Рабочая программа по предмету "Индивидуальные и групповые логопедические занятия"
рабочая программа по теме

Кладовщикова Светлана Андреевна

Рабочая программа для 3 класса обучающихся с ТНР, составленная в соответствии с требованиями ФГОС НОО, требованиями  основной образовательной программы образовательного учреждения, учебной программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений 5 вида.  Рабочая программа реализует коррекционную и общеобразовательную направленность по предмету «Индивидуальные и групповые логопедические занятия». Содержание программного материала состоит из двух частей: общей и индивидуальной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3_a_recheviki.doc226 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа индивидуальных и групповых логопедических занятий для учащихся 3 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2 поколения, требованиями  основной образовательной программы образовательного учреждения, учебной программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений 5 вида (2013г.), включающую коррекционную составляющую образовательного процесса в соответствии с концепцией Специального Федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья и результатами диагностики учащихся.

Рабочая программа реализует коррекционную и общеобразовательную направленность по предмету «Индивидуальные и групповые логопедические занятия». Содержание программного материала состоит из двух частей: общей и индивидуальной. Освоение учебного материала на уроках лингвистического цикла объективно необходимо и обязательно для каждого ученика.  Вариативная часть обусловлена необходимостью осуществления индивидуальной работы по коррекции речевых нарушений в соответствии с выявленными в ходе обследования особенностями речи каждого учащегося.

Цель курса:

Создание условий для развития фонетически внятной, членораздельной и  выразительной речи с соблюдением словесного ударения, темпа и слитности, правил орфоэпии (в соответствии с программой), для профилактики и коррекции дислексий, дисграфий и дизорфографий, для совершенствования у обучающихся полноценных языковых средств и форм общения с учетом их взаимодействия и актуальных знаний об окружающем мире, а также   для развития самостоятельности, положительных качеств личности и нравственно-этических норм поведения.

     Данная цель достигается путем постановки и решения группы задач.

Образовательные:

  • Осуществить автоматизацию скорригированных звуков с учетом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляционной доступности  для детей с отклонениями в строении и функционировании органов артикуляционного аппарата; реализацию усвоенных речевых навыков  в спонтанной речи в естественных коммуникативных ситуациях;
  • развивать речевую и мелкую моторику, совершенствовать функции речедвигательного анализатора;
  • формировать фонематические представления (узнавание, различение и выделение в слове звуков, усвоенных в произношении, дифференциация звуков от других, близких по артикуляции и звучанию);
  • корригировать нарушения звуко-слоговой структуры слова; осуществлять звуко-буквенный анализ многосложных слов с Ь, Ъ, йотировванными гласными;
  • научить учащихся составлять, анализировать и распространять предложения; использовать распространенные предложения (6-8 членов), а также сложные предложения  в разговорной речи;
  • формировать, развивать  и обогащать лексический строй речи (использование в речи слов с абстрактным, переносным значением)  и практически овладевать основными закономерностями грамматического строя речи;
  • формировать связную речь-монологическую, диалогическу, устную и письменную на основе изучения тем внеклассной и учебной деятельности;
  • развивать коммуникативные навыки и корригировать средства общения в процессе речевого взаимодействия;
  • овладевать первоначальными представлениями об орфоэпических нормах  и просодическими компонентами речи (ритм, речевое дыхание, голосообразование, темп, паузация, логическое и словесное ударение, интонация);
  • преодолевать нарушения чтения и письма - устранение дислексии и дисграфии.

Коррекционно-развивающие

  • Развивать речеслуховое, тактильное, зрительно-пространственное восприятие через выполнение формирование практических речевых умений учащихся;
  •      Развивать произвольное внимание, запоминание и воспроизведение усвоенной информации;
  •     Развивать процессы мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение) и словесно-логическое мышление, как базового психического процесса, ответственного за полноценное развитие и коррекцию речевой деятельности учащихся с нарушениями речи;
  • Формировать умение планировать свою деятельность через установление последовательности шагов в выполнении заданий;
  •         Развивать умения и навыки наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать;
  • Воспитывать умения ориентироваться в условиях общения, то есть представлять задачи общения.
  •         Формировать умение использовать знаково-символические схемы при составлении и воспроизведении предложений по опорным схемам с целью развития лексико-грамматического строя речи.

Воспитательные:

  • Формировать речевую мотивацию и коммуникативно-речевую активность школьников в процессе обучения, а также решать коммуникативно-речевые творческие задачи;
  • формировать умение сотрудничать в выработке и реализации коммуникативной цели, активизировать речевую практику в процессе организации речевого взаимодействия (взрослый - сверстник, сверстник-сверстник);
  • Формировать навык адекватной самооценки через  осуществление самоконтроля за правильным произношением звуков в самостоятельной речи;
  • Воспитывать положительные качества личности и нравственно-этические нормы поведения в зависимости от содержания тематики по общеобразовательным дисциплинам (русский язык, чтение, развитие речи).

Индивидуальные и групповые логопедические занятия являются самостоятельным курсом, обозначенным в программе, но при его планировании учитывается обязательным учёт тематики и требований к результату курсов русского языка, математики и окружающего мира.

Особенности контингента учащихся:

ФИ учащегося

Логопедическое заключение

Состояние моторики, речи, письма и чтения

1

 

Условия эффективности выполнения программы.

