Социально-реабилитационная программа "Зелёный СЛОН" (Союз Любителей Овощей Натуральных)
рабочая программа по теме

РазаковаТатьяна Викторовна

Трудовое воспитание – одно из главных условий подготовки детей с ограниченными  возможностями к самостоятельной жизни. Система трудовой подготовки детей входит в структуру социально-педагогической адаптации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реальной среды и жизни.

Процесс трудового воспитания направлен на формирование личности ребенка, коррекцию недостатков развития и  создает предпосылки социальной адаптации и социализации детей с ограниченными возможностями и вносит существенный вклад в физическое, умственное, эстетическое и нравственное развитие.

Решая задачи социальной адаптации и социализации детей с ограниченными возможностями,  нами была разработана программа  «Зелёный СЛОН».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_zelyonyy_slon.docx35.32 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение Ханты – Мансийского автономного округа - Югра

«Комплексный центр социального обслуживания населения «Импульс»

Реабилитационное отделение для детей и подростков с ограниченными возможностями

СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ ПРОГРАММА

«ЗЕЛЁНЫЙ  СЛОН»

Согласовано

зав. отделением_____________

дата ____________

Согласовано

методист_____________

дата ____________

Разработчик, реализатор:

 Т.В. Разакова – воспитатель,

реабилитационного отделения

для детей и подростков

с ограниченными возможностями

г.Урай, 2015 г.

Бюджетное учреждение Ханты – Мансийского автономного округа - Югра

«Комплексный центр социального обслуживания населения «Импульс»

Реабилитационное отделение для детей и подростков с ограниченными возможностями

Рекомендовано к утверждению

на заседании ЭМС №_____

от        20_____г.

Утверждено приказом

№________

от _____20____г.

Утверждено

приказом  №_____

от                2015 год 

СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ ПРОГРАММА

«ЗЕЛЁНЫЙ  СЛОН»

Согласовано

зав. отделением_____________

дата ____________

Согласовано

методист_____________

дата ____________

Разработчик, реализатор:

 Т.В. Разакова – воспитатель,

реабилитационного отделения

для детей и подростков

с ограниченными возможностями

г. Урай 2015 г.

                                                                         

АКТУАЛЬНОСТЬ

«Мир, окружающий ребенка - это,

прежде всего, мир Природы с

безграничным богатством явлений,

 с неисчерпаемой красотой.

Здесь, в природе, вечный источник

 детского разума».

В. Сухомлинский.

Знаменитые педагоги – гуманисты указывают на то, что процесс социального развития ребенка связан с формированием определенного уровня развития личности и  навыков общественных действий, позволяющих ему быть независимым и  участвовать в различных  формах общественной жизни.

Ряд исследователей (Т. В. Бабынина, Н.Ф. Виноградова) отмечают, что у  детей и подростков, имеющих нарушения в развитии, без целенаправленного коррекционного воздействия полноценно не формируются представления об окружающем мире, что отрицательно сказывается на их социальной приспособленности.

Основной целью организации работы с детьми - инвалидами и детьми с ограниченными возможностями (далее – ОВ)  в учреждении  является медико-психолого-педагогическая абилитация, следствием которой должны стать максимально возможная социальная адаптация и интеграция их в общество. Основными социально-адаптивными навыками являются: осознание себя как индивида, сформированность умений в сфере построения отношений с окружающими, способность к самообслуживанию и  выполнению целенаправленных действий, а также способность адекватно реагировать на окружающее и  освоение им элементарных норм социального поведения.

Решая вопрос формирования навыков социально-адаптивного поведения у 135 детей посещающих реабилитационное отделение для детей и подростков с ограниченными возможностями учреждения, мы считаем, что окружающие объекты природного мира являются наиболее близкой, доступной пониманию детей, необходимой для адаптации областью окружающей действительности.

Воздействие природы на чувства детей, их поведение, их умственное развитие многие известные педагоги оценивали как весьма позитивное и использовали в целях воспитания и обучения (Ж.-Ж.Руссо, Монтессори, В. А. Сухомлинский, Е. А. Стребелева и другие).

Однако проблемы социализации детей-инвалидов в отечественной литературе все еще не являются предметом специального исследования. Хотя проблема социализации детей, подростков и взрослых с нарушениями психического и физического развития весьма актуальна и в теоретическом, и в практическом отношении.

