Адаптированный вариант разработан и соответствует целям и задачам основного программного материала, а его доступность для детей коррекционных групп помогает их полноценной деятельности в рамках реализации развивающего блока занятий.
рабочая программа по теме

Толстошева Дарья Анатольевна

Программа СДВГ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_sdvg1.docx35.95 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное Образовательное Учреждение

Центр Психолого-Медико-Социального Сопровождения

Зеленоградского АО г. Москвы

Подразделение по работе с детьми с синдромом гиперактивности и дефицита внимания.

Центр психолого-медико-социального сопровождения в структурном подразделении по работе с детьми с СДВГ реализуется в рамках Городской экспериментальной площадки и осуществляется по комплексу программ психолого-педагогического сопровождения детей 6-10 лет с СДВГ: «Золотой Ключик» (руководитель программы, директор ЦПМСС, кандидат медицинских наук Белехов Ю.Н.)

Адаптированный вариант разработан и соответствуют целям и задачам основного программного материала, а его доступность для детей коррекционных групп помогает их полноценной деятельности в рамках реализации развивающего блока занятий.

Составитель: 

Толстошева Дарья Анатольевна

учитель-дефектолог реализующий данную адаптированную программу

Москва

2012-2013 учебный год

Москва 2017

Пояснительная записка.

Деятельность учителя-дефектолога Центра психолого-медико-социального сопровождения в структурном подразделении по работе с детьми с СДВГ реализуется в рамках Городской экспериментальной площадки  и осуществляется по комплексу  программ психолого-педагогического сопровождения детей 6-10 лет с СДВГ: «Золотой Ключик» (руководитель программы, директор ЦПМСС, кандидат медицинских наук Белехов Ю.Н.).

В настоящее время отмечается увеличение количества детей с нарушениями в познавательной сфере, а в частности, внимания в виде синдрома дефицита внимания с внешними проявлениями гиперактивности. Данная группа детей испытывает трудности в обучении, поведении и общении, является группой риска.

Данная программа основана на комплексном и системном подходе, поэтапном формировании познавательной и личностной сферы детей, включая использование продуктивных видов деятельности, способствующих развитию целеполагания, которые по своей структуре наиболее приближены к учебной деятельности, а также включении сенсорномоторной коррекции.

Основной целью данной программы  является организация психолого-педагогического сопровождения детей  направленного на гармонизацию познавательной и личностной сферы, становление основ саморегуляции поведения, оптимизации обучения, оказание психологической поддержки и содействие ребёнку, обладающему признаками СДВГ.

Проведение работы по данной программе включает в себя реализацию следующих задач:

  1. Диагностические задачи, направленные на выявление особенностей познавательной и личностной сферы старших дошкольников и младших школьников.
  2. Развивающие задачи, которые включают в себя формирование свойств внимания, навыков саморегуляции, самоорганизации в процессе обучения.
  3. Обучающие задачи, направлены на формирование у детей системы знаний и представлений об окружающей действительности, развитие их познавательной активности, характерных для каждого возрастного периода.
  4. Информационные задачи, включающие ознакомление родителей  и педагогов  о специфике данной категорией детей.
  5. Воспитательные задачи, направленные на формирование эффективных форм взаимодействия со сверстниками, родителями, педагогами, усвоения норм социального поведения, формирование личностных качеств.

Основной круг профессиональной деятельности учителя - дефектолога включает в себя групповые занятия с детьми старшего дошкольного возраста, консультирование их родителей, консультации для педагогов ДОУ, направивших детей  на занятия по программе «Золотой ключик».

   Работа подразделения с гиперактивными детьми и детьми с дефицитом внимания подразумевает в рамках эксперимента уделить внимание также группам детей  из детских садов компенсирующего вида + СДВГ. Для более эффективной и  углублённой работы с данной категорией дошкольников нуждающихся в коррекции по программе «Золотой ключик», занятия проводит учитель – дефектолог. Первоначально  работа учителя-дефектолога в большей мере направлена на оценку сохранности и сформированности познавательной деятельности, что позволит с учётом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребёнка  повысить результативность усвоения материала программы,  направленной на решение основных задач, а так же помочь скорректировать  первичные нарушения развития.

Так как первоначальный вариант программы  для детей специальных учреждений компенсирующего вида был недоступен  в структуру занятий и используемых пособий были внесены изменения. Адаптированный вариант разработан и  соответствуют целям и задачам основного программного материала, а его доступность для детей коррекционных групп помогает их полноценной деятельности в рамках реализации  развивающего блока занятий.  