     Особо значимой является пропедевтическая направленность индивидуальных логопедических занятий, обеспечивающая формирование речевой деятельности и предпосылок к усвоению программного материала по предметам лингвистического цикла. Особое внимание уделяется формированию фонетической стороне речи и накоплению словарного запаса учащихся.

В обучении детей с нарушениями речи использую такие методы (принципы, технологии) обучения,  как:

- Концентрический метод (постановка и коррекция звуков речи строится с учетом их способа и места образования, их акустического образа; соблюдается строгая последовательность в работе над звуками речи; языковой материал располагается в определенной последовательности: от легкого к трудному с соблюдением постепенности и повторяемости, от знакомого к незнакомому, от типичного к случайному);

- Метод дифференциальной диагностики (правильная комплектация групп, планирование учебного материала в соответствии со структурой и формой речевого дефекта);

- Привлечение специально отобранного языкового материала (критериями отбора языкового материала являются - частотность, продуктивность и доступность усвоения) и средств обучения;

- Принцип системы обучения языку: воспитание единой системы четко различаемых, противопоставленных друг другу фонем; определенная последовательность сопоставления звуков от грубых дифференцировок к более тонким; определенная последовательность усвоения языкового материала;

- метод формирования коммуникативных умений и коррекции нарушений средств общения;

- Информационно-коммуникационные технологии (мультимедийные обучающие программы, презентации, компьютерные образовательные программы);

-Технология диалогового общения;

-Технология проектной деятельности учащихся;

- Технология оценки учебных достижений.

Основными направлениями коррекционной работы со всеми учащимися являются:

  • Закрепление правильного произношения поставленных звуков: автоматизация свистящих, шипящих звуков – Вандышева М., Дорошев Д.; автоматизация Р, Р* – Агафонова А., Шипулин Т., Семченко М.; автоматизация аффрикатов – Шамов А.;
  • Дифференциация смешиваемых звуков – твердые-мягкие – Дорошев Д., Коротков А.;
  • Воспитание навыка правильного речевого дыхания, длительности и плавности речевого выдоха, ритмической и звуко-слоговой структуры речи;
  • Работа над четкостью, плавностью, выразительностью речи;
  • Развитие навыка четкого слитного произнесения 3-6 сложных слов, а также их звуко-слогового анализа;
  • Развитие фонематического слуха и восприятия;
  • Развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики;
  • Развитие лексики, грамматического строя, связной речи с учетом отрабатываемых звуков, программы по развитию речи, русскому языку;
  • Активизация коммуникативных умений и навыков детей, развитие диалогической и монологической речи на основе уточнения и обогащения различных форм речевой практики.
  • Коррекция специфических нарушений чтения и письма с использованием специальных логопедических методик.

     С учащимися 1 группы  () основными направлениями коррекционной работы являются:

-  автоматизация и дифференциация свистящих, шипящих звуков (Дорошев); автоматизация и дифференциация аффрикатов и их составляющих ()

- коррекция темпо-ритмической организации речи (работа над голосом, дыханием, темпом, выразительностью речи – все; преодоление речевых запинок –);

- развитие фонематического восприятия и звукослогового анализа;

- развитие лексико-грамматического строя речи и связного высказывания;

- преодоление дисграфических нарушений.

С учащимися 2 группы () основными направлениями коррекционной работы являются:

- автоматизация Р (все), дифференциация свистящих-шипящих звуков (), шипящих-аффрикатов ();

- коррекция слоговой структуры слов;

- развитие фонематических процессов и навыков звукослогового анализа ;

- развитие лексико-грамматического строя речи и связного высказывания;

- коррекция нарушений на письме (дисграфия, дизорфография) и при чтении.

С учащимися 3 группы   () акцент в коррекционной работе ставится на:

- автоматизация Ц  (), дифференциация твердых-мягких звуков ();

- формирование фонематического слуха и восприятия;

- развитие лексико-грамматического строя речи, развитие связного высказывания, монологической и диалогической речи;        
- развитие мыслительных процессов и операций речепродуцирования (формирование мотивации «говорить самому»).

- коррекция нарушений письма и чтения.

Объем выполнения программы

Содержание

Количество часов

Обследование состояния моторики и речи

Обследование произношения (текущее)

Индивидуальные и групповые занятия

28

6

          197

Итого за год:  

         231

Контрольно-измерительные мероприятия

Сроки

Количество часов

Форма работы

1.

2.

3.

01.09-04.09.15

07.09-11.09.15

Текущий аналитический учет произношения

10.05.-13.05.16

16.05.-20.05.15

      14

3

3

       14

Обследование произношения, фонематического восприятия, словарного запаса, грамматического строя речи, связной речи, письма.

В конце 1 триместра (02.11.-03.11.15)

В конце 2 триместра (18.02.15-19.02.15)

Обследование произношения, фонематического восприятия, словарного запаса, грамматического строя речи, связной речи, письма.

Критерии оценки

Критерии внятности речи:

1. Речь внятная – ученик не имеет дефектов произношения.

2. Речь достаточно внятная – ученик имеет отдельные дефекты произношения, которые не затрудняют понимание смысла высказывания.

3. Речь ближе к достаточно внятной – ученик имеет большое количество дефектов в произношении; смысл высказывания понятен не в полном объеме.

4. Речь недостаточно внятная – смысл высказывания не понятен, но понятны отдельные предложения.

5. Речь маловнятная – понятны только отдельные слова.

6. Речь невнятная – не понятны даже отдельные слова.

