Рабочая программа по этике и психологии семейной жизни.
рабочая программа (11 класс) на тему

Греховодова Ольга Пантелеевна

Рабочая программа для специальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etika_2.docx35.01 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по этике и психологии семейной жизни для 11 класса составлена на основе программно-методического обеспечения для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: пособие для учителя/ под ред. А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой.

Данная программа составлена в соответствии с нормативными  документами:

  • Федеральный  закон от 29.12.2012г. №273 –ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации».
  • Закон Ростовской области от 14.11.2013г №26-ЗС «Об образовании в Ростовской области».
  • Примерный региональный учебный план для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, утвержденного приказом МО и ПО Ростовской области № 1277 от 10.07.2002 года.
  • Устав  ГКОУ РО «Развиленская школа – интернат».
  • Учебный план ГКОУ РО «Развиленская  школа – интернат» на 2016 – 2017 учебный год.
  • Локальные акты образовательного учреждения.
  • Программно-методическое обеспечение для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: пособие для учителя/ под ред. А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. Раздел «Этика и психология семейной жизни». Матвеева Н.Б., с. 61.

Цель данной программы – создание условий для формирования у обучающихся представлений о семье, ее значении в жизни человека. Помимо этого работа по данной программе должна быть направлена на выработку у учащихся таких качеств как: умение понимать состояние и проблемы другого человека, умение быть терпеливым, прощать мелкие недостатки людей, умение устанавливать доброжелательные отношения с близкими людьми, что должно благоприятно влиять на их будущую семейную жизнь, а именно способствовать созданию крепкой и прочной семьи.

В процессе работы по данной программе предстоит решить следующие задачи:

ƒ 

- формировать представления о семье, ее роли в жизни человека;

- формировать представления о различных социальных ролях людей в семье: мать, жена, муж и т.д.;

- обучать правильным способам взаимодействия между людьми, живущими в одной семье;

- формировать представления о личностных качествах людей, необходимых для создания крепкой семьи, учитывать эти    знания при выборе   спутника жизни;

- сообщить необходимые знания о роли родителей в воспитании детей, их ответственности за их здоровье и воспитание;

- формировать представления о способах взаимодействия с ближайшими родственниками семьи;

- формировать представления об экономике и быте семьи, об основных статьях доходов и расходов семьи;

- сообщить необходимые знания об основах семейного законодательства.

Общая характеристика учебного предмета.

       Введение этого предмета направлено на развитие социального опыта, а также когнитивной и эмоциональной сферы обучающихся, воспитанников. Специфические особенности развития личности обучающихся, воспитанников с ОВЗ требуют знания учителем их индивидуальных черт характера, интересов, наклонностей, при гуманном и уважительном отношении к каждому обучающемуся, воспитаннику.

       По сути уроки «Этика и психология семейной жизни» - это практикум по жизневедению, обращенный к сознанию обучающихся, воспитанников, к тому, как развивающаяся личность понимает правила социального общения и поведения. Очень важно, чтобы материал был доступным, наглядным, запоминающимся и эмоционально насыщенным.

       При выборе методов работы по программе следует иметь в виду, что наряду с использованием традиционных методов обучения таких как: рассказ учителя, беседа по теме и т.д., необходимо применять различные методы и приемы работы,

направленные на активизацию обучающихся в процессе работы, а именно: элементы проблемных методов обучения, драматизации, решение различных «этических задач». Под этической задачей мы понимаем какую-либо жизненную ситуацию (она может быть законченной или н тогда дети должны представить, как в дальнейшем поступят герои ситуации), заданную педагогом для совместного обсуждения поведения героев данной ситуации.

       Обучающиеся могут выполнить это задание письменно (каждый самостоятельно). В этом случае обсуждение происходит после того, как каждый участник занятия предложил свое решение задачи. Важно помнить, что в ходе занятий обучающиеся

не должны быть пассивными слушателями. На каждом занятии необходимо активное включение подростков в работу. В процессе занятия обучающиеся учатся рассуждать о поступках других людей и своих собственных поступках, учатся находить мотивы того или иного своего поступка и поведения окружающих, опираясь на собственный жизненный опыт и знания, полученные на занятиях, находить нужное нравственное решение в сложной жизненной ситуации. В процессе занятий подростки учатся участвовать в обсуждении той или иной проблемы, учатся высказывать свою точку зрения, доказывать и отстаивать свою позицию.

