Внеклассное мероприятие. Конкурс чтецов прозаических произведений о зиме "Здравствуй, гостья-Зима!"
методическая разработка на тему

Магон Наталья Семеновна

Материал предназначен для учащихся коррекционной школы 8 вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs_chtetsov_prozaicheskih_proizvedeniy.docx50.92 КБ

Предварительный просмотр:

                         Конкурс чтецов прозаических произведений

                                          «Здравствуй, гостья-Зима!»

Задачи:
1. Формирование у детей читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности.
2. Формирование эстетического отношения к искусству слова.
3. Развитие у детей художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости  при чтении художественных произведений.
4. Воспитание у детей интереса к книге и чтению, любви к природе зимой.

Оборудование: проектор, компьютер, эл. презентация, видеоролик с песней «Три белых коня»

            Ход конкурса.

      Звучит песня “Три белых коня” в сопровождении слайдовой презентации - картин о зиме.

      Ведущий:  -  Добрый день, дорогие друзья! Я рада снова приветствовать Вас на конкурсе чтецов теперь уже прозаических произведений, который называется «Здравствуй, гостья-Зима!». (Слайд) Наша сегодняшняя встреча посвящена самому удивительному, самому прекрасному времени года – зиме. Зиму любят все: и взрослые, и дети. Ее воспевают художники в своих картинах, о ней сочиняют песни композиторы, поэты слагают стихи, писатели пишут рассказы. А все это потому, что природа зимой особенная, она какая-то торжественная, величавая, сияющая чистотой и свежестью; воздух морозный, деревья в инее и снегу. Только что сейчас Вы убедились в этом сами, посмотрев на картины о зиме.

- Как и любой другой, наш конкурс  своей целью ставит выявить лучших и сильнейших чтецов. Определять победителей  будет строгое и независимое  жюри.

                                              Представление членов жюри.

- Предлагаю начать наш конкурс  с учащихся 3 и 4 классов. Среди учащихся этих классов мы попросим выбрать своего  лучшего чтеца прозаических произведений о зиме. И в конце конкурса жюри объявит нам победителя  в этой возрастной группе.

                    Чтение отрывков о зиме учащимися 3  класса.

  1. «Добрая девочка». Автор К.В.Лукашевич. Слайд

        Читает Филиппова Настя.

   Стояла суровая зима. Все было покрыто снегом. Тяжело пришлось от этого воробушкам. Бедняжки нигде не могли найти корма. Летали воробышки вокруг дома и жалобно чирикали. 
Пожалела воробышков добрая девочка Маша. Она стала собирать хлебные крошки, и каждый день сыпала их у своего крылечка. Воробышки прилетели на корм и скоро перестали бояться Маши. Так добрая девочка прокормила бедных птичек до самой весны.

  1. «Снеговик». Автор Иван Мохов.  Читает Егор Чаус  Слайд

      Жил-был снеговик. Жил он на опушке леса. Его слепили дети, которые прибегали сюда играть и кататься на санках. Они слепили три комка из снега, поставили их друг на друга. Вместо глаз вставили снеговику два уголька, а вместо носа вставили морковку. На голову снеговику надели ведро, а руки сделали из старых метел. Одному мальчику так понравился снеговик, что он подарил ему шарф.

     Детей позвали домой, а снеговик остался один, стоять на холодном зимнем ветру. Вдруг он увидел, что к дереву, под которым он стоял, прилетели две птицы. Одна большая с длинным носом стала долбить дерево, а другая стала смотреть на снеговика. Снеговик испугался: «Что ты хочешь со мной сделать?» А снегирь, а это был он, отвечает: «Я с тобой ничего не хочу сделать, просто я сейчас съем морковку». «Ой, ой, не надо есть морковку, это мой нос. Посмотри, вон на том дереве висит кормушка, там дети оставили много еды». Снегирь поблагодарил снеговика. С тех пор они стали дружить.

Ведущий:

- А теперь послушаем учащихся 4 класса.                  

  Чтение отрывков о зиме учащимися 4  класса.

