«Синтез искусств в художественно-эстетическом образовании XXI века»
статья (5 класс) на тему

Рябова Ольга Юрьевна

Синтез искусств в художественно-эстетическом образовании XXI века»

по теме:
Разработка сценария интегрированного занятия (изобразительное искусство, конструирование, танец) для воспитанников с ОВЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

«Синтез искусств в художественно-эстетическом образовании XXI века»

по теме:
Разработка сценария интегрированного занятия (изобразительное искусство, конструирование, танец) для воспитанников с ОВЗ

 


Содержание

Введени

1.        Содержание понятия «интегрированное занятие»

2.        Особенности интегрированного занятия на основе синтеза искусств

3. Сценарий интегрированного занятия с воспитанниками с нарушением интеллекта (экологическое занятин " Пчёлка"

Заключение

Список  литературы и источников

 


Введение

Дети с отклонениями в развитии, в отличие от нормально развитых детей, трудно усваивают учебный материал, у них низкая работоспособность, неустойчивое внимание,  они быстро утомляемые, неусидчивые, слаборазвита память и мышление. И поэтому у таких детей наблюдается отсутствие или значительное снижение интереса к учёбе, к окружающей среде. Чтобы повысить интерес детей с нарушениями интеллекта к учёбе и общественной жизни в коррекционных школах используют на уроках форму интегрированного обучения, что способствует снятию перенапряжения, перегрузки, утомляемости учащихся за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе уроков.

Анализ особенностей познавательной деятельности учащихся с нарушениями интеллекта, а также структура уроков специальных (коррекционных) школ VIII вида свидетельствуют о  возможности использования интегрированных  занятий, которые  способствуют развитию самостоятельности, познавательной активности и интересов младших школьников с интеллектуальным недоразвитием.

Окружающий мир предстает перед нами как единое целое. При его изучении необходимо знать его компоненты, определяющие структуру и связи между ними. Использование интеграции знаний в образовании позволяет выделять компоненты содержания образования, соответствующие целостным представлениям о явлениях и процессах, происходящих в окружающей среде. Интеграция в обучении проявляется в том, что суммарное воздействие образовательных компонентов на обучающихся во много раз активнее и предпочтительней, чем влияние каждого из них отдельно, что обеспечивает позитивный результат обучения.

С учетом возрастных особенностей младших школьников с нарушениями интеллекта, при организации интегрированного обучения появляется возможность показать мир в его многообразии с привлечением научных знаний, литературы, музыки, живописи, что способствует эмоциональному развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления.

По мнению Ч.П.Кожалиевой, интеграция способствует развитию воображения, внимания, памяти, мышления учащихся. Она помогает детям с нарушениями интеллекта целостно воспринимать мир, познавать красоту окружающей действительности во всём её разнообразии. В настоящее время проблема интеграции предметов в обучении детей с нарушениями интеллекта изучена недостаточно, что и определило выбор темы  исследования.

Частным случаем проблемы интеграции выступают интегрированные уроки, призванные обеспечить единый подход учителей данных учебных предметов к решению общих учебно-воспитательных задач на основе обобщения .

Это позволяет решать существующие в предметной системе противоречия между разрозненным усвоением по предметам, знаниями учащихся и необходимостью их комплексного применения в практике, трудовой деятельности и в жизни человека.

Идея интеграции образования все настойчивее заявляет о себе и заставляет педагогов искать эффективные пути ее реализации. На сегодня обозначился ряд различных подходов и направлений в данной области: интеграция через поиск межпредметных связей; тематическое планирование по принципу одновременного прохождения сходных тем в разных учебных дисциплинах; разработка новых учебных курсов, соединяющих в себе информацию из разных предметов. Все это свидетельствует о необычной актуальности самой проблемы интеграции.

Предметная система обучения в школе ориентирует учащихся на дифференцированное усвоение знаний из различных областей. Потоки информации и ее объемы так велики, что становится трудно своевременно и качественно отслеживать необходимую информацию по любому из направлений научного знания. Большая часть информации остается невостребованной.

Перестройка процесса обучения на основе осуществляемых межпредметных связей сказывается на его результативности: знания приобретают качества системности, умения становятся обобщенными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся, более эффективно формируется их убежденность и достигается всестороннее развитие личности.

Цель нашей работы: разработать сценарий интегрированного занятия для воспитанников с ОВЗ.

Задачи работы:

  1. Рассмотреть содержание понятия «интегрированное занятие».
  2. Охарактеризовать особенности интегрированного занятия на основе синтеза искусств.