Степени обученности навыкам произношения:

0 – навык отсутствует

1 – максимально развернутая помощь по типу совместных действий (сопряженная речь)

2 – по аналогии (отраженная речь)

3 – использование подсказывающего материала (надстрочные знаки0

4 – организующая помощь педагога (сообщение темы)

5 – стимулирующая помощь педагога

6 – самостоятельное применение навыка вне специального учебного кабинета

Важными критериями сформированности речевых навыков  (Г.В, Чиркина) являются

-   автоматизация их использования;

-  соответствие норме русского языка;

-   устойчивость (т.е. одинаковое произношение звука в разных словах или при многократном повторении в одном слове);

-   нормальный темп выполнения. Так, показателем степени автоматизированности артикуляционных навыков являются темпоральные характеристики речи: темп    речи или скорость артикулирования (в норме скорость артикуляции составляет от 9 до 10 фонем в 1 секунду);

-    наличие или отсутствие пауз «нерешительности» (хезитации), т.е. пауз продолжительностью от 0,25 секунды и выше, длительных пауз (более 1 секунды).

        УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Для учителя:

1). Мазанова Е.В. Логопедия. Аграмматическая форма дисграфии.- М., Аквариум, 2006 г.

2) Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. [сост. Е.С.Савинов]. – М.:Просвещение, 2011.- 204с.

3) Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 5 вида. – М.: Просвещение, 2013г-257с.

4) Репина З.А. Поле речевых чудес.М., 1998.

5) Репина З,А. Уроки логопедии. – Екатеринбург: Издательство «ЛИТУР», 1999.-208с.

6) Сборник рабочих программ «Школа России». Москва, «Просвещение», 201

7) Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 1, 2, 3, 4. – М.: ГНОМ и Д, 2005.

8) Шклярова Т.В.Вставь букву.М., "Грамотей", 2005.

8) Шклярова Т.В. Сборник упражнений 2-3 класс. - М., "Грамотей",2009.

8) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010. – 31с

Для учащихся:

  1. Азова Е.А. Домашняя логопедическая тетрадь, Учим звуки. - М., "ТЦ Сфера", 2012.
  2. Арбекова Н.Е. Развиваем связную речь у детей с ОНР 6-7 лет. - М., "Гном", 2012.
  3. Егорова О.В. Звуки п-б, ф-в, т-д. Речевой материал и игры.- М., «Гном и Д», 2006г.

4) Наглядно-дидактическое пособие. Рассказы по картинкам: осень, зима, лето, весна. - М.: Мозаика-Синтез, 2004г.

5)  Новоторцева Н.В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки л-ль, п-пь, б-бь, г-гь, х-хь, ш-ж, р-рь.- Ярославль.: Академия развития,2000г.

6) Рамзаева, Т.Г. Русский язык.3 класс: учебник / Т.Г.Рамзаева. – 11-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2010

7) Сычёва Г.Е. Опорные картинки для пересказа текстов (в 3 частях). - М.: Книголюб, 2000г.

Компьютерные образовательные программы

1) Гарфилд дошкольникам 5-6 лет. Основы лексики и орфографии. 2005.

1) Образовательная игра для детей дошкольного возраста «Баба-Яга учится читать». Com Media. 2011.

2) Образовательная игра для детей 5-7 лет «Баба-Яга учится считать». Com Media. 2007.

3) Обучающая игра для дошкольников "Маша и медведь. Подготовка к школе", 2010.

4) Обучение с приключением. «Антошка – веселые книжки». Руссбит – М.2003

5) Развивающая игра для дошкольников. Баба-Яга. Школа на курьих ножках.

Com Media. 2011.

6) Электронные папки по лексическим темам и по коррекции звукопроизношения

Материально-техническое обеспечение

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Кол-во

Примечание

                                                            Печатные пособия

  Азова Е.А. Домашняя логопедическая тетрадь. Учим звуки. - М., "ТЦ Сфера", 2012.

В.И.Буйко, Г.А.Сыропятова. Твердые и мягкие согласные. Екатеринбург, ЛИТУР, 2013.

В.И.Буйко, Г.А.Сыропятова. Парные согласные. ЛИТУР, 2013.

Мазанова Е.В. Учусь работать с текстом. - М., "ГНОМ и Д".

Мазанова Е.В. Учусь не путать буквы. - М., "Гном и Д", 2010.

1

1

1

1

1

                                          Технические средства обучения

Компьютер

Телевизор

Наушники с микрофоном

Веб-камера

       1

       1

       1

       1

                                       Демонстрационно-раздаточный материал

Сычёва Г.Е. Опорные картинки для пересказа текстов (в 3 частях). - М.: Книголюб, 2000г.

Обучение связной речи детей 6-7 лет. Картинно-графические планы рассказов.

С.Вохринцева. Раскраски (одежда, обувь, дикие и домашние животные, овощи-фрукты, осень, весна, зима, лето, профессии)

Наглядно-дидактическое пособие. Рассказы по картинкам: осень, зима, лето, весна. - М.: Мозаика-Синтез, 2004г.

Составление рассказов по серии сюжетных картинок (в двух частях)

Папки с предметными картинками по основным лексическим темам.