Этап «Целеполагание».

Цель этапа: Отработка метастратегии (стратегического навыка) в любой деятельности ставить и удерживать поставленную цель.

Занятие № 1

Ритуал встречи (повторение «Правил успешного поведения»). Напоминание о главной мысли второго этапа: успех любой деятельности, кроме формулирования  цели, определяется умением  выделять основное действие, ведущее к ее достижению.  («Что будет главным в моей работе?»).  Разминка (физкультурная минутка).

Тренажерный класс ЛФВ.

Игра «Построй космический корабль (ракету)».

Цель игры:

- учить детей на основе сравнения различать и правильно называть  размер предметов;

- учить детей последовательно выделять и сравнивать однородные признаки фигур;

- закрепить навыки счёта;

- учить вести счёт предметов образующих какую-либо фигуру;

- учить устанавливать соотношение между величинами одного вида предметов;

- закреплять представление о понятии «близко-далеко»;

Оборудование: три группы кочек по пять штук, обозначенные значками Части разрезной картинки ракеты, пять деревянных кочек набор геометрических форм одного цвета одной формы, но разного размера.

Ход занятия: Целью игры в этом классе сегодня будет следующее: каждый из вас  должен найти спрятанные в этом зале шесть кочек, отмеченных только Вашим знаком, который вы выберете   заранее. Чужие кочки трогать нельзя. Под каждой такой кочкой будет спрятана одна из частей вашей ракеты. Но переворачивать кочку и брать каждую часть  можно, только постояв на кочке, и посчитать вслух до 5.

 Вам необходимо  найти свои кочки и из пяти найденных под ними  частей сложить ракету, которая является транспортом для продолжения полёта. При правильном сопоставлении всех пяти частей  (вашей и членов экипажа) у каждого из вас получится полная картинка летательного аппарата, и мы сможем считать задание выполненным.

 Если вы найдете все пять Ваших кочек верно, то каждый из вас получит 5 очков (баллов).

Если сможете правильно  соединить все части картинки,  то заработаете еще 5 очков (баллов).

Итак, повторите вашу цель. Что вы должны сделать в этом классе?

Дети повторяют цель и приступают к выполнению задания. Можно сопоставлять зрительно образец выбранного знака с геометрическими формами на кочках.

Тренажерный класс «Изобретатели» (Умелые руки).

Игра «Соедини части космического корабля».

Оборудование:  разрезанная на 5 частей картинка космического корабля. 

Цель занятия:

- учить умению оперировать образами, соотносить части и целое;

- формировать целенаправленность деятельности;

- формировать способность целостного восприятия объектов;

- формировать пространственные отношения;  

Дети входят в класс и подходят к столу, где лежат картон и клей для соединения разрезных частей космического корабля.

Инструкция:  Ваша цель из найденных частей на картоне составить полную картинку и затем, после проверки правильности выполнения педагогом наклеить их. Если возникают трудности при собирании картинки, педагог предлагает её образец. После этого дети начинают собирать и приклеивать на лист части. За правильно собранную картинку  вам дается  по 5 баллов

Повторите цель вашего задания (повторяет каждый участник). Правильно. Молодцы. Самостоятельное выполнение задания (в процессе работы, при необходимости инструкция повторяется не более одного раза).

        Подведение итогов. Похвала. Подчеркивание, что успех связан с тем, что они все время помнили о цели задания.

Тренажерный класс «Фантазеры» (Музыкальный класс)

Игра «Где звучит?»

Цель игры:

- упражнять детей  в определении направления звукового сигнала от самого себя (впереди, сзади, слева, справа);

- учить детей дифференцировать и правильно называть силу звучания инструментов (тихо, громко, очень тихо, очень громко);

Оборудование: четыре музыкальных инструмента с совершенно разной высотой звучания.

Инструкция: Сейчас каждому из вас завяжут глаза, вы встанете в центре класса, и  я вам дам прослушать 4 различных звуковых инструмента, каждый инструмент будет звучать из определённой части класса (справ, слева, впереди и сзади). Ваша цель: после прослушивания вы должны выбрать из четырех, разложенных в разных направлениях инструментов только 2 инструмента, которыми издавались: самый громкий и самый тихий звуки. Если вы определите их правильно – получите 5 баллов. Каждая ошибка снижает ваш результат на 1 балл. Вы можете послушать звуки еще раз, но за это вы потеряете 2 балла.

Повторите цель задания. Что вы здесь должны сделать?

Подведение итогов. Похвала. Подчеркивание, что успех связан с тем, что они все время помнили о цели задания.

