Реализация адаптированных и индивидуальных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья
рабочая программа на тему

Содержание рабочей программы каждого педагога адаптировано к условиям конкретной группы и отражает возрастные и индивидуальные особенности развития детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл realizatsiya_adaptirovannyh_i_individualnyh_programm.docx19.15 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация адаптированных и индивидуальных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья

В законе об образовании  РФ сказано, что каждый ребёнок

имеет право на качественное образование, соответствующее его потребностям и возможностям.

Основная цель    это обеспечение условий для совместного воспитания и образования детей с разными образовательными потребностями.

Основная задача коррекционно-педагогической работы   - создание условий для всестороннего развития ребенка в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.

Реализация этих задач  требует четко скоординированной работы различных специалистов.  

Образовательный процесс , при реализации коррекционно – педагогической работы, строится на структурно-функциональной модели, спроектированной на основе интеграции системного, компетентного и дифференцированного подходов, ориентирующих педагогов на овладение воспитанниками социальными, здоровьесберегающими, коммуникативными, деятельностными, информационными компетенциями.

Организация коррекционно – педагогической работы строится на следующих принципах:

принцип индивидуального подхода предполагает всестороннее изучение воспитанников и разработку соответствующих мер педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей;

принцип поддержки самостоятельной активности ребенка. Важным условием успешности коррекционно – педагогической работы является обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка;

принцип социального взаимодействия предполагает создание условий для понимания и принятия друг другом всех участников образовательного процесса с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе;

принцип междисциплинарного подхода. Специалисты (воспитатель, уч. логопед, уч. дефектолог, психолог  при участии старшего воспитателя), работающие в группе, каждое полугодие проводят мониторинг детей и в процессе обсуждения составляют образовательный план действий, направленный как на конкретного ребенка, так и на группу в целом;

принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания;

принцип партнерского взаимодействия с семьей.

Педагоги и специалисты ДОО ведут динамическое наблюдение за развитием ребенка.

В настоящее время дети с ОВЗ посещают общеобразовательные группы и группы компенсирующей направленности. В группе могут быть дети с разными особыми образовательными потребностями, заданных характером нарушения их психического развития.

Работа с ребенком ОВЗ начинается с первых дней его присутствия в  детском саду.

Родители особого ребёнка предоставляют в дошкольную организацию заключение  ЦПМПК. 

В заключении ЦПМПК  прописываются специальные условия образования, в том числе адаптированная образовательная программа с учётом его нарушения. (В данном случае на экране представлено заключение ЦПМПК на ребёнка с  ТНР, где прописывается,  что он нуждается в предоставлении специальных условий образования по адаптированной основной образовательной программе для детей с тяж.нар. речи.) В сентябре проводится мониторинг всеми специалистами, в том числе и воспитателями дошкольных групп. Затем с учетом рекомендаций ЦПМПК, результатов мониторинга, анализа  анамнестических данных и  если ребенок инвалид, то учитывается ИП реабилитации, разрабатывается рабочая программа.

Рабочая программа  разрабатывается  совместно специалистами и   педагогами:  учителем-логопедом, учителем-дефектологом, воспитателями, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре.

Рабочая программа педагогов является частью Основной общеобразовательной программы ДОО (дошкольной  общеобразовательной организации).

Рабочая программа – это нормативно-управленческий документ, определяющий содержание дошкольного образования в конкретной возрастной группе. Содержание рабочей программы каждого педагога адаптировано к условиям конкретной группы и отражает  возрастные и индивидуальные особенности развития детей.  Рабочая программа  показывает как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития воспитанников педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования на основе ФГОС Дош.Образования.

Структура рабочей программы состоит из  следующих разделов: целевой, содержательный, организационная работа.

  1. Целевой раздел  содержит

 Пояснительную записку, в которой указывается  цель и задачи в соответствии с ФГОС ДО; определяются условия, необходимые для реализации программы.

2.Содержательный раздел включает в себя

  • Проектирование образовательного процесса, то есть, учебный план,  режим работы группы, графики работы специалистов.

Рабочая программа составлена педагогами по реализации пяти образовательных областей на учебный год.

 Содержание образовательной деятельности (отражается посредством модели календарно-тематического планирования, проектируется с учетом: возрастных особенностей и образовательных потребностей воспитанников; также учитывается интеграция видов деятельности дошкольников; использования современных технологий и методик; организации взаимодействия с родителями.

3. Организационная работа включает в себя:

- требования к образовательной среде

- материально-техническое   обеспечение

- расписания непосредственно образовательной деятельности (режим работы группы, графики работы специалистов.)

  -учебно-методическое обеспечение

 В приложениях к программе представлены содержание отдельных методик и технологий; конспекты занятий; сценарии различных форм образовательной  деятельности, описание игр, упражнений, сценарии родительских собраний и мастер-классов для родителей).

Рабочая программа позволяет добиться полной согласованности планирования каждого педагога, составить целостную систему работы.

Для реализации программы создаются специальные условия. Специальные условия – это построение образовательной деятельности на основе  взаимодействия взрослых и детей.  

  • Решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.

  • Интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей

  • Построение образовательного процесса на адекватных возрасту и особенностям детей, уровню их развития, формах работы с детьми.

 

Опираясь на рабочую программу, специалисты ДОО составляют индивидуальную программу развития и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья на каждого ребенка  имеющего заключение ЦПМПК.

В  эту индивидуальную программу развития и воспитания входит:

Общие сведения о ребенке

Заключение ЦПМПК

Оценка особенностей развития ребенка психолого-педагогического консилиума Дошкольной Образовательной организации

Направление коррекционной деятельности специалистов.

Также прописываются необходимые условия.

На момент окончания действия этой программы прописывается положительная динамика и даются заключения. Так же перечисляются трудности, которые еще остаются у ребёнка. Работа по преодолению  отставания в развития в той или иной области  переходит  в  индивидуальную программу ребенка на следующий год.

В заключении можно сказать, что составление рабочей и индивидуальных программ, безусловно, является составной частью деятельности всего коллектива по созданию специальных условий и направлений коррекционной работы для детей с ограниченными возможностями здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуально-ориентированные образовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся индивидуально на дому в ОКОУ «Курская школа «Ступени»

Отражен сжатый анализ и классификация индивидуально-ориентированных программ с учетом Федерального государственного стандарта образования для детей с ограниченными возможностями здоровья Н.Н. Малофеев...

Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного пространства школы-интерната VIII вида

Формирование оптимальных коррекционно-развивающих условий воспитания и обучения детей с ОВЗ с целью их социальной реабилитации не представляется возможным без  организации системы индивидуализаци...

Нормативно-правовая основа реализации адаптированной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Основными механизмами достижения максимальной доступности и индивидуализации образования для различных категорий обучающихся являются реализация АООП обучающихся и воспитанников с особыми образователь...

Адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих интеллектуальные нарушения (умственную отсталость) МКОУ «Любимовская средняя общеобразовательная школа"

Программа отражает учебную и воспитательную работу коррекционных классов для детей с ОВЗ, имеющих интеллектуальные нарушения (умственную отсталость)...

Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 8 класса по адаптированной программе для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нарушение интеллекта.

Рабочая программа учебного предмета  "Биология" для 8 класса по адаптированной пограмме для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нарушение интеллекта....