Развитие диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи
методическая разработка на тему

Долматова Ольга Олеговна

В разработке представлены этапы, направления и упражнения работы по развитию диалогической речи у учащихся с ОНР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по развитию диалогической речи у учащихся с ОНР.

Основная цель работы по развитию диалогической речи у детей, страдающих церебральным параличом состоит в том, чтобы научить учащихся пользоваться диалогом как формой общения. Для того, чтобы ребенок научился пользоваться диалогом, он должен овладеть его функциональными единицами.

Участие в диалоге требует сложных умений:

  1. слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником; формулировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка;
  2. менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия; поддерживать определенный эмоциональный тон; следить за правильностью языковой формы, в которую облекаются мысли;
  3. слушать свою речь, чтобы контролировать ее нормативность и, если нужно, вносить соответствующие изменения и поправки.

Необходимо развивать у учащихся:        

  • умение строить диалог (спросить, ответить, объяснить, попросить, подать реплику, поддержать), пользуясь при этом разнообразными языковыми средствами в соответствии с ситуацией.
  • умение выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от окружающего контекста.
  • умение использовать нормы и правила речевого этикета, что необходимо для воспитания культуры речевого общения.

Дети с детским церебральным параличом также имеют нарушения диалогической речи. Проведя диагностику младших школьников, с которыми я работаю, было выявлено:

  • содержательная бедность;
  • структурная неполнота используемой речевой продукции;
  • преобладавшее число контактов детей носило ситуативный характер;
  • коммуникативные трудности;
  • снижение речевой активности;
  • малоразговорчивость;
  • малоинициативность;
  • снижение активности общения.

Итак, из проведенного исследования можно сделать вывод, что речь младшего школьника с общим недоразвитием речи носит преимущественно ситуативный характер, у детей нет навыков и умений связно излагать свои мысли, для них характерна подмена связного высказывания односложными ответами на вопросы или разрозненными нераспространенными предложениями.

Был выделен высокий, средний и низкий уровень сформированности диалогической речи. Дети, набравшие  в ходе выполнения заданий сумму, превышающую 20 баллов, были отнесены к группе с высоким уровнем развития диалогической речи. Дети, набравшие  в ходе выполнения заданий сумму, превышающую 10 балла, были отнесены в группу со средним уровнем развития диалогической речи. Дети, которые в ходе проведения обследования набирали менее 10 баллов, были отнесены в группу с низким уровнем развития диалогической речи.

По итогам исследования можно выделить 2 подгруппы детей с ОНР:

1 группа (низкий уровень развития диалогической речи ) – 4 человека. Дети малоактивны и малоразговорчивы в общении с детьми и педагогом, невнимательны, редко пользуется формами речевого этикета, не умеют последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание. Эти дети на вопросы отвечают односложно, не владеют развёрнутостью высказываний, у них бедный словарный запас. В процессе исследования у детей выявлены нарушение в структурировании текста, неточность лексики, грубые аграмматизмы. У всех детей отмечается неумение задавать вопросы. 2 детей из этой группы невнимательно относятся к речи собеседника, могут задавать вопросы не по теме, из-за невнимательности переспрашивать вопрос, заниматься чем-либо в момент диалога.

2 группа (средний уровень развития диалогической речи) – 6 человек.

Эти дети умеют слушать и понимать речь, участвуют в общении чаще по инициативе других; умение пользоваться формами речевого этикета неустойчивое.  Данные исследования позволяют предположить, что дети легко идут на контакт, но в недостаточном объёме владеют речевыми оборотами для установления контакта и умением отвечать на вопросы. В основном дети отвечали на вопросы не развернуто, наблюдались аграмматизмы. Также недостаточно развит словарный запас и умение задавать вопросы.

Анализ результатов исследования уровня развития диалогической речи у младших школьников предопределил необходимость проведения логопедической работы.

При развитии диалогической речи у учащихся с общим недоразвитием речи были поставлены следующие задачи:

  • формирование мотивации речевой активности;
  • развитие словаря;
  • формирование умения отвечать распространенными высказываниями;
  • формирование умения задавать вопросы;
  • развитие речевого этикета.

Логопедическая работа по развитию диалогической речи для 1 подгруппы детей.

Задачи

Направления работы

Игры и задания

1.Развитие лексики: расширение объема словаря, уточнение значений слов, активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова, перевода слова из пассивного в активный словарь;

1. Игры и задания для развития лексики.

 I этап - развитие ассоциаций.

II этап - классификация предметов и картинок.

 III этап - активизация словаря.

I этап.

“Первое слово”.

“Назови слово”.

II этап.

“Разложи по группам”.

“Найди лишний предмет”.

“Назови лишнее слово”.

“Разложи картинки по сходству”.

“Домашние животные”.

III этап.

“Для чего нужен данный предмет?”.