Отрывки из рассказа А.П.Чехова «Ванька» Слайд

Ведущий: - О каких трёх месяцах шла речь в песни в начале конкурса? (декабрь, январь, февраль)  По календарю зима длится три месяца. Каждый месяц зимы по-своему хорош.

- Ребята, попробуйте отгадать загадки о зимних месяцах. Слушайте внимательно!

 Слайд

 Назовите-ка, ребятки,

 Месяц в этой вот загадке:

 Дни его всех дней короче,

 Всех ночей длиннее ночи.

 На полях и на луга

 До весны легли снега.

 Только месяц наш пройдёт,

 Мы встречаем Новый год. (Слайд -ДЕКАБРЬ)

  Слайд

 Щиплет уши, щиплет нос,

 Лезет в валенки мороз.

 Брызнешь воду – упадёт

 Не вода уже, а лёд.

 Даже птице не летится.

 От мороза стынет птица.

 Повернуло солнце к лету.

 Что, скажи, за месяц это? (Слайд- ЯНВАРЬ)

  Слайд

 Снег мешками валит с неба,

 С дом стоят сугробы снега,

 То бураны и метели

 На деревню налетели.

 По ночам мороз силён,

 Днём капели слышен звон.

 День прибавился заметно.

 Ну, так что за месяц этот? (Слайд- ФЕВРАЛЬ)

 Ведущий:

- Молодцы, ребята! Сейчас мы вместе вспомнили, что Декабрь нас радует первыми заморозками, первым снегом. Январь новогодними праздниками и подарками, ледяными горками и санками. Февраль мы любим за то, что это последний зимний месяц, и мы хотим вдоволь накататься на коньках и лыжах, поиграть в снежки и слепить снежную бабу.

 - Но зиму любят не только за детские  забавы. Любовь к природе — естественное чувство нормального человека, ведь человек сам является творением природы.  Но бывают люди с какой-то особенной любовью: в их присутствии лучше растут самые капризные растения, их не боятся самые пугливые животные. Кажется, сама природа только и ждет момента, чтобы раскрыть им свои тайны. Такими людьми были Виталий Валентинович Бианки и Николай Иванович Сладков (слайд- портреты), они раскрыли тайны природы и рассказали их нам в лице учащихся 5 класса!

                          Чтение отрывков учащимися 5 класса.

 В. В. Бианки Слайд

Рассказ о зиме «Книга зимы»

Белым ровным слоем покрыл снег всю землю.

Поля и лесные поляны теперь — как гладкие чистые страницы какой-то гигантской книги.

И кто ни пройдёт по ним, всяк распишется: «Был здесь такой-то».

Днём идёт снег.

 Кончится — страницы чистые.

 Утром придёшь — белые страницы покрыты множеством таинственных значков, чёрточек, точек, запятых.

Значит, ночью были тут разные лесные жители, ходили, прыгали, что- то делали.

Кто был? Что делал?

Надо скорей разобрать непонятные знаки, прочесть таинственные буквы.

Опять пойдёт снег, и тогда, точно кто страницу перевернул.

Снова только чистая, гладкая белая бумага перед глазами.

Н. И. Сладков. Рассказ для детей «Почему?» Слайд

У меня за окном кормовая полочка для птиц.

 Прилетают на неё одни воробьи.

Но я их не прогоняю: я по воробьям температуру узнаю.

Если воробьи на полочке гладенькие да аккуратненькие — значит, тепло на дворе.

 А если взъерошенные, будто надутые, — тут уж береги уши и нос!

Я давно заметил: ударит мороз — воробьи сразу распушатся.

А вот для чего, не пойму?

Если знаете, объясните.

Ведущий:

- Кто же попробует объяснить, почему воробьи на морозе распушаются, становятся будто надутыми? (ответы детей из зала)

- Какой поучительный рассказ, теперь и мы будем определять погоду по воробьям.

-  Многие художники, поэты и писатели находили в этом удивительном времени года вдохновение для своего творчества, для написания картин, стихов, рассказов, которые стали известны и любимы  во всем мире.