3. Привести пример разработки сценария интегрированного занятия для воспитанников с ОВЗ.

 


  1. Содержание понятия «интегрированное занятие»

Интеграция содержания (в обучении) - процесс установления связей между структурными компонента ми содержания в рамках определенной системы образования с целью формирования целостного представления о мире, ориентированной на развитие и саморазвитие личности ребенка .

Различают три уровня интеграции содержания учебного материала:  

  1. -  внутрипредметная - интеграция понятий, знаний, умений и т.п. внутри отдельных учебных предметов;
  2.  - межпредметная - синтез фактов, понятий, принципов и т.д. двух и более дисциплин;
  3.  - транспредметная - синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования.

 Примером первого уровня является систематизирование знаний внутри определенной дисциплины - пере ход от разрозненных фактов к их системе в процессе открытия нового закона, уточнения картины мира. Интеграция этого уровня – внутрипредметная, - она направлена на «спресование» материала в крупные блоки, что, в конечном счете, ведет к изменению структуры содержания дисциплины. В этом смысле интегрированное со держание является информационно более емким и направлено на формирование способности мыслить информационно емкими категориями.

 О.А.Евдокимова указывает, что в начальной школе содержание может иметь разную структуру, где отдельные знания или их элементы «сцепляются» между собой различным образом. Для внутрипредметной интеграции характерна спиральная структура на основе принципа концентричности. Познание ценности при такой организации может осуществляться или от частного (детали) к общему, или от общего к частному. Содержание постепенно обогащается новыми сведениями, связями и зависимостями. Особенность данной формы состоит в том, что ученики, не теряя из поля зрения исходную проблему, расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний.  Внутрипредметная интеграция может быть представ лена вертикальным и горизонтальным интегрированием.      Синтез второго уровня - межпредметная интеграция - проявляется в использовании законов, теорий, методов одной учебной дисциплины при изучении другой. Осуществленная на этом уровне систематизация содержания приводит к такому познавательному результату, как формирование целостной картины мира в сознании учащихся, что, в свою очередь, ведет к появлению качествен но нового типа знаний, находящего выражение в общенаучных понятий, категориях, подходах. Межпредметная интеграция существенно обогащает внутрипредметную.

По мнению И.В.Кошминой в начальной школе межпредметные связи могут устанавливаться по составу научных знаний (фактические, понятийные конкретные). Фактические межпредметные связи, например, устанавливаются в процессе ознакомления с многочисленными фактами симметрии в строении тел природы. Так, на уроке математики изучается тема «Симметрия тел», на уроке окружающего мира «Осень при шла» демонстрируются фотографии, гербарии листьев деревьев (клена, ясеня и т.п.) и обсуждаются вопросы: «В чем красота листьев? Какое значение имеет сим метрия? Что симметрично?». Это помогает учащимся увидеть и понять, что факты симметрии имеют место не только в математике, но и в природе, в изобразительном искусстве, в технологии изготовления объектов наблюдения.

Понятийные межпредметные связи имеют особое значение для формирования естественно-научных понятий. Например, на уроке окружающего мира дети знакомятся с понятием «лиственные», «хвойные» деревья. На уроках изобразительного искусства это понятие закрепляется в рисовании веток лиственного и хвойного деревьев, на уроках труда - в соответствующей лепке, при этом понятие не просто дублируется, а ассоциативно закрепляется. Такое использование межпредметных связей можно   назвать горизонтальным тематизмом.

 Вертикальная тема на уроке занимает от пяти минут и более, ее реализация различна: иной подход к разбору произведения, новое образное сравнение и ассоциации, новые упражнения или творческие задания, краткая беседа по содержанию вертикальной темы, небольшое замечание, акцент по ходу объяснения, проблемный диалог, объяснение.

 Последовательность тем определяется календарем, временами года, праздниками (народными, православными, гражданскими). В каждой группе помещаются различные нравственные и экологические темы. Содержание тем и логика их изложения определяются возрастными особенностями учащихся и их подготовленностью к размышлениям, рассуждениям, умением выделять главную мысль. В результате ученики получают некую целостную картину мира в аспекте содержания вертикаль ной темы.

Интегрированный урок отличается от традиционного, использованием межпредметных связей.

