Сценарий общешкольного мероприятия «День народного единства»
методическая разработка на тему

Полухина Татьяна Викторовна

Материал будет полезен воспитателям ДОУ, педагогам начальных классов, воспитателям ГПД. Сценарий предназначен для детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов. Применение в учебно-воспитательной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_prazdnika.docx21.58 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий общешкольного мероприятия «День народного единства»

Цель:

- познакомить с историческими фактами «смутного» времени; развивать способность сопереживать, формировать умение слушать окружающих; воспитывать чувство патриотизм

Задачи:  

- приобщать к историческому прошлому
- развивать интерес к истории России 
- воспитывать любовь к Родине

Наглядность и оборудование:

- компьютер;

- экран;

- презентация «День народного единства»;

- картинки;

- карточки;

- ватман;

Речевой материал:

- смутное время;

- династия;

- форма правления;

- народное единство;

- коварство;

- правительственные войска;

- Московские бояре;

-  ополчение;

- соколии очи;

- окольная тропа;

- сугробины снега;

Ход мероприятия:

Звучит музыка «Картинки с выставки. Богатырские ворота Киева» М. Мусоргского.

Слайд 1

4 ноября наша страна отмечает День народного единства. Этот праздник отдает дань памяти событиям 1612 года, когда в едином духовном и ратном порыве народным ополчением Минина и Пожарского была освобождена Москва.  Было положено начало выхода страны из глубокого политического, духовного и нравственного кризиса, известного как Смутное время. Были заложены основы для строительства фундамента независимого государства.

Россия много раз подвергалась испытаниям, не раз переживала времена хаоса, вражды и анархии. Когда страна слабела, не нее набрасывались соседи, спеша урвать кусок побольше да пожирнее. Впрочем, для грабежа и разбоя всегда можно найти самые благовидные предлоги. Эти времена назывались у нас смутными, а еще - кровавыми. Внутренние и внешние бури потрясали страну до самого основания, да так, что менялись не только правители, но и сами формы правления. Но страна снова и снова восставала из пепла. После каждой трагедии она становилась

Слайд 2

Смутное время явилось для России периодом социальных конфликтов, политических кризисов и изнурительных войн. В начале XVII в. решался вопрос о существовании самой российской государственности. Россия оказалась на грани грандиозного социального взрыва. Нестабильной ситуацией в стране поспешили воспользоваться западные соседи - Речь Посполитая и Швеция. Они были заинтересованы в отторжении западных земель России.

Слайд 3

Какие события послужили причиной Смуты в России начала XVII в.? Со смертью царя Федора Ивановича пресеклась не только династия Рюриковичей, но и кончилась целая эпоха, когда на престол всходили «прирожденные государи». Царствование Бориса Годунова обещало быть счастливым. Он пытался облегчить положение посадских людей, а во внешней политике делал ставку на сближение с Западом. Но эти надежды не оправдались. Вслед за непогодой начался неурожай и голод, унесший тысячи человеческих жизней. Наконец случилось самое страшное - кто-то стал распространять слухи о том, что голод - это кара Божья за несправедливость Бориса, захватившего трон коварством и хитростью. И начались бунты...

Слайд 4

В октябре 1604 г. Лжедмитрий с горсткой поляков и казаков двинулся на Москву. Как истинный царевич, он щедро раздавал золото верным слугам, щадил плененных стрельцов. К нему стали стекаться доверчивые люди. Все же в январе 1605 г. правительственным войскам удалось разбить самозванца. Но сила последнего была не в армии. Народ верил в то, что он настоящий наследник престола. После смерти Бориса Годунова, спровоцировав в Москве мятеж, Лжедмитрий торжественно въехал в столицу. Путь к трону был открыт.

Завоевать царский трон помогла Лжедмитрию Римская курия, искавшая пути обращения Московского государства в католичество. В обмен на эту поддержку Лжедмитрий обещал польскому королю Сигизмунду передать Смоленск и Северную землю, а также перевести российскую паству в католичество. Но, воссев на трон, Лжедмитрий забыл свои обещания, поэтому группа заговорщиков ворвалась в палаты нового царя и объявила его самозванцем. Тот бежал к стрельцам, но они под давлением боярских угроз выдали беглеца, и он был застрелен. Тело его сожгли и, зарядив прахом пушку, выстрелили в сторону Запада.