- Одним из таких писателей является знаменитый русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский. (слайд-портрет). Но детей он учил не только в школе. Добру, справедливости и другим хорошим качествам учат его замечательные рассказы и сказки. Он любил и ценил народное творчество и подражал ему в своих произведениях. Они написаны выразительно, живым и ярким языком. Рассказы для детей Константина Ушинского о красоте каждого времени года, о поведении и повадках животных, птиц, насекомых.

- Давайте послушаем учащихся 6 класса.

                           Чтение отрывков учащимися 6 класса.

 Ушинский К.  Проказы старухи Зимы             Слайд

1

   Разозлилась старуха зима: задумала она все живое со света сжить. Прежде всего, она стала до птиц добираться: надоели ей они своим криком и писком.Подула зима холодом, посорвала листья с лесов и дубов и разметала их по дорогам. Некуда птицам деваться; стали они стайками собираться, думушку думать.Собрались, покричали и полетели за высокие горы, за синие моря, в теплые страны.

Остался воробей, и тот под крышу  забился.

2

    Видит зима, что птиц ей не догнать; накинулась на зверей.  Слайд

    Замела снегом поля, завалила сугробами леса, одела деревья ледяной корой и посылает мороз за морозом.  Идут морозы один другого злее, с елки на елку перепрыгивают, потрескивают да пощелкивают, зверей пугают. Но не испугались звери; у одних шубы теплые, другие в глубокие норы запрятались; белка в дупле орешки грызет; медведь в берлоге лапу сосет; заинька прыгает и  греется. А лошадки, коровки, овечки давным-давно в теплых хлевах готовое сено жуют, теплую воду  пьют.

3

  Еще больше  злится зима — до рыб она добирается; посылает мороз за морозом, один другого злее.

  Морозцы бойко бегут, молоточками громко постукивают  по озерам, по рекам, мосты строят.

  Замерзли реки и озера, да только сверху; а рыба вся вглубь ушла: подо льдом ей еще теплее.

4

  «Ну, постой же, — думает зима, — доберусь я до людей», — и шлет мороз за морозом, один другого злее. Заволокли морозы узорами окна; стучат и в стены, и в двери, так что бревна лопаются. Слайд.    А люди затопили печки, пекут себе блины горячие да над зимою посмеиваются.  А если  кому за дровами в лес ехать — наденет он тулуп, валенки, рукавицы теплые да как примется топором махать, даже пот прошибет.

5

 Слайд. Обиднее всего показалось зиме, что даже малые ребятишки — и те ее не боятся!  Катаются себе на коньках да на салазках, в снежки играют, баб лепят, горы строят, водой поливают.Еще и  мороз кличут: «Приди-ка пособить!» Щипнет зима со злости одного мальчугана за ухо, другого за нос, — даже побелеет; а мальчик схватит снега, давай тереть — и разгорится у него лицо, как огонь.

     Видит зима, что ничем ей не взять, — заплакала со злости.

Ведущий:

- Всю свою жизнь Иван Сергеевич Соколов-Микитов (слайд- портрет) воспевал красоту природы. В своих произведениях он четко подмечал все тонкости окружающего мира, перенося их в сюжеты своих рассказов. Именно этот писатель в числе немногих смог описать русскую природу так, что в нее можно влюбиться с первой строчки. И во всех своих произведениях он остался преданным простоте и красоте русской речи, которая и сделала популярным его талант.

- Давайте послушаем его произведение в исполнении учащихся 7 класса.

                            Чтение отрывков учащимися 7 класса.

 Соколов-Микитов И.  РУССКИЙ ЛЕС.      Слайд

1

...В тихий зимний день выйдешь, бывало, в лес на лыжах — дышишь и не надышишься.

Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берёз. Тяжёлыми шапками белого снега покрыты тёмно-зелёные ветви высоких и маленьких елей.  Нет-нет сорвётся такая белая шапка с вершины высокой ели, рассыплется серебристой лёгкой пылью — и долго колышется освобождённая от тяжести снега еловая зелёная ветка. Высокие вершины елей .унизаны ожерельем лиловых шишек. С весёлым свистом перелетают с ели на ель, качаются на шишках стайки красногрудых клестов.