В интегрированном уроке предметом анализа выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных учебных дисциплинах. И механизмом интеграции в системе начального обучения является образ, созданный средствами разных видов искусства и создаваемый детьми в разных видах их деятельности. В литературе средство выразительности - слово (образные определения, эпитеты, метафоры, сравнения, ритм); в природе - объект (понятие, форма, при чинно-следственные отношения в природе и др.); в изобразительном искусстве -, рисунок (форма, величина, цвет, композиция, ритм); в трудовом обучении - изделие (лепка, объем пропорции, поза, соотношение предметов в общей композиции по величине, аппликация и др.); в музыке - мелодия (ритм, гармония, динамика, интонация и др.).

При интеграции разных видов искусств, предметной деятельности все содержание включается в процесс раз работки и создания образа практически на равных основаниях. Включение материала других предметов предполагает его рассмотрение характерными методическими приемами. Например, интегрированный урок, в котором синтезируется материал уроков чтения и изобразительного искусства, требует от учителя использования методики работы с текстом и методики работы над рисованием отдельных объектов (или природы).

Процесс интеграции требует выполнения определенных условий:

- объекты исследования совпадают либо достаточно близки;

- в интегрируемых предметах используются одинаковые или близкие методы исследования;

- они строятся на общих закономерностях и теоретических концепциях.

Конкретно для проведения интегрированных уроков в начальной школе И.С.Светловская выдвигает следующие условия: близость содержания ведущих тем предметов; логическая взаимосвязь предметов. Ю.М. Колягин  также отмечает, что «не всякое объединение различных дисциплин в одном уроке автоматически становится интегрированным уроком. Необходима ведущая идея, реализация которой обеспечивает неразрывную связь, целостность данного урока» .

Практика подтверждает хорошую интеграцию чтения и русского языка, чтения и музыки, математики и труда, ознакомления с окружающим миром и рисования или труда.

Часто учитель проводит не один интегрированный урок, а 2-3 урока подряд, объединяя три и более предмета: обучение грамоте - письмо - математика; чтение - музыка - рисование; ознакомление с окружающим ми ром - музыка - рисование - труд. Здесь можно говорить уже о новой форме организации учебного процесса - интегрированном блоке.

Интегрированный блок может реализовываться и в течение целого дня, тогда возникает новая форма обучения - учебный день. Анализировать же интегрированный блок (дидактические цели, содержание, методические приемы) можно на том же уровне, что и урок (учитывая лишь разное количество времени), поэтому далее мы будем оговаривать только форму урока .

Внутренней природе урока, как известно, присуще соединение трех компонентов: дидактической цели, содержания учебного материала и системы методических приемов. Следовательно, в интегрированном уроке дидактическая цель должна быть сформулирована таким образом, чтобы ее реализация стала возможна путем интеграции как содержания, так и системы методических приемов, присущих различным дисциплинам. Как показывает наше исследование, результат интегрированного урока в значительной степени регулируется единством дидактической цели. Э.Л.Мельник считает, что «цель, четко определяя материал разнопредметного содержания и приемы, сама принимает их форму, опредметчивается, и когда содержание сконструировано, она ничего не представляет, кроме этого материала и этих приемов». Интегрированное содержание, облеченное в систему приемов, на уроке существует уже как мысль, захватывающая одновременно сферу деятельности со знания учителя и сферу сознания учащихся. Деятельность обеих сторон при этом эмоционально окрашена, мотивационно детерминирована.

Для интегрированных уроков характерна смешанная структура, являющаяся комбинацией линейной, концентрической и спиральной структур и позволяющая маневрировать при организации содержания, излагать отдельные его части различными способами. При планировании таких уроков учитывается следующее:

- объединяются блоки знаний, поэтому чрезвычайно важно правильно определить главную цель такого урока, отражающую его специфику - интегративность, например: «Формирование целостного образа о мире (изучаемом объекте) и места человека в нем средствами предметов окружающего мира и изобразительного искусства»;

- из содержания предметов берутся только те сведения, которые необходимы для реализации цели;

- в содержании учебного материала устанавливается большое количество связей (внутрипредметных, межпредметных, внепредметных);

- части интегрированного содержания структурируются, чтобы они стали логически необходимым звеном урока и получили окончательное завершение;

- требуются тщательный выбор методов и средств обучения, а также определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности учащихся на уроке.

Выделяют следующие формы организации образовательного процесса на основе интеграции содержания: пластообразная, спиралевидная, взаимопроникающая, контрастная, индивидуально-дифференцированная (творческая).

 Пластообразная - наслоение различных видов деятельности (познавательных, художественно-эстетических, игровых, коммуникативных и т.п.), содержание которых пронизано одной ценностью или объектом познания . Например, образ природы (весна) раскрывается в изобразительном искусстве, в его различных жанрах (натюрморте, пейзаже), отображается посредством цвета, света, композиции; в литературе - через художественные средства выразительности в тексте; в музыке - через звуки природы, песни и т.п.

