Памятка для родителей и педагогов "Комплексы дыхательной гимнастики для детей с речевыми нарушениями"
учебно-методический материал на тему

Рыбакова Елена Владимировна

В материале представлена памятка для родителей и педагогов "Комплексы дыхательной гимнастики для детей с речевыми нарушениями".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Памятка для родителей и педагогов715.48 КБ

Предварительный просмотр:

Казенное общеобразовательное учреждение

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

 «Няганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными

 возможностями здоровья»

                  http://school22-tmn.ru/uploads/posts/2014-05/1400206390___.jpg

Памятка для родителей и педагогов

"Комплексы дыхательной гимнастики

для детей с речевыми нарушениями"

Составитель: Е.В. Рыбакова

Учитель музыки I категории

г.Нягань, 2015г. 

"Если Вы не видите немедленного результата -

хорошего или плохого, -

будьте терпеливы и наблюдайте". 

Дипак Чопра

Уважаемые родители и педагоги!

        В последние годы резко возросло число детей с проблемами речевого развития, которые характеризуются нарушением или отставанием от нормы основных компонентов речевой системы: лексического, грамматического, фонетического строя речи. Эта проблема всегда является одной из самых актуальных в коррекционной работе с детьми с речевым недоразвитием. Своевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребёнка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств. Жизнь не даёт времени на раскачку. Ребёнок живёт сегодня, рядом с нами - взрослыми. Важно, как можно раньше, помочь каждому, кто имеет особенности в развитии, в преодолении речевых нарушений.

        Качество речи, её громкость, плавность во многом зависят от речевого дыхания. Дыхание - это физиологический процесс, включающий в себя две фазы: вдох и выдох. В речевом дыхании вдох и выдох не равны, последний гораздо длиннее вдоха. После короткого вдоха следует пауза для укрепления брюшного пресса, а затем - длинный звуковой выдох. Поскольку звуки речи образуются при выдохе, его организация имеет первостепенное значение для постановки речевого дыхания и голоса, для их развития и совершенствования. Поэтому конечной целью тренировки речевого диафрагмально-рёберного дыхания является тренировка длинного выдоха, тренировка умения рационально расходовать запас воздуха во время речи. Для этого необходимо приучить мышцы, участвующие в дыхательном процессе и удерживающие грудную клетку в расширенном состоянии, не расслабляться пассивно сразу после выдоха. Расслабление должно происходить постепенно по мере надобности, подчиняясь нашей воле.         Развитие речевого дыхания необходимо для того, чтобы можно было произнести развёрнутую фразу с правильной интонацией, для постановки отсутствующих звуков у детей с речевым недоразвитием.  Для выработки такого типа дыхания ниже будут даны учебно-тренировочные упражнения по развитию и укреплению диафрагмы, брюшных и межрёберных мышц.

        Основная цель занятий - формирование правильного речевого дыхания.

 

        Рекомендации для развития правильного речевого дыхания:

  • все упражнения необходимо выполнять легко, естественно, свободно, без усилий, напряжения и скованности;
  • находиться в расслабленном состоянии, но не сутулиться (спина прямая, плечи развёрнуты, шея свободная);
  • вдыхаем через нос, выдох осуществляем ртом;
  • губы при выдохе немного открыты ("трубочкой");
  • выдох должен быть продолжительным и плавным, предметы для поддувания должны находиться на уровне рта ребёнка;
  • не надувать щёки при выдохе;
  • проводить упражнения по формированию правильного речевого дыхания в игровой форме;
  • перед проведением дыхательной гимнастики помещение должно быть проветренным;
  • упражнения на развитие речевого дыхания повторять не более 3-5 раз, до еды, 3 раза в день по 4-7 минут;
  • не переутомлять ребёнка, т.е. строго дозировать количество и темп упражнений, при недомогании лучше отложить занятие;
  • занятия по развитию речевого дыхания должны проходить на высоком эмоциональном фоне, приносить радость детям с ограниченными возможностями здоровья.

Упражнения дыхательной гимнастики:

"Овощи, фрукты"

(развитие глубокого вдоха)

        Взрослый и ребёнок рассматривают и называют овощи и фрукты, лежащие на блюде. Взрослый делает надрез, а ребёнок нюхает и запоминает запах овощей и фруктов. Взрослый предлагает ребёнку с завязанными глазами понюхать и отгадать по запаху предложенный ему овощ или фрукт.

"Приятный запах"

(развитие речевого дыхания)

        Ребёнок подходит к вазочке с очищенным апельсином, яблоком, грушей и т.д. Нюхает и на выдохе произносит: "Хорошо! Вкусно! Приятный запах!"

"Воздушный шарик"

(развитие физиологического дыхания)

        Ребёнок ложится на спину, на ковёр, левую руку кладёт на живот, а правую на грудь. По команде взрослого ребёнок вдыхает, выпячивая живот ("шарик надувается"), и выдыхает, втягивая живот ("шарик сдувается").

"Ветер"

(развитие полного дыхания)

        Ребёнок сидит, стоит или лежит, туловище расслаблено. Делаем полный выдох носом, втягивая в себя живот и грудную клетку. Затем делаем полный вдох, выпячивая живот и рёбра грудной клетки. Задерживаем дыхание на 3-4 секунды. А потом с силой выпускаем воздух несколькими отрывистыми выдохами сквозь сжатые губы. Это упражнение не только очищает (вентилирует) лёгкие, но и помогает согреться при переохлаждении и даже  снимает усталость.

