствовали во время выполнения этого упражнения?
  • Где в жизни есть похожие ситуации?
  • Смогли бы вы пройти этот путь с завязанными глазами одни?

Задание №2: Тоже упражнение делаем в парах: один – «слепой», другой «проводник». Затем смена участников.

Вопросы для анализа упражнения в парах:

Когда вы будете делиться со своим партнером ответами, постарайтесь, чтобы это происходило в атмосфере обоюдного уважения и поддержки.

  • Что вам понравилось больше - вести партнера, или быть ведомым вашим партнером?
  • Что было такого во время упражнения, что заставило ответить на 1 вопрос так, как вы ответили?
  • Когда вы вели, были ли вы сосредоточены на открытиях, которые совершал ваш партнер или вы в любом случае подталкивали его к открытиям? Или вы были сосредоточены на способностях партнера к открытию?
  • Как вы думаете, были ли вы чувствительны к реакциям своего партнера, таким как страх, осторожность, желание двигаться быстрее, медленнее? Проверьте свои мысли по поводу 3 и 4 вопросов с впечатлениями своего партнера о том, как вы вели его.
  • Полностью ли вы доверяли своему партнеру, когда он управлял вами?
  • Подумайте над следующими гипотезами и поделитесь мыслями об этом со своим партнером:

а) способ, которым человек управляет другим человеком во время упражнения отражает то, как этот человек управляет в повседневной жизни?

б) поведение и реакция человека, возникающие во время упражнения когда им управляют, отражает поведение и реакции человека когда он находится под руководством в обыденной жизни?

  • Что вы узнали о себе во время этого упражнения, и какие выводы делаете на основании того, что узнали?

Упражнение «Транс фолл»

        Цель: формирование навыков коллективного взаимодействия и принятия коллективного решения на основе обобщения мнений каждого.

        Оборудование: две доски размером 30Х30 см., связанные между собой верёвкой размером 50-60 см.

Задание:

        Переправиться всей командой с одного берега (линии) на другой с использованием «Транс - фолла» (две доски размером 30Х30 см., связанные между собой верёвкой размером 50-60 см.), каждое касание с землёй это падение в бездну и команда начинает упражнение сначала.

Вопросы для анализа упражнения:

  • Как пришла идея – стратегия выполнения упражнения?
  • Кто кому помог во время упражнения?
  • Назовите человека, без которого бы вы никогда не смогли выполнить это упражнение?
  • Кому вы хотите сказать спасибо?
  • Где в жизни вам встречаются подобные ситуации?
  • Для чего мы делали это задание?
  • Думали ли Вы, что выполнить упражнение невозможно? На каком этапе «опустились руки»? Что помогло?

Запомните: «Из любой, даже самой безвыходной ситуации всегда есть выход!». Эти слова произносит ведущий и переворачивает лист на котором написана эта фраза. Ведущий просит повторить фразу всем вместе.

Упражнение «Маятник»

        Цель: формирование навыков коллективного взаимодействия и принятия коллективного решения на основе обобщения мнений каждого, формирование толерантности.

        Оборудование: верёвка, завязанная как канат (прочная); 2 квадрата достаточно маленького размера, чтобы было неудобно стоять группе в (10-12 человек)

        Страховка: на месте переправы (бездны) положить маты

Задание:

        Два квадрата друг против друга между ними канат («Маятник»). Вся команда встаёт в один квадрат. Задача - всем переправиться во второй квадрат, не делая ни одного касания с землёй и заступа из квадрата. Канат ведущий не подаёт, задача группы взять его самостоятельно. Если сделан заступ или касание с землёй, команда начинает упражнение сначала.

Вопросы для анализа упражнения:

  • Как пришла идея – стратегия выполнения упражнения?
  • Кто кому помог во время упражнения?
  • Назовите человека, без которого бы вы никогда не смогли выполнить это упражнение?
  • Кому вы хотите сказать спасибо?
  • Кто поддерживал дружескую обстановку в команде?
  • Кто в начале думал, что ему не справиться с этим упражнением? Как вы преодолели себя?
  • Где в жизни вам встречаются подобные ситуации?
  • Для чего мы делали это задание?
  • Думали ли Вы, что выполнить упражнение невозможно? На каком этапе «опустились руки»? Что помогло?

Запомните: «Из любой, даже самой безвыходной ситуации всегда есть выход!». Эти слова произносит ведущий и переворачивает лист на котором написана эта фраза. Ведущий просит повторить фразу всем вместе.

Упражнение «Монстр»

        Цель: формирование навыков коллективного взаимодействия и принятия коллективного решения на основе обобщения мнений каждого, формирование толерантности.

Задание:

        «Ваша задача состоит в том, чтобы переправиться всей командой от одной линии до другой. Вы все должны пересечь стартовую линию одновременно, в то время как вся группа одномоментно может иметь лишь 4 касания с землёй».

        (Это условие подходит для групп из 7 человек и менее, если в группе более 7 человек, добавьте по одной точке касания на каждых троих участников).

Вопросы для анализа упражнения:

  • Как пришла идея – стратегия выполнения упражнения?
  • Кто кому помог во время упражнения?
  • Назовите человека, без которого бы вы никогда не смогли выполнить это упражнение?
  • Кому вы хотите сказать спасибо?
  • Кто поддерживал дружескую обстановку в команде?
  • Кто в начале думал, что ему не справиться с этим упражнением?
  • На каком этапе «опустились руки»? Что помогло?
  • Как вы преодолели себя?
  • Где в жизни вам встречаются подобные ситуации?
  • Для чего мы делали это задание?

Запомните: «Из любой, даже самой безвыходной ситуации всегда есть выход!». Эти слова произносит ведущий и переворачивает лист на котором написана эта фраза. Ведущий просит повторить фразу всем вместе.

Упражнение «Тропа индейцев»

        Цель: создание атмосферы для личностного роста.

Оборудование: Верёвки натянутые горизонтально (параллельно земле), образующие лабиринт. В начале и в конце лабиринта привязаны предметы: означающие вход и выход из лабиринта. Повязки по количеству участников.

Задание:

        До начала задания: Завяжите глаза участникам и посадите их спиной к лабиринту. Подводя по одному каждого участника к входу в лабиринт дайте задание: «Этот предмет вход в лабиринт, вот верёвка к которой он привязан. Идя по верёвке необходимо найти выход. Выход из лабиринта на конце этой верёвки и на нём привязана … (например: мягкая игрушка)»

Вопросы для анализа упражнения:

  • Как пришла идея – стратегия выполнения упражнения?
  • Что чувствовали в начале упражнения?
  • Кому вы хотите сказать спасибо?
  • Как вы реагировали когда кого-то встречали?
  • Кто в начале думал, что ему не справиться с этим упражнением?
  • На каком этапе «опустились руки»? Что помогло?
  • Как вы преодолели себя?
  • Где в жизни вам встречаются подобные ситуации?
  • Для чего мы делали это задание?
  • Зачем были вам завязаны глаза?

Запомните: «Из любой, даже самой безвыходной ситуации всегда есть выход!». Эти слова произносит ведущий и переворачивает лист на котором написана эта фраза. Ведущий просит повторить фразу всем вместе.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Жезлова, Л. Я. Об особенностях формирования суицидальных тенденций в подростковом возрасте [Текст] / Л. Я. Жезлова // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. – 2013. –  №11. – С.1563-1566.
  2. Программа «Лидер». Курс подготовки ведущих детских групп Ассоциацией юных лидеров [Текст] / Сост. авт. коллектив, перевод с английского Н. Велихова. – Москва: АЮЛ, 1995 год. – 87 с.
  3. Султанов, А. А. К вопросу о суицидальном поведении практически здоровых лиц молодого возраста [Текст] / А. А. Султанов // Научные и организационные проблемы суицидолгии. –  М. –  2013. – С.94-96.
  4. Федотов, Д. Д. О реактивно-обусловленных суицидальных попытках в детском, подростковом и юношеском возрасте [Текст] / Д. Д. Федотов,   А. С. Чудин, С. А. Саркисов // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. – 2012. – №10. – С.1544-1571.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

В плане отражены мероприятия для профилактики суицида в коррекционной школе со учителями, учащимися, родителями....

Технология по организации профилактики суицидального поведения детей и подростков

Выступление на методическом объединении классных руководителей по профилактике суицидального поведения подростков....

профилактика суицидального поведения детей и подростков

К сожалению, сегодня суициды становятся наиболее актуальной и трагической проблемой нашего общества...

Методические рекомендации в помощь педагогам и родителям по вопросам профилактики суицидального поведения детей и подростков

Работа по выявлению и профилактике детей и подростков с суицидальным поведением должна проводиться комплексно, совместно со школой, семьей и самими детьми.Советы для родителей по профилактике суицидал...

Методические рекомендации в помощь педагогам и родителям по вопросам профилактики суицидального поведения детей и подростков

Работа по выявлению и профилактике детей и подростков с суицидальным поведением должна проводиться комплексно, совместно со школой, семьей и самими детьми....