Учреждении накоплен опыт по социализации детей с ограниченными возможностями через организацию доступной исследовательской, поисковой активности, формирование конкретных, чувственных представлений о предметах и явлениях природы, входящих в круг жизнедеятельности детей, умений приобретать и применять новые знания в жизни, вовлечение в процесс трудовой деятельности, приобщение к посильному труду через наблюдение за работой взрослых и здоровых сверстников, желание им помогать в рамках работы программы «Зелёный СЛОН».

 Социализация осуществляется путем специально организованного педагогического процесса, включающего в себя явления повседневной жизни и занятия.

Поиск новых подходов к совершенствованию и развитию социально-адаптивных навыков позволил разработать и реализовать в 2015 году нововведение по трудовому  воспитанию.  Активистами программы «Зеленый СЛОН» (Союз Любителей Овощей Натуральных) выступают граждане пожилого возраста и инвалиды,  посещающие занятия факультета «Растениеводство» программы бесплатного обучения граждан старшего поколения «Университет третьего возраста», инвалиды молодого возраста, а так же дети – инвалиды,  дети и подростки с ОВ.

Изучение специальной отраслевой литературы,  материалов Интернет-ресурсов по данному направлению,  привело нас к выводу о том, что  данная форма интегративного взаимодействия инвалидов разного возраста и граждан старшего поколения ранее не использовалась в практике формирования навыков социально-адаптивного поведения детей и подростков с ограниченными возможностями на базе реабилитационных отделений учреждений социального обслуживания.

Исходя из этого, форму работы программы «Зелёный СЛОН», апробированную в 2015 году на базе учреждения, можно считать нововведением.

СРОК  РЕАЛИЗАЦИИ:  февраль  2015 –декабрь 2015 

  1.  ЦЕЛЕВАЯ  ГРУППА

Программа  ориентирована  на получателей социальных услуг учреждения:

 -  детей – инвалидов, детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья (от 6 до 18 лет), состоящих на учёте в реабилитационном отделении для детей и подростков с ограниченными возможностями,

 -  родителей,

 -  инвалидов молодого возраста  (от 18 до 35 лет),

 -неработающих пенсионеров и инвалидов, посещающих занятия факультета «Растениеводство» программа бесплатного обучения граждан старшего поколения «Университет третьего возраста».

  1.  ЦЕЛЬ

Цель:  формирование у детей – инвалидов, детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья социально-адаптивных навыков посредством специально организованного трудового воспитания.

  1.  ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Задачи:

1.Организационные:

-подготовить  условия, способствующие  формированию социального опыта детей;

- организовать  группы из детей с ограниченными возможностями  в возрасте от 5 до 18 лет, молодых инвалидов, пенсионеров;

-создать атмосферу сотрудничества и равноправного партнёрства между всеми       участниками  программы.

2.Практические:

 -  сформировать элементарные знания и представления об окружающем природном мире;

- расширить практический опыт детей с ограниченными возможностями в игровой и трудовой деятельности;

- способствовать социальной адаптации и социализации детей с ограниченными возможностями  и молодых инвалидов  в общество;

- формировать доступные этические представления и выработку навыков адекватного социального поведения по отношению к окружающим людям разного возраста;

-повысить  социально - педагогическую компетентность родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями.

3. Аналитические:

-проанализировать эффективность реализации программы;

-распространить положительный опыт среди профессионального сообщества.

1.4. ТЕХНОЛОГИИ

В ходе реализации программы мы применяли ряд технологий:

- технология социально-педагогической деятельности;

- информационно-коммуникационные технологии;

-трудовая терапия – является универсальным видом социального развития, поддержки, и помощи различным категориям населения; позволяет организовать совместную деятельность, способствуя налаживанию хороших отношений между людьми, снимая состояние напряженности и переживания.

  1. ФОРМЫ РАБОТЫ

Организационные: объединение разновозрастной группы участников  программы.  

Исследовательские: проведение педагогической диагностики детей.  

Практические формы работы: трудовые десанты, собрание, опрос, игра, домашнее задание, работа в теплице и на цветочных клумбах, культурно – досуговые и познавательные мероприятия.

  1.  МЕТОДЫ  РАБОТЫ

     Методика работы предполагает интегрированный подход: это организация разнообразных игр, наблюдений (в помещении, на прогулке, в домашних условиях), использование музыки, изобразительного искусства и изобразительной деятельности, художественной литературы, спортивно-экологических праздников, экскурсий, трудовой деятельности, а так же посещение развивающих мероприятий природоохранной направленности в центральной детской библиотеке и  музее истории города.

   Для организации коррекционной работы применяется индивидуальная и фронтальная форма.

  1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

*Воспитывающая и развивающая направленность.

