Доклад "Методы и приемы при решении конфликтных ситуаций в процессе воспитания детей с умственной отсталостью".
учебно-методический материал по теме

Фильчакова Юлия Михайловна

Методы и приемы при решении конфликтных ситуаций в процессе воспитания детей с умственной отсталостью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sleduet_razlichat_konfliktnye_situatsii_i_konflikty.docx23.12 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской  Федерации

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Линевская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Искитимского района Новосибирской области

Методы и приемы при решении конфликтных ситуаций в процессе воспитания детей с умственной отсталостью.

Воспитатель:            Фильчакова Юлия Михайловна

                                   

                                   

                                                   

   

2015 год

Мы живем в мире конфликтов! Каждый день вдали от нас и рядом с нами вспыхивают конфликты между отдельными людьми и целыми народами. Школа время от времени становится средой возникновения конфликтов. В связи с этим, нам необходимо иметь представление о причинах возникновения конфликтов и способах их преодоления.

Конфликт — это взаимные отрицательные отношения, возникающие при столкновении желаний, отягощенные эмоциональным напряжением и выяснением отношений, разногласия между людьми.

Конфликт «Ученик — ученик»

Разногласия между детьми — обычное явление, в том числе и в школьной жизни.

Причины конфликтов между учениками

  • борьба за авторитет
  • соперничество
  • обман, сплетни
  • оскорбления
  • обиды
  • враждебность к любимым ученикам учителя
  • личная неприязнь к человеку
  • симпатия без взаимности
  • борьба за девочку (мальчика)

  Если педагог стал свидетелем конфликта, его действия должны быть направлены на гашение начинающегося конфликта: Пока ненужный конфликт не разгорелся, его стоит попробовать погасить. Для этого нужно понять, из-за чего разгорается конфликт, кто его провоцирует  и что на самом деле нужно участникам начинающегося конфликта.

Необходимо помнить о том, что проявление эмоций подчас являются неотъемлемой частью проявления учащихся. Педагогу необходимо уметь и применять на практике методы работы с негативными эмоциями. Предложите ученику переключить внимание. В психологии это называется «фокус внимания с внутреннего на внешнее», при помощи разговоров на отвлеченные темы ребенок постепенно уходит от негативного эмоционального состояния. Можно предложить посмотреть на потолок, небо.  Дыхательные упражнения широко используются на практике. Сначала предложите сделать глубокий вдох и быстрый выдох. После этого дыхательное упражнение: вдох – до 4, задержка дыхания – до 2, выдох – до 6, задержка – до 2. Одним из обязательных условий конструктивного конфликта является использование педагогом алгоритма решения конфликтной ситуации:

1. Выслушать всех участников конфликта или представителей группы.

2. Ни одному участнику конфликта не давать оценки.

3. Не делать выводов о сути конфликта на основании информации только одного участника, не доверять эмоциям и проявлениям чувств.

4. Вести разговор только о сущности конфликта.

5. Постараться выявить суть, мотивы конфликта.

6. Проявлять  уважительное отношение, сочувствие , терпимость, выдержку, спокойный тон.

7. Строить фразы так, чтобы они положительную реакцию со стороны учащегося.

8. Постоянно поддерживать с учащимся обратную связь, смотреть ему в глаза, следить за изменением у него позы, мимики.

9. Чуть затягивать темп беседы, если учащийся взволнован или говорит из лишне быстро.

10.Попытаться мысленно поставить себя на место учащегося и понять, какие события привели его в это состояние.

11.  Уменьшить социальную дистанцию, приблизиться и наклониться к нему, коснуться его, улыбнуться.

12. Подчеркнуть общность цели, интересов, показать школьнику заинтересованность в решении его проблемы.

13. Подчеркнуть лучшие качества учащегося, которые помогут ему самому преодолеть конфликтную ситуацию, справиться со своим состоянием.

Задача педагога – не допустить возникновение конфликта, помочь детям.

После разрешения конфликтной ситуации, важен диалог учителя с ребенком. Ученика хорошо называть по имени, важно, чтобы он почувствовал атмосферу доверия, доброжелательности. Можно сказать что-то вроде: «Саша, конфликт — не повод переживать. В твоей жизни будет еще много подобных разногласий, и это неплохо. Важно решить его правильно, без взаимных упреков и оскорблений, сделать выводы, определенную работу над ошибками».