       Они могут изменить ее, учитывая убедительные аргументы других участников обсуждения, научившись внимательно слушать всех участников дискуссии. Предложенное нами значительное количество часов для изучения каждой темы обеспечит возможность учителю не только провести уроки сообщения новых знаний и комбинированные, но и ввести в свой арсенал уроки закрепления и применения знаний, где он сможет значительную часть времени уделить обсуждению и углубленному изучению предложенных им вопросов. Такие уроки и будут посвящены решению этических задач, анализу драматизированных ситуаций, разрешению жизненных проблем. Использование активных методов обучения позволит учащимся осваивать получаемые знания неформально. В ходе занятий происходит коррекция и развитие мышления подростков, развитие эмоционально-волевой сферы.

Базисный учебный план составляет 1 час в неделю, 33 часа в год.

Планируемые результаты обучения

Личностные результаты

  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
  • владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Предметные результаты

В результате изучения этики и психологии семейной жизни обучающиеся 11 класса должны:

         -   знать основные обязанности членов семьи, объяснить их значение в семейной жизни;

         -   знать основные нравственные правила поведения людей в ситуациях конфликта или распада семьи;

         -   уметь объяснить свои претензии к партнеру, не унижая его достоинства;

         -   знать основы семейного законодательства;

         -   усвоить понятия «экономика и быт семьи»;

         -   знать основные статьи доходов и расходов семьи;

         -   уметь приблизительно рассчитать бюджет семьи на один месяц.

Перечень учебных тем по стержневым линиям курса

п.п.

Стержневые

линии

Кол.

часов

Коррекционно-развивающие

задачи

Педагогические

средства

решения задач

Проблемы при

изучении

Мониторинг

 1.

Взаимоотношения в молодой семье.

Корригировать эмоционально-волевую сферу личности.

Беседа, психологические тесты.

Трудность в адекватной самооценке.

Проверочная  работа

 2.

Быт и экономика молодой семьи.

Формировать  приемы мыслительной деятельности: анализ, синтез, обобщение.

Тренинги, беседы, игры.

Бедность словарного запаса.

Проверочная работа

 3.

Конфликты в семье.

Развивать мыслительную деятельность, учить анализировать ошибки.

Ролевые игры.

Трудность в составлении полных развёрнутых ответов.

Проверочная работа

Календарно-тематическое планирование.

п/п

Тема

Кол.

час

Дата

Цель урока

ЗУН

обучающихся ,

формирующиеся

на данном уроке

Мониторинг

Раздел 1. Взаимоотношения в молодой семье.

1.

Первые шаги в жизни молодой семьи: привыкание к привычкам и особенностям характера партнера, уважение, терпимость.

Способствовать

развитию качеств и

умений, необходимых

для семейной жизни и

связанных с повышением

социально психологической

компетентности.

Знать, как вести

себя в разных ситуациях

в первый период

после свадьбы.

        

2.

Семейные отношения:

культура отношений в

семье, психологический климат.

Формировать у школьников

потребность в новых знаний, умений и

навыков по проблеме

ролевого взаимодействия.

Знать о культуре

взаимоотношений

в семье, о психологическом

климате.

3.

Изменения, происходящие в жизни юноши: освоение новой социальной роли муж.

Познакомить с изменениями происходящими в жизни юноши.

Знать об освоении новой социальной роли :муж, уметь излагать свое мнение.

4.

Изменения, происходящие в жизни юноши: освоение новой социальной роли жена.

Познакомить с изменениями

происходящими в жизни девушки.

Знать об освоении новой социальной роли: жена, уметь

излагать свое

мнение.

5.

Особенности молодой семьи.

Изучить особенности

молодой семьи.