*Систематичность и последовательность занятий.

*Связь материала  с жизнью.

*Принцип наглядности.

*Сознательность и активность воспитанников.

*Индивидуальный и дифференцированный подход.

*Принцип практической направленности занятий.

При организации работы важно знать психолого-педагогическую характеристику детей с особенностями в развитии (приложение 1).

2. СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ

2.1. ЭТАПЫ   РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАММЫ

Первый этап – организационный: организация групп (дети с ОВ, молодые инвалиды, пенсионеры), диагностика, информационная деятельность, разработка занятий, проведение инструктажей с целевой группой, опрос родителей и граждан старшего поколения. Срок проведения – февраль – март  2015 г.

Второй этап – практический: выполнение комплекса коррекционных мероприятий, направленных на получение результатов, работа с родителями (индивидуальные беседы, участие в различных мероприятиях), оценка и анализ участия каждого в практической деятельности. Срок проведения – апрель – октябрь 2015 г.

Третий этап – аналитический:  итоговая диагностика, анкетирование целевой группы, отчет по итогам реализации программы, освещение реализации программы в СМИ. Срок проведения – ноябрь – декабрь 2015 г.

2.2. НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И  ИХ  СОДЕРЖАНИЕ

Социально – педагогическое  направление

Направление содержит в себе целенаправленную социально-педагогическую деятельность по организации воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью формирования и развития социально-адаптивных навыков.  

Социально-педагогическая деятельность включает в себя проведение обучающих занятий по формированию здорового образа жизни: познавательные мероприятия, природоохранная деятельность, акции, трудовые десанты, викторины, знакомство с трудом взрослых, обучение трудовым навыкам по уходу за растениями.

Социально-педагогическая деятельность помогает  создать все необходимые условия для формирования   трудового воспитания.

Наиболее эффективными формами и методами работы с детьми являются: исследовательская деятельность по изучению природы родного края; практическая деятельность по охране природы:   участие в её благоустройстве. Большую роль играет комнатное растениеводство.

Социально – трудовое направление

Трудовое направление даёт возможность воспитать у детей с ограниченными возможностями самостоятельную трудовую деятельность.

Основополагающей идеей этого направления является систематический, совместный, творческий, социально значимый труд. На территории учреждения расположен  цветник, растения в котором посажены руками участников программы «Зеленый СЛОН». Осенью дети самостоятельно собирают семена, сушат, потом сеют и под руководством взрослых высаживают рассаду. С большим удовольствием  все участники программы «Зеленый СЛОН» работают в теплице. В зависимости от возможностей здоровья участники распределяют работу между собой: перекапывают, сажают и ухаживают за овощными культурами.

 В процессе повседневной трудовой деятельности происходит формирование и развитие навыков адекватного социального поведения по отношению к окружающим людям разного возраста; воспитание привычек нравственного и эстетического характера.

2.3. Календарно-тематическое планирование реализации программы

Разработано календарно-тематическое планирование по реализации программы «Зелёный СЛОН» (приложение 2).

2.4. РЕСУРСЫ

2.4.1. Кадровые ресурсы

Реализатор  программы – воспитатель реабилитационного отделения для детей и подростков с ограниченными возможностями.

В процессе нарабатываемого опыта мы убедились, что целесообразно продолжить  совместную работу с социальными партнёрами города:

-эколого биологическим отделом (ЭБО), в котором можно получить консультацию по содержанию,  уходу за животными и выращиванию  комнатных растений;

       -«Мини-Зоопарком» расположенном на территории МОУ средняя общеобразовательная школа №6,  так как это единственное в городе учреждение, где можно контактировать с домашними и экзотическими животными, покормить, поухаживать.  Разнообразная развивающая среда способствует усилению воспитательного потенциала, формированию отношения к базовым ценностям, усвоению социального опыта и приобретению детьми с ограниченными возможностями  качеств, необходимых для социальной адаптации.

В процессе многолетнего сотрудничества свыше перечисленными учреждениями выстроена система работы. Заключены договора. Разработаны планы совместной деятельности.

Реализация программы предполагает тесное сотрудничество с родителями, воспитывающими детей – инвалидов, детей с ОВ, а так же с гражданами старшего поколения, посещающими факультет «Растениеводство» программа бесплатного обучения граждан старшего поколения «Университет третьего возраста» и  инвалидами  молодого возраста которые являются получателями социальных услуг учреждения.  