"Радуга обнимашка"

(развитие полного дыхания)

        Ребёнок стоит или шагает. Делаем полный вдох носом с разведением рук в стороны. Задерживаем дыхание на 3-4 секунды. Затем растягиваем губы в улыбке, произносим звук "с...", выдыхая воздух и втягивая в себя живот и грудную клетку. Руки направляем вперёд, затем скрещиваем перед грудью, обнимая плечи.

"Буря в стакане"

(развитие полного дыхания)

        Предлагаем ребёнку сделать полный вдох носом и выдохнуть через трубочку, конец которой находится в стакане, наполовину наполненном водой.

"Трубач"

 (развитие полного дыхания)

        Ребёнок сидит на стуле, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх ко рту. Медленно выдыхаем с громким произношением звука "п-ф-ф-ф".

" Кипящая каша "

(развитие полного дыхания)

         Ребёнок сидит на стуле, одна рука лежит на животе, другая на груди. Выпячивая живот, набираем воздух в грудь (вдох), а затем втягиваем живот и выдыхаем (выдох). При выдохе громко произносим звук "ш-ш-ш".

"Футболисты"

(развитие речевого дыхания)

        Дети сидят напротив друг друга. Ворота можно сделать из карандашей, мячик из ватного шарика. Поочерёдно дуют на ватный шарик, стараясь забить гол в ворота товарища. Следить, чтобы вдох производился через нос, а выдох был плавным и сильным, губы "трубочкой".

"Пёрышко, снежинка, листочек"

(развитие речевого дыхания)

        Предложите ребёнку лёгким, длительным ротовым выдохом сдуть с ладони (на уровне рта) пёрышко, снежинку, листочек.

"Кораблик"

        Из бумаги изготавливается кораблик. Предложите ребёнку подуть на кораблик, плавающий в тазу с водой, то плавно, то быстрее, и проследить за движением кораблика.

"Блинчик"

        Улыбнуться, положить широкий язык на нижнюю губу (сделать "блинчик"), подуть, произнося длительно звук "ф-ф-ф". Щёки не надувать.

"Фокус"

        Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а по середине языка был желобок. Стараемся сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти по середине языка, тогда ватка полетит вверх.

"Пароход гудит"

        Предложить ребёнку подуть в пузырёк (как гудит пароход). Улыбнуться, положить широкий язык на нижнюю губу, кончик языка касается горлышка пузырька. Пузырёк касается подбородка. Струя воздуха должна быть сильной и идти по середине языка.

        Упражнения для дыхания  обучают ребёнка правильному дыханию при пении, но ещё и полезны для профилактики простудных заболеваний, бронхитов и синуситов. Правильное дыхание - это: полноценное насыщение организма кислородом, улучшение функции сердечнососудистой системы и укрепление всего аппарата кровообращения, укрепление нервно-психического состояния, повышение общей сопротивляемости организма. Дыхательная гимнастика прививает навыки певческого и речевого дыхания. Эти упражнения активно включают в работу все части тела (руки, ноги, голову, шею, брюшной пресс, плечевой пояс и т.д.) и вызывают общую физиологическую реакцию всего организма, повышенную потребность в кислороде. Дыхательная гимнастика имеет широкий спектр воздействия, излечивает массу различных заболеваний органов и систем. Она снимает усталость, бодрит, повышает жизненный тонус, улучшает настроение, память, помогает при лечении заикания, различных неврозов, что особенно важно при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

        Играйте, занимайтесь, фантазируйте вместе со своими детьми каждый день. И тогда речь Вашего ребёнка будет чёткой и выразительной. А значит, Вы поможете ему избежать многих трудностей в дальнейшем обучении. И Вы, и Ваш ребёнок получите от таких занятий не только удовольствие, но и много пользы.

Творческих Вам успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы логопеда родителям детей, имеющих речевые нарушения.

Предложенные советы и упражнения помогут в :правильном общении с ребёнком;развитии речевого дыхания, голоса, фонематического анализа и синтеза;развитии мелкой моторики и слогового анализа и синтеза.Та...

«Приемы взаимодействия логопеда с родителями детей, имеющих речевые нарушения».

Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей  является тесное взаимодействие логопеда и родителей. Правильно организованная система взаимодействия ...

Проект «Дни открытых дверей»в условиях логопункта ДОУ"Салемальский детский сад"Золотая рыбка"для просвещения родителей,воспитывающих детей с речевыми нарушениями при использовании художественно-эстетического направления через задания обучающего характера.

Проектный метод в обучении воспитанников с речевыми нарушениями в условиях логопедического пункта является подготовительным этапом для перехода детей в школу. Основной целью проектного метода в коррек...

Информационно-методическая работа для родителей, имеющих детей с речевыми нарушениями. «Киндер-игрушки для Тани и Ванюшки»

Если вас заинтересовала этот материал, то может быть вы любознательны раз, у вашего малыша «проблемки» в развитии речи два, просто небезразличны к развитию своего любимого «чуда» три. Можно еще загиба...

Дыхательные и звуковые упражнения для детей с речевыми нарушениями.

Дыхательные упражнения для детей с речевыми нарушениями....

Буклет для родителей дыхательная гимнастика для детей в домашних условия

Значимость дыхательной гимнастики в коррекционной работе велика.   В буклете рассказывается о важности развития  дыхательной системы у детей.  Даны рекомендации родителям по провед...

Дыхательная гимнастика. Упражнения для развития речевого дыхания

Представлен комплекс упражнений по развитию длительной целенаправленной воздушной струи....