Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Почемучка" для обучающихся с ОВЗ (вариант 2.2)
рабочая программа на тему

Куприяшина Ирина Владимировна

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Почемучка" содержит материал, разработанный в соответствии с реализацией ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (для позднооглохших и слабослышащих детей).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pochemuchka_2a.docx37.95 КБ

Предварительный просмотр:

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Коренные преобразования всех сфер жизни общества потребовали настоятельной необходимости глубокого переосмысливания сложившейся системы воспитания и образования подрастающего поколения.  А в основе развития аномальных детей, в том числе с нарушенным слухом, лежат те же закономерности, что и в норме. Однако имеются некоторые особенности, которые обусловлены и первичным дефектом, и вторичными нарушениями: замедленным овладением речью, коммуникативными барьерами и своеобразием развития познавательной сферы. Моя  рабочая программа «Почемучка»  позволяет создать  условия  для развития интеллектуальных способностей  и осознания ребенком своего субъективного опыта.

Рабочая программа «Почемучка»  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, на основе примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования (вариант 2.2); авторской «Программы организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО для слабослышащих и позднооглохших, глухих обучающихся», 2015.

При разработке рабочей программы учитывались психолого-педагогические закономерности усвоения знаний обучающимися с нарушениями слуха, их доступность, уровень предшествующей подготовки. Логическая связь между теоретическими и практическими занятиями позволяет связывать новый материал с предыдущим, дается возможность для развития нужных умений,  познавательный  интерес, обеспечивает возможность самим учащимся оценить свои успехи.

Развитие навыков осуществляется от простого к сложному, от развития умений наблюдать, анализировать и обобщать – к постановке опытов, применений на практике своих знаний. Все практические работы имеют четко выраженный характер познания ближайшего   окружения и создают условия для принятия конкретных решений.

Цель:   создание условий для расширения  интеллектуальных возможностей обучающихся с нарушениями слуха средствами познавательной деятельности.

Задачи:

- усвоить определенный объем научных знаний;

- формировать и развивать  словесную речь;

- развивать основные мыслительные операции;

- повышать уровень общего развития.

 

Программа строится на основе принципов:

  1. Гуманизма:  ребенок является главной ценностью,   со своим внутренним миром, интересами, потребностями, способностями, возможностями и особенностями.
  2. Принцип развития школьного и ученического самоуправления является важнейшим средством развития демократии и социализации личности школьников с нарушениями слуха.
  3. Принцип деятельностного подхода предполагает включение каждого ребенка в различные виды деятельности.
  4. Принцип включения личности в значимую деятельность. Подбор таких видов и форм значимой деятельности, при которых каждый из воспитанников будет чувствовать: его роль не только уместна, но и необходима.
  5. Принцип открытости и диалогичности-это умение выслушать мнение каждого ребенка, согласиться с тем, что это возможный взгляд, возможное решение, которое имеет право быть неоднозначным. Принцип открывает перспективу на реальную свободу развивающейся личности.

Рабочая программа «Почемучка» рассчитана на обучающихся с нарушениями слуха 2А класса, данная программа реализуется 1 год  и составляет 34 часа. Занятия проводятся один раз в неделю.  Срок проведения 2016-2017 учебный год.

  1. ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ «ПОЧЕМУЧКА»

На первом уровне школьник должен уметь:

  • называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
  • называть живые и неживые природные богатства.

На втором уровне школьник должен уметь:

  • объяснять, как люди помогают друг другу;
  • оценивать правильность поведения людей;
  • оценивать правильность поведения в быту.

На третьем уровне школьник должен уметь:

  • наблюдать и оценивать явления природы и общественной жизни;
  • выполняют практические работы и опыты, в том числе проектной деятельности, различные творческие задания;
  • моделировать правильное поведение в общественных местах в различных ситуациях;
  • уважительно относиться к своему дому, своей семье, традициям русского народа.

Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников применять полученные знания и определить уровень интеллектуальной сферы у обучающихся с нарушениями слуха.

  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Всего

часов

Кол-во часов

Характеристика

деятельности учащихся

Теор.

Прак.

 Природные явления

9

7

2

Ориентироваться  в школе и на пришкольном участке.

Выявить опасные ситуации,   которые происходят в природе    предлагать пути безопасного выхода из таких ситуаций.

Почему листья опадают?

2

1

1

Как возникает ветер?

1

1

Зачем нужна вода?

1

1

Почему идёт дождь?

1

1

Почему вода становится льдом?

2

1

1

Что такое звёзды?

1

1

Почему идёт снег?

1

1

Наши продукты

8

5

3

Извлекать  необходимую информацию.

 

Что такое «продукты»

2

1

1

Как делают хлеб?

2

1

1

Зачем нужно молоко?

1

1

Где растут  овощи?

1

1

Где купить продукты?

1

1

Продукты в нашей жизни

1

 1

  Животные и птицы  нашей планеты

12

9

3

  

Чьи следы?

2

1

1

Что такое зимняя спячка?

1

1

Детёныши и их мамы.

1

1

Как живут рыбы зимой.

2

1

1

 Городская птица «Голубь».

1

1

Животные на ферме - зачем их разводят?

2

1

1

Какую пользу приносят дикие животные?

1

1

Как используют шкуры и шерсть животных?

1

1

Птичий двор, что это?

1

1

Как работает наш организм

5

5

 

Ориентироваться  в работе нашего организма. Находить  органы чувств.