Ребенок часто ссорится и показывает агрессию, если у него нет друзей и увлечений. В этом случае педагог может попробовать исправить ситуацию, поговорив с родителями ученика, порекомендовав записать ребенка в кружок или спортивную секцию, согласно его интересам. Новое занятие не оставит времени на интриги и сплетни, подарит интересное и полезное времяпровождение, новые знакомства. Всегда нужно помнить! Дети

 – это зеркало. Оно отражает ту модель отношения к миру, которую ему показывают.  Они хотят, чтобы их замечали, слушали, понимали и принимали такими, какие они есть. Представьте, что перед вами стоит ученик, только что поконфликтовавший с одноклассником. Какие эмоции он в вас вызывает? Что вы хотите сказать ему, чтобы он понял, что нельзя себя так вести?  А теперь представьте себя  в роли этого ребенка, в этом возрасте, в этой одежде, с обидами в душе, с потребностями в безопасности, с желанием привлечь внимание, неумением справиться со своими эмоциями. Чего же на самом деле хочет этот ученик? И что мы, педагоги, можем сделать для него? Существует много форм и методов профилактики  конфликтных ситуаций.

 Например, ролевая игра. В процессе ролевой игры ситуация обретает конкретные черты и становится более понятной детям, и соответственно, это побуждает их изменить свое поведение. При моделировании конфликтных ситуаций с обыгрыванием различных вариантов выхода из конфликта  предлагается использовать обучение на примерах, когда ребенок наблюдает примеры поведения непосредственно в группе, а затем самостоятельно на занятиях отрабатывает по шагам требуемое поведение. Релаксационный тренинг является необходимым методом коррекции эмоционального состояния детей, снятия психофизиологической усталости и напряжения, регуляции эмоционально-волевой сферы. Тренинги призваны объединить участников.

 Большое значение по сближению детей имеет  метод проектной деятельности. Проектное обучение является непрямым воздействием на обучающегося, и в нем ценны не только результаты, но в большей степени сам процесс. Появляется возможность использовать множество дидактических подходов, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения. Проектная деятельность позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле, приносит удовлетворение обучающимся, использующим продукт своего труда.

— информационные методы -  беседа ( индивидуальные беседы, как с ребёнком, так и с их родителями, консультирование, использование средств массовой информации, литературы и искусства, тематические классные часы(«Характер человека», «Как научиться прощать») примеры из окружающей жизни, в том числе личный пример педагога, экскурсии, встречи и пр.); 
— практически-действенные методы — приучение, упражнение, воспитывающие ситуации, игра, ручной труд, изобразительная  деятельность, нетрадиционные методы — проектная деятельность (коррекционно-педагогическая помощь средствами искусства),  и пр.;
— побудительно-оценочные методы (педагогическое требование, поощрение, осуждение, порицание, наказание). Работа с психологом школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Эстетическое воспитание детей с умственной отсталостью в процессе проектной деятельности», 2017

Активные формы обучения являются актуальными и перспективными для современной коррекционной школы. Одной из таких форм воспитания и обучения является метод проектов, который открывает значительные воз...

Доклад «Приемы и методы при решении проблемных ситуаций в процессе воспитания детей с ОВЗ»

Дети с ограниченными возможностями — это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноц...

"Гражданско-патриотическое воспитание детей с умственной отсталостью (с интеллектуальными нарушениями) в условиях школы-интерната "

Гражданско- патриотическое воспитание молодежи все чаще определяется как одно из приоритетных в современной молодежной политике. В Законе РФ «Об образовании», Национальной доктрине образов...

"Гражданско-патриотическое воспитание детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях школы-интерната"

Цели и задачи : -- Формирование у несовершеннолетних чувства патриотизма, любви к   Родине, чувства гордости за страну и свой народ.-- Формировать  у воспитанников духовно - н...

«Информационно-коммуникативные технологии в процессе воспитания детей с умственной отсталостью в условиях специальной школы».

Актуальность выбора данного направления продиктовано необходимостью решения проблем развития и коррекции детей с ОВЗ в современном информационном обществе, которое существенно изменило повседневную жи...