Конспект урока по социально-бытовой ориентации в 9 классе по теме:"Трудоустройство. Выбор профессии".
план-конспект урока (9 класс) по теме

Наталья Владимировна Гранкова

Конспект урока по социально- бытовой ориетации в 9 классе по теме: "Трудоустройство. Выбор профессии".

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Открытый урок по социально-    бытовой ориентировке в 9 классе

                                          Тема:

       

           Учитель:  Гранкова Наталья Владимировна

                                     

Тема: Трудоустройство. Выбор профессии.

Цель:   Развитие у учащихся способности к профессиональному                             самоопределению, адаптации в современных социально-экономических условиях.

Задачи:

Обучающие: Формировать у учащихся интерес к выбору профессии. Ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений.

 Формировать адекватную реакцию уч-ся на рекомендации                                                                        педагога по выбору специальностей, соответствующих уровню их индивидуальных возможностей.

Коррекционно-развивающие: формировать и развивать наглядно-образное мышление, речевую активность, диалогическую речь.

Воспитательные: воспитание чувства уважения и гордости к человеку         любой профессии.          

Оборудование:

 - тетради, ручки, карточки «Что такое профессия», карточки с индивидуальными заданиями, картинки с изображением различных профессий, словарные слова, анкета готовности к выбранной профессии, ноутбук.

Ход занятия:

1.Организационный момент:

- проверить внешний вид учащихся;

- напомнить о правильной осанке.

- напомнить правила занятия: можно отвечать полным предложением; поднимать руку, не говорить с места.

- за урок вы получите оценку.

2. Актуализация знаний:

- сейчас все слушайте меня внимательно. Я буду загадывать вам загадки. Если вы их разгадаете, то  узнаете тему сегодняшнего урока:

Темной ночью, ясным днем

Он сражается с огнем.

В каске, будто воин славный,

На пожар спешит... (пожарный)

 Кирпичи кладет он в ряд,

 Строит садик для ребят

 Не шахтер и не водитель,

 Дом нам выстроит... (строитель)

Гвозди, топоры, пила,

Стружек целая гора.

Это трудится работник —

Делает нам стулья... (плотник)

Не художник он, но краской
Пахнет неизменно,
По картинам он не мастер -
Мастер он по стенам!        
( маляр)

В ресторане их найду я -
Эти люди в колпаках
Над кастрюлями колдуют
С поварешками в руках.  
(повар)

Каждый день сажусь в кабину,
завожу мотор машины,
Еду в дальние края.
Отгадали,  кто же я?  
(шофер)

По квартирам и домам
Много писем, телеграмм
Он приносит адресатам.
Как зовут его,  ребята?  
(почтальон)

Ножницы, шампунь, расческа -
Всем я делаю прически,
Стригу и взрослых, и детей.
Отгадай меня скорей!   (
парикмахер)

- Скажите, как все эти отгадки можно назвать одним словом? (профессии)

3. Сообщение темы, цели, правил занятия и требований к работе:

- вы угадали, о чем мы сегодня будем говорить на уроке – о выборе профессии, а еще о выборе  пути после окончания школы, о трудоустройстве.

 

4. Объяснение учителя:

-  выбор профессии у вас, ребята, впереди. Но многие из вас наверняка уже задумывались над этой проблемой. Чтобы найти любимую работу, нужно, прежде всего, хорошо знать, какие профессии  есть на свете.

     В мире насчитывается более сорока тысяч профессий. Но и эта огромная цифра далека от определенности. Потому, что жизнь не стоит на месте и все время какие-то старые профессии отмирают, появляются новые.

5. Рассказ учителя с показом картинок:

   - Например,  существовала такая профессия как извозчиккучер наёмного экипажа, повозки, либо так назывался сам наёмный экипаж с кучером. Извозчиком нередко назывался крестьянин, промышляющий извозом.

В XIX — начале XX века основным видом городского транспорта были извозчики.

 Фонарщик — городской служащий, наблюдающий за исправностью уличных фонарей, он зажигал их вечером и тушил рано утром.

  Трубочист —  древняя профессия. Задачей трубочиста является проверка и очистка камина, печи, труб.  Нередко на эту работу брали подростков, так как трубочисту часто надо было залезть внутрь трубы.

6. Повторение знаний о профессиях:

- чтение карточек «Что такое  профессия».

7. Ответы на вопросы по карточкам:

- что такое профессия?

- что означает слово профессия в переводе с латинского языка?

- когда появились профессии?

8. Выполнение самостоятельного задания:

- продолжите фразу:

« Вы выбираете профессию на всю жизнь, чтобы многие годы каждое утро хотелось идти на работу, уже сейчас нужно ………………………………………………………………………………….»

( задуматься о будущем, выбрать работу по душе, найти свое место в жизни)

9. Поднимите руку те, кто определился с выбором профессии.

- Давайте послушаем, кем вы хотите быть.

( учащиеся называют каждый свою выбранную профессию)

10. Работа со словарным словом:

- когда мы выбираем профессию, должны задуматься и о дальнейшем трудоустройстве.

 ТРУДОУСТРОЙСТВО     ----            ТРУД                   +                          УСТРОЙСТВО

                                                  ( работа, занятие, дело)             (найти хорошее место работы)

- из каких двух слов состоит слово трудоустройство?

- что такое труд?

- что означает слово устройство?

- записать схему в тетрадях.

11. Беседа с учащимися:

  - наверняка, прежде чем выбирать для себя  профессию вы познакомились со многими. Сейчас мы постараемся вспомнить те профессии, которые изображены на этих картинках и подобрать им названия.