2

    Идёшь по зимнему тихому лесу и не налюбуешься. Высокие недвижные спят сосны. Синеватые тени их стройных стволов лежат на белых, нетронутых сугробах. Тихо в спящем зимнем лесу, но чуткое ухо улавливает живые тонкие звуки. Вот где-то застучал и вскрикнул, перелетая с дерева на дерево, пёстрый дятел. Серый рыжеватый рябчик с шумом сорвался с ветки, скрылся в лесной глубине. Проказница белка теребит у вершины ели спелую шишку, роняя на снег тёмные лёгкие шелушинки. Бесшумно пролетели у края леса, закричали голубоватые сойки.

                                                                                              3

    Невидимой жизнью полнится зимний лес. От дерева к дереву тянутся лёгкие следы белок, маленькие следочки лесных мышей и птиц. Только очень внимательный человек может наблюдать жизнь зимнего леса. Нужно уметь ходить тихо, слушать и останавливаться. Тогда откроется перед вами вся чудесная красота спящего зимнего леса.

  Ведущий:

- Ребята, давайте немного отдохнем и разгадаем зимний кроссворд.

                                           Разгадывание кроссворда.

- С творчеством Ивана Сергеевича Соколова-Микитова нас продолжат знакомить учащиеся 8 класса.

                                             Чтение отрывков учащимися 8 и 9 класса.

Зимой

Автор: И. Соколов-Микитов                    Огнев Ярослав

  Слайд.  Протянулся через дорогу и скрылся в густом ельничке разгонистый заячий след. Лисий,  лапка за лапкой, вьется вдоль зимней дороги. Белка перебежала дорогу и, вздернув пушистый хвост, быстро взмахнула на зеленую елку.
         На вершинах елок - грозди тёмнолиловых шишек. Прыгают по шишкам бойкие лесные синички, переговариваются клесты. А внизу, на рябине, рассыпались красногрудые снегири. Стряхнув серебряный иней, взлетели всей стайкой и, точно румяные бусы, расселись на ветвях голой березы.
         Пролегла мимо школы большая наезженная дорога.
Едут лесорубы-колхозники в лес, а бороды у лесорубов белые, на усах - сосульки. Бегут в школу ребята, валенками скрипят, рукавичками прихлопывают:
        - Ай да мороз!
А в лесу Мороз кружева развесил - ни пером описать, ни в сказке сказать! Невзначай зацепишь - летит на шапки алмазная легкая пыль.

Ведущий:

  - О том, как  обитатели русского леса проводят зиму, чем питаются написали два соавтора единомышленника  Георгий Скребицкий и Вера Чаплина (слайд-портреты).  В своем совместном творчестве они обратились  к юным читателям – писали для них совсем короткие познавательные рассказы о природе. Но эти простые и легкие для восприятия тексты оказались технически очень сложной работой для настоящих писателей и знатоков природы, какими  были Скребицкий и Чаплина. Им было важно, добиваясь простоты, с особой точностью слова, дать юным читателям образное и в то же время верное представление о том, «Как белочка зимует» или «Чем дятел зимой кормится».

  - Давайте послушаем эти рассказы.       

Как заяц зимой живет

Автор: Георгий Скребицкий и Вера Чаплина           Иванова Сония 8 кл.

Слайд.  Зима. Мороз. Все животные от лютой стужи попрятались. А у зайца нет ни норы, ни гнезда. Сегодня под кустиком выспится, завтра в овражке приляжет; где ямку в снегу выкопает - там у него и дом. Зато шубка у зайца теплая, пушистая и белая, как снег. Хорошо ему в такой шубке - тепло и спрятаться от врагов нетрудно: прижался в снегу - попробуй-ка разгляди!
      Днем заяц спит, а как настанет ночь, выходит погулять и покормиться. Пока снега в поле немного, он лапками его разроет, глядишь - травку найдет. А как наметут вьюги глубокие сугробы, тут уж зайцу снег не раскопать. Зато в лесу он на высокий сугроб заберется, с кустов, с деревьев молодые веточки обгрызет или кору погложет - вот и сыт. А иной раз и в деревню в гости пожалует. Придет поздно вечером, когда в деревне тихо, все уже спят, подбежит к стогу и начнет сено дергать. Надергает, наестся, а потом обратно в лес убежит. Так и живет заяц всю зиму.

