Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Путешествие"
план-конспект на тему

Артамонова Ирина Васильевна

Конспект индивидуального логопедического занятия "Путешествие".

Дифференциация звуков "С" и "Ш".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Дифференциация звуков "С" и "Ш".19.1 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад № 49

Колпинского района Санкт-Петербурга

Конспект

индивидуального логопедического занятия

на тему: «Дифференциация звуков [с] и [ш]

в слогах, в словах».

«Путешествие»

Учитель-логопед Боброва И.В.

2015г.


Конспект индивидуального логопедического занятия

на тему: «Дифференциация звуков [с] и [ш] в слогах, в словах».

Цель: учить детей дифференцировать звуки [с] и [ш] в слогах, в словах.

Задачи:

1. Закрепить знания о звуках [с] - [ш].

2. Развитие фонематического слуха.

3. Формирование контроля за собственной речью.

4. Развитие высших психических функций – внимание, мышление.

Оборудование: 2 разрезные картинки, картинка поезда, конверты, палочки, сигнальные карточки, игрушки и картинки, в названии которых есть звуки [с], [ш], 2 домика для деления слов на слоги.

Ход занятия:
I. Организационный  момент

- Сегодня мы с тобой совершим путешествие. Наш поезд отправляется в город звуков, в один из его замков. Чтобы добраться до замка, нужно выполнить разные задания. Первое задание находится в конверте. Возьми его, достань содержимое.

- Раз, два, три – картинки собери. Ребёнок называет получившиеся предметы. (Шапка, сумка).

Какой первый звук ты слышишь в слове шапка, сумка? Чьи это песенки? (Песенка змейки и насоса).

Сегодня мы отправимся в путешествие к звукам [С], [Ш].

II. Артикуляционная  гимнастика

Чтоб язычок нам поддавался, хорошо он занимался, надо мышцы укреплять, к дисциплине привыкать.

Для того, чтобы правильно произносить звуки [С], [Ш] выполняем упражнения.  

Упр. 1 Удерживаем губы в улыбке, передние верхние и нижние зубки обнажены.

Упр. 2 А теперь губки сделаем трубочкой. Чередование положения губ: «Улыбка» – «Трубочка».

Упр. 3 Упражнение для языка: язык узкий, язык широкий. Удерживаем на нижней губе под счет от 1 до 5.

III. Уточнение артикуляционных укладов

Давайте вспомним чем различаются звуки [С] - [Ш]?


- Дети, какое положение принимают язык и губы при произношении звука [С]?

(Кончик языка за нижними зубами, губы в улыбке, воздух выходит холодный).

- А при произнесении звука [Ш]?

(Язык поднимаем за верхние зубы до альвеол (бугорков), губы округлены, из ротика выходит теплый воздух).


А что в этих звуках общего? Какие они? (Согласные)

- Значит, сегодня мы путешествуем в синий замок, в замок согласных звуков.

IV. Дифференциация в слогах

- Построим железную дорогу для нашего поезда. Я называю слог со звуком [С] и кладу палочку, а ты называешь такой же слог, только со звуком [Ш] и кладёшь палочку напротив моей (СА-ША; СЫ-ШИ; СО-ШО;) а теперь положим шпалы (ША-СА; ШИ-СЫ; ШО-СО; ШУ-СУ; ШЕ-СЭ;   АСА-АША;АСО-АШО;АСУ-АШУ;АСЫ-АШИ).

V. Развитие мелкой моторики

- Проверим, прочная ли у нас получилась железная дорога, а чтобы было веселей, будем петь песенку: СА-ША-СА; СО-ШО-СО; СУ-ШУ-СУ; ША-ША-СА; СА-СА-ША; ШУ-ШУ-СУ.

Указательным и средним пальцами “шагает” по шпалам построенной железной дороги.

Прочная дорога, теперь наш поезд без труда доберётся до синего замка.