Тренажерный класс (Планетарий)

Игра «Карта галактики».

Цель занятия:

- закрепить знание оттеночных цветов;

- закрепить знание геометрических форм;

- закрепить умение последовательно рассматривать расположение фигур;

- закрепить умение ориентироваться в пространстве и находить направление на плоскости;

Оборудование: оранжевый овал, голубой треугольник формы и коричневый прямоугольник.

Инструкция: Сейчас войдя в галактику, вы увидите на её стенах  по три цветных  планеты: оранжевую овальной формы, голубую треугольной формы и коричневую прямоугольной формы. Цель задания: вы должны запомнить планеты, а так же расположение этих планет в галактике. Затем, выйдя от туда, вы  постараетесь  найти в  предложенных образцах, такие же абсолютно, схожие по цвету по форме по размеру геометрические формы и воспроизвести в той  же последовательности и пространственном расположении их местоположение, которое увидели только что в галактике. Правильность выполнения задания оценивает педагог. Как всегда, за подсказку  

- снимаются 2 балла. За безошибочное и вовремя выполненное  задание вы получаете 10 баллов. Одна найденная планета – 3 балла. Повторите цель задания. Все правильно. Молодцы! Начали!

Подведение итогов последнего и всех классов третьего занятия. Еще раз связываем успех и не успех с умением  точно держаться цели задания и не отвлекаться на посторонние вещи. Даем задание на дом: нарисовать зеленую планету. Ритуал прощания. Речевка: «Лишь тот добьется результата, кто ясно знает свою цель!»

Этап «Моделирование»

Цель: формирование у детей 6-7 лет метастратегии, реализующей навык формулирования замысла, опосредующего выбор основного действия, необходимого для достижения поставленной цели.

Занятие № 2

Ритуал встречи (повторение «Правил успешного поведения»). Напоминание о главной мысли второго этапа: успех любой деятельности, кроме формулирования цели, определяется умением выделять основное действие, ведущее к ее достижению.  («Что будет главным в моей работе?»).  Разминка (физкультурная минутка).

Тренажерный класс

Игра «Космические разведчики».

Цель игры:

- научить дифференцировать геометрические формы по цвету и величине;

- закрепить умение действовать по словесной инструкции;

- учить выделять отдельные предметы из группы в специально подготовленной обстановке;

- учить согласовывать числительные с существительными;

- учить находить предметы по образцу;

Оборудование:  набор «планет» зеленого цвета, круглой формы, а также наборы «планет» схожих по диаметру, но другого, хотя и близкого цвета – голубого, желтого и т.п. В наборе по 6 «ложных планет» (другого размера). Фонарики для ношения на голове.

Инструкция: Вам необходимо среди множества планет в галактике найти 5 планет только вашего цвета и размера. Вот как выглядит планета, показывается – образец геометрической формы определённого размера и цвета. Для каждого ребёнка в группе образец планеты свой. Вы будете работать, в темноте, а на голове у вас будут включенные фонарики. Вы должны из множества планет найти только те, образец которой вам был показан, чужие планеты брать нельзя, за ошибки будут снижаться баллы. Успеете собрать 5 планет быстро и правильно –  получаете 5 баллов. За каждую ошибку (возьмете не ту планету) теряете 2очка. Все ли понятно? Есть  вопросы? Повторите инструкцию. Молодцы!  Входите в галактику, надевайте фонарики. Педагог  дает команду «Выключить фонари», открывает полог палаток и засекает время. Тот, кто сделает быстрее других и правильно – ждёт остальных.  В процессе поиска инструкция повторяется один раз.

Подведение итогов работы в классе. Показать зависимость успеха, достижение хороших результатов от умения еще до начала работы выделять реально выполнимые действия. Здесь это правильно оценить свои силы и внимательно выбирать только то, что необходимо, не отвлекаясь на другие предметы, а также следить за чёткостью и быстротой выполнения задания. Подчеркивается, что получается лучше не столько у того, кто лучше видит, сколько у того, кто старался.

Тренажерный класс «ЛФВ»

Игра «Построй ангар(гараж)».

Мягкие модули (напольный конструктор).

Цель игры:

- учить детей анализировать рисунок – образец и воспроизводить постройку по нему (5-6 элементов);

- расширять словарный запас детей, связанный с овладением конструктивной деятельностью, названием деталей строительного материала;

-  учить детей создавать постройки и конструкции по плоскостному образцу;

- учить детей сравнивать свои постройки с образцом, воспитывать оценочное отношение детей к результату собственной конструктивной деятельности и постройкам сверстников;

Оборудование максимальное число предметов, пригодных для конструирования различных предметов, но среди них должно быть 3 набора по 5-6 предметов, которые отбираются педагогом заранее и записываются в 3 конверта с заданиями.

