Творческая тема :"Развитие речи средствами дидактической игры"
учебно-методический материал на тему

Миронова Наталья Михайловна

Отчет по творческой теме

учителя-логопеда  Н.М.Мироновой

«Дидактическая игра, как средство  развития речи детей младшего дошкольного возраста с ТНР»

Цель: совершенствование профессионального мастерства через повышение эффективности коррекционного процесса в преодолении ОНР у детей младшего возраста средствами дидактической игры.

Задачи:

  1. Создать условия для актуализации речевых умений  у детей с ТНР средствами игры
  2.  Разработать  структуру дидактической игры по развитию речи и сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста.
  3. Создать дидактические игры по актуализации грамматических категорий, высших психических процессов, сенсорных эталонов у детей в рамках изучаемой лексической темы.

План работы.

  1. Изучить рекомендуемые логопедические  программы коррекционной работы по преодолению ОНР у детей». Разделы: «Младшая группа», «ОНР 1-2 уровня» Т.Б.Филичева, В.Г.Чиркина,  Т.В.Туманова, Н.В. Нищева (сентябрь).
  2. Продолжить изучение литературы по коррекции ОНР у детей, используя материалы сайтов (см. раздел «Совершенствование методического уровня специалиста») (в течение года).
  3. Оснастить речевой центр группы дидактическими играми, направленными на развитие речи воспитанников (в течение года)
  4. Представить педагогическому составу, представителям родительского комитета ДОУ детского сада  систему дидактических игр для детей младшего дошкольного возраста в рамках конкурса «Речевой центр» (ноябрь)
  5. Провести семинар-практикум для родителей по теме: «Роль дидактической игры в развитии речи ребенка» (ноябрь)
  6. Обобщить опыт работы в рамках Совета логопедов  ДОУ (май)

Реализация .

1 Обследовала и проанализировала уровень развития лексико-грамматической стороны речи детей.

2.      Спланировала и организовала  коррекционную работу по развитию речи воспитанников.

3.      Разработала алгоритм дидактической игры.

Алгоритм:

1.                  Речевой материал подчинен лексической теме. Это создает условие многократного повторения слов, усвоенных ранее, запоминанию их и практическому употреблению в разном речевом контексте через игровую деятельность.

2.                  В рамках заданной лексики создаем игры по формированию сенсорных эталонов:  цвет, форма, величина. В этот же раздел включаем игры на развитие зрительно-конструктивной деятельности, развитие мелкой моторики.

3.                  Преодоление тяжелого речевого нарушения  невозможно без развития высших психических функций таких  как: восприятие, память, мышление. Поэтому в разработку входят  игры, которые учат детей  выстраивать сериационный ряд, обобщать, классифицировать  и сравнивать.

4.                  В рамках заданной лексики создаем игры, формирующие грамматический строй речи: практическое употребление существительных  единственного и множественного числа, простых пространственных предлогов,  существительных в косвенных падежах, правильное согласование прилагательных и существительных в роде, числе, существительные в уменьшительно-ласкательном значении.

Сензитивным периодом освоения перечисленных категорий является возраст с трех до четырех лет.

5.                  Реализация дидактических задач осуществляется через игровую деятельность.

Данные дидактические игры  позволяют организовать интеграцию направлений развития в соответствии с действующим федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».

Дидактические игры создавались в течение учебного года педагогами и родителями группы.

По содержанию дидактические игры опираются на знания, уже имеющиеся у детей. Они красочные, с качественным узнаваемым изображением предметов, персонажей; прочные, и просты для понимания ребенка.

 В каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой. Определяя дидактическую задачу, мы учитывали, какие знания, речевые умения и навыки должны усваиваться, закрепляться детьми, какие умственные операции в связи с этим должны развиваться. Прописаны игровые действия.

           В ноябре 2015г Представили педагогическому составу, представителям родительского     

  комитета ДОУ детского сада  систему дидактических игр для детей младшего дошкольного возраста в рамках конкурса «Речевой центр»

 

В марте 2016г представляла опыт работы по данной теме в рамках педагогического фестиваля.

В мае презентовали дидактические игры на родительском собрании

Мы считаем, что повышению эффективности коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи способствует обеспечение педагогического процесса достаточным количеством качественного дидактического игрового материала,  где воспитанники  являются активными участниками,  начинают  целенаправленно мыслить и учиться выражать эти мысли.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие зрительной памяти. Дидактическая игра «Что изменилось».

Цели:  - развитие зрительной памяти, внимания;            - развитие мелкой моторики пальцев рук...

Сенсорное развитие детей через дидактические игры

Введение Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенком и формирование его  представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе,...

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ

Одним из актуальных направлений психолого-педагогических исследований в настоящее время является изучение внимания у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья. Начало систематическог...

Статья на тему: «Развитие речи учащихся как средство формирования способности детей самостоятельно учиться и общаться с людьми».

В учебном процессе большое внимание уделяется мною поиску учащимися языковых средств выражения собственных мыслей, воспитанию бережного отношения к слову, умению излагать и аргументировать свою точку ...

Развитие познавательной активности дошкольника с умственной отсталостью средствами дидактической игры

В основе теории развивающего обучения положено понятие деятельности. Именно деятельность определяет самостоятельность и ответственность ребёнка в собственном развитии и даёт возможность педагогу отчёт...

Доклад по теме « Развитие речи учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках русского языка и чтения как средство для создания условий адаптации в социуме и фактор повышения их общего культурного и интеллектуального уровня».

В данном докладе рассказывается об особенностях развития речи учащихся с интеллектуальными нарушениями. Методах и способах коррекции на уроках русского языка и литературного чтения....