Спиралевидная - содержание, способы деятельности, в которую включен учащийся, постоянно и постепенно нарастают, количественно и качественно изменяются. Л.М.Шипицына и Л.П.Назарова отмечают, что «по знание ценности или объекта при такой организации может осуществляться или от частного (детали) к общему (целому), или от общего к частному» в зависимости от уровня познавательного развития учащихся данного класса в целом. Например, можно сначала оценить красоту пейзажа одного времени года и затем подняться до понимания красоты природы в произведениях литературного, музыкального, изобразительного искусства.

В основу этой формы организации урока положен принцип концентричности, выраженный в постепенном наращивании и усложнении содержания, способах по знания. Учитель выступает партнером, соучастником в совместном осмыслении изучаемого материала.

Контрастная форма строится на диалоге и показе контрастных граней мира, на раскрытии ценности через ее противоположности (добро - зло), познании целого через часть, множества и через единичность и т.п.

Интеграция содержания в этом случае создает условия для возникновения диалогов культуры, искусства, личностей; стимулирует общение, обмен знаниями между учащимися и педагогом, обеспечивает поиск способов деятельности; побуждает детей к рефлексии, самооценке.

Данная форма организации содержания позволяет развивать мотивацию. Дети всегда стремятся осмыслить и упорядочить окружающий их мир, сталкиваясь с противоречиями, они стараются дать им объяснения. Задача учителя - организовать общение так, чтобы раскрыть учащимся достоинства подобной ценности и ее значимость в жизни; стимулировать потребность учащихся в ее обретении.

Взаимопроникающая форма строится на основе одного вида деятельности, например игровой, в которую органично вплетаются другие: познавательные, слушание музыки, восприятие живописи и др. Эта форма чаще всего реализуется в начальной школе. Известны такие виды уроков, как урок-спектакль, урок-сказка, урок-расследование и т.п.  

Индивидуально-дифференцированная (творческая) форма - самая сложная форма организации интегрированного занятия. Ее подготовка и реализация требуют высокого профессионализма педагога: дети самостоятельно избирают деятельность, организуют вокруг себя предметное пространство и общение. Учителю важно научиться переводить ребенка из одного вида деятельности в другой, способствуя развитию его потенциальных возможностей. Средством перевода является продукт, созданный ребенком.   Например, из рисунков можно создать композицию, придумать и поиграть в сказку, создать пост ройку, изучить и обсчитать ее математически и др. Интеграция содержания позволяет учащимся увидеть целостно изучаемый объект и творчески самореализоваться.

Такая форма организации образовательного процесса требует от учителя глубоких знаний индивидуальных особенностей детей, умения объединять их в дифференцированные подгруппы.

 Высший уровень интеграции содержания может быть охарактеризован как объединение в единое целое содержания образовательных областей начального обучения, организованное по второму уровню интеграции, с со держанием образования, получаемого детьми вне школы, - транспредметная интеграция.    Идея школы-комплекса сегодня стала актуальной не только по причине изменения парадигм образования, но и в результате назревших проблем образования и воспитания поколения в обществе. Содержание учебного дня такой школы должно предстать как единое поле деятельности учащихся. В рамках одного дня возможно построить содержание так, чтобы оно предстало перед детьми в различных видах деятельности. На необходимость сочетания разнообразия содержания и деятельности и учета положительных качеств личности обращал внимание еще В.А. Сухомлинский. «Главное, - писал он, - умение подметить в каждом ребенке его сильную сторону, добиться того, чтобы живинка получила свое претворение и развитие в деятельности, чтобы в ребенке засверкала индивидуальность. Осознание своего успеха в каком-то одном деле является для ребенка могучим источником нравственного достоинства, источником моральной стойкости и преодоления трудностей в других делах». Поэтому особое значение при транспредметной интеграции имеет выявление существенных связей, которые обеспечивают эффективное становление личности ребенка и являются закономерностями процесса интеграции содержания начального обучения и дополнительного образования.

 Таким образом, интеграция в обучении детей с нарушениями интеллекта позволяет сделать нечто более важное и существенное, чем просто обучить чтению, письму и счету, так как стимулирование интеллектуальной активности в период формирования личности любого ребенка имеет такое же значение для его после дующих успехов, как и природные способности.