3

1

4

2

                                                       Оборудование класса

Маркерная магнитная доска

1

Экран

1

Зеркало

1

Стулья

5

Парта школьная

1

Шкаф книжный

1

Шкаф хозяйственный

1

Стол письменный

1

Тумбочка

2

Игрушки резиновые

1

Игрушки пластмассовые

4

Игрушки мягкие

5

Настенная доска для демонстрационного материала

1

Компьютер

1

Телевизор

1

МФУ

1

Веб-камера

1

Наушники с микрофоном

1

                                                     Экранно-звуковые пособия

Электронные папки

- артикуляционная гимнастика

- звуки (автоматизация и дифференциация звуков)

- лексические темы: (осень,весна, зима,лето, летние развлечения, дикие и домашние животные, фрукты-овощи, одежда и т.д.)

- характеристика звуков

 Аудиокассеты (сказки)

ДВД-диски (мультфильмы)

3

5


Календарно-тематическое планирование 3 А класс 1 триместр

Кол-во

часов

Сроки

Тема

Аня

Ма-
ша

Егор

Де-нис

Полина

Ар тем

Лена

Матвей С

Матвей Ч

Алеша

Тимофей

Характеристика деятельности учащихся

1 нед











2 нед

















3 нед










4
нед










5
нед









6 нед









7
нед









8
нед










9
нед



10 нед









11 нед










12 нед














13 нед













14 нед











15 нед










16 нед




17
нед











18 нед










19 нед











20 нед










21 нед








22 нед


3





2






2







2


4







4

3









3






4




4


2







4




3





4




3





4






3




3




4





3




6











4



3











3






4







3


4









3

4









3





3




4







3






4




3





4






3



4







3





4



4






3



01 -02.09.15




03 – 04.09.15





07.09.15


07 – 08.09.15

09 – 11.09.15






14 – 15.09.15
16 – 18.09.15








21.09.15






22 – 25.09.15



28.09 – 29.09.15

30.09 – 02.10.15






12.10 – 13.10.15



14.10 – 16.10.15




19.10. – 20.10.15



21.10.-23.10.15




26.10 – 27.10.15





28.10 – 30.10.15



02.11 – 03.11.15



17.11 – 18.11.15




19.11 – 20.11.15



24.11 – 27.11.15










1.12. – 2.11.15


3.12 – 4.12.15










08.12, 09 – 10.12.15





08.12 - 09.12, 11.12.15





15.12 -17.12.15

15 – 16.12, 18.12








22.12 – 24.12.15
22.12 – 25.12.15








28.12 – 29.12.15




12.01 – 14.01.16



12.01 - 14.01.16, 15.01.16





19.01 – 21.01.16





19.01 – 21.01, 22.01.16


26.01 – 28.01.16




26.01 – 28.01, 29.01.16




02.02 – 04.02.16


02.02 – 04.02, 05.02.16





09.02 – 11.02.16




09.02 –12.02.16


16.02 – 18.02.16





17.02 – 19.02.16



Обследование фонетической стороны речи  и фонематического восприятия.


Обследование
словарного запаса.






Обследование грамматического строя речи и логико-грамматических отношений.




Обследование связной речи.


Обследование  чтения и письма







Звуки а,о,у,э,ы,и. Тема: «Экология»
Тема: «Как охранять природу?»









Звуки и буквы Е, Ё, Ю, Я. Тема: «Вещества и частицы».
Правописание слов с сочетаниями ши,жи,ча,ща,чу,щу,чк,чн.
Тема: «Какие бывают вещества?»  
Ударные и безударные гласные.


Мягкий знак в словах. Тема: «Воздух»

Звуки С –З. Составление распространенных предложений по предметным картинкам.




Звуки С*-З*. Тема: «Вода – какой она бывает?» Работа с деформированными предложениями.
«Берегите воду!» Работа с деформированным текстом.



Звуки Т-Д. Тема: «Что такое почва?» Составление продолжения рассказа по картине.


Звуки Т*-Д*. Тема: «Какие бывают растения?» Составление связного рассказа по опорным словам.

Звуки В – Ф. Тема: «Солнце, растения и человек».
 Составление рассказа по плану, подготовленному учителем.

Звуки В*-Ф*. Тема: «Семя, росток, растение». Пересказ по коллективно составленному плану.


Текущий аналитический учет произношения.


Звуки Г-К. Тема: «Как защитить растения?» Краткий пересказ.




Звуки Г*-К*. Текст «Великан на поляне». Ответы на вопросы по содержанию текста.


Звуки Б-П, Б*-П*. Тема: «Какие бывают животные?» Классификация и запись под диктовку.









Звуки Ш – Ж. Тема: «Разные животные и их детеныши». Составление рассказа по картинному плану.
Звуки Ш – Ж. Работа с деформированным текстом.











Звуки С – С*. Тема: «Как защитить животных?».  Составление предложений-правил  по сюжетным картинкам.

Звуки З – З*. Тема: «Природа в разные времена года». Составление описательного  рассказа по серии картин.


Звуки Ф – Ф*. Тема: «Наш организм».  Работа над словарем.

Звуки Ф - Ф*. Тема : «Органы чувств». Классификация предметных картинок, подписи к ним.







Звуки В – В*. Тема: «Как защитить наш организм?» Составление пересказа по опорным словам.
Звуки В – В*. Тема: «Как правильно питаться?». Запись памятки по картинке.




Звуки П-П*. Тема: «Как мы дышим?»

Составление пересказа по подготовленному учителем плану.

Звуки Т-Т*. Тема: «Если хочешь быть здоров…». Составление пересказа по опорным словам.
Звуки Д-Д*. Тема «Мой проект». Работа над интонацией на материале предложений, разных по цели высказывания.