Слайд 5

 На трон взошел Василий Шуйский. Но снова подули буйные ветры. Слухи о том, что «несчастному царю удалось спастись», не обещали скорого мира. В Новгороде-Северском на юго-западной окраине России объявился «посланник царя» - Иван Болотников, который осенью 1606 г. поднял восстание, охватившее не только юго-запад, но и юг России, Среднее и Нижнее Поволжье. С большим трудом через год войско «посланника» удалось разбить. Но в августе 1607 г. начался исход из Польши Лжедмитрия II. Видимо, «производство» самозванцев там было поставлено на широкую ногу. Весной 1608 г. Лжедмитрий II подошел к Москве. В столице обострилась борьба за власть: Василий Голицын и Ляпунов пытались поднять народ против царя. Василий Шуйский был низложен московским боярством в июле 1610г. Король Сигизмунд III, так и не дождавшись падения России от внутренних смут, объявил ей войну. Это была уже неприкрытая интервенция, возникла опасность появления на русском троне польского королевича Владислава.

Слайд 6

Кто же те люди, которые сыграли главную роль в освобождении Москвы от поляков.

Кузьма Минин (1578-1642), нижегородский гражданин, продавец мяса и рыбы, земский староста, считался в Нижнем Новгороде «излюбленным человеком» за «честность и мудрый смысл». Подробности его жизни известны только с 1611 г., когда прибыла в город грамота Патриарха Гермогена, призывавшего всех «встать за веру». Страстные слова Минина: «Не жалеть нам имения своего, не жалеть ничего, дворы продавать, жен и детей закладывать, бить челом тому, кто бы вступился за истинную православную веру и был у нас начальником», - быстро облетели город. Начались сходки: рассуждали о том, откуда взять людей и деньги. Минин смело развивал свои планы. С каждым днем росло его влияние; нижегородцы, наконец, решили образовать ополчение. По советам Минина, они жертвовали «третью деньгу», т. е. третью часть имущества, и выбрали вождем князя Д.М. Пожарского, лечившегося от ран в своем имении. К нижегородцам скоро примкнули другие города, поднятые окружной грамотой. В начале апреля 1612 г. в Ярославле уже стояло огромное ополчение с князем Пожарским и Мининым во главе. В августе была одержана победа над поляками, и в октябре Москва была очищена от оккупантов.

Слайд 7

 Князь Дмитрий Пожарский, русский полководец, участвовал в сражении с поляками, храбро сражался и был ранен в бою. Настоящий патриот, он поклялся отдать свою жизнь за свободу родины. Став во главе ополчения, Пожарский принял всю власть над Русской землей, но остался скромен и прост в обращении.

 В Москве на Красной площади установлен памятник Минину и Пожарскому, на постаменте памятника написано «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия».

Слайд 8

1613 г. Москва присягнула новому царю. Но в это время чуть было не случилась новая страшная беда. Михаил Федорович, еще 16-летний юноша, жил тогда с матерью в своем родовом имении близ Костромы. Шайка поляков, которые в то время всюду рыскали по русской земле, пробралась в Костромской уезд, разыскивая Михаила. Поляки хотели убить молодого царя, а на русский трон посадить польского царевича. Тут попался в руки полякам костромской крестьянин Иван Сусанин. Узнав о коварных замыслах врагов, он послал своего зятя в усадьбу известить Михаила о грозящей беде, а сам повел врагов в противоположную сторону. Долго вел он их разными лесными трущобами, глухими тропинками и вывел наконец в болотистое село Юсупово. Здесь-то враги все и поняли. Рассвирепевшие поляки в ярости сначала мучили Сусанина разными пытками, а затем изрубили его на мелкие куски. Юный царь тем временем успел укрыться в Ипатьевском монастыре. Иван Сусанин, не задумываясь, отдал свою жизнь за царя, за свободу своей Родины.

Чтение по ролям отрывка из думы К.Ф. Рылеева «Иван Сусанин»

 «Куда ты ведешь нас?.не видно ни зги! –

Сусанину с сердцем вскричали враги, -

Мы вязнем и тонем в сугробинах снега;

Нам, знать, не добраться с тобой до ночлега.

Ты сбился, брат, верно, нарочно с пути;

Но тем Михаила тебе не спасти!

 

Пусть мы заблудились, пусть вьюга бушует,

Но смерти от ляхов ваш царь не минует!..

Веди ж нас, - так будет тебе за труды;

Иль бойся: недолго у нас до беды!

Заставил всю ночь нас пробиться с метелью...

Но что там чернеет в долине за елью?»

 

«Деревня! - сарматам в ответ мужичок, -

Вот гумна, заборы, а вот и мосток.

За мною! в ворота! - избушечка эта

Во всякое время для гостя нагрета.