 

2.4.2. Материально-технические ресурсы

Реабилитационное отделение для детей и подростков с ограниченными возможностями  занимает площадь 712 кв.м., где расположены 35 кабинетов. Имеется фитокомната для приема кислородного коктейля (оксигенотерапии)  и фито чая.

1.Площадка природы (естественный уголок нетронутой природы с дикорастущими растениями на маршрутах походов по окрестным местам)

2.Заложены цветники для наблюдения и ухода за растениями.

3.Игровая площадка с зелёными насаждениями, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой, для организации систематических наблюдений за природными явлениями и объектами.

4.Теплица (оснащение было приобретено на средства, полученные по гранту выигранному в конкурсе социальных грантов «Стратегия успеха» ООО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь»  2010г.)

5.Комната природы «Зелёная комната» с подбором комнатных растений.

6.Живой уголок (аквариумы с подбором декоративных рыбок, диндрариум  с сухопутными улитками)

Все эксплуатируемые помещения соответствуют требованиям СанПиН, охраны труда, пожарной безопасности, защиты от чрезвычайных ситуаций, антитеррористической безопасности учреждения

2.4.3. Информационные:

Ресурсы  Интернет: бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Методический центр развития социального обслуживания» www.methodcentr.ru; сайт учреждения (impulsuray.ru); сайт «Профессиональное сообщество. Социальная защита Югры»;  городская телерадиокомпания «Спектр+».

Периодическая печать: профессиональные научно-практические  и методические журналы «Социальное обслуживание» и «Работник социальной службы»; научно-популярные журналы «Социальная работа» и  «Вестник социального обслуживания Югры»,  научно-методический журнал «Дошкольное воспитание», Научно-методический и практический  журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии».

2.4.4. Методические ресурсы

- диагностические методики и методические рекомендации по организации и проведению работы с инвалидами по нозологиям;

 - методические разработки (анкеты, тесты, конспекты занятий, сценарии),

 -наглядные материалы (раздаточные материалы, презентации, видеоролики),

- электронные рассылки материалов занятий, советов, пригласительных,

- использование мультимедийного оборудования.

2.4.5. Удовлетворённость получателей услуг

Удовлетворённость социальными услугами мы выявляем, через анкетирование, опрос получателей, что влияет на оказание качества реализации программы (приложение 3).

2.5. КОНТРОЛЬ  И УПРАВЛЕНИЕ ПРОГРАММОЙ

В программе применяются приемы педагогического контроля, оценки и стимулирования деятельности  участников. В качестве педагогического контроля используется наблюдение за проявлением знаний, умений и навыков в процессе выполнения практических работ, а также тесты и карты педагогического обследования (приложение 4). Поддерживается и стимулируется творческая активность участников, в первую очередь детей – инвалидов, детей и подростков с ограниченными возможностями в ходе проведения мероприятий направленных на социализацию.

Контроль за исполнением плана мероприятий, осуществляет заведующий отделением через посещение мероприятий, фиксирования результатов контроля в журнале.  

Воспитатель осуществляет самоконтроль и заполнение документации. По итогам реализации творческий отчет о реализации программы представляется  экспертно – методическому совету учреждения.

2.6. РЕЗУЛЬТАТЫ

2.6.1. ОЖИДАЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ И КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ

По итогам реализации программы  предполагается получить

Наименование

задачи

Ожидаемый  результат

Критерии эффективности

Подготовить  условия, способствующие  формированию социального опыта детей;

На 90% укомплектована

предметно-пространственная развивающая среда развивающими материалами и оборудованием. Разработан план мероприятий направленный на социализацию участников программы.

Анализ укомплектованности предметно-развивающей среды, материалами и необходимым оборудованием.

Организовать  группы из детей с ограниченными

возможностями  в возрасте от 5 до 18 лет, молодых инвалидов, пенсионеров;

Формирование группы из 20 детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями.

100% охват участников программы, участвующих в  реализации программы.  

Создать атмосферу сотрудничества и равноправного партнёрства между всеми       участниками  программы.

Создание доброжелательной атмосферы между всеми       участниками  программы.

Наблюдения.

Сформировать элементарные знания и представления об окружающем природном мире.

На 35% повысится уровень знаний и представлений об окружающем природном мире;

Диагностика.

Формировать доступные этические представления и выработку навыков адекватного социального поведения по отношению к окружающим людям разного возраста.

В 98% случаях из 100 участники программы продемонстрируют навыки адекватного нравственного социального поведения по отношению к окружающим людям разного возраста.

Наблюдения.

Повысить  социально - педагогическую компетентность родителей, воспитывающих

детей с ограниченными возможностями.