 Инструкция: Сейчас я дам  образец  5  предметов, которые вы будете должны найти в зале и построить из них  модель согласно заданию в конверте. Если вы сможете запомнить и найти все свои предметы с одного раза, то получаете 10 очков. Но помните – это сделать очень трудно. Если вам нужно для запоминания два повторения и после этого  вы найдете все предметы правильно - получите 10 очков. Это трудно, но уже возможно. При повторении трижды и правильном поиске вы получите только 6 очков. Выбирайте  конверт с образцами там изображено то, что нужно построить из найденных вами предметов.  Но помните: двух предметов (деталей) для постройки не  хватает они, изображены только в цельном  образце конструкции, а в образцах отдельных деталей их нет, вы должны выделить их из общей конструкции  найти и достроить свою конструкцию. Вы должны их определить сами, когда найдете первые 5 и потом объяснить, зачем остальные две детали нужны для вашей модели.  После того как вы соберете свою модель, необходимо рассказать, что это как она работает (устроена) и зачем нужны дополнительные два предмета.

Оценивание вашей работы: за быстро и правильно собранную модель из всех 7 предметов и объяснение ее назначения (т.е. ее соответствие заданию). Баллы снижаются за многократное обращение к нарисованному  образцу, а также за быстро собранную, но слабо соответствующую замыслу постройку – 2 очка; если построенная модель не соответствует заданию – 0 очков.

        Все понятно? Начали!

Подведение итогов работы в классе. Показать зависимость успеха, достижение хороших результатов от умения еще до начала сбора модели выделять главные детали, необходимые для тог, что бы модель соответствовала заданию, а также, чтобы она действительно могла выполнять предложенное.

Тренажерный класс

 «Изобретатели»

Игра «Построй самолёт-разведчик».

Цель игры:

- формировать потребность у детей использовать игровые постройки и конструкции в сюжетно-ролевой игре;

- учить детей умению конструировать по речевой инструкции;

- учить сравнивать детали строительных наборов и предметы по величине(большой-маленький, больше-меньше, одинаковый, длинный-короткий, высокий-низкий, выше-ниже и т. д.

- расширять словарный запас детей, связанный с овладением конструктивной деятельностью, названием деталей строительного материала, конструктора.

Оборудование:  набор большого лего-конструктора, лежащих в разных местах класса;

Инструкция: Вы должны построить из большого лего-конструктора самолёт - разведчик, для которого и будет та модель ангара(гаража), которою вы  собрали в предыдущем классе ЛФВ. Она(модель самолёта) должна соответствовать по цвету и размеру предыдущей конструкции быть  не просто нужной, а главной (основной) ее деталью, то есть стать важной частью целого, чего-то более крупного. На обдумывание  того, что вы собираетесь строить и само строительство, вам дается не много времени.

      Оценивание вашей работы: за вовремя построенное сооружение – 5 очков. Если сумеете рассказать, что та модель самолёт, которую вы собрали, является  элементом вашей постройки ангара(т.е. соответствует размерам гаража и совпадает по цвету) – еще 5 очков.

Если не сможете объяснить использование вашей модели из ЛФВ и вашей лего-конструкции то количество очков снижается на 3. Все ясно? Повторите инструкцию! Заходим в класс, начинаем работать, каждый со своим набором лего и на своем месте. В процессе строительства инструкция повторяется только один раз.

Подведение итогов работы в классе. Показать зависимость успеха, достижение хороших результатов от умения еще до начала работы выделять главные необходимые действия.

Тренажерный класс «Фантазеры»

Игра «Найди музыкальный инструмент».

Цель игры:

- учить внимательно слушать короткие музыкальные произведения;

- учить различать звуки знакомых инструментов в общей мелодии;

- развивать у детей интерес к игре деревозвучных, металлозвучных и других элементарных музыкальных инструментах;

Оборудование: используется сенсорная комната, где 3 минуты будет звучать определенная музыкальная композиция; музыкальные инструменты, которые могли быть использованы в прослушанной музыке.