Чем дятел зимой кормится

Автор: Георгий Скребицкий и Вера Чаплина                     Сорокина Валерия 8 кл.

  Слайд.   Живет у нас в лесу птица. Сама черная с белыми пестринками, а на затылке у нее перышки яркие, красные. Называется эта птица - дятел.
Летом дятел целый день по лесу летает, еду себе разыскивает. Сядет на дерево, да не на ветку, как другие птицы, а прямо на ствол и бежит вверх по нему, словно по лесенке. Бежит, а сам клювом по дереву постукивает: тук-тук, тук-тук. Достанет из-под коры личинку или жучка и съест.
        А пришла зима, холодно стало. Далеко попрятались все насекомые. Чем же дятел зимой кормится? Погляди: на снегу под деревом много-много сосновых шишек валяется. А что это за дерево? Это дуб, а не сосна. Откуда же под ним сосновые шишки взялись?
        Вдруг подлетел к дубу дятел; в клюве шишку держит. Всунул ее в ращелину дерева и начал клювом долбить. Раздолбил, семена выбрал и за другой полетел. Принес другую, в ращелину вставил, а старую шишку вытолкнул. Вот отчего целая куча шишек под деревом валяется. Это дятел зимою их семенами кормится.

Как белочка зимует

Автор: Георгий Скребицкий и Вера Чаплина        Валтонен Любава 9 кл.

 Слайд.   Белке зимой ни мороз, ни ветер не страшны. Как закрутит метель, непогода - белка скорей к своему гнезду спешит.
     Гнездо у белки, как у птицы, устроено: из веток, из сучьев. Да как сделано-то ловко - будто большой шар, круглое, а сбоку лазейка.
     Внутри гнездо сухой мягкой подстилкой выстлано: уютно в нем, тепло. Заберется белочка в гнездо, а чтобы холодный ветер не задувал, еще лазейку подстилкой закроет.         Потом свернется клубочком, пушистым хвостиком прикроется и спит.
      А снаружи ледяной ветер так и воет, так и несет мелкий колючий снег. Утихнет непогода, белочка из гнезда вылезет, встряхнется и поскачет с дерева на дерево - еду себе добывать: где еловую шишку сорвет, где сухой гриб разыщет, который сама летом на суку сушить оставила. Но главная еда у белки еще с осени в кладовочке запасена - в дупле старого дерева. Там у нее и жёлуди, и орехи есть - на всю зиму запасов хватит.

Ведущий:

- О своих первых впечатлениях с прогулок по зимнему лесу и об удивительных встречах с лесными жителями поведал в своих рассказах писатель Александр Дорохов.

Александр Дорохов  «Теплый снег» (отрывок)             Мишненкова Галина

Слайд.  Вокруг приглушенная тишина. И ничего живого не слышно. Лес озябший, голый, насквозь просвечивается. Отец, в тяжелых валенках, с топором в руках, слез с саней, долго топтался возле старых пней, раскалывая их на дрова.

      Я с удивлением всматривался в заснеженный спящий лес. Бегу по следу отца к ореховому кусту сломать палочку. Вдруг прямо из-под веток что-то взметнулось белым вихрем, обдав меня снежной пылью.

     - Заяц! Заяц! Беляк!- закричал отец.

      А он, большой, белый, с длинными ушами, всё дальше и дальше убегал от нас.

     - Вот и познакомились,- заметил отец.

      Снег, заяц, тишина лесная запомнились мне с той поры на всю жизнь.

Ведущий:

- Каждый год, принося с собой морозы и снежные метели, зима погружает землю в зимнюю сказку и хранит в себе множество тайн и секретов.

- Ребята, а как вы думаете, мороз-друг или враг для человека? (ответы детей из зала)

- Давайте послушаем следующее произведение. Я думаю, что оно поможет нам в этом разобраться.

"Друг или враг"                                     Божко Артур и Голобурдин Артем

Михаил Садовский Слайд.