Знать функции скелета и воды.

Что отличает человека от животного?

1

1

Что такое обман чувств?

1

1

Зачем нам скелет?

1

1

 

Почему мы болеем?

1

1

 

Что нового мы узнали

1

1

Всего часов:

34

26

8

  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема занятий

Кол-во

часов

Содержание занятий

Дата проведения по плану

Дата проведения по факту

 Природные явления             9

Почему листья опадают?

1

Познакомить с признаком осени и видами листьев.

Почему листья опадают?

1

Поговорить о причинах падений листьев.

Как возникает ветер?

1

 С помощью мельницы определить, что есть ветер и узнать причины ветра.

Зачем нужна вода?

1

Изучить значение воды для человека и животных.

Почему идёт дождь?

1

Рассмотреть капельки дождя.

Почему вода становится льдом?

1

Практическим путем определить, что вода может замерзнуть.

Почему вода становится льдом?

1

Изучить свойства воды.

Что такое звёзды?

1

Дать понятие « звезды».

Почему идёт снег?

1

Изучить виды цветов  и их строение.

Наши продукты                     8

Что такое «продукты»

1

Познакомить с продуктами

Откуда берутся продукты?

1

Познакомить с источником продуктов

Как делают хлеб?

1

Познакомить с зерном, уборкой урожая.

Как делают хлеб?

1

Познакомить, какой бывает хлеб.

Зачем нужно молоко?

1

 Расширять представление о пользе молока.

Где растут  овощи?

1

Знать, где и как растут овощи.

Где купить продукты?

1

Экскурсия в продуктовый магазин.  

Продукты в нашей жизни

1

 Обобщить знания детей о продуктах

  Животные и птицы  нашей планеты

12

Чьи следы?

1

Познакомиться с животными и их следами.

Чьи следы?

1

Закрепить полученные знания.

Что такое зимняя спячка?

1

Побеседовать о животных и их поведении зимой.

Детёныши и их мамы.

1

Закрепить знания о детёнышах животных.

Как живут рыбы зимой

1

Познакомиться  с тем, как живут зимой рыбы

Кто живет в пруду?

1

Знать, кто живёт в пруду.

 Городская птица «Голубь»

1

Поговорить о голубях, какие они бывают?

Животные на ферме зачем их разводят?

1

Поговорить о ферме и домашних животных.

Животные на ферме зачем их разводят?

1

Изготовить ферму и животных.

Какую пользу приносят дикие животные?

1

Узнать историю диких животных.

Как используют шкуры и шерсть животных?

1

Познакомить с использованием  шкур и шерсти животных.

Птичий двор, что это?

1

Поговорить о видах птиц и  их содержании.

Как работает наш организм

5

Что отличает человека от животного?

1

Изучить строение человека и его поведение в обществе, сравнить с поведением животных.

Что такое органы чувств?

1

Познакомиться с органами   чувств человека.

Зачем нам скелет?

1

Знать для чего человеку скелет.

Почему мы болеем?

1

Знать причины заболеваний.

34.

Что нового мы узнали.

1

 Обобщить полученные знания.

Всего

34

  1. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Библиотечный фонд. (для учителя)

СавенковА. И.Методика исследовательского обучения младших школьников. — Самара: Дом Фёдорова, 2011.

1

Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г.

Л.Экономов. Мир наших чувств

1

А.А.Воскрушев. О.А.Бурсий. Мир человека

1

ПерельманЯ. И.Весёлые задачки и головоломки. — М.: АСТ, 2010.

1

Библиотечный фонд. (для учеников)

http://www.heraldrybooks.ru -литература по геральдике

1

Губанов И.А. и др. Популярная энциклопедия растений

1

Б. Б. Запартович, Э. Н. Криворучко. С любовью к природе:

/ Под ред.И. Д. Зверева

1

Леокум А. Скажи мне, почему…? Детская энциклопедия

1

Леокум А. Все обо всем Популярная энциклопедия для детей

1

Петров В.В. Из жизни зеленого мира Пособие для учащихся

1

Плешаков А.А. Зеленые страницы Книга для учащихся начальных классов

1

Наглядные пособия

1

изобразительные наглядные пособия – таблицы, плакаты растения, животные.

2

коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;

2

3

гербарии; природный материал.

3

4

предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества

5

Технические средства обучения.

1

компьютер,

1

2

Медиапроектор, интерактивная доска.

1

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ (Английский язык) 5 класс «Easy English»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ(Английский язык) 5 класс «Easy English»...

Рабочая программа внеурочной деятельности Направление - общеинтеллектуальное «Развитие логического мышления»

Программа  предназначена для учащихся 5 классов  ФГОС.  Эта программа направлена на развитие логического мышления учащихся.Формирование логического мышления – важная составная час...

Рабочая программа внеурочной деятельности Направление - общеинтеллектуальное «Развитие логического мышления»

Программа  предназначена для учащихся 5 классов  ФГОС.  Эта программа направлена на развитие логического мышления учащихся.Формирование логического мышления – важная составная час...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «ШАХМАТЫ – ШКОЛЕ» для учащихся 5 класса

Программа для учащихся 5 кл, в которых ранее не преподавался курс "Шахматы" на 2 часа в неделю....

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Живая математика"

Внеурочная деятельность «Живая математика» предназначена для внеурочной работы и рассчитана на обучающихся 5-х классов, интересующихся математикой. Согласно ФГОС нового поколения проведение тако...