Инструкция: Сейчас вы будете слушать музыкальную композицию. Далее нужно выбрать в другой комнате только те инструменты, которые были использованы в прослушанной музыке. Но для этого, с начала давайте потренируемся на простой мелодии. Тот, кто будет готов,  т.е. хочет выбрать музыкальные инструменты, используемые в ней, идет первым. Остальные могут продолжать слушать. Если он сможет найти звучащие в мелодии инструменты. Если ошибется, теряет 2 очка и право выбора переходит к другому, а тот, кто ошибся – идет в сенсорную комнату и снова слушает мелодию. В дальнейшем, даже то, что ребёнок правильно найдёт используемые в произведении инструменты, оценка будет снижаться.  Если будет необходимость слушать мелодию и в третий раз – оценка ее правильного воспроизведения будет не более 4 баллов. Понятно? Повторите инструкцию. Молодцы. Заходим в сенсорную комнату, садимся на пуфы, закрываем глаза и слушаем мелодию. Инструкция в процессе занятия повторяется лишь один раз.

Подведение итогов работы в классе и общих итогов - количество заработанных очков. Показать зависимость успеха, достижение хороших результатов от умения еще до начала работы выделять главные необходимые действия.

Этап «Планирование».

Цель этапа: выработка метастратегии целенаправленного действия, реализующейся в навыках: а) выделения необходимых условий реализации основного действия, связанного с целевым замыслом, б) формулирования алгоритма, последовательности использования выделенных условий, а также в) планирования и контроля за последовательностью осуществления действий.

Занятие №3

Ритуал встречи (повторение «Правил успешного поведения»). Напоминание о главной мысли второго этапа: успех любой деятельности, кроме формулирования цели, определяется умением выделять основное действие, ведущее к ее достижению.  («Что будет главным в моей работе?»).  Разминка (физкультурная минутка).

Тренажерный класс «Межпланетные штурманы»

Игра «Привези животных в зоопарк».

Цель игры:

- учить играть вместе, объединяясь небольшими группами для решения игровой задачи;

- учить детей умению разворачивать сюжет игры, связывать несколько действий на основе причинно-следственных зависимостей;

- учить группировке объектов на основе обдуманности действий;

- учить умению выделять главные существенные признаки при оценке объектов;

- учить устанавливать логические связи и отношения между персонажами;

- расширить и уточнить запас и точность представлений детей об окружающем мире.

Оборудование: должны быть задействованы обе части класса (где стоят палатки, и где их нет). В палатках и  на свободной от них территории раскладываются четыре обруча. В один обруч ставится игрушка волка, в другой игрушка козы, а в третий кладётся изображение капусты, а четвертый обруч помещается надпись «Зоопарк».

Инструкция: ваша цель доставить экипажи «Капуста», «Коза», «Волк», находящиеся на различных планетах, на планету «Зоопарк», где в настоящее время находитесь вы сами. Т.е. вы выступаете в роли перевозчиков. Сложность достижения цели (перевозки) состоит в следующем:

Перевести всех необходимо за два раза. Вы ограничены запасами топлива своего корабля, который может сделать только 2 перелета с планеты на планету. Поэтому, если вы решите перевезти сразу два экипажа на «Зоопарк» – заправиться надо как минимум дважды: на старте и где-то еще. Ваш корабль может взять на борт только 2 экипажа. Однако, нельзя перевозить вместе экипажи «Волка» и «Козы», «Козы» и «Капусты» - почему?

Вы должны с начала рассказать, как будет перелетать ваш корабль и обосновать выбранный вами маршрут. Дети рассказывают, почему перевозить вместе нельзя козу и капусту, волка и козу. Если дети затрудняются в обосновании, то педагог задаёт наводящие вопросы. Например, Волк- это, какое животное? Чем питается волк, коза? И т.д. Тот, кто это сделает быстрее и правильно получает дополнительно 2 очка. За ошибку 2 очка вычитаются.

Далее каждый по очереди совершает вылет. За правильность выполнения каждый получает 10 баллов.

Методические рекомендации

Стимулируйте активную позицию ребенка. («Мы путешествуем по различным мирам, и от вас часто будет зависеть время таких путешествий, а это может оказаться решающим в спасении ваших товарищей» …). Иллюстрируйте занятие наглядным стимульным материалом – «планетами» «Коза», «Капуста», «Волк», «Зоопарк». На этой основе детям будет легче осуществлять их сопоставление, а также через наглядно действенное соотнесение производить опознание соответствующих планет.

Подведение итогов работы в классе. Показать зависимость успеха, достижение хороших результатов от стремления еще до начала работы выделять последовательность выполнения своих действий и точно выполнять эту последовательность в процессе работы.

Тренажерный класс «ЛФВ»

Кубики Никитина «Логические».

