Конспект открытого урока трудового обучения по теме: "Изготовление из тонкого картона и плотной бумаги карнавальных головных уборов (кокошник)", 4 класс
план-конспект на тему

Савенкова Светлана Михайловна

Цель:

учить изготавливать русский головной убор –кокошник из картона с применением цветной бумаги;

Задачи:

формирование умений ориентироваться в задании , анализировать объект, планировать ход работы над изделием, определять приемы работы и инструменты, оценивать качества готовых изделий;

совершенствование  у учащихся навыков  работы с ножницами при вырезывании, умения пользоваться шаблонами;

развитие творческих способностей, художественного вкуса, прилежности и аккуратности в работе.

воспитание патриотических чувств, уважение к национальным традициям  интереса к национальному прошлому своего народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_kokoshnik.docx23.65 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Изготовление  из тонкого картона и плотной бумаги карнавальных головных уборов. (кокошник).

Цель:

 учить изготавливать русский головной убор – кокошник из картона с применением цветной бумаги;

Задачи:

формирование умений ориентироваться в задании , анализировать объект, планировать ход работы над изделием, определять приемы работы и инструменты, оценивать качества готовых изделий;

совершенствование  у учащихся навыков  работы с ножницами при вырезывании, умения пользоваться шаблонами;

развитие творческих способностей, художественного вкуса, прилежности и аккуратности в работе.

воспитание патриотических чувств, уважение к национальным традициям  интереса к национальному прошлому своего народа.

Оборудование:  образец кокошника,  шаблон  кокошника, мультимедийная установка, иллюстрации народных костюмов, репродукции “Русские головные уборы”, аудио запись, цветной картон, орнамент из цветной бумаги, паетки, ножницы, клей, кисточка, телеграмма.

Ход урока:

  1. Орг. момент.

Вы друг другу улыбнитесь и тихонечко садитесь

Проверьте все ли у вас на месте

Чтоб работа закипела

Приготовьте все для дела

Будем клеить, мастерить

Все должно в порядке быть,

Ножницы, бумагу, клей

Клади на место поскорей

Не забудь про карандаш

Он в труде помощник наш

В порядке вещи содержи,

Все готовы молодцы!

  1. Подготовка учащихся к усвоению новых знаний.
  1. Сообщение темы и задач урока.

Пришла Волшебница - Зима

С собой морозы принесла,

Снежинок белый хоровод

И светлый праздник…..(Новый год)  Слайд 

- Да ребята, скоро Новый год. Его любят и взрослые и дети. И мы тоже пойдем на новогоднее представление. И там нас встретят Дед Мороз и Снегурочка.

(раздается стук в дверь)

Ребята, к нам пришла телеграмма. А на ней загадка.

У него румяный нос,

Сам он бородатый

Кто же это? ……

Правильно, ребята

- Хотите прочитать, что написал Дед Мороз?

Внимание! Начала работать моя мастерская.  Обьявляю конкурс на лучшую поделку-кокошник. Ценю в работе аккуратность, точность исполнения. Желаю удачи! Скоро увидимся!

- Ребята, а что такое кокошник? Ваши предположения.

-Сегодня мы с вами будем учиться изготавливать кокошник.

- Но прежде чем начать работу, нам нужно узнать, что такое кокошник и как он выглядит?

III.Изучение нового материала.

1.Рассказ учителя.

- У каждого народа есть свои обычаи, традиции, свои песни, танцы, костюмы. У нашего русского народа тоже есть свои традиции и своя традиционная  одежда (показ русских народных костюмов).  Слайд. В далекие древние времена нашу Россию называли Русью. На Руси в праздники надевали самые лучшие наряды.

Особое внимание женщины всегда уделяли головным уборам – кокошникам, самой заметной части любого костюма. Слайд.

 Кокошник - это старинный женский праздничный головной убор с высоко поднятой надо лбом передней частью. Головные уборы были очень разнообразны, но всегда чётко делились на девичьи и уборы замужних женщин. Женщина, которая была замужем по древнему обычаю должна была тщательно закрывать свои волосы от постороннего глаза. Нельзя было с непокрытой головой выходить из дома, заниматься домашними делами. А вот молодым девушкам не запрещалось показывать свои волосы. Девушка считалась красивой , если у неё были длинные, густые, красивые волосы, заплетённые в косы. Отсюда и различие: у девушек –лёгкие и воздушные накосники, коруны, венцы, кокошники, а у женщин - глухие сороки, кики, платки (показ головных уборов на иллюстрациях).Слайд.