        1. Зимой холодно. Надеваем тёплую рубашку, поверх свитер, потом ещё шубу - всё равно холодно. Мороз и под шубу забирается, и за нос щиплет, и пальцы леденит. С морозом не шути! Зазеваешься - плохо придётся: обморозишься! 
       Значит, мороз - враг? Конечно! 
       Зимой и автомашину трудно завести, и пароходы и баржи стоят - вмёрзли в лёд и ждут весны. А попробуй зимой не отапливай дома - вода замёрзнет в трубах - они лопнут. 
Всем от мороза достаётся. 
Слайд
      2.  А если бы не было мороза? Не было бы зимы. Как было бы плохо! Не кататься тогда с горки на санках, и в снежки не играть, и на лыжах не бегать! 
Если бы не было мороза, испортилось бы мясо и не попробовать мороженого. 
      Значит, мороз - друг? Конечно! 
      Ведь холод помогает теперь людям во многих сложных делах: и варить сталь, и строить города, и летать в космос, и лечить от болезней. Прежде люди только прятались от холода: грелись у костров, строили тёплые жилища, шили тёплую одежду, а потом научились дружить с холодом и заставили его работать на себя. 
      Вот и не скажешь сразу: друг или враг холод. И так и так правильно. 

Ведущий:

- Ребята, попробуйте ответить на вопрос: «Какая у нас зима?» (варианты ответов детей)

 - Кто-то скажет: «Холодная и снежная», а кто-то возразит: «Вовсе не холодная и не вьюжная». «Красивая, пушистая и белоснежная!» - восхищенно воскликнет другой. А на самом деле, если присмотреться, она и студеная и с оттепелью, с метелями и с капелью, снежная, да с солнцем. И день зимой разный! Утро ранее – тихое, неслышное, со съежившимся в морозной синеве солнцем и снегом хрустящим.  А вечер -  длинный-предлинный, задумчивый и немножко загадочный, будто сама природа ждет появления сказки.

-  Давайте посмотрим на такую зиму глазами русских писателей вместе с учащимися 9 класса.

                        Чтение отрывков учащимися 9 класса.

Здравствуй, зима!

Автор: Шолохов Михаил Александрович                     Климентьева Настя

Слайд.  Итак, она пришла, долгожданная зима! Хорошо пробежаться по морозцу в первое зимнее утро! Улицы, вчера еще по-осеннему унылые, сплошь покрыты белым снегом, и солнце переливается  слепящим блеском. Причудливый узор мороза лег на витрины магазинов и наглухо закрытые окна домов, иней покрыл ветви тополей. Глянешь ли вдоль улицы, вблизи ли вокруг себя посмотришь, везде все то же: снег, снег, снег…

       Изредка подымающийся ветерок пощипывает лицо и уши, зато как красиво все вокруг! Какие нежные, мягкие снежинки плавно кружатся в воздухе. Как ни колюч морозец, он тоже приятен. Не за то ли все мы любим зиму, что она так же, как весна, наполняет грудь волнующим чувством?! Все живо, все ярко в преобразившейся природе, все полно бодрящей свежести. Так легко дышится и так хорошо на душе, что невольно улыбаешься и хочется сказать  этому чудному зимнему утру: «Здравствуй, зима!»

Ведущий:

- В своих рассказах о природе Паустовский Константин Георгиевич (Слайд-портрет) использует всё богатство и мощь русского языка, чтобы в ярких ощущениях и красках передать всю красоту и благородство русской  природы, вызывающее трогательные чувства любви и патриотизма к местам родного края.

Прощание с летом (отрывок)

Автор: Паустовский Константин Георгиевич          Сергеева Юля

 Слайд ... Однажды ночью я проснулся от странного ощущения. Мне показалось, что я оглох во сне. Я лежал с открытыми глазами, долго прислушивался и, наконец, понял, что я не оглох, а попросту за стенами дома наступила необыкновенная тишина. Такую тишину называют «мертвой». Умер дождь, умер ветер, умер шумливый, беспокойный сад. Было только слышно, как посапывает во сне кот.
Я открыл глаза. Белый и ровный свет наполнял комнату. Я встал и подошел к окну — за стеклами все было снежно и безмолвно. Когда же выпал первый снег? Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клена в саду. Ветка закачалась, с нее посыпался снег. Птица медленно поднялась и улетела, а снег все сыпался, как стеклянный дождь, падающий с елки. Потом снова все стихло.

