Развитие и коррекция фонематических процессов у детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
статья по теме

Шхиян Янина Сергеевна

В помощь воспитателям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ И КОРРЕКЦИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

Особенности нарушения речи у детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) изучены мало. В структуре дефекта при ЗПР на первый план выступает несформированность познавательной деятельности, при этом как правило отмечается и недоразвитие речи. Нарушения речи при ЗПР преимущественно имеют системный характер и входят в структуру дефекта.

Обследование состояния фонематического восприятия и степени сформированности звукопроизношения у детей четвертого года жизни с ЗПР выявило значительное отставание в развитии этих систем. Детям свойственны такие виды нарушений звукопроизношения, как замены и смешения звуков, что расценивается как фонематический дефект, а также искажения звуков, которые расцениваются как фонетический дефект. Поэтому важно уже в младшей группе начать систематическую работу по развитию и коррекции фонетико-фонематических процессов. Целенаправленная работа по развитию фонематического слуха помогает ребенку быстрее овладеть правильными навыками звукопроизношения. Можно и нужно развивать речевые навыки и функции, необходимые для овладения грамотой. К основным речевым предпосылкам письма и чтения можно отнести: развитие слухового восприятия, внимания, осознание звуковой стороны речи, развитие фонематического восприятия, анализа и формирование фонематических представлений.

Работа по развитию фонематических процессов у детей с ЗПР четвертого года жизни проводится с учетом научных данных о многоуровневой структуре процесса восприятия речи и с учетом этапов развития фонематических функций в онтогенезе. Так известно, что в процессе развития у ребенка вырабатывается фонематический слух (он осуществляет операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова, он формируется у ребенка в первую очередь). Развивается и фонетический слух (им оценивается ненормированное, непривычное для данного языка произношение как неправильное). Фонематический и фонетический слух осуществляют не только прием и оценку чужой речи, но контроль за собственной речью. Речевой слух является важным стимулом формирования правильного произношения.

При формировании восприятия устной речи у детей трех лет с ЗПР были использованы следующие виды работы для развития фонетического слуха:

  • повторение слогов (Проводятся игры на песке с мелкими фигурками -дети за логопедом повторяю слоги типа «СГ, ГС, СГС, ССГ», говорят короткие, волшебные слова).
  • Различение правильно и искаженно произнесенного звука в чужой речи изолированно, на фоне слов. Игра «Правильно ли сказал Незнайка»

Для развития фонематического анализа, фонематических представлений предложены следующие упражнения:

  • выделение звука на фоне других звуков, слогов, слов (Игра «Хлопни в ладоши»).
  • вычленение звука из слова. Ребенку предлагается назвать последний, первый звук в слове. Самостоятельное выделение звуков ребенком на первых этапах формирования звукового анализа невозможно без подчеркнутого интонирования, которому надо специально обучать. Ребенок учится особому произнесению слова с интонационным
  • выделением заданного звука, который затем должен быть выделен и назван отдельно. Подчеркнутое интонирование как средство выделения звуков необходимо до конца обучения.
  • многие дети к концу первого года обучения определяют место звука в слове, определяют последовательность звуков в обратных и прямых слогах ( некоторые - последовательность звуков в трехзвуковых словах).
  • различение слов паронимов при их слуховом восприятии и назывании. 'Ребенок, определив нужный звук, выполняет какое-либо действие (например, указывает на соответствующих зрительный символ).
  • раскладывание на группы картинок, названия которых включают дифференцируемые звуки (под соответствующим зрительным символом).
  • придумывание ребенком слов, включающих заданный звук (вне зависимости от положения звука в слове).
  • определение «лишнего» звука в ряду звуков, «лишнего» слова в ряду слов (С опорой на зрительные символы и предметные картинки, игрушки).
  • произнесение слов без заданного звука, а затем с ним (игры - «Какой звук не произнес Незнайка?», «Помоги Незнайке верно произнести слова»).
  • разные варианты речевого лото.

Предложенная методика по развитию и коррекции фонематических процессов у детей младшего дошкольного возраста апробирована и результаты проведенной работы подтвердили ее эффективность. Мы убедились на практике, что уже в младшей группе для детей с ЗПР можно начинать систематическую работу по формированию функционального базиса навыков чтения и письма. Представленный опыт работы может быть использован с учетом индивидуальных психолого-педагогических, речевых особенностей детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика исследования пространственных и временных представлений детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Методика исследования пространственных и временных представлений детей старшего дошкольного возраста с ЗПР...

«Использование дидактических игр для развития умственных способностей детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития»

Особая роль дидактической игры в коррекционно-развивающем процессе определяется тем, что игра делает сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволяет ребёнку приобрести собственный жизненный...

Картотека игр и упражнений для детей младшего школьного возраста для развития наглядно – образного мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

В основе коррекционной работы дефектолога с детьми, имеющими отклонения в развитии, должно быть реализовано фундаментальное положение отечественной психологии о генетической связи разных форм мышления...

Развитие мелкой моторики рук у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития на уроках адаптивной физической культуры

В настоящее время процент детей с задержкой психического развития растет, а данная патология предполагает последующее выравнивание или незначительное отставание. Необходимо большее внимание уделять да...

Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством песочной арт-терапии

   Одним из методов развития коммуникативных навыков является песочная арт-терапия. Она включает в себя систему игр с песком, позволяющих раскрыть индивидуальность каждого ребёнка, на...

Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством песочной арт-терапии

 У детей с задержкой психического развития умение общаться не возникает само собой. Наблюдения показывают, что большинство воспитанников на момент зачисления в группу в разной степени испы...

Проект «Мультстудия» как инновационный метод развития познавательного интереса и социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

 Современные дети живут в век информационных технологий и находятся в разнообразной медиасреде. Они хорошо ладят со всевозможными гаджетами, легко разбираются, как пользоваться компьютером...