  1. Особенности интегрированного занятия на основе синтеза искусств

 В последнее время в начальных классах специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида уделяется особое внимание интегрированному обучению. И это не случайно. Именно на начальной ступени обучения интеграция предметов в единое целое наиболее эффективна, так как младший школьник с нарушениями интеллекта целостно воспринимает окружающий мир, и для него не должно быть границ между предметами.

 Интегрированный подход к обучению все больше осознается как актуальная потребность современного образования .

 Анализ программ для коррекционной школы по разным учебным предметам свидетельствует о том, что они обеспечивают возможность использования процесса интеграции. Существует множество «перекрестных» тем при изучении каждого из предметов. Однако эти темы во времени редко совпадают, и полного согласования в содержании рассматриваемых вопросов не бывает. Иногда они отделены несколькими месяцами и даже годами. Чтобы устранить барьеры между предметами, их объединяют вокруг главных понятий и тем. Это позволяет рассмотреть предмет с разных сторон, раскрыть его взаимосвязи.

 Интегрированный урок (от лат. «полный», «целостный») сочетает в себе материал разных учебных дисциплин.  Интегрированные уроки в начальных классах школ VIII вида призваны открыть для ребенка с первых шагов обучения мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны .

 Таким образом, интегрированное обучение в начальной школе VIII вида целесообразно строить на объединении достаточно близких областей знаний.   Интеграция в начальном обучении позволяет перейти от локального, изолированного рассмотрения различных явлений действительности к их взаимосвязанному, комплексному изучению. С учетом возрастных особенностей младших школьников с нарушениями интеллекта, при организации интегрированного обучения появляется возможность показать мир во всем его многообразии с привлечением научных знаний, литературы, музыки, живописи, что способствует эмоциональному развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления.  Преподносить знания нужно не так, что вы это уже знаете, слышали, а должна быть реакция удивления - «Вот еще где это возможно, где это существует, как это может выглядеть, звучать» и т. д.

 Требования к планированию, организации и проведению интегрированных уроков в школе VIII вида:

- определение системы таких уроков на целый год в каждом классе;

- тщательное планирование каждого урока, выделение главных и сопутствующих целей;

- моделирование содержания уроков, наполнение их только тем содержанием, которое поддерживает главную цель;

- тщательный выбор типа и структуры урока, методов и средств обучения;

- оптимальная нагрузка детей впечатлениями;

- привлечение к проведению интегрированных уроков педагогов различных учебных предметов, специалистов.

 Методика работы на таком уроке предполагает широкое использование учебной техники, проблемных задач, работы с книгой, наглядности, групповых форм обучения; необходима также связь с внеклассной работой. Важное место в качественном проведении урока, по Л.Е.Шевчук , имеет «постановка» сценария, который связан с поэтапной разработкой последовательных моделей процесса обучения. Первый этап - целевой. Он включает следующие категории: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка. На втором этапе разрабатывается содержание урока, в котором содержательная идея соотносится с соответствующим фрагментом изучаемого материала.

 Третьим этапом в подготовке урока является построение модели, которое осуществляется путем соотнесения каждого фрагмента содержания с определенными методами обучения, дающими возможность учителю выразить деятельность обучающегося различными вариантами учебных ситуаций, учебных заданий. Процессуальный этап завершает построенный сценарий. Он является конкретным наполнением и включает три составляющие:

- деятельность учителя,

- форму организации деятельности учащихся во взаимодействии с учителем,

- деятельность учащихся по выполнению учебных заданий.

 Не следует забывать и еще об одной задаче в работе учителя - нравственном воспитании детей. В современной педагогической литературе активно обсуждается вопрос о преодолении эгоцентризма детей, о воспитании у них эмпатии, то есть чувства сопереживания, умения эмоционально отзываться на переживания других людей. Поэтому включаемые в интегрированные уроки стихотворные и прозаические тексты, репродукции картин, фотографии растений, отрывки из музыкальных произведений не должны быть простыми иллюстрациями к изучаемым сведениям. Учитель должен показать каждому из учеников, что не только он, ребенок, восхищается красками, звуками природы, но и многие поколения людей до него испытывали такой же благоговейный восторг, и точно такие же чувства испытывает в настоящий момент и учитель, и одноклассники.

 Значение интегрированных уроков велико. Они положительно влияют на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов учащихся с нарушениями интеллекта. Содержание их, обучающая деятельность учителя обращены к личности ученика, поэтому способствуют всестороннему развитию способностей, активизации мыслительных процессов учащихся, побуждают их к обобщению знаний, относящихся к разным наукам. Систематическое использование интегрированных занятий создает возможности для широкого применения разнообразных наглядных пособий.