Ведущий:

   - Сказка К. Г. Паустовского «Теплый хлеб» (слайд) удивительна и необычна. В ней рассказывается о том, как грубый, злой поступок мальчика во время войны чуть не погубил всю деревню. Но зло всегда должно быть наказано. Обругав и ударив голодного коня, помогающего всей деревне, мальчик накликал большую беду. Сразу же началась вьюга, ударил лютый мороз, сковавший воду в реке и колодцах. Люди остались без воды и еды. И лишь искренний труд и раскаяние мальчика привели к успеху.  По ходу действия сказки он превращается в доброго, отзывчивого, милосердного мальчика.

- Давайте послушаем отрывок из этой сказки.

Константин Паустовский «Теплый хлеб» (отрывок)  

Цветков Александр, Кондауров Николай.

      Жил  в  Бережках  со  своей  бабкой мальчик Филька, по прозвищу "Ну Тебя".

Филька  был  молчаливый,  недоверчивый,  и любимым его выражением было: "Да ну тебя!".  Предлагал ли ему соседский мальчишка походить на ходулях или поискать позеленевшие  патроны,  Филька отвечал сердитым басом: "Да ну тебя! Ищи сам!". Когда бабка выговаривала ему за неласковость, Филька отворачивался и бормотал: "Да ну тебя! Надоела!".

     Зима  в этот год стояла тёплая. В воздухе висел дым. Снег выпадал и тотчас таял.  Мокрые  вороны  садились  на  печные трубы, чтобы обсохнуть, толкались, каркали  друг  на  друга.  Около мельничного лотка вода не замерзала, а стояла  чёрная, тихая, и в ней кружились льдинки.

    В один из таких тёплых серых дней раненый конь постучал мордой в калитку к Филькиной  бабке.  Бабки  не было дома, а Филька сидел за столом и жевал кусок хлеба,  посыпанный солью.

    Филька  нехотя  встал,  вышел за калитку. Конь переступил с ноги на ногу и потянулся  к  хлебу.  "Да ну тебя! Дьявол!" - крикнул Филька и наотмашь ударил коня  по губам. Конь отшатнулся, замотал головой, а Филька закинул хлеб далеко в рыхлый снег и закричал:

    - На  вас  не  напасёшься, на христарадников! Вон твой хлеб! Иди, копай его мордой из-под снега! Иди, копай!

    Слеза  скатилась  у  коня из глаз. Конь заржал жалобно, протяжно, взмахнул хвостом,  и  тотчас  в  голых  деревьях,  в  изгородях  и печных трубах завыл, засвистел  пронзительный  ветер. Филька бросился  обратно в дом, но никак не мог найти крыльца - так уже мело кругом и хлестало  в  глаза. Летела по ветру мёрзлая солома с крыш, ломались скворечни, хлопали  оторванные  ставни.  И  всё  выше  взвивалась снежная пыль  с полей, неслась на деревню, шурша и крутясь.

Ведущий:

 Всем  известно, что произведениям Николая Васильевича Гоголя (слайд-портрет) присуща  определенная мистичность. Это находит свое отражение и  в образах зимы. Особенно ярко это  прослеживается на примере повести  «Ночь перед рождеством».

    Русская зима для Н. В. Гоголя немыслима без встречи Рождества Христова. Слайд. В это время юноши (на Украине их называют парубками) и девушки со смехом, шутками и прибаутками ходили по деревне, сочиняли и пели веселые песни, шуточные песни-колядки (сам обряд назывался колядованием). Они одевались в костюмы, изображающие животных и различных сказочных существ. Ни у одного из русских писателей и поэтов не было уделено такое большое внимание этой  фольклорной стороне русской зимы.

- Послушаем об этом.