Звуки К-К*. Тема: «Опасности на дороге». Пересказ по серии сюжетных картинок, запись предложений под диктовку.
Раздельный ъ. Восстановление деформированного текста по картинкам и его продолжение.

Звуки Г – Г*. Тема: «Защитники Родины». Составление описательного рассказа по картинкам с записью краткого описания.
Закрепление знаний о ъ и ь знаках. Составление и употребление вопрос. предложений по тексту.



Звуки С-Ш. Тема: «Природа и наша безопасность». Пересказ по самостоятельно составленному плану.
Звуки С-Ш. Различение предлога и приставки.





Звуки З – Ж. Тема: «Наш труд и богатства природы». Описание по картинкам и опорным словам. Разбор слова по составу.
Звуки З-Ж. Повторение словарных слов.


Звуки Ч-Щ. Тема: «Полезные ископаемые».

Работа над предложениями с местоимениями и числительными.

Текущий аналитический учет произношения.

Р























































Р*



Р*

Р-Р*



С-Ш

Ч*-Т*

Ч*


Щ*


Ч*-Щ*

Л

Л – Л*









Ц

Ч*





Ц – Ч*

Л

Р

РЬ

Р

РЬ


Р, Р*

Р - Р*

Ч* - Т*








Ч* - Т*

 

Ч*-Щ*

Р

 

-воспроизведение звуков, подбор примеров слов;

- называние и различение основных групп слов, умение обобщать их,
- подбор слов-антонимов, синонимов, оценка многозначным словам и словам с переносным значением.

- составление словосочетаний и предложений, изменение слова в связи с его грамматической формой;
- подбор суффиксов и приставок при изменении словоформы, подбор нужных предлогов в предложение.
- составление продолжения рассказа по его началу;


- сформированность навыка слитного чтения, наличие ошибок, понимание прочитанного;
- сформированность графо-моторных навыков; наличие ошибок (дизорфография, дисграфия).
- правильное произношение и различение в словах гласных звуков;
- составление описательного рассказа по опорным словам - подлежащему и сказуемому.
- различение и выделение главных и второстепенных членов в предложении;
- работа над интонацией, логическим ударением на материале восклицательных и невосклицательных предложений с местоимениями и числительными;

- определение "работы"  йотированных гласных в слове;
- уточнение артикуляции;  развитие фонем.восприятия;
-  звуко-буквенный анализ слов;
объяснение причины расхождения звуков и букв в слове;
- расширение словаря по теме «Виды веществ» (группировка и классификация предм.картинок);
- применение правила правописания слов (обозначение ударных и безударных гласных буквами);

- формирование умения соотносить произношение слова и его написание;
- развитие фонематического восприятия (различение слов с ь – показателем мягкости предшествующего согласного звука и с разделительным ь);
- звуко-буквенный анализ слов;
- актуализация словаря по теме «Состав воздуха», распространение основы предложений.
- анализ артикуляции и сравнительная характеристика звуков С-З;
- развитие фонематического восприятия (работа со словами-паронимами);
- формирование умения правильно согласовывать слова в предложении;
- восстановление деформированного текста
- уточнение артикуляции и сравнительная характеристика звуков Т – Д; Т* - Д*
- развитие фонематического слуха и восприятия, навыков звукового анализа;
- формирование умения правильно изменять форму слова, согласовывать слова в предложении.




- анализ артикуляции и характеристика звуков В –Ф, различение звуков на слух в самостоятельной речи;
- развитие фонематического слуха и восприятия, определение наличия и места звука в слове;
- звукослоговой анализ слов;
- формирование умения составлять план текста и с опорой на план пересказывать его;
- развитие речемыслительной деятельности – операций синтеза и обобщения при озаглавливании текста;
Обследование.




-Уточнение артикуляции и сравнительная характеристика звуков;
- Развитие фонематического слуха и восприятия; звукового анализа слов;
- Развитие речемыслительной деятельности (умения анализировать, делать выводы);


- Уточнение артикуляции звуков;
- Характеристика звуков+выделение дифференциальных признаков (звонкость-глухость);
- Развитие фонематического слуха; определение позиции звука в слове;
- Расширение и уточнение словаря по теме «Домашние и дикие животные»;
-Упражнения в классификации предметных картинок по видовым признакам;
 
-
Воспроизведение звуков, подбор примеров слов,
- Анализ артикуляции+сравнительная характеристика звуков (закрепление связи между артикуляционным и акустическим образом звука);
- дифференциация звуков Ж – Ш в словах, предложениях и тексте;
- развитие фонематического слуха и восприятия;
- уточнение словаря по теме «Детеныши животных»;
- развитие навыков словообразования и словоизменения;
- формирование умения слушать и слышать, выделять словосочетания с заданным звуком в речевом потоке (запись);
- Анализ артикуляции звуков С – С*, сравнительная характеристика звуков + выделение дифференциальных признаков (твердость-мягкость);
- развитие фонематических процессов, навыков звукового анализа;
- дифференциация тв.и мяг.звуков в словах, словосочетаниях и предложениях;
- формирование умения правильно согласовывать слова в предложении;
- работа над интонацией, логическим ударением на материале восклицательных и невосклицательных предложений;
- Анализ артикуляции , сравнительная характеристика звуков по дифференциальным признакам;
- Развитие фонематических процессов;
- Дифференциация звуков в словах и словосочетаниях;
- Работа над словоизменением, формирование умения правильно согласовывать слова в словосочетании;
- соотносить произношение слова и его написания (правило безударной гласной).
- Уточнение артикуляции и характеристика звуков , определение отличительных признаков (твердость – мягкость);
- Развитие фонематических процессов; дифференциация звуков в предложениях и связных высказываниях;
- Расширение и уточнение словаря прилагательных, наречий;
- закрепление умения определять род имён прилагательных, приводить свои примеры, правильно писать окончания.
- Уточнение артикуляции и характеристика звуков , определение отличительных признаков (твердость –мягкость);
- развитие фонематического слуха, дифференциация звуков в предложении и тексте;
- Уточнение артикуляции, сравнительная характеристика звуков;
- Развитие фонематического восприятия, звуко-слоговой  анализ;
- Соблюдение логики повествования при составлении пересказа, актуализация словаря глаголов и прилагательных по теме «Правила здоровья»;
- Формирование умения правильно согласовывать слова в предложении;
- Работа над интонацией и логическим ударением.