Цель игры:

-  способствовать развитию логического мышления;

- учить умению действовать по образцу;

- формировать навыки узнавания, различения и называния геометрических форм;

-  развивать цветоразличение и зрительную память;

- развивать   внимание;

- формировать сенсорные эталоны цвета, величины и формы;

- учить пространственному ориентированию;

- обучение навыкам абстрактного мышления.

Оборудование: Кубики Никитина «Логические». (Институт новых технологий «Развивающие, обучающие игры», методическое приложении к играм).

Инструкция: Грани каждого кубика окрашены: на каждой нарисована одна из трех фигур (круг, квадрат или звезда из 4 лучей) определенного цвета (синего, зеленого, желтого или красного). Детям предлагаются задания из блокнота - с узорами, которые нужно составить из фигур, изображенных на верхних гранях кубиков. У каждого ребёнка свой вариант задания. Правильность проверяется самостоятельно ребёнком, а затем оценивается педагогом.

Подведение итогов работы в классе. Показать зависимость успеха, достижение хороших результатов от стремления еще до начала работы выделить последовательность выполнения действий, а также точно выполнять эту последовательность в процессе работы.

Тренажерный класс «Изобретатели»

Цель игры:

- формировать стратегическое мышление;

- учить взаимодействовать друг с другом;

- учить детей координировать свои движения (развивать общую моторику);

- учить общаться друг с другом, уступать, находить компромисс;

Оборудование: игровое пособие «Баррикадо» (Институт новых технологий «Развивающие, обучающие игры», методическое приложении к играм).

(До инструкции) необходимо показать и рассказать о принципе работы пособия.

Инструкция: Необходимо провести ходовой диск через все препятствия так, чтобы два шара-груза не упали с него. Продвигать диск можно сверху вниз, или, наоборот, снизу-вверх. Вы должны оценить свои силы и заранее сказать то количество препятствий, которое собираетесь преодолеть. Помните, что для успеха важно договориться о тех совместных действиях, которые будут главными в достижении результата.

Оценка: за прохождение одного препятствия 3 очка. Если вы выбрали, но не смогли пройти препятствия, то имеете право либо уменьшить трудности, либо попробовать еще раз, проанализировав причины вашей неудачи.

Если игроков двое, то каждый держит в обеих руках по управляющему шару. Если трое, то один из них держит два шара, а другие – по одному.

Подведение итогов работы в классе. Показать зависимость успеха, достижение хороших результатов от умения договариваться и еще до начала работы выделять последовательность выполнения своих действий и точно выполнять эту последовательность.

Тренажерный класс «Фантазеры»

Цель игры:

- развивать слуховое внимание, подражание;

- развивать восприятие звуковых характеристик;

- учить соотносить музыкальный инструмент с его условным графическим изображением;

Оборудование: ударные инструменты, с помощью которых будут передавать сообщения

(повторить звуковой ряд) ваши товарищи.

Инструкция: Каждый космонавт должен в совершенстве владеть средствами передачи информации. Самым старым и простым таким средством является азбука Морзе. В ней каждой букве соответствует комбинация из длинных звуковых посылок (тире) и коротких (точек). Пауза между знаками в букве – одна точка, а между буквами в слове – 3 точки. Пауза между словами – 7 точек. Для тренировки мы предлагаем упрощенный вариант азбуки Морзе: использовать барабаны (показывает) как точки, а бубны как тире. После завершения звукового ряда сказать - «Пауза!». Педагог показывает, как это будет звучать, а затем дети повторяют.

Ваша задача по очереди передать азбукой Морзе две музыкальные фразы, и по очереди их повторить. Правильность передачи контролируется педагогом.

Оценка: если вы правильно передали обе ваших фразы, то получаете 10 баллов. Каждая ошибка минус 2 очка. Все делается молча. Будьте внимательны. Помните барабан – точка, бубен – тире. Понятно задание? Повторите. Молодцы. Теперь смотрите и запоминайте свои фразы (ещё одним вариантом может быть фраза точка-тире написанная на листе бумаги, такой вариант обычно более доступен, так как часто у детей учреждений компенсирующего вида воспроизведение заданного ритма с первого раза только с использованием слухового анализатора является затруднительным).

Подведение итогов работы в классе «Фантазеры» и общих итогов первого занятия – подсчет количества заработанных очков. Показать зависимость успеха, достижения хороших результатов от стремления еще до начала работы выделять последовательность выполнения своих действий и точно выполнять эту последовательность в процессе работы.

Этап «Самоконтроль».