Войдите - не бойтесь!» - «Ну, то-то, москаль!..

Какая же, братцы, чертовская даль!

 

Такой я проклятой не видывал ночи,

Слепились от снегу соколии очи...

Жупан мой - хоть выжми, нет нитки сухой! –

Вошед, проворчал так сармат молодой. –

Вина нам, хозяин! Мы смокли, иззябли!

Скорей!.. Не заставь нас приняться за сабли!»

 

Вот скатерть простая на стол постлана;

Поставлено пиво и кружка вина,

И русская каша и щи пред гостями,

И хлеб перед каждым большими ломтями.

В окончины ветер, бушуя, стучит,

Уныло и с треском лучина горит.

 

Давно уж за полночь!.. Сном крепким объяты,

Лежат беззаботно по лавкам сарматы.

Все в дымной избушке вкушают покой;

Один на стороже, Сусанин седой

Вполголоса молит в углу у иконы

Царю молодому святой обороны!..

 

На небе восточном зарделась заря,

Проснулись сарматы, злодеи царя.

 

«Сусанин! - вскричали,- что молишься богу?

Теперь уж не время - пора нам в дорогу!»

Оставив деревню шумящей толпой,

В лес темный вступают окольной тропой.

Сусанин ведет их... Вот утро настало,

И солнце сквозь ветви в лесу засияло...

 

Друг за другом идут в молчанье сарматы;

Все дале и дале седой их вожатый,

Уж солнце высоко сияет с небес:

Все глуше и диче становится лес!

И вдруг пропадает тропинка пред ними;

И сосны и ели, ветвями густыми

 

Склонившись угрюмо до самой земли,

Дебристую стену из сучьев сплели.

Вотще настороже тревожное ухо;

Все в том захолустье и мертво, и глухо.

«Куда ты завел нас?» - лях старый вскричал.

«Туда, куда нужно! - Сусанин сказал. -

 

Убейте! Замучьте - моя здесь могила!

Но знайте и рвитесь: я спас Михаила!

Предателя, мнили, во мне вы нашли;

Их нет и не будет на Русской земле!

В ней каждый Отчизну с младенчества любит

И душу изменой свою не погубит».

 

«Злодей! - закричали враги, закипев, -

Умрешь под мечами!» - «Не страшен ваш гнев!

Кто русский по сердцу, тот бодро и смело

И радостно гибнет за правое дело!

Ни казни, ни смерти и я не боюсь:

Не дрогнув, умру за царя и за Русь!»

 

«Умри же! - сарматы герою вскричали, -

И сабли над старцем, свистя, засверкали. –

Погибни, предатель! Конец твой настал!»

И твердый Сусанин весь в язвах упал!

Снег чистый чистейшая кровь обагрила:

Она для России спасла Михаила!

День освобождения Москвы от захватчиков празднуют как День народного единства. Это не только праздник изгнания интервентов, несущих чуждые нам ценности, это праздник дружбы и объединения, праздник любви и согласия, веры в то, что Бог в правде, а не в силе. Помните лозунг победителей: держаться вместе, любить Родину и помогать друг другу, уметь искренне прощать.

Звучит гимн Российской Федерации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "День народного единства"

Архив содержит материалы для проведения мероприятия по теме "День народного единства" : сценарий и презентацию Power Point....

открытое мероприятие "День народного единства-Государственный праздник России" (7 класс)

Данное открытое мероприятие  проводится с целью знакомства учащихся с новым Государственным праздником-" День народного единства "....

Сценарий общешкольного мероприятия. День народного Единства.

Цель данного мероприятия.Популяризировать праздник  народного Единства России, развивать чувство патриотизма, прививать устойчивый интерес к истоии , расширить кругозор, дополнить маиериал ...

Сценарий общешкольной линейки "День народного единства"

День народного единства - знаменательный праздник в истории России. Важно пробудит в учащихся патриотизм и гордость за свою страну...

Сценарий внеклассного мероприятия "День народного единства"

Вашему вниманию предлагается сценарий мероприятия, в ходе которого возможно прикоснуться к нашему героическому прошлому, перенестись на четыре века назад. Ведущие праздника расскажут о событиях Смутно...

Сценарий общешкольного мероприятия "День народного единства"

раскрыть понятие «единство» через понятие «дружба»; развить чувства сопричастности с судьбой своей страны; воспитать чувство любви и патриотизма к родной стране, уважение ...

Сценарий мероприятия «День народного единства»

Сценарий мероприятия «День народного единства»...