- Анализ артикуляции, различение звуков по дифференциальным признакам;
- Развитие фонематичексих процессов;
-  Уточнение и обогащение словарного запаса по заданной теме;
- формирование умения правильно согласовывать слова в предложениях; соблюдение границ предложения, сохранение логики повествования;
- Уточнение артикуляции, характеристика звуков, выделение отличий;
- Развитие фонематических процессов;
- Закрепление словаря существительных, прилагательных, глаголов по теме «Виды войск»;
- Работа над согласованием слов, развитие связной письменной речи (путем распространения основы предложения);
- работа над интонацией, логическим ударением;

- Анализ артикуляции, сравнительная характеристика звуков с четким выделением отличительных артик.и акуст.признаков;
- Развитие фонематических процессов; навыков звукового анализа и синтеза;
- Применение правила о написании приставок; развитие логических операций анализа и синтеза при разборе слова по составу
- Анализ артикуляции, характеристика звука, выделение дифференциальных признаков;
- Развитие фонем.восприятия и звуко-буквенный анализ слов;
- Уточнение, расширение и активизация словаря;
- Работа над развитием связной устной и письменной речи;;
- Соотнесение произношения и написания словарных слов.

- Анализ артикуляции (механизм образования звука), сравнительная характеристика звуков;
- Развитие фонематических процессов;
- Уточнение +и активизация словаря по лекс.теме;
- Формирование умения правильно согласовывать слова в предложении, записывать, соблюдая границы предложения;
- Развитие связной письменной речи путем распространения основы предложения:
- воспроизведение звуков, подбор примеров слов

3 триместр

23 нед

3











4

01.03 – 03.03.16










01.03 – 04.03.16

Звуки Ч-Щ. Повторение пройденного материала. Диктант.










Звуки Ч-Щ. Тема: «Домашние животные на ферме». Развитие устной монологической речи. Предлоги В-ИЗ, НАД-ПОД.

-Закрепление навыка звукового анализа слов, проверка сформированности умения дифференцировать звуки по артикуляционным и акустическим признакам, развитие фонематических процессов, диагностика сформированности навыков письменной речи, определение стойких типичных ошибок и направлений коррекционной работы.
- Закрепление навыков слогового и звукобуквенного анализа и синтеза; Уточнение, расширение и активизация словарного запаса по теме; Развитие устной монологической речи при составлении связных высказываний на основе собственного опыта и впечатлений по плану.

24 нед

3





2

09.03 – 11.03.16




09.03-10.03.16

Звуки Ч-Т*. Тема: «Дикие животные». Упражнения в словообразовании (называние трёхзначных чисел).


Звуки Ч-Т*. Составление описательных рассказов по плану с наглядной опорой. Предлоги К-ОТ-ДО.

- Анализ артикуляции, характеристика звука, выделение дифференциальных признаков;
Развитие фонем.восприятия; Дифференциация звуков в словах, словосочетаниях, предложениях; Формирование умения правильно согласовывать слова в словосочетаниях и предложениях; Развитие связной письменной речи при распространении словосочетаний до простых распространенных и сложных предложений;
Закрепление умения составлять описательный рассказ по плану с опорой на предметную картину.

25 нед

3




4

15.03 -17.03.16



15.03 – 18.03.16

Звуки Ч-Ш. Тема: «Что такое деньги». Развитие устной диалогической  речи в игре-драматизации «В магазине».

Звуки Ч-Ш. Изменение имён прилагательных по родам и числам. Предлоги ИЗ-ПОД -ОКОЛО-ВОКРУГ.

- Уточнение артикуляции, характеристика звуков, выделение диффер.признаков; Развитие фонематических процессов; Развитие просодики речи при воспроизведении диалога; формирование орфоэпически правильного произношения;
Закрепление словаря сущ., прил., по теме «Виды денег»;
- Работа над словоизменением и согласованием слов (закрепление умения задавать вопросы от сущ.к прил. в ед.и множ.числе).

26 нед

3




4

22.03-24.03.16



22.03 – 25.03.16

Звуки Р-Р*. Тема: «Экономика и экология». Фонетический разбор слов. Предлоги ЧЕРЕЗ -ПЕРЕД, С-ДО.
Звуки Р-Р*. Составление описательного рассказа по сюж.картине с краткой записью.

- Развитие артикуляционной моторики; анализ артикуляции, сравнительная характеристика с выделением дифф.акуст.и арт.признаков звуков; развитие фонематического слуха и восприятия; Расширение и уточнение словаря по лекс.теме устный фонетический разбор слов (танкер, катастрофа, прогноз), Закрепление умения изменять имена прил. по родам и числам, правильно записывать родовые окончания имен прил.