Цель этапа: выработка метастратегии – навыка постоянной самооценки результатов своей деятельности (поведения), способности в процессе деятельности непрерывно контролировать актуальные состояния, замечать, учитывать возникающие рассогласования с целью и своевременно принимать решения о коррекции исполнительских действий.

Занятие № 4

Ритуал встречи. Повторение «Правил успешного поведения». Уточнение особенностей четвертого этапа: важности умения (постоянно) оценивать промежуточные результаты деятельности рассогласованности их с целью, способности в процессе деятельности замечать, значимые изменения ситуации, своевременно изменять содержание деятельности. Разминка (физкультурная минутка).

Класс космических тренажеров. «Межпланетные штурманы»

Игра «Спасатели»

Цель игры:

- научить умению узнавать, различать и называть геометрические формы;

- научить умению действовать по словесной инструкции;

- учить детей выделять отдельные предметы из группы в специально подготовленной обстановке;

- учить согласовывать числительное с существительным;

- учить детей дифференцировать геометрические формы лишь по описанию;

- учить детей играть не только рядом, но и вместе для решения игровой задачи т.е научить включаться в ту или иную игровую ситуацию, принимая на себя определённую роль;

 Оборудование: 4 планеты в форме основных геометрических форм: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб, разного размера и цвета (занятия повторяются во время прохождения программы). Возможны варианты комплектования геометрических форм, размеров и цветов.

Ход занятия:

На одной из 4 планет совершил аварийную посадку космолет «Вымпел». Он не успел сообщить на какую именно планету он сел. Была повреждена связь. Вам требуется быстро найти место посадки «Вымпела», т.к. у экипажа заканчивается запас кислорода и топлива. Вы должны определить, на какую планету необходимо лететь, если известно следующее. В этом задании большая роль отводиться определению планеты по разным признакам: цвету, форме, размеру и количеству углов.

1. Планета большого размера.

2. Желтого цвета.

3. Планета не имеет углов.

Определите, на какую планету совершил аварийную посадку «Вымпел».

Итак, они в вдвоем или втроем должны решить, где может быть космолет, т.е. принять коллективное решение. После этого они входят в палатки и начинают поиск выбранной планеты. На все обсуждение ситуации и выбор планеты, принятие решения и совместный поиск планеты вам дается мало времени. Если вы правильно определите планету и найдете ее – получаете каждый по 10 очков (камушков), если ошибетесь – не получаете ничего. Помните, у вас нет времени сделать это ещё раз – экипаж (люди) может погибнуть, поэтому его спасать будут другие ребята. А ваше задание не будет оцениваться. За правильное и чёткое выполнение задания вы получаете по 10 баллов.

Так же могут в работе использоваться и объёмные геометрические фигуры.

Подведение итогов работы в классе. Показать зависимость успеха, достижение хороших результатов от умения анализировать ход совместных размышлений, принимать только то решение, которое считаете правильным; отстаивать его если кто-либо не прав, т. е. от умения играть не только рядом, но и вместе подчиняясь сюжету игры.

Тренажерный класс «ЛФВ»

Игра «Построй волшебный зонт».

Цель игры:

- учить детей выполнять те или иные задания в соответствии с определёнными условиями деятельности – на ковре;

- различать конструкторы разного вида и назначения;

- учить умению создавать постройки по образцу;

- уметь участвовать в выполнении коллективных построек;

- учиться давать оценку своим работам и работам сверстников;

- учить детей самостоятельно выбирать необходимые элементы для построек;

-учить детей оценивать постройки путём сравнения с образцом;

Оборудование: чертеж сооружения, который нужно собрать из крупных сборных панелей (мягкие модули). Большой набор деталей (даётся   больше чем нужно для строительства), но лишние не должны дублировать, т.е. подходить для создания конструкции, быть заменой необходимых деталей.

Инструкция: Вы уже однажды тренировались работать «тремя руками» (трёх рукое существо). Сегодня вы должны суметь выполнить более сложное задание. Сейчас вы получите чертеж – один для всех и попытаетесь свободными и связанными руками точно построить по нему сооружение, позволяющее спасаться от метеоритного (дождя из камней) дождя (терминология может утрироваться в зависимости от объёма активного и пассивного словарного запаса группы детей). На эту работу вам дается не много времени. Если уложитесь – получаете каждый по 10 баллов. Если вы сделаете это быстро, то за скорость и правильность выполнения будут добавляться очки.

 

Подведение итогов работы в классе. Показать зависимость успеха, достижение хороших результатов от умения постоянно контролировать то, что вы делаете и сопоставлять результаты деятельности с конечной целью (чертежом).  