VI. Развитие фонематического слуха, дифференциация в словах

- Мы добрались до первой станции. На этой станции нас ждёт сюрприз, который нам приготовили звуки. Открывай конверт. Что это за непонятные предметы? Сейчас станет всё ясно. Мы поиграем в игру: я буду называть слова, а ты, когда услышишь звук [С] поднимай сигнальную карточку с изображением насоса, а когда услышишь звук [Ш], сигнальную карточку и изображением змейки. (УСЫ – УШИ; КОСА-КАША; МИШКА – МИСКА; СИЛА-ШИЛО; МАШКА – МАСКА; БАСНЯ- БАШНЯ; КРЫСА – КРЫША; СУТКИ – ШУТКИ).

VII. Развитие мышления.

Не будем задерживаться на этой станции, нам нужно спешить.

Наступила ночь. - А что это виднеется впереди нашего поезда?

(Ребёнку даётся картинка с изображением силуэтов предметов, он называет предметы). (ШАРИК, САНКИ, ГРУША, КАСКА, ШАПКА, ВИШНЯ, МЫШКА, СОБАКА, СТОЛ, АНАНАС).

VIII. Звуко-слоговой анализ

- Вот мы и добрались до следующей станции. Посмотри, сколько пассажиров вышло на этой станции! Помоги разместить пассажиров по домам. В первом доме живут жители, в именах которых, есть звук [С], во втором домике – звук [Ш]. Кого ты поселишь в первый домик, а кого во второй? В каждом доме есть три этажа. (Первый этаж – три квартиры – три слога; второй – две квартиры – два слога; третий – одна квартира – один слог). Кого ты поселишь на первый, второй, третий этаж?

IX. Развитие мышления

Пассажиры вышли, и наш поезд быстро доехал до синего замка. Звуки приготовили для тебя загадки, а отгадки на эти загадки находятся в синем замке. Отгадай загадку, найди соответствующую картинку, назови ее.

Бело покрывало на земле лежало, лето пришло – оно все сошло. (Снег)


За ниточку хвостик в руке я держал. Ты улетел, а я побежал. (Шарик)    


Всю ночь летает – мышей добывает. А станет светло – спать летит в дупло. (Сова)

Пушистая, а не овечка. В мороз согреет, а не печка. (Шуба)

X. Итог занятия.

Логопед: Вот и закончилось наше сказочное путешествие. С какими звуками мы сегодня работали? Спасибо, что ты справился со всеми заданиями! До свиданья!

ЛИТЕРАТУРА

Парамонова Л.Г. Нарушение звукопроизношения у детей - 2011

Иванова Ю.В. Дошкольный логопункт. – 2008

Нищева Н.В. Картотека заданий для автоматизации правильного произношения и дифференциации звуков разных групп. – 2009

И.Н. Шевченко. Конспекты занятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников - 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое коррекционное логопедическое занятие «Космическое путешествие» по теме «Дифференциация грамматических понятий»

Итоговое коррекционное логопедическое занятие «Космическое путешествие» по теме «Дифференциация грамматических понятий», проводилось с учащимися 1-4 классов с целью закрепления знаний ...

Конспект индивидуального логопедического занятия Тема: «Встреча с Карлсоном».

Цель: Автоматизация звука [Р] в словах и предложениях. Задачи:Коррекционно-образовательные:- автоматизировать звук [Р]   в словах;- развивать фонематический слух;-обогащать словар...

Конспект индивидуального логопедического занятия Тема:" Звуки А, У, И"

Конспект индивидуального логопедического занятия Тема:" Звуки А, У, И"...

Конспект индивидуального логопедического занятия тема: «Автоматизация звука [С ] в слогах и словах».

Коррекционное индивидуальное занятие для детей дошкольного возраста автоматизация звука "С"....

Логопедическое занятие Тема: «Значения и правописание суффиксов» (группа ОНР, НВОНР, 2-3 класс)

Данное логопедическое занятие поводится в группах с наушением чтения и письма, обусловленное ОНР, НВОНР. во 2-3 классах. На занятие отводится два часа....

Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе. Тема: «Путешествие по любимым сказкам»

Цель:  совершенствовать у детей навык звуко-слогового анализа и синтеза.Задачи.Коррекционно-образовательные.активизация словаря;повторение и закрепление знаний детей о сказках;упражнение в умении...

Открытое логопедическое занятие "Космическое путешествие"

Открытое логопедическое занятие "Космическое путешествие"...