 

Николай Васильевич Гоголь «Ночь перед Рождеством» (отрывок).   Незнамов Василий

Слайд.  Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа. Морозило сильнее, чем с утра; но зато так было тихо, что скрип мороза под сапогом слышался за полверсты. Еще ни одна толпа парубков не показывалась под окнами хат; месяц один только заглядывал в них украдкою, как бы вызывая  девушек выбежать скорее на скрипучий снег. Тут через трубу одной хаты клубами повалился дым и пошел тучею по небу…, и вместе с дымом поднялась ведьма верхом на метле.

Ведущий:

В стихах, в музыке, в рассказах, на картинах всегда передается настроение человека. И тот, кто пишет о природе – звуками, красками, словами – невольно наделяет ее теми чувствами, что испытывал сам. И тогда,  зима  становится:  то мрачной и сердитой, то сказочной и  необыкновенно ясной, то пушистой и добройТолько что сейчас Вы убедились в этом сами, прослушав отрывки учащихся  о зиме, и вы убедились, что зима – это очень красивое время года.

- Пришло время подвести итоги сегодняшнего конкурса

-  Давайте внимательно послушаем наше уважаемое жюри, которое  назовет победителей конкурса среди учащихся 5-9 классов. (Слово жюри)

( Пока жюри совещается, можно посмотреть м\ф «Маша и медведь. Раз, два, три, елочка, гори») - Все любят зиму не только потому, что это красивое время года, но и потому что в это время мы встречаем Новый год. Это праздник чудес, сладких подарков, сюрпризов. В каждом доме к его приходу готовятся, наряжают елку, зажигают на ней огоньки, украшают разными игрушками. Давайте посмотрим. Как это делают и герои мультфильмов. «Маша и медведь. Раз, два, три, елочка гори».

- Вот и подошёл к концу наш конкурс чтецов  о зиме. Мы благодарим вас за активное участие и желаем вам самого доброго: здоровья, счастья,  в зимние деньки накататься вдоволь на санках,  на лыжах, наиграться в снежки и, конечно же, весело встретить Новый год!

- До следующей встречи весной на нашем конкурсе художественного слова! Слайд

        

              Протокол конкурса чтецов прозаического произведения (отрывка)

  1. Представление произведения (автор, название, исполнитель)
  2. Соответствие исполняемого произведения теме конкурса.
  3. Уровень исполнительского мастерства (индивидуальность, эмоциональность, артистичность)
  4. Глубина проникновения в образную систему и смысловую структуру.
  5. Культура рассказывания (осанка, руки, ясная и четкая речь).

        Примерные  номинации:

  1. Оригинальность исполнения
  2. Самое сложное произведение
  3. Приз зрительских симпатий
  4. Самый артистичный чтец
  5. Активный зритель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие, конкурс чтецов "В мире немецкой поэзии"

Муниципальный конкурс чтецов проходил в 2011 году на базе Центра "РОСТ" с активным участием ГМО учителей немецкго и французского языков. В конкурсе приняли участие 11 детей из разных образовательных у...

Конкурс чтецов стихотворных произведений поэтов Серебряного века, посвященный Дню рождения Марины Цветаевой – 2013

Ежегодный конкурс чтецов стихотворных произведений поэтов Серебряного века, посвященный Дню рождения Марины Цветаевой состоялся в Елабуге. Конкурсанты читали стихи не только Цветаевой, но и Есенина, М...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА внеклассного мероприятия Конкурс чтецов «И мы сохраним тебя русская речь, великое русское слово»

Сегодня перед образованием стоит трудная задача – воспитать обучающихся с активной гражданской позицией, неразрывно связанной с воспитанием чувства любви к Родине, к ее культуре, языку, литературе....

Внеклассное мероприятие конкурс чтецов «Весна пришла»

Знакомство учащихся со стихотворениями поэтов XIX-XX вв посвящённых приходу весны....

Внеклассное мероприятие конкурс чтецов "Герои в наших сердцах"

Учащиеся, которые будут принимать участие во внеурочном мероприятии, смогут проявить свою творческую активность, дополнительно изучить литературу, посвященную теме войны.  Через чтение стихотворе...

Сценарий внеклассного мероприятия: Конкурс чтецов "Весенняя капель" (для учащихся 7-8 классов )

quot;Весенняя капель" - это сценарий внеклассного мероприятия для детей с ограниченными возможностями по слуху....