  Цель интегрированных уроков помочь учащимся с нарушениями интеллекта  в раскрытии  тем, идей, областей знаний, а так же развить способности, которые впоследствии могут привести к самостоятельному  определению выбора дальнейшего пути, социальной адаптации и реабилитации.

  Данная цель достигается через решение следующих задач:

- создание у ребенка с нарушениями интеллекта достаточно широкого, яркого представления о мире, в котором он живет, приобщение его к разговору с человеком и обществом, природой, культурой и искусством;

- развитие творческих качеств, способности самостоятельно мыслить, планировать свою деятельность;

- формирование у школьников с нарушенным интеллектом коммуникативных качеств, нравственных ценностей;

- развитие личностных качеств: доброты, чуткости, умения сопереживать, самоуважения .

 Для достижения поставленных целей и задач используются разнообразные формы организации уроков: урок-викторина, урок-экскурсия, урок-путешествие, урок-сказка и т. п.,  а также средства: художественная литература, изобразительное искусство, музыка, киноискусство и др., способы стимулирования и поддержания мотивации.

 Поскольку интеграция - это не самоцель, а определенная система в деятельности учителя, то должен быть и вполне конкретный результат интегрированного обучения.

Результат интегрированного обучения проявляется в следующем : - в повышении уровня знаний по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, закономерностей за счет их многогранной интеграции с использованием сведений интегрируемых наук; - в изменении уровня интеллектуальной деятельности, обеспечиваемого рассмотрением учебного материала с позиции ведущей идеи, установлением естественных взаимосвязей между изучаемыми проблемами;

- в эмоциональном развитии учащихся с нарушениями интеллекта, основанном на привлечении музыки, живописи, лепки, литературы и т. д.;

- в росте познавательного интереса школьников с нарушениями интеллекта, проявляемого в желании активно и самостоятельно работать на уроке и во внеурочное время;

- во включении учащихся школы VIII вида в творческую деятельность, результатом которой могут быть их собственные рисунки, панно, поделки, являющиеся отражением личностного отношения к тем или иным явлениям и процессам.

  Выделенные аспекты соответствуют образовательным, развивающим и воспитывающим функциям коррекционного обучения. Б.П.Пузанов считает, что данная форма обучения является наиболее приемлемой в начальном звене школы VIII вида, так как она обеспечивает создание среды, выявляющей и способствующей развитию целого спектра способностей ребенка с нарушенным интеллектом.

  Из вышесказанного можно сделать вывод, что построение предметного обучения по интегрированному типу отвечает задачам личностно-ориентированного обучения, поскольку позволяет выявить основной тип отношения ученика к окружающему миру, который выступает для него целостно, многосторонне, динамично.   На интегрированных уроках дети с нарушениями интеллекта работают легко и с интересом усваивают большой по объему материал. Важно и то, что приобретаемые знания и навыки не только применяются младшими школьниками в их практической деятельности в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества.


  1. Сценарий интегрированного занятия «Пчелка»
    для воспитанников с ОВЗ

Коммуникация:  

Совершенствовать диалоговую форму речи. Поощрять желание высказывать свою точку зрения, согласия или несогласия с ответом товарища, обмениваться мнениями. Формировать умение рассказывать о предмете.

Развивать умение поддерживать беседу, закреплять правильное отчётливое произношение звука «ж», рассказывать о предмете по картинке.

Познание:

Познакомить с представителями класса насекомые (пчела). Развивать познавательно-исследовательскую и продуктивно(конструктивную) деятельность.  Расширять кругозор детей, закреплять умение отсчитывать значки в ребусе. Углублять  и уточнять представлении детей о природе.

Закреплять умение наблюдать.

Безопасность:

Расширять представления о способах правильного взаимодействия с насекомыми. Формировать навык культурного поведения  в природе

Художественное творчество:

Закреплять способы и приёмы рисования различными способами, развивать фантазию и креативное мышление.

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

-Здравствуйте, ребята.

- Отгадайте загадку:

Домовитая хозяйка,

Пролетела над лужайкой

Похлопочет над цветком

Он поделится медком (пчела)

- Наступила весна, стали распускаться цветы, солнышко радует своим теплом, проснулись пчёлы. Вот и к нам прилетела пчела Жужжа, она ещё очень маленькая и многого не знает о себе и своих друзьях- пчёлах. Давайте ей поможем и расскажем всё, что знаем о них.

-Ребята, а кто знает, где живут пчёлы?

Да, правильно, в ульях. А подскажите мне пожалуйста, как называется то место, где стоят ульи?