Знать особенности

молодой семьи , уметьобосновывать

свое мнение.

6.

Обобщение знаний по теме «Взаимоотношения в молодой семье».

Обобщение и

систематизация знаний

по теме «Взаимоотношения в молодой семье».

Знать, какие

бывают

взаимоотношения

в молодой семье,

как вести себя в

разных ситуациях.

Раздел 2. Быт и экономика молодой семьи.

7.

Понятие «экономика семьи». Доходы семьи, расходы семьи.

Познакомить с понятием «экономика семьи».

Знать, что такое

«экономика семьи», что она в себя включает, как рассчитать расходы по доходам.

8.

Потребности семьи:

естественные и ложные.

Формирование знаний о потребностях семьи.

Знать естественные и ложные потребности

семьи, уметь

правильно их

определять.

9.

Понятие «быт семьи».

Познакомить с понятием «быт семьи».

Знать, что такое

«быт семьи», что

он в себя включает, уметь выражать свое мнение.

10.

Распределение обязанностей,

планирование дел в семье.

Изучить особенности в семье, правила распределения

Обязанностей.

Знать какие могут

быть обязанности у каждого члена семьи.

11.

Организация домашнего хозяйства,

режим семьи, отдых и развлечения в семье.

Способствовать обращению школьников к

Осознанию собственного

жизненного опыта и к практическому использованию

полученных знаний в построении своей семьи.

Знать, как организовать

домашнее хозяйство, что такое режим

семьи, и как

организовать

отдых и развлечения в

семье.

12.

Атмосфера семьи.

Познакомить с понятием «атмосфера семьи».

Знать какая бывает атмосфера в семье, и что на нее влияет.

13.

Нравственные правила взаимоотношений в семье: доброта в

отношениях, взаимопонимание.

Способствовать

развитию качеств и

умений, необходимых

для семейной жизни и

связанных с повышением

социально –

психологической

компетентности учащихся.

Знать о

нравственных

правилах

взаимоотношений

в семье, уметь выражать свое

мнение.

14.

Обобщение знаний по теме «Быт и

экономика молодой семьи».

Обобщение и систематизация знаний по теме «Быт и экономика молодой семьи».

Знать понятия

быт и экономика

семьи, уметь

обосновать свое

мнение.

Раздел 3. Конфликты в семье

15.

Понятие «Семейный конфликт».

Познакомить с понятием «семейный конфликт».

Знать, что такое конфликт, уметь обосновать свое

мнение.

16.

Причины и источники конфликтов в семье.

Изучить причины и источникиконфликтов в семье.

Знать причины конфликтов в семье, их классификацию, уметь обосновать свой ответ.

17.

Нарушения функционирования

семейной системы.

Изучить факторы и стрессоры осложнения отношений.

Знать причины конфликтов в

семье, их классификацию,

уметь обосновать свой ответ.

18.

Предотвращение конфликтов.

Формирование знаний о предотвращении конфликтов в семье.

Знать способы предотвращения

конфликтов, уметь выражать свое мнение.

19.

Профилактика супружеских конфликтов.

Формирование у школьников потребность в приобретении новых

знаний, умений и навыков по проблеме ролевого взаимодействия.

Знать о профилактике

супружеских конфликтов,

уметь выбирать  необходимое решение в разных ситуациях.

20.

Стратегия выхода из конфликтной ситуации. Правила поведения в конфликтной ситуации.

Способствовать

развитию качеств и

умений, необходимых

для семейной жизни и

связанных с повышением социально  –психологической

компетентности учащихся.

Знать способы решенияконфликтных ситуаций. Уметь выбиратьнеобходимое решение в разных ситуациях.

21

Распад семьи, Причины.

Повторение и закрепление знаний о причинах распада

семьи.

Знать причины распада семьи, правила поведения в данной ситуации.

22.

Нравственное поведение в ситуации

развода.

Способствовать

развитию качеств и

умений, необходимых

для семейной жизни и связанных с повышением социальнопсихологической

компетентности учащихся.