“Скажи наоборот”.

“Кто как передвигается?”.

“Что делают?”.

2.Активизация речевой деятельности.

2. Упражнения и игры для активизации общения.

«Пожелание»

«Отгадай загадку»

«Вопрос – ответ»

3.Развитие умения последовательно излагать мысли, точно передавать их содержание.

3. Игры на развитие умения отвечать полным предложением.

«Почемучки»

4.Развитие умения отвечать на вопросы развернутым предложением;

развитие лексико – грамматического строя речи.

4. Развитие умения последовательно излагать свои мысли, точно     передавать их содержание.

Составление рассказов по картине "Кошка с котятами".

 Пересказ рассказа «Как медведь сам себя напугал» (по Н. Сладкову)

5.Развитие умения отвечать на вопросы развернутым предложением;

развитие лексико – грамматического строя речи;

5. Игры по формированию лексико-грамматических представлений.

«Помоги Наташе разложить вещи по местам»

«Исправь ошибку»

«Вкусный сок»

«Где лежит мяч?»

6.Развитие умения задавать вопросы

6. Игры для развития умения задавать вопросы.

«Да и нет»

«Маковое зернышко»

Логопедическая работа по развитию диалогической речи для 2 подгруппы детей.

Задачи

Направления работы

Игры и задания

1. Развитие умения отвечать на вопросы полным предложением.

1. Развитие умения отвечать на вопросы полным предложением.

«Что без чего?»

«Кому что дадим?»

«Кто подберёт больше слов?»

«Сравни и расскажи»

«Где и для чего можно применять предмет, который я назову?»

«Скажи похоже»

«Я начну, а ты закончи»

«Шейте сами»

«Убираем урожай»

Игра в лото «Что из чего сделано?»

2. Развитие лексико - грамматического строя речи;

2. Развитие лексико - грамматического строя речи;

«Интервью»

«Что было бы, если бы я…»

3. Развитие умения задавать вопросы.

3. Задания на развитие умения задавать вопросы.

«Что под салфеткой»

«Вопрос с подсказкой»

«Зоологический музей»

Для обеих групп в работе использовала игры, формирующие речевой этикет, дидактические игры, подвижные игры, сюжетно – ролевые и игры – драматизации.

По мнению Богуславской З. М., литературные произведения дают детям наилучшие образцы диалогического взаимодействия. Заученные литературные диалоги, передаваемые детьми в инсценировании стихов, в театрализованных представлениях, в подвижных играх, формируют в их сознании образ "участника" диалога, обобщают формы диалогических реплик и правил ведения диалога. Народная педагогика создала множество потешек, песенок, игр, построенных именно в форме диалогов.

Подвижные игры с текстом нередко содержат диалоги. Правила игры способствуют приучению детей к соблюдению очередности реплик, к внимательному выслушиванию реплик своих партнеров. Но непроизвольно дети усваивают в игровом диалоге формы разных реплик и его правила.

Особое значение для развития диалогического общения со сверстниками, по мнению А.Г. Рузской, имеют словесные дидактические игры с небольшими подгруппами детей. В этих играх познавательные задачи задаются на материале языка (многозначные слова, грамматические формы, дифференцирование звуков), а правила организуют взаимоотношения детей. Правила побуждают слушать и слышать партнера, задавать ему вопросы, давать поручения, указания, высказывать согласие или несогласие с игровыми и речевыми действиями партнера, аргументировать высказывание, рассуждать, соблюдать очередность, отвечать на высказывания собеседника. 

Богуславская З. М. отмечает, что сюжетно-ролевая игра - является благодатным полем для закрепления и формирования диалогических умений. Чем богаче, разнообразнее диалог в игре, тем выше уровень игрового творчества детей. Развивая игровое взаимодействие детей в игре (ролевые диалоги), педагог не только целенаправленно обогащает игру детей, но и формирует все стороны диалога. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи».

Цель моей работы: всесторонняя подготовка ребенка к обучению в школе на основе тренировки мелкой моторики рук.Задачи:Воспитывать усидчивость, стремление доводить начатое дело до конца.Развивать мелкую...

Консультация для педагогов "Развитие фонематического слуха у детей с общим недоразвитием речи"

В консультации даны советы и игровой материал  по развитию фонематического  восприятия и фонематического слуха у дошкольников с общим недоразвитие речи....

Особенности развития грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи.

В статье предтавлен материал по формированию лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР....

Особенности развития грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи.

В статье представлены особенности развития лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР....

Развитие фонематических процессов у детей с общим недоразвитием речи

Развитие фонематических процессов у детей с общим недоразвитием речи...

Развитие фонематического слуха у детей с общим недоразвитием речи

Приведены рекомендации по развитию фонематического слуха у детей с общим недоразвитием речи. Представлен ряд упражнений по развитию фонематического слуха и восприятия для детей с общим недоразвит...