Тренажерный класс «Изобретатели»

Цель игры: «Скалолазы».

-  учить умение ориентироваться в пространстве;

-  развивать мелкую моторику;

- развивать координацию движения пальцев;

- способствует развитию стратегического мышления;

 - учить навыкам планирования своей деятельности;  

Игра «Скалолазы»

Оборудование: пособие «Скалолазы» (Институт новых технологий «Развивающие, обучающие игры», методическое приложении к играм),

Инструкция: За определенное время, вы должны переместить своих человечков («роботов-исследователей») от стартовой позиции до финиша. Роботы должны попасть в противоположный от старта угол, т.е. неизбежно столкнуться. В таком случае, игрокам необходимо будет искать какой-то другой путь, чтобы обойти соперника и первым прийти к финишу. За первое место – 8 очков.

Подведение итогов работы в классе. Показать зависимость успеха, достижение хороших результатов от умения постоянно контролировать то, что вы делаете и сопоставлять результаты деятельности с действием соперника.

Тренажерный класс «Фантазеры» 

Игра «Спасти космолёт «Заря»».

Цель игры:

- учить детей узнавать и различать музыкальные инструментами разных стран;

- учить детей прислушиваться к звучанию музыкального инструмента;

- учить детей реагировать на музыку сосредоточением;

- учить детей различать звучание музыкальных инструментов, и развивать их слуховой опыт с целью формирования произвольного слухового внимания с их последующей дифференциацией и запоминанием;  

- учить детей слушать и узнавать знакомые звуки окружающего мира;

- учить детей дифференцировать инструменты шумовые и ударные;

Оборудование: в сенсорной комнате подобрать для прослушивания значительное количество разнообразных инструментов, и один где бы явно звучал шум дождя, или прибой, т.е. то, что походило бы на звуки большой трубы с горошинами, в том числе и эта труба (одна).

Инструкция Общий принцип занятий аналогичен тому, что делали в классе «космические штурманы», только условия задания связаны со звуковыми сигналами, которые посылает, потерпевший аварию космолет «Заря». Ребята должны договориться, как определить сигнал с «Зари», если известно, что:

  1. Сигнал по звучанию похож на звук, который присутствует в природе (осадки), который в определённое время года мы слышим чаще, чем любой другой, для него характерна монотонность и успакаевающая мелодичность звучания.
  2. Среди инструментов, лежащих в музыкальном классе есть инструмент, звук, которого похож на сигнал с «Зари».  
  3. Звук, похожий на сигнал «Зари», издается только одним инструментом, лежащим в музыкальном классе. Этот инструмент не ударный.

 Правильно определите инструмент – зарабатываете по 10 очков каждый. Но если ошибаетесь – никто ничего не зарабатывает. Эту задачу будут решать другие ребята.

Подведение итогов работы в классе и общих итогов занятия – подсчет количества заработанных очков. Показывается зависимость успеха, т.е. достижения хороших результатов от умения договариваться, отказываться от неоправданных действий, вовремя замечать свои ошибки и ошибки своих товарищей; строго действовать согласно выбранной цели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Технология деятельностного метода и её реализация на уроках ИЗО в начальной школе и внеурочной деятельности ( в рамках реализации ФГОС )."

Введение системы ФГОС в обучающий процесс , позволило по иному взглянуть на возможности организации познавательной деятельности школьников с учетом их индивидуальных пот...

Программно - методический материал по физической культуре для детей адаптационных групп.

Программно - методический материалпо физической культуре для детей адаптационных групп "Вместе с мамой"...

Программа внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС основного общего образования

Программавнеурочной деятельности в рамках  реализации ФГОСосновного общего образования на 2015 - 2020 г...

Программа коррекционной работы в МАОУ СОШ №1 в рамках реализации ФГОС ОО в 5-9 классах

     Программа коррекционной работы для учащихся основного общего образования  разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании РФ», Федерального...

"Развитие умений текстовой деятельности в рамках реализации задач ФГОС ООО" (из опыта работы)

quot;Развитие умений текстовой деятельности в рамках реализации задач ФГОС ООО" (из опыта работы)...

Статья: "Основные направления внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС"

В данной статье подробно описаны направления внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС. Выделены задачи к каждому направлению и пути их реализации....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО БЛОКА «АНГЛИЙСКИЙ — МОЙ ВТОРОЙ ЯЗЫК»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА В РАМКАХРЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО БЛОКА«АНГЛИЙСКИЙ — МОЙ ВТОРОЙ ЯЗЫК»...