Мастер-класс для родителей учеников 1 класса. "Роль гласных звуков и букв в начальном обучении грамоте"
методическая разработка на тему

Николаева Мария Дмитриевна

Дать родителям представление о значимости гласного звука и буквы в подготовке к обучению чтению и письму

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи

Пушкинского района Санкт-Петербурга

 

Мастер-класс для родителей

«Роль гласных звуков и букв в начальном обучении грамоте»

Учитель-логопед Николаева Мария Дмитриевна

на логопункте ГБОУ школы №297

29 октября 2014г.

г. Пушкин

Мастер-класс для родителей «Роль гласных звуков и букв в начальном обучении грамоте»

Цель: дать родителям представление о значимости гласного звука и буквы в подготовке к обучению чтению и письму.

Задачи:

  1. Сформировать знания родителей о звуках и буквах;
  2. Уточнить представления о гласных звуках в начале, середине и конце слова;
  3. Расширить понятия: слог, слово;
  4. Дать практические навыки звукового анализа слова;
  5. Активизировать взаимодействие родителей и детей.

Оборудование:

Раздаточный материал: сигнальные квадраты (для обозначения твёрдости-мягкости согласных звуков), практический материал для работы с родителями - бланки, информационные буклеты для родителей.

Демонстрационный материал: мультимедийная презентация.

Ход мастер-класса

Здравствуйте, уважаемые родители! Рады вас видеть на нашем мастер-классе. Ваше присутствие говорит о том, что вы заинтересованы воспитанием и обучением вашего ребенка. Мы раскроем некоторые трудности, которые встречаются при начальном обучении учащихся чтению и письму.

        Детей дошкольного возраста обучают грамоте, таким образом, пытаются подготовить к школе и это обучение проходит в подготовительной группе детского сада или на подготовительных курсах. Однако встречаются дети, не подготовленные к обучению в школе. Поэтому в начале учебного года готовность к чтению и письму у учеников различная. Необученных детей приходится учить с азов звукового анализа, а обученные дети нуждаются в закреплении полученных навыков.

        Необходимо учитывать, что для грамотного чтения и особенно письма недостаточно знать буквы и уметь их писать. Только после получения отчетливых представлений о том, что предложение складывается из слов, слова состоят из слогов и звуков, а звуки в каждом слове располагаются в определенной последовательности. И только после этого целесообразно учить буквы. В противном случае буквы могут оставаться для ребенка бессмысленными знаками и пользоваться школьник ими не сумеет. Предлагается начинать обучение с гласных звуков, так как они относятся к звукам при произнесении которых дети не испытывают речевых или так называемых артикуляторных затруднений.

  • Для продолжения дальнейшей совместной работы, я предлагаю вам обратиться к раздаточному материалу на ваших столах (бланки)

В алфавите 10 гласных букв, но не все из них обозначают один звук. И хочу сообщить вам, что буквы мы видим и пишем, а звуки мы слышим и произносим. Как вы думаете, какие из этих букв обозначают один гласный звук? Выполните задание №1. Проверка ответов родителей. Действительно из 10 букв остается только 6 звуков это А, О, У, И, Э, Ы. Гласные буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, но пишется одна буква. Таким образом, теперь мы знаем, что гласных букв в русском алфавите 10, а гласных звуков в русском языке 6.

  • Гласный звук обеспечивают прочную связь между звуком и буквой, так как гласные звуки не искажаются и не нуждаются в коррекции. Вначале мы отрабатываем звук по положению рта (беззвучная артикуляция). (Про артикулировать звук А рассказать про артикуляцию и У соотносим его со звуком, а затем с буквой.) Задание №2.  Нужно подписать  звуковые символы, т.е. схему отображающую артикуляцию рта с соответствующей буквой. (выполнение задания)

 Давайте его проверим на доске. Таким образом, вы на себе смогли прочувствовать положение рта, т.е. артикуляцию звука.

Применение таких символик повышает способность ребенка делить слова на звуки и слоги, и составлять слова из звуков и слогов.

  • Определять место звука в слове помогает гласный звук, его легко найти в начале слова, в середине слова, в конце слова, таким образом развивать слуховое восприятие ребенка. Чтобы определить место гласного звука в слове, необходимо его потянуть (пропеть). Задание №3. Педагог дает образец (произносит слово Аня, протягивая первый гласный А). А теперь я буду называть слова, а вы в своих бланках будете записывать первый звук слова соответствующей буквой. Определите первый звук в слове (узел, иглы, адрес, имя, отпуск, эхо, аист). Дети легко справляются с этим заданием, а как родители? (после проверки) Испытывали ли вы трудности при выполнении этого задания? Если да, то в чем заключалась трудность?

А теперь наше задание усложняется нужно определить последний звук в слове. – Как вы будете определять это? – Правильно, мы потянем его! Последний звук в слове: (дно, рука, бюро, игра, кино, среда). И определения места звука в середине. – Как вы будете это делать? – Также пропевать (пух, нож, кит, кот, сад, рыл, рис). Вы не испытывали трудности, потому что были простые слова, а для детей это наиболее сложное определение звука в середине слова.