( работа у доски, каждый подходит, выбирает профессию и дает ей название)

12. Сообщения учащихся о профессиях повара, строителя:

- ребята, я просила вас подготовить небольшие сообщения о профессиях, выбранных вами.

13. Физминутка.

14. Заполнение анкеты готовности к профессии.

    Выбирая профессию, надо чётко представлять себе, что ты хочешь от профессии, а ещё необходимо знать о своих слабых и сильных сторонах, научиться соотносить свои возможности с требованиями будущей профессии, поэтому я вам сейчас предлагаю поразмышлять над вопросами анкеты и заполнить её.

- заполнять будем все вместе. Один ученик выполняет это задание на компьютере.

- в первой строке подпишите свое имя  и фамилию, во второй напишите название вашей профессии.

-  в третьей строчке нужно выбрать один из предложенных вариантов

- для того чтобы быть хорошим специалистом, нужно обладать еще соответствующими, качествами личности, определите, какие качества личности нужны для того чтобы стать хорошим специалистом, подчеркните их (4 вопрос)

- в пятом вопросе прочитайте и подчеркните качества, необходимые для успешности в вашей профессии.

- при выборе профессии необходимо учитывать состояние своего здоровья. Прочитайте шестой вопрос, подчеркните выбранные варианты.

- В каждой профессии есть те моменты, которые привлекают нас и, те моменты, которые нас не устраивают. В седьмом вопросе необходимо отметить положительные стороны вашей профессии.

15.Проверка выполненного задания.

16. Работа у доски:

- Проблема выбора профессии очень серьезна. Особенно сегодня, когда в нашем государстве существуют  рыночные отношения.

- Давайте разберемся, что значит рыночные отношения, на примере двух рабочих, которые пришли устраиваться на одно и то же место.

( работа у доски, распределить слова в два столбика)

     УСПЕШНЫЙ РАБОТНИК                                               НЕУСПЕШНЫЙ РАБОТНИК

СРЕДНЕЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ                     СРЕДНЕЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ

СТАЖ РАБОТЫ                                                                         БЕЗ СТАЖА РАБОТЫ

ДВЕ СМЕЖНЫЕ ПРОФЕССИИ                                              ОДНА ПРОФЕССИЯ

ХОРОШЕЕ ЗДОРОВЬЕ                                                             СЛАБОЕ ЗДОРОВЬЕ

- запись схемы в тетради.

- у кого больше шансов получить это место, выберите  из предложенных вариантов?

- какого работника предпочтет взять на работу работодатель? Почему?

17. Работа с карточками:

- распределить понятия по названию основных терминов.

( перепутанные слова  соединить стрелочками  по порядку)        

ПРОФЕССИЯ                     РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ИСТОЧНИК СУЩЕСТВОВАНИЯ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ           ВИД ЗАНЯТИЯ В РАМКАХ ОДНОЙ ПРОФЕССИИ

ВАКАНСИЯ                        СВОБОДНОЕ МЕСТО,  ДОЛЖНОСТЬ

КАРЬЕРА                            ДОСТИЖЕНИЕ НАИВЫСШИХ РЕЗУЛЬТАТОВ

РАБОТОДАТЕЛЬ               ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ДАЕТ РАБОТУ

КВАЛИФИКАЦИЯ            УРОВЕНЬ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

18. Закрепление:

- какая тема была сегодня на уроке?

- что такое трудоустройство?

- что нужно учитывать при выборе профессии?

- какого работника можно назвать успешным?

- какими качествами нужно обладать, чтобы стать хорошим специалистом?

19. Подведение итогов:

- наш урок подошел к концу, если сегодня на уроке вам было все понятно и урок понравился, прикрепи на доску - !

- Если было что-то не понятно и остались вопросы, то - ?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План- конспект урока по немецкому языку в 9 классе по теме: «Проблемы выбора профессии»

Цели:1.Формирование навыков монологической и диалогической речи по теме «Выбор профессии».2.Воспитаниеуважения к любому труду, к людям труда.3.Формированиеактивной жизненной позиции учащихся....

Урок по социально-бытовой ориентировке в 7 классе по теме: «Подарки, изготовление несложных сувениров»

Тема: Подарки, изготовление несложных сувенировТема для изучения рассчитана на 2 занятия: теоретический урок, практическая работа по изготовлению подарка-сувенира.Цель: понятие ценности подарков, изго...

Открытый урок по социально-бытовой ориентировке в седьмом классе по теме: «Первичная и тепловая обработка картофеля. Приготовление картофельного пюре»

Урок объяснения нового материала и формирования умений и навыков в разделе «Питание» по предмету СБО (программа специального коррекционного общеобразовательного учреждения 6 вида  по СБО под реда...

Конспект урока социально-бытовой ориентировки в 9 классе по теме «Грудной ребёнок в семье. Уход за грудным ребёнком»

Задачи:- знакомить учащихся с гардеробом грудного ребенка, правилами одевания и пеленания, ухода за грудным ребенком; дать представление о санитарно-гигиенических требованиях к детской одежде и белью,...

Конспект урока социально-бытовой ориентировки в 9 классе по теме "Сервировка праздничного стола"

Конспект урока  социально- бытовой ориентировки в 9 классе специальной коррекционной школы 8 вида по теме: Сервировка праздничного стола"...

Конспект урока по социально-бытовой ориентации "Бюджет семьи. Источники дохода", 10 класс

Конспект урока по СБО "Бюджет семьи. Источники дохода" для обучающихся 10 класса...