27 нед

3




4

29.03 -31.03.16



29.03 – 01.04.16.

Звуки Л-Л*. Тема: «Золотое кольцо России». Пересказ прочитанного текста по готовому плану.


Звуки Л-Л*. Словоизменение и словообразование глаголов. Предлоги ПО, ИЗ-ЗА, ДЛЯ.

- Анализ артикуляции, различение звуков по дифф. признакам; Развитие фонематичексих процессов; Дифференциация звуков в словах, с/с, предложениях и тексте; Развитие навыка слитного орфоэпически правильного чтения; Составление пересказа, озаглавливание текста. Закрепление умения образовывать однокоренные глаголы при помощи приставок; изменять глаголы по числам и по временам;

28 нед

3




4

05.04 – 07.04.16



05.04 – 08.04.16

Звуки Р-Р*, Л-Л*. Тема «Наши страны-соседи». Закрепление слогового и звуко-буквенного анализа слов. Предлоги РАДИ – НА.  

Звуки Р-Р*, Л-Л*. Составление связного высказывания соотнесение его содержания с картиной.

- Развитие артикуляционной моторики; Уточнение артикуляции и сравн.характеристика звуков; Развитие фонематического слуха; Дифференциация зв. в из.виде, в слогах, словах; на уровне с/с и предложений; Звуковой анализ слов, выполнение письменного фонетического разбора; Расширение и уточнение словаря по лекс.теме; Составление устных рассказов по опорным словам, соотнесение с пейзажной картиной, озаглавливание текста (называние страны).

29 нед

3

4

19.04 – 21.04.16

19.04 – 22.04.16

Звуки Р-Р*, Л-Л*. Тема «На севере Европы». Упражнения в согласовании сущ.с глаг.в прош.времени. Предлоги С-БЕЗ, В-ПО.

Звуки Р-Р*, Л-Л*. Тема: «Страны Европы». Составление рассказа по плану и образцу педагога.

- Развитие арт.моторики; сравнительный анализ артикуляции (механизм образования звука), характеристика зв.с выделением дифф. арт.и акуст.признаков; развитие фонематических процессов; дифференциация звуков в с/с, предложениях и тексте; актуализация словаря по лекс.теме; формирование умения правильно согласовывать слова в предложении, сохранять логику сюжета в соответствии с планом.

30 нед

3






4

26.04 – 28.04.16





26.04 – 29.04.16

Звуки С-Ц. Тема «Столицы». Составление и запись распространенных предложений.
Предлоги О(ОБ)-ПРО-ПО.

Звуки С-Ц. Пересказ прочитанного текста по вопросам.

- Анализ артикуляции, выделение дифф.признаков звуков; Закрепление умения давать сравнительную характеристику звуков; Развитие фонематического восприятия; Дифференциация звуков в слогах, словах и предложениях; Закрепление навыков слогового и звукобуквенного анализа; закрепление умения соотносить произношение слова и его написание (орфоэпия), формирование умения правильно согласовывать слова при составлении ответов на вопросы.

31 нед

3

2

04.05 – 06.05.16

04.05 – 05.05.16

Звуки С-Ц-Т. Тема: «В центре Европы». Упражнения в составлении словосочетаний и предложений с глаголами с применением правила проверки окончаний.
Составление связного рассказа по вопросам, с опорой на видео (наблюдение).

- Развитие арт.моторики; Уточнение артикуляции и характеристика звуков; Развитие фонематических процессов; Дифференциация звуков в слогах, словах и с/с; Формирование умения правильно согласовывать слова при составлении ответов на вопросы; составление рассказа с использованием наглядной опоры и по вопросам.

32 нед

3

4

10.05 – 12.05.16

10.05 – 13.05.16

Звуки Ц-Ч. Тема «На юге Европы». Повторение правил орфоэпии.
Звуки Ц-Ч. Упражнения в распространении простых предложений; составление устных  рассказов с использованием наглядной опоры.

- Анализ артикуляции с выделением дифф.признаков, сравн. характеристика звуков; Развитие фонематического слуха и восприятия; Дифференция звуков в слогах, словах и предложениях; Закрепление навыков звукового анализа, синтеза при подборе слов с заданным положением звука; развитие связной устной и письменной речи при распространении простых предложений и составлении рассказов.

33 нед

7

17.05 – 20.05.16

Обследование фонетической стороны речи и фонематического восприятия.
Обследование
словаря.

Диагностика

34 нед

7

24.05 – 27.05.16

Обследование грамматического строя речи и логико-грамматических отношений.
Обследование связной речи.
Обследование  чтения и письменной речи, диагностика дизорфографии и дисграфии.

Диагностика


Требования к результату

К концу учебного года учащиеся должны:

Личностные результаты:

  • Формировать речевую мотивацию и коммуникативно-речевую активность в процессе обучения, а также решать коммуникативно-речевые творческие задачи;
  • формировать умение сотрудничать в выработке и реализации коммуникативной цели, активизировать речевую практику в процессе организации речевого взаимодействия (взрослый - сверстник, сверстник-сверстник);
  • Формировать навык адекватной самооценки через  осуществление самоконтроля за правильным произношением звуков в самостоятельной речи;
  • Иметь представления о  нравственно-этических нормах поведения в зависимости от содержания тематики по общеобразовательным дисциплинам (русский язык, произношение, чтение, окружающий мир).