Увеличение доли родителей  до 90% владеющих и использующих в практические методы и приёмы взаимодействия, развития и воспитания детей инвалидов, детей с ограниченными возможностями.

100%  родителей, активных участников реализации программы

Расширить практический опыт детей с ограниченными возможностями в игровой и трудовой деятельности.

Расширение круга познавательных интересов,  повышение речевой активности, увеличение уровня мотивационно-потребностной сферы и  когнитивных процессов.

На 25% увеличится количество  детей с высоким уровнем познавательной деятельности и речи.

у 50% улучшится уровень эмоционально-волевой и мотивационно-потребностной сфер;

- у 55% улучшится  развитие  когнитивных процессов.

Способствовать социальной адаптации и социализации детей с ОВ в общество

Увеличение доли детей до 40% успешно социализированных в обществе.

Количество детей-инвалидов, участвующих в различных мероприятиях в  учреждении социальной сферы.

Проанализировать эффективность реализации программы;

Выявление динамики показателей и эффективности Программы.

-

Распространить положительный опыт среди профессионального сообщества.

Реализация плана мероприятий на 100%.

Публикации на сайтах учреждения, профессионального сообщества, СМИ.

Перечень нормативных документов, на основании которых программа введена в деятельность учреждения.

  1. Федеральный закон от  24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»  (с изменениями и дополнениями)
  2. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы»
  3. Письмо Министерства образования и Науки РФ №535 от 7 июня 2013г «О коррекционном и инклюзивном образовании».
  4. Постановление Правительства ХМАО-Югры от 08.06.2015г. № 430-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округ – Югры «Доступная среда в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре на 2014-2020 годы»
  5. Устав  бюджетного учреждения   Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Комплексный  центр  социального обслуживания населения «Импульс».
  6. Положение о реабилитационном отделении для детей и подростков с ограниченными возможностями.

Список источников

1. Акатов Л.И. Психологические основы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности. – М.: Просвещение, 2010 – 378с.

2. Азбука экологического воспитания. Дошкольное воспитание, 5/2015.

3. Анохина Е. В., Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2006. – 190 с.

4. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста». Санкт - Петербург Детство – Пресс 2012 г.

5. Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений», М. 2014г.

6. Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Мир, в котором я живу», М. 2012г.

7. Подборка журналов «Дошкольное воспитание» за 2013 -2015 г.

Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студентов фак. дошк. оборазования высш. пед. учеб. заведений / Под ред.: С.А. Козлова - М.: Академия, 2012г.

8. Лаврентьева Н.Г. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста.: Учеб.-метод. пособие. Чита, Изд-во ЗабГПУ,  2014г.

9. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М., 2011.

10. Яворская-Смирнова Е.Р., Наберушкина Э.К. Социальная работа с инвалидами. – СПБ.: Питер, 2010. – 31с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение к миру социальной действительности детей, воспитывающихся в условиях социально-реабилитационного центра

Приобщение ребенка к миру социальной действительности – одна из сложных и в то же время важнейших проблем. В 21 веке человек  должен быть уверен  в себе, мобилен, коммуникабелен.  Проце...

"Социально-педагогическая коррекция девиантного поведения подростков в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних".

Изучение особенностей социально-педагогической  коррекции подростков с девиантным поведением в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних...

Социальная реабилитация детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, через вовлечение в объединения по интересам в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних

В народе говорят: «Всё начинается с детства». Это не просто фраза, ставшая крылатой, это проверенная веками мудрость. В детстве – истоки личности, определение жизненной судьбы ...

Проект «Семейный очаг» Создание условий для успешной социализации ребенка из неблагополучной семьи, социальная защита прав детей и установление связи между семьей и социально- реабилитационным центром «Планета детства».

Создание оснований для объединения усилий субъектов, заинтересованных в профилактике детской безнадзорности, подростковой преступности и социального сиротства и реабилитации неблагополучных семей; укр...

Статья "О КАЧЕСТВЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-МЕДИЦИНСКИХ И СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛУГ В СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ"

Статья рассказывает об оказании социално-медицинских и социально-педагогических услуг в социально-реабилитационном центре....

Программа "Психолого-педагогическое сопровождение несовершеннолетних получателей социальных услуг в условиях социально-реабилитационного отделения для несовершеннолетних от 12 до 18 лет временного проживания Центра социальной помощи семье и детям"

В программе описано планирование деятельности, концептуальные подходы, основные цели и задачи социального педагога социально-реабилитационного отделения для несовершеннолетних временного проживания Це...