Знать как вести себя в ситуации развода, уметь выбирать правильное решение в разных ситуациях.

23.

Знакомство с основными положениями закона о семье.

Рассмотреть основные

положения семейного

кодекса.

Знать правовое регулирование  семейных отношений.

24.

Способы осуществления развода, раздела имущества.

Закрепление знаний

основных положений

семейного кодекса.

Знать правовое регулирование семейных

отношений.

25.

Самостоятельная

работа по теме

«Конфликты в семье».

Проверка знаний по

данной теме.

Знать причины конфликтов и

способы их предотвращения

и разрешения, уметь выбрать нужное решение

в разных ситуациях.

Учебно-методические средства обучения рабочей программы

  1. Программно-методическое обеспечение для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: пособие для учителя/ под ред. А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. Раздел «Этика и психология семейной жизни». Матвеева Н.Б.
  2. И.Н.Дубровина. Этика и психология семейной жизни. Пособие для учителя. М.: Просвещение,1984г.

Интернет-ресурсы

Информационное  обеспечение образовательного процесса

  • Федеральный портал "Российское образование"  http://www.edu.ru
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов   http://fcior.edu.ru
  • Учительский портал  http://www.uchportal.ru
  • Фестиваль педагогических идей "Открытый урок»  http://festival.1september 
  • Портал «Мой университет»/ Факультет коррекционной педагогики  http://moi-sat.ru
  • Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/

Проверочные работы : тесты, карточки, контрольные работы.

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

Оценка тестовых работ

Оценка «5» ставится в том случае, если обучающийся: выполнил   работу   в   полном   объеме   с   соблюдением    необходимой последовательности действий; допустил не более 2% неверных ответов.                                                                                                                          

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке 5, но допущены ошибки (не более 20% ответов от общего количества заданий).                                                                        

Оценка «3» ставится, если обучающийся: выполнил работу в полном объеме, неверные ответы составляют от 20% до 50% ответов от общего числа заданий; если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить оценку.                                                                                                                                                

Критерии и нормы оценки устных знаний обучающихся.

Оценка «5» ставится,  если обучающийся принимает активное участие в ходе обсуждения какой либо темы, высказывает аргументировано своё мнение. Даже если оно отлично от уже сложившегося стереотипа, делает выводы, обобщение.

Оценка «4» ставится, если обучающийся не совсем охотно вступает в обсуждение какой либо темы, не делает свои выводы, обобщения, но, аккуратно фиксирует в тетради выводы и обобщения, предложенные одноклассниками или учителем.

Оценка «3» ставится, если обучающийся не заинтересован в обсуждении тем, предложенными учителем, не вникает в ответы одноклассников, записи фиксирует небрежно.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "Этика и психология семейной жизни"

Данная рабочая программа по кусу "Этика и психология семейной жизни" составлена для обучающихся с ОВЗ 10 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида  составлена с ...

Адаптивная программа курса "Этика и психология семейной жизни" для учащихся 8-9 классов специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида №7

Данная программа направлена на формирование у подростков с нарушением интеллекта представлений о семье и ее значении в жизни человека....

"Азбука семейной жизни". Программа для молодёжи по этике и психологии семейной жизни.

Для оказания психолого-педагогической поддержки молодым людям в ситуации семейного самоопределения, расширения жизненной перспективы личности учащихся, оказания помощи в построении жизненных планов и ...

Рабочая программа по этике и психологии семейной жизни 10-11 класс VIII вида 2017-2018 г.

Рабочая программа по этике и психологии семейной жизни 10-11 класс VIII вида 2017-2018 г....

Рабочая программа Предмет: этика и психология семейной жизни Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 10

Рабочая программа   Предмет: этика и психология семейной жизни Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 10...

Рабочая программа Предмет: этика и психология семейной жизни Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 10

Рабочая программа Предмет: этика и психология семейной жизни Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 10...

Программа курса "Этика и психология семейной жизни"

Программа для 10 класса "Этика и психология семейной жизни" на 2020-2021 учебный год ( учебный план, тематическое планирование)...