Метапредметные результаты:

  •  управлять своей деятельностью, осуществлять контроль и коррекцию своих действий  в  процессе построения элементарного связного высказывания и выполнения речевых упражнений;
  • овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, классификации, нахождением закономерностей и установлением элементарных причинно-следственных связей через выполнение речевых упражнений, заданий по темам общеобразовательных уроков.
  • принимать познавательную цель и следовать ей, адекватно понимать оценку взрослого путем составления несложных монологических высказываний и пересказа.
  • Воспитывать умения ориентироваться в условиях общения, то есть представлять задачи общения и достигать понимания общей позиции двух обучающихся;
  • Уметь планировать свою деятельность и осуществлять последовательность шагов при использовании в речи предложений разных видов (побудительные, вопросительные, повествовательные), а также при составлении предложений по одной теме (по картинке и серии картинок, при пересказе);

Предметные результаты:

  • знать  различия в артикуляционном укладе основных групп звуков (свистящие, шипящие, соноры); гласных и согласных; звонких и глухих; твердых-мягких;
  • знать и правильно дифференцировать графически сходные рукописные буквы: строчные (з,к,ж,в,ч,б,д,у,я) и прописные (Г,П,Т,Р,З,Е,Ю,У,Д,Ф,К,В,), а также их соединения (ол, ое,во, вл,се,од,ас,об,уе,до, сд);
  • правильно произносить отработанные на фронтальных и индивидуальных занятиях звуки в самостоятельной спонтанной речи;
  • произносить в быстром темпе многосложные слова с мягкими согласными после Ь, йотированными гласными и Ъ;
  • выделять звуки и слоги из слов различного звуко-слогового состава; уметь переносить слова;
  • четко,слитно с ударением произноситьразличного слогового состава
  • слитно произносить предлоги с сущ.;
  • осуществлять перенос ударения с одного слога на другой при образовании грамматических форм; соблюдать подвижность ударения при передачи формы слова;
  • употреблять слова, близкие и противоположные по значению, многозначные слова, а также слова с абстрактным значением;
  • правильно и плавно произносить слова с приставками в, во, до, на, над, за, четко произносить окончание слова всвязи с изменением его формы;
  • использовать в разговорной речи простые распространенные предложения из 6-8 членов, с однородными членами, а также сложные предложения с союзами "и,а,но, однако";
  • употреблять предложения, различающихся по цели высказывания (пов., воскл., вопрос.);
  • правильно составлять и употреблять вопросительные предложения со словами куда? откуда? чей? почему? где? какой? как? сколько? когда?;
  • составлять рассказ на заданную тему по сюжетной картинке, по серии картин, по вопросам, по данному зачину или концу, по собственным наблюдениям с соблюдением правильной интонации и ударения;
  • составлять план сюжетного рассказа;
  • составлять рассказы на основе жизненного опыта, используя элементы описания и рассуждения;
  • четко, правильно и выразительно прочитать небольшой рассказ, стихотворение, устанавливать логику, причинно-следственные связи, последовательность, достоверность при пересказе.
  • различать части речи; знать и употреблять слова, обозначающие действие, признак и наблюдать за изменениями грамматических признаков слов при согласовании в роде и числе;
  • различать предлог и приставку, употреблять предлоги с сущ.и прилагательными;
  • правильно подбирать и анализировать родственные слова;
  • правильно подбирать слова для проверки безударных гласных;
  • определять разделительную функцию мягкого знака, запись слов с твердым и мягким знаком;
  • дифференцировать одушевленные и неодушевленные предметы;
  • усвоить правильное написание ши-жи, ча-ща, чу-щу; чк,чн;
  • закрепить написание глухих-звонких согласных в корне слова;
  • выделять предложения из текста, определять границы предложения и обозначать их на письме.

Результаты выполнения рабочей программы

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планы - конспекты групповых логопедических занятий в 1 классе специальной коррекционной школы VIII вида

В данных планах старалась отразить коррекционные цели занятий, включая специальные коррекционно - развивающие упражнения по развитию высших психических функций. Использовала доступные для учащихся с и...

Рабочая программа по коррекционному курсу "Индивидуальные логопедические занятия". 6 класс

Рабочая программа включает информационно-методическое обеспечение, тематическое и календарно-тематическое планирование....

Групповое логопедическое занятие по теме: "Родственные слова. Употребление родственных слов в речи"

Методическая разработка группового логопедического занятия с учащимися 5 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида....

Групповые логопедические занятия в структуре комплексной нейрореабилитации больных с афазией

Основной целью восстановительного обучения больных с афазией является восстановление коммуникативной функции речи, социальная  реадаптация пациента. Нарушение коммуникативных возможностей при афа...

Рабочая программа для групповых логопедических занятий 5 класс

Рабочая программа для групповых логопедических занятий разработана в соответствии с примерной программой основного общего образования  по русскому языку с учетом требований  федерального ...

Рабочая программа «Обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия»

Цель коррекционной работы: коррекция познавательной, эмоционально-волевой сферы младших подростков с умственной отсталостью, повышение самостоятельности и расширение воз-можности их общения в совреме...

Рабочая программа «Альтернативная коммуникация» коррекционный курс логопедических занятий для 1 классов

Рабочая программа «Альтернативная коммуникация»  коррекционный курс логопедических занятий для 1 классов...