Головной убор бережно хранили и даже передавали по наследству. Это не удивительно, ведь на изготовление кокошника уходило много времени. Его расшивали жемчугом и разноцветными камнями, вышивали узоры золотыми и серебряными нитями. Свисающие нити жемчуга, бусы, ожерелья символизировали струи, капли росы.

- Кто на Руси носил кокошники?

Делу время- потехе час. Так говорили в старину. Давайте отдохнем. Видеослайды.

  1. Музыкальная физминутка.

IV.Практическая часть.

- Мы с вами сейчас  изготовим кокошник и украсим его.

1. Анализ изделия.

- Из каких деталей состоит кокошник?

(передняя деталь, ободок)

- Из чего сделан кокошник?

(из цветного картона)

- Чем украшен кокошник? (орнамент (узор) из цветной бумаги,)

Из чего составлен узор? (квадратики, цветочки, треугольнички, паетки)

Какие материалы нам понадобятся для работы? (картон, орнамент из цветной бумаги, паетки)

- Какие инструменты и приспособления нам понадобятся? (ножницы, клей, салфетка)

2.- Вспомните правила работы с ножницами и клеем.

Какие правила работы с ножницами и клеем знаете вы?

•        НЕЛЬЗЯ  оставлять ножницы раскрытыми;

•        НЕ подходить  к товарищу во  время работы;

•        С ножницами нужно работать, сидя за столом;

•        Класть  ножницы кольцами к себе;

•        Следить за движением лезвий во время резания;

•        Передавать ножницы только закрытыми: кольцами вперед, взяв за сомкнутые лезвия;

•        Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе;

•        Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая её. (читает ученик на слайде) Слайд.

  1. Составление плана работы.

-Ребята, давайте составим план работы.

- разметь на картоне по шаблону переднюю деталь

- приклей переднюю деталь к полоске для ободка

- составь узор из готовых орнаментов

- наклей узоры аккуратно на кокошник

- укрась кокошник

Повторение приемов работы учеником. Слайд.

  1. Самостоятельная работа учащихся.

Слабоуспевающим ученикам предложен более облегченный вариант задания.

- Вы можете приступать к выполнению композиции.

Вам поможет в этом план, который мы вместе составили. Желаю вам успехов! ( тихо звучит русская народная музыка)

Пальчиковая гимнастика.

Елка.

Елка быстро получается,

 Если пальчики сцепляются.

 Локотки ты подними,

 Пальчики ты разведи.

Ладони от себя, пальчики пропускаются между собой (ладони под углом друг к другу). Пальчики выставляются вперед. Локотки к корпусу не прижимаются.

V.Итог урока.

1.Анализ работ. Оценка.

Показ готовых изделий. Давайте оценим работы. Какие работы заслуживают оценки 5, какие 4? Почему? Прокомментируйте свое мнение.

2.Рефлексия.

Продолжите предложения:

•        Сегодня на уроке мы узнали …

•        Сегодня на уроке мы научились …

•        У нас получилось …

•        У нас не получилось …

•        Можно сделать лучше … Слайд.

-Ребята? А куда можно применить ваши кокошники? Слайд.

Все ваши работы будут отправлены в мастерскую Деда Мороза.

Наш урок подошел к концу. Спасибо всем за урок, за творчество. Урок закончен. Учащиеся получают подарок-сюрприз, веселые смайлики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок трудового обучения в 8 классе по теме:"Обработка криволинейных форм"

урок  призван совершенствовать знания учащихся по технологии изготовления деталей с криволинейной кромкой, развивать двигательную активность, пластичность, учить анализировать, обобщать....

Русский головной убор-кокошник

Женский головной убор-кокошник...

Урок трудового обучения в 4 классе "Работа с бумагой и картоном. Изготовление корзиночки".

В преддверии Нового года с обучающимися можно сделать украшение своими руками - корзиночку из бумаги и картона. Дети очень любят такие уроки, особенно, если поделку можно подарить близким или украсить...

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ В 5 КЛАССЕ ТЕМА: «ВАРИАНТЫ СКЛАДЫВАНИЯ САЛФЕТОК»

Тема: «Варианты складывания салфеток»Цели урока:Ознакомить учащихся с основными приёмами складывания салфеток и создать условия для формирования умения по их выполнению;Способствовать восп...

Открытый урок трудового обучения в 8-б классе по теме: Материалы, из которых делают одежду.

Тема практической работы на уроке: Определение материалов для изготовления одежды по внешним признакам и отличительным особенностям Цель урока: Познакомить учащихся с многообразием текстильных м...