Много ульев? Не знаете? Я вам сейчас подскажу. Пасека- это место, где размещаются пчелиные домики-ульи. Повторите это слово!

- А человек, который заботится о пчёлах на пасеке, называется пасечник. Повторите это слово

- Ребята, наша Жужжа расстроена, она не знает к кому ей лететь. К животным, птицам , насекомым или рыбам? Поможем ей? Посмотрите на экран.  А докажите мне пожалуйста, что пчела – насекомое?

- Тело пчелы покрыто волосками черного и желтого цвета, с их помощью она переносит пыльцу с цветка на цветок. На задних ножках у пчелы находятся особые корзиночки для сбора пыльцы. Крылышки прозрачные, у пчёлки большие глаза, которыми она различает окраску цветов.

- Ребята, Жужжа передает вам спасибо, теперь она знает, что она насекомое. А теперь  я предлагаю поиграть вам и Жужже.

Игра «Пчёлки трудятся»

 Наступил день- пчёлки летают вокруг цветочков, которые распускаются, собирают пыльцу.

Вечер- цветочки закрываются, пчелки летят домой.

- Ребята, Жужже так понравилось  с вами играть, что она ещё хочет. Вам понравилось быть в роли пчёлок?

 -Тогда превращаемся все  в пчёлок!

1,2,3, волшебный звук произнеси- в пчёлку превратись!

Ребята, вы так здорово изображаете пчёлок, вон как вас много! Посмотрите пожалуйста на слайд, что вы видите? Расскажите пожалуйста! Картинки отличаются? Чем? Как нужно себя вести, если рядом летают пчёлы?

Работа с магнитной доской.

( На которой размещены картинки , в перевёрнутом состоянии) связанные с пчёлками.

-Пчёлка, лети к магнитной доске- переворачивай понравившуюся тебе картинку и рассказывай, всё что знаешь. А чтобы узнать побольше о жизни пчёл, у меня есть занимательный кроссворд

Разгадывание кроссворда

  1. Если пил ты чай с медком, ты с ней хорошо знаком, много мёду собрала, работящая-…
  2. Одна большая пчелиная семья?(рой)
  3. Домик, в котором живёт пчела (улей)
  4. Человек, который ухаживает за пчёлами? (пасечник)
  5. Место, где находятся пчелиные домики? (пасека)
  6. Постройки пчёл, предназначенные для хранения меда?(соты)
  7. В чём находятся соты?(рамка)
  8. То, чем пчела жалит? (жало)
  9. Молодцы, как же быстро мы с вами его разгадали!

-А посмотрите, вам кроссворд , что нибудь напоминает? Что? А что это такое? Вы знаете, что такое соты?

Соты- это постройки пчёл, предназначенные для хранения мёда .

(показ слайда №8)

Игра «Заполни соты мёдом»

Давайте- ка с вами заполним соты мёдом!)

-А ещё соты нужны для выращивания потомства, пчёлы откладывают яйца .

Разгадывание ребуса

-А сейчас я предлагаю вам потрудиться и разгадать ребус вместе с Жужжей!

- Что то наша Жужжа загрустила.

- Что случилось , Жужжа? Сот много- а она одна, ей грустно, а мы можем ей помочь найти друзей.

Конструирование из бумаги

Дыхательная гимнастика с  пчёлками, которых сделали сами дети.

Рефлексия.

Чем мы помогли Жужже?

Какие новые знания получили?

Что интересного для себя узнали?

Дети смотрят на слайд №1, отгадывают загадку .

(пчела вылетает по щелчку)

Обсуждение и ответы детей.

Просмотр слайда №2

Просмотр слайда №3

Повторяют хором.

Просмотр слайда №4

Повторяют хором

Просмотр слайда №5

(работа по слайду)

Дети обсуждают и доказывают свою точку зрения, дополняют друг друга

Просмотр и беседа по слайду №6

Дети беседуют, делятся своими знаниями.

Дети делятся на 2 команды .

«Пчёлки» - имитируют  летание пчёл и сбор меда со звуком «жжжж».

«Цветочки»- имитируют раскрытие цветка, колыхание ого от ветерка , закрытие м сон-приседание.

(потом меняются)

Произносят звук «ЖЖЖЖ»

Просмотр и обсуждение слайда  №7

Дети дискутируют, делают вывод по слайду.

Дети имитируют полёт пчелы, выбирают понравившуюся им картинку, рассказывают  о том, что там изображено.

Отгадывают, ответ пишут с помощью педагога.