  • Если ребенок научился слышать гласный звук, правильно выполнять артикуляцию, определять гласный на слух в словах, придумывать слова на заданные гласные, только после этого вводим понятие буквы, и дети быстро запоминают зрительный образ буквы. Кстати правильное называние согласных букв (коротко, без добавления гласных: не ЭМ, ЭР, ТЭ, ША, а так как произносим в конце слов паР, камыШ, салюТ) это способствует слитному, правильному, по слоговому чтению.

  • Сейчас я произнесу два согласных звука  М и М*, слышите ли вы разницу? Послушайте звук М –  это согласный твердый, его мы обозначаем синим цветом, а звук М* - это согласный мягкий, его мы обозначаем зеленым цветом. А теперь давайте поиграем, я произношу звук, а вы определите какой он: твердый или мягкий? Если твердый поднимите синий квадрат, а если мягкий зеленый:

Д, Р*, З, М, П*, Л*, Б

  • Мы знаем гласный, образует слог, это играет важную роль, так как читать мы учимся по слогам, но ещё от последующего гласного зависит звучание согласного звука будет он мягким или твердым в слове. Например: ПА – ПЯ, в слоге ПА – звук П твердый, а в слоге ПЯ – звук П мягкий. Т.е. от гласного звука зависит, каким будет согласный мягким или твердым. Таким образом, в русском языке возникли пары гласных букв, от которых зависит твердость и мягкость согласных а-я, о-ё, у-ю, ы-и, э-е. Задание №4. Предлагаю выполнить задание подобрать к твердому слогу, соответствующий мягкий слог. (выполняют задание) Более подробную информации о влиянии гласного на твердость и мягкость согласного вы найдёте в своих буклетах.
  • Физиологически человек правильно делит слова на части, например: луна (простучать), катер (простучать). Уметь делить слова на слоги важно для переноса слов. От количества гласных зависит количество слогов.

Давайте поучимся делить слова на слоги, предлагаю вам на слух отстучать слова (море, дома, рыба, ручка, карта), (молоко, корова, бумага, малина, телефон, ребенок). Слова, состоящие из двух слогов - двуслоговые, а из трех – трехслоговые.

Если ребенок хорошо научился выделять гласные в слове, это значит, что он слышит его, когда говорит и в последующем обучении он избежит многих ошибок.

Уважаемые родители благодарю вас за участие в мастер-классе, я надеюсь, что наши задания помогут вам в дальнейшем обучении и совместном взаимодействии с вашим ребенком. Желаем вам успехов!                

Практический материал к мастер-классу «Роль гласных звуков и букв в начальном обучении грамоте».

Уважаемые родители, предлагаем вам включиться в совместную деятельность с учителем-логопедом. Для этого вам нужно внимательно слушать педагога и последовательно выполнять задания в соответствии с инструкцией. Вам понравиться это увлекательное занятие!

Задание №1

А,  О,  И,  Я,  Е,  У,  Э,  Ю,  Ы,  Ё.

Задание №2

 G:\логопедия\ы.jpgа

Задание №3

В начале слова ____________________________________________________

В конце слова _____________________________________________________

В середине слова __________________________________________________

Задание №4

СА -                    КЫ -                   ТЭ -                  ЛЕ –

РЯ -                     СУ -                    МИ -                НО –

 

Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

занятие "Гласные звуки и буквы" для обучающихся с общим недоразвитием речи

Занятие "Гласные звуки и буквы" предназначено для обучающихся первых классов с общим недоразвитием речи. Используется презентация, занятие - путешествие....

План-конспект занятия по логопедии в старшей группе по теме: Гласные звуки и буквы

Итоговое занятие по обучению грамоте в старшей группе по теме "Гласные звуки и буквы"...

Дифференциация гласных звуков и букв 1и2 ряда (3 класс)

Данное занятие разработано для учащихся 3 класса, имеющих диагноз нарушение чтения и письма, обусловленные ОНР,  по теме дифференциация гласных звуков...

Конспект интегрированного занятия «Гласные звуки и буквы» 1 класс

Фронтальное интегрированное занятие для обучающихся 1 класса "Гласные звуки и буквы", проводимое учителем-логопедом совместно с педагогом-психологом...

Мастер-класс для учителей начальной школы на тему: "Применение коррекционных приемов при изучении гласных букв на уроках обучения грамоте"

В работе даны советы, которые помогут учителям начальной школы избежать дисграфических и орфографических ошибок у первоклассников при обучении грамоте....

"Гласные звуки и буквы"

Цели занятия:Закрепить понятие о гласных звуках и буквах; продолжать развивать умения выделять гласные звуки в словах и обозначать их соответствующими буквами; формировать фонематический анализ и синт...

Коррекционное занятие-конспект: Звуки речи. Гласные звуки и буквы первого ряда (1 класс).

Для коррекции специфических звукобуквенных ошибок в письменной речи учащихся с фонематическим недоразвитием, ФФНР,ОНР....