Ответы детей , их логические рассуждения.

Просмотр слайда №8

 дети набирают на кисточку жёлтую гуашь и тычком заполняют соты мёдом По очереди подходят к магнитной доске и тычками заполняют соты  «мёдом»

Просмотр слайда №8

Знакомство с новой информацией.

Дети на 9 слайде, в слове платье- отсчитывают 5 букв с конца слова, тем самым определяя нужную букву «П» (буква появляется по щелчку)

Дети на 10 слайде в слове «часы» глядя на подсказку убирают сочетание букв «асы», получая нужную букву «Ч» (буква появляется по щелчку)

Дети на 11 слайде в слове убирают три буквы с конца слова, получают нужную букву  «Е» (буква появляется по щелчку)

Дети на 12 слайде , глядя на изображение, на котором зачеркнуто сочетание букв «УК», делают вывод, что буква, которую они отгадывают- это «Л» (буква появляется по щелчку)

Дети на 13 слайде аналогичным методом определяют  букву «А» (буква появляется по щелчку)

На 14 слайде  по щелчку появляются по очереди отгаданные детьми буквы- дети читают слово «ПЧЕЛА»

Дети конструируют пчелу, раскрашивают, приклеивают крылья и нитку.

Дети дуют на пчёлку , она  «летает»

Дети отвечают, делятся своими эмоциями.

Заключение

Проведенное исследование позволило нам сделать следующие выводы: в процессе проведения интегрированного занятия на основе синтеза изобразительного искусства, конструирования и танца  сплачивается коллектив в единое целое, дети заняты общим делом. Есть возможность постепенно переходить от игры к серьезным занятиям актерским мастерством. Повысилась ответственность детей. Дети стали полноправными помощниками педагога в творческом процессе. Воспитывается активная общественная направленность. Воспитывается чувство уважения к товарищам по коллективу, в котором происходит работа. Ребята учатся трудиться.  Активно развивается воображение, фантазия, ассоциативное мышление, образное восприятие окружающего мира.


Список  литературы и источников

1.Воронкова В.В. Уроки русского языка во 2 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: Пособие для учителя. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

2. Гаврикова М.Ю. Коррекционно-развивающие занятия. Развитие речи (1 – 4 класс). Учебно-методическое пособие / М.Ю. Гаврикова: 2-е изд., дополненное. – М.: Глобус, Волгоград: Панорама, 2007.

3.Гусева Г.М. Уроки чтения в 3 классе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: пособие для учителя/ Г.М.Гусева, Е.Н.Моргачева. - М.: Просвещение, 2007.

4.Жикалкина Т.К. Игровые и занимательные задания по математике для 1 класса четырехлетней начальной школы: Пособие для учителя. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1989.

5. Журавлев Б.А. Столярное дело: Учебное пособие для 4 класса вспомогательной школы. – М.: «Просвещение», 1991.

6. Знание и труд вместе живут (материалы по трудовому обучению в помощь студентам педагогических училищ и учителям начальных классов) / авт.-сост- Шамина З.П. – Рыльск, 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Синтез искусств в художественно- эстетическом образовании XXI века»

Формирование синестетического» восприятия музыки у учащихся 2 класса (на примере цикла внеурочных занятий «Детский альбом»...

Творческий проект "Синтез искусств в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста 6-7 лет"

Вашему вниманию предлагается презентация по опыту работы музыкального руководителя ДОУ на тему "Синтез искусств в художественно-эстетическом развитиии детей дошкольного возраста 6-7 лет", результатом ...

Предлагаю Вашему вниманию конспекты НОД в области "Художественно-эстетическое развитие" (музыка), которые апробированы в ходе творческого проекта "Синтез искусств в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста 6-7 лет"

Данные конспекты были проведены мною  в ходе творческого проекта "Синтез искусств в вхудожественно- эстетическом развитии детей дошкольного возраста 6-7 лет" . Очень интересные занятия,...

Мастер-класс на тему: «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста через применение образовательной технологии «Синтез искусств»»

Мастер-класс на тему:«Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста через применение образовательной  технологии «Синтез искусств»»...

Мастер-класс на тему: «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста через применение образовательной технологии «Синтез искусств»» (с презентацией)

Мастер-класс на тему: «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста через применение технологии «Синтез искусств»»...


 

Комментарии

Рябова Ольга Юрьевна

Синтез искусств в художественно-эстетическом образовании XXI века»
по теме:
Разработка сценария интегрированного занятия (изобразительное искусство, конструирование, танец